Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Одарённые дети

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

№ ___ от ____ августа

2014 год

УТВЕРЖДАЮ

директор МКОУ «Каширская

коррекционная

общеобразовательная

школа - интернат»

______________ И.Н.Пичугина

______________


МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат»



Программа «Одарённые дети»



Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья

в возрасте от 8 до 16 лет

Сроки реализации программы: 2014 - 2017 год











Разработчик программы: заместитель директора

по воспитательной работе,

высшей квалификационной категории

Юлия Юрьевна Сухова


Кашира

2014 год

Содержание__________________________________________________2

1 Концепция системы работы с одарёнными и способными детьми в условиях коррекционной шкоы__________________________________3

1.1 Обоснование актуальности разработки программы______________3

1.2 Цель, задачи, ожидаемые результаты__________________________6

1.3 Принципы, условия и формы работы с одарёнными детьми_______7

2. Программа реализации концепции системы работы ОУ___________8

2.1Этапы реализации программы________________________________8

3. План реализации программы «Одарённые дети»_________________9

4.Литература________________________________________________11







  1. Концепция системы работы с одаренными и талантливыми детьми в условиях коррекционной школы.

1.1 Обоснование актуальности разработки программы

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Коррекционная школа, с точки зрения современного образовательного пространства для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается как

благоприятная окружающая среда, способствующая их самореализации

Обеспечение условий для выявления и развития одаренных и талантливых детей, реализация их потенциальных возможностей, являются одними из приоритетов в сфере образования для дальнейшей успешной социализации обучающихся МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат».

Следует выделить основные проблемы в работе с одаренными детьми:

- педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов;

- крайне малое количество конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья

-формальность работы школьного ученического общества в силу своих психофизических возможностей, основная деятельность и инициатива в организации проектной деятельности принадлежит педагогам;

- низкая мотивация педагогов к подготовке своих учеников к участию в различных творческих конкурсах.

Решение указанных проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности обучающихся коррекционных школ.

В тоже время, хочется отметить увеличение интереса детей к занятиям в кружках и секциях, в рамках дополнительного образования созданных на базе школы-интерната. В школе- интернате обучаются учащиеся, ведущие активную творческую и учебную деятельность. Эти учащиеся входят в число активных участников районных, областных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей.

На протяжении последних трех лет в нашей школе-интернате заметна система работы с одаренными детьми отдельных педагогов.

Потребность и необходимость работы педагогов в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Обеспечит решение поставленных задач «Программа работы с одарёнными детьми», направленная на координацию деятельности всех педагогов школы. Программа предусматривает создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

Выявление одаренных детей необходимо начинать уже в начальной школе на основе наблюдения за проявлениями интересов во время урочной и внеурочной деятельности. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов совместной деятельности педагогов школы-интерната.

Одарённость ребёнка, проявляемая в любых видах деятельности, в том числе и творческой, привлекает особого внимания педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребёнка с ограниченными возможностями ребёнка, тем легче и продуктивнее процесс развития личностных способностей ребёнка. Поэтому необходимо постоянно выявлять одарённость детей, стимулировать её развитие. Различные методы выявления способных детей помогают установить их склонности и интересы. Многое зависит и от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родителей необходимо ориентировать на стремление развивать в своих детях следующие личные качества:

1.Уверенность, которая основывается на осознание своих возможностей и потребностей.

2.Понимание достоинств и недостатков в себе самом.

3 Любознательность и готовность к познанию.

4 Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.

5.Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

6 Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность будет развиваться.

Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться. Задача педагогов школы-интерната постоянно расширять зону ближайшего развития способных обучающихся и формировать у них мотивационную сферу. Для этого в учреждении организована работа кружков и секций по разным направлениям. Участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях за пределами школы в большей степени стимулируют развитие одарённых детей.

Необходимо создать разумную система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.































1.2 Цель программы:


Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

Основные задачи:


- реализация принципа личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната;

- активизация и мотивация развития личностных качеств способных обучающихся в творческой деятельности;

-создание методики выявления одарённых детей;

-создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

-совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

-повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;

-внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности и элементов художественного мышления учащихся;

-создание банка данных «Одаренные дети»;

Ожидаемые результаты

1.Формирование системы работы с одаренными учащимися.

2.Творческая самореализация обучающихся школы- интерната.

3.Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

4.Повышение результативности участия одарённых детей в конкурсных мероприятиях различных уровней;

5.Устойчивый, положительный уровень эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.



  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:


  1. -принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  2. -принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  3. -принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  4. - принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися


  1. Осознание важности работы с одарённым ребёнком каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению и развитию своих личностных качеств.

  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  3. Признание коллективом педагогов и администрации школы- интерната того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Формы работы с одаренными учащимися


  1. кружки по интересам;

  2. проектная деятельность;

  3. конкурсы;

  4. тематические недели;

  5. акции;

  6. участие в творческих вечерах;

  7. общешкольные праздники;

  8. концертные программы;

  9. сотрудничество с учреждения дополнительного образования и культурными центрами Каширского муниципального района, профессиональными училищами и техникумами.

