Корректировка ООП НОО как условие её качественной реализации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Корректировка ООП НОО как условие её качественной реализации

В 2011-2012 учебном году повсеместно осуществлен переход на новый образовательный стандарт начального общего образования, который представляет собой принципиально новый для отечественной педагогики документ, рассматриваемый как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. В 2015 году основная школа массово примет первых 5-классников, освоивших ФГОС НОО. И если раньше стандарт был в основном ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает уклад школьной жизни.

Одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС является основная образовательная программа начального общего образования, которая является долгосрочной и рассчитана на 4 года. Это - нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования и технологии реализации этого содержания, а с другой - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса данного учебного заведения и управления им.

Таким образом, целью реализации образовательной программы НОО стало создание образовательного пространства, направленного на достижение выпускником начальной общеобразовательной школы личностных, метапредметных и предметных результатов образования, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Анализируя проделанную за 4 года работу, видим, что данный документ не является чем-то неизменным, созданным раз и навсегда. Прежде всего, это связано с тем, что введение государственного стандарта потребовало качественного обновления образовательной деятельности в школе, изменило роли участников образовательного процесса, и, прежде всего, взаимоотношения между ними, появилось понимание сущности стандарта, пришёл первый опыт.

Как следствие - возникла необходимость в дополнении и изменении ООП НОО. За время её реализации педагогический коллектив начальной школы делал это трижды. В 2012 году программа изменилась структурно и стала содержать три раздела (целевой, содержательный и организационный) согласно Приказу Министерства образования и науки РФ №2357 от 22.09.2011 г. "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373". Был разработан раздел «Программа коррекционной работы», которого не было до 2012 года. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей, имеющих временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы в МБОУ «Куединская СОШ №2-БШ» предусматривает коррекционно-развивающее сопровