- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад по теме: «Новый подход в образовании: основные направления развития личности школьников в соответствии с ФГОС»
Доклад по теме: «Новый подход в образовании: основные направления развития личности школьников в соответствии с ФГОС»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ракитина Н.Е. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»
Доклад по теме:
«Новый подход в образовании: основные направления развития личности школьников в соответствии с ФГОС».
Внеурочная деятельность.
Подготовила
Ракитина Н. Е.
ФГОС. Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:
-
внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
-
внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
-
происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе
стали:
-
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
-
преемственность с технологиями учебной деятельности;
-
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
-
опора на ценности воспитательной системы школы;
-
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности в первых классах нашей школы:
-
запросы родителей, законных представителей первоклассников;
-
приоритетные направления деятельности школы;
-
интересы и склонности педагогов;
-
возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
-
рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Рассмотрены ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю.
Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:
Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено в нашей школе кружками «Расти здоровым» (руководитель Милюкова О. С.), «Развивающая гимнастика» (руководитель Русинова О. В.), «Солдатушки - браво ребятушки» (руководитель Милюкова О. С.). Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.
Программа кружка «Солдатушки - браво ребятушки» включает не только спортивно-оздоровительное содержание, но и основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско- патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа данного кружка осуществляется в форме бесед, сообщений, тематических и спортивных праздников, просмотра видеофильмов, соревнований и др.
-
Общеинтеллектуальное направление представлено кружком «Шахматы» (руководитель Максимова Н. С.). Главная цель школьного кружка «Шахматы» - развитие мышления младшего школьника от его наглядно - образного типа до комбинаторного, тактического и творческого. Формирование умений играть в шахматы вносит существенный вклад в воспитание культуры умственного труда, интеллектуальных способностей, произвольной памяти и внимания. Занятия шахматами- это интересная интеллектуальная игра, приносящая не только пользу, но и удовольствие ее
участникам и зрителям.
Духовно- нравственное направление представлено кружками «С чего начинается Родина» (руководитель Сибрикова Н. В.) и «Наши истоки» (руководитель Хавторина Н. И.) .
Проектная деятельность осуществляется в кружке «С чего начинается Родина». Ведущей идеей программы является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Формы организации занятий данного кружка разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования.
Кружок «Наши истоки» формирует верные представления о христианской системе ценностей, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности, об уважительном отношении к ближнему, бережном отношении к природе.
Увлекательная деятельность педагога раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях.
* Общекультурное направление представлено кружками «Веселый светофор» (руководитель Затравкина Е. В.), «Волшебная кисточка» (руководитель Яковлева Н. Д.) , «Художественное конструирование и дизайн» (руководитель Максимова Н. С.), «Хореография» (руководитель Гапон О. В.).
Кружок «Веселый светофор» обеспечивают расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте.
Эта задача осуществляется в процессе практической деятельности младших школьников на игровой площадке, моделирования жизненных ситуаций, возникающих на дорогах, театрализованных игр, где дети исполняют роли пешеходов, водителей, сотрудников ГИБДД.
Кружок «Художественное конструирование и дизайн», включает в себя систему внеурочных занятий, которые формируют у детей осознание особой привлекательности характеристик любого объекта, понимание значимости данного объекта. Система занятий построена на основе выделения необычных ситуаций, связанных с обсуждением и проходит в виде игры.
Занятия в кружке «Хореография» способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Занятия в кружке «Волшебная кисточка» развивают у детей воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру, вызывают эмоциональный отклик, воспитывают чуткое и бережное отношение к природе, прививают желание работать в коллективе, команде.
* Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.
Работа школы в условиях продлённого дня позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе с 8.00 до 18.00. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, сна, самоподготовки, работы клубов и кружков. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:
-
сон;
-
организация горячего питания;
-
обязательное пребывание учащихся на воздухе;
-
активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы).
Образовательное пространство школы связано с социальной средой и поддерживается следующими связями:
Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материальной базы.
Родители положительно относятся к внеурочным занятиям, кружки оценивают как возможность развития творческих способностей детей.
На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. Не только педагогами, ведущими
уроки и внеурочные занятия, но и воспитателями ГПД, школьным психологом осуществляется контроль и корректирование функционального состояния ребёнка.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы, а это позволяет нам надеяться на то, что выпускник начальной школы научится заботиться о своей земле, о своей малой родине, любить и уважать её, гордиться ее историей, культурой, традициями, получит возможность определиться в предпрофильной подготовке на 2 ступени, развить в себе качества, требуемые временем: мобильность, гибкость, толерантность, творческие способности.