2.Программа реализации концепции

Программа рассчитана на три учебных года -

2014/2015

2015/2016

2016/2017

2.1 Этапы реализации программы

1 этап (2014-2015 учебный год) - диагностико - прогностический

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

1.Провести мониторинг одаренности.

2.Создать банк данных по одаренным детям;

3.Организовать:систему дополнительного образования через работу кружков и секций;

4.Провести мониторинг для отбора конкурсов представляемых пространством сети «интернет» для возможного участия в них одарённых обучающихся коррекционной школы.

2 этап (2015-2016 учебный год)- деятельностный

Цель: Апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

1.Составление индивидуальных маршрутов развития для детей с выявленными способностями.

2.Активное использование метода проектной деятельности;

3. Сохранение традиции работы с системой «Личное портфолио».

4. Проведение выставок детского творчества.

5. Активное участие в конкурсах всех возможных уровней.

6. Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития обучающихся.

7. Транслирование достигнутых успехов по работе с одарёнными детьми

3 этап (2016-2017 учебный год) - констатирующий

Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

1. Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

2. Публикации материалов о положительном опыте работы с одаренными детьми.

3.Анализ итогов реализации программы.

4.Обобщение результатов работы школы через мониторинговую деятельность.


4. План реализации программы «Одарённые дети»




Мероприятие

Сроки

Ответственные

Мониторинговая деятельность по выявлению творческих способностей обучающихся

В течение всего периода реализации программы

Классные руководители, воспитатели


      Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

      В течение всего периода реализации программы

      Заместитель директора по УВР-Е.В. Киктенко

      заместитель директора по ВР - Ю.Ю.Сухова

        Разработка планов и программ дополнительного образования работы с одарёнными детьми

        Ежегодно, август

        Классные руководители, воспитатели

          Составление календаря общешкольных мероприятий с детьми на учебный год

          Ежегодно, август

          Заместитель директора по ВР - Ю.Ю.Сухова

            Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями по вопросам выявления одаренных детей

            По плану работы ШМО

            Руководители ШМО всех направлений образовательной деятельности

              Организация педагогического просвещения родителей одарённых школьников по вопросам их личностного развития

              1 раз в полугодие

              Заместитель директора по ВР - Ю.Ю.Сухова

                Организация проектной деятельности

                В течение всего периода реализации программы

                Классные руководители, воспитатели

                  Участие школьников в районных, областных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

                  В течение всего периода реализации программы

                  Классные руководители, воспитатели

                    Проведение творческих конкурсов среди одаренных школьников на базе образовательного учреждения

                    По планам классных руководителей и воспитателей

                    Классные руководители, воспитатели


                      От Отработка форм, методов, приёмов работы с одарёнными детьми в условиях школы-интерната

                      Ежедневно

                      Классные руководители, воспитатели

                        Ведение личных портфолио обучающихся по результатам участия в конкурсах

                        В течение всего периода

                        Классные руководители, воспитатели

                          Обобщение эффективного опыта работы педагогов с одаренными детьми

                          В течение всего периода

                          О.В.Райская - воспитатель

                          Ю.В.Кудряшова - воспитатель

                            Проведение анализа достижений одарённых детей

                            Ежегодно, май

                            Классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования

                              Разработка методических рекомендаций по сопровождению работы с одарёнными детьми

                              В течение всего периода


                              О.В.Райская- воспитатель

                              Ю.В.Кудряшова - воспитатель

                                Анализ итогов реализации программы.

                                Апрель - май 2017 год

                                О.В.Райская - воспитатель

                                Ю.В.Кудряшова - воспитатель

                                  Обобщение результатов работы школы.

                                  Август 2017 год

                                  Заместитель директора по УВР-Е.В. Киктенко

                                  заместитель директора по ВР - Ю.Ю.Сухова




                                  4.Литература

                                  1. Белова Е. «Одаренные дети»,ж. «Дошкольное воспитание». № 4. 1991

                                  2.Бурменская Г.В., Слуцкой В.М., «Одаренные дети". М., Прогресс, 1991.

                                  3. Выготский Л.С., « Воображение и творчество в детском возрасте»,. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\

                                  4. Гильбух Ю.З. « Внимание, одаренные дети». М., Знание, 1991.

                                  5. Дереклеева Н.И, « Новые родительские собрания» М.: ВАКО, 2006. с.101.

                                  6. Лейтес Н., «Легко ли быть одаренным?» Ж. «Семья и школа». № 6. 1990, с. 34.

                                  7. Лейтес Н.С., «Умственные способности и возраст» М., Педагогика, 1971.

                                  8.Мартынов С.,, «Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом». Ж. «Дошкольное воспитания». № 8. 1994, с. 77-80.

                                  Интернет ресурсы

                                  1. pedsovet.su/
                                  2. festival.1september.ru/
                                  3. it-n.ru/


                                  © 2010-2022