ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

Организуя ШПД - школа реагирует на запросы родителей обучающихся, организуя образовательный процесс исходя из постулата, что дети, занимающиеся в той или иной форме в системе дополнительного образования оказываются более здоровыми и успешными, более креативными и мотивированными в сфере общего образования. Сегодня организация работы образовательных учреждений в режиме полного дня - это социальный заказ жителей города. Такие учреждения наиболее полно объединяют учебную и внеучебную сферы деятельн...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ №134

Агрикова Наталья Ивановна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

Организуя ШПД - школа реагирует на запросы родителей обучающихся, организуя образовательный процесс исходя из постулата, что дети, занимающиеся в той или иной форме в системе дополнительного образования оказываются более здоровыми и успешными, более креативными и мотивированными в сфере общего образования.

Сегодня организация работы образовательных учреждений в режиме полного дня - это социальный заказ жителей города. Такие учреждения наиболее полно объединяют учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества. Режим полного дня способствует формированию образовательного пространства учреждения, объединению в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов.

Организация работы общеобразовательного учреждения в режиме полного дня должна способствовать объединению усилий общества и семьи для реализации более качественного духовного и физического развития школьников.

  • Школа полного дня это новый тип образовательного учреждения, где есть все условия для всестороннего развития личности.

" Школа полного дня" - общеобразовательное учреждение в системе непрерывного образования, ориентированное на обучение и воспитание детей с учетом их индивидуального физического здоровья, решающее одновременно с образованием задачи по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, проблемы социальной адаптации.

Основная цель современного воспитания - сформировать не только социально активную, творческую, самостоятельную личность, но и человека с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни, который умел бы адаптироваться в любой социальной среде. Поэтому основной задачей школы, работающей в режиме полного дня становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ.

Воспитательный и образовательный процесс в школе строится на основе личностной ориентации педагогического процесса с использованием современных методов и информационных технологий. Однако при всех подходах к изменению состояния здоровья школьников проблемы, как правило, не ликвидируются - предпринимается лишь попытка снизить негативное влияние внешней среды на состояние здоровья детей. Именно поэтому проблему необходимо решать изнутри - воспитывать здоровый образ жизни в семье, привлекать к этому родителей - непосредственно заинтересованных в здоровье детей лиц.

Дополнительное образование, реализующееся во второй половине дня оказывает существенное влияние на воспитание и оздоровление учащихся.
Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи всестороннего и гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительно-коррекционной программы. А это значит, что речь идет о формировании личности не только интеллектуально развитой, социально активной, но и конечно же, здоровой.

Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе. Прогулка в режиме полного дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся.

Единый процесс обучения и воспитания в физической подготовке направлен не только на овладение двигательными навыками и умениями, на развитие физических качеств, но и на формирование личности человека. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Отсюда возникает проблема индивидуального двигательного режима обучающегося, который способствует усилению функций его организма как источника индивидуализации здорового образа жизни.

Основу содержания физической культуры составляют рациональные способы применения двигательной деятельности, совокупность достижений общества в создании специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности подрастающего и взрослого поколений.

Занятия по общей физической подготовке, в спортивных секциях служат основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности. Разработан комплекс упражнений для начальной школы, среднего звена и старшеклассников, которые позволяют предотвратить и по возможности исправить проблемы физического здоровья.

Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. Над этим вопросом работает служба СППС, включающая психолога, социального педагога и медицинской службы. Психологом проводятся индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении. Коррекция проблем некоторых учащихся решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях в блоке дополнительного образования в группе общения. В школе функционирует комната психологической разгрузки.

Традиционными видами деятельности являются клубные часы, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Применяются самые разнообразные формы и методы их проведения. Тематика их также многообразна, но отдельным модулем следует выделить занятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

Большое внимание уделяется проблеме стрессовых ситуаций. Школа работает по программе минимизации стрессов в учебном и внеучебном процессе, что позволяет создавать благоприятную, комфортную среду пребывания учащихся в образовательном учреждении.

Перспективными методами в данном направлении признаны музыкальная терапия и сказкотерапия. Музыкотерапия является одним из простых, но в то же время высокоэффективных терапевтических методов. С 2003 г. она стала официальным методом здравоохранения и в России.

Музыкотерапия широко применяется для профилактики и лечения большого числа нарушений. Уникальность данной технологии заключается в простоте применения, малой затратности и высокой эффективности, что дает возможность включить в программу и охватить широкую целевую группу.

Музыкотерапия используется для осуществления деятельности в двух направлениях: практическом - проведение музыкотерапевтических сеансов; методическом - разработка занятий для детей, сосредоточенных на формировании мотивации к здоровому образу жизни, приобретению навыков укрепления и сохранения здоровья.

Главная цель музыкотерапии в школе - создать условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья учащихся. Внедрение данной технологии способствует формированию культуры здоровья и приобретению навыков здорового образа жизни; даст возможность сохранить здоровье. Обеспечит своевременную профилактику многих заболеваний через использование терапевтических возможностей различных видов и жанров музыки.

Сказкотерапия - является самым древним психологическим и педагогическим методом, это способ передачи знаний о духовном пути жизни и социальной реализации человека. Многие думают, что сказкотерапия адресована только детям. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Достоинствами и преимуществами метода сказкотерапии можно считать ее метафоричность и интеграцию многих психотехнических приемов в сказочный контекст: это рисунок, драматизация, куклы, коллаж, музыка и др.

Таким образом, сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Такие занятия регулярно проводит учитель технологии, Заслуженный учитель РФ, Россохина М.И.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о положительных результатах такой целенаправленной работы: меняется отношение учащихся к здоровому образу жизни, спорту, правильному питанию. Поэтому работу в этом направлении следует продолжать и расширять, более активно привлекая родителей учащихся, ведь семья - опора здорового воспитания учащихся.

© 2010-2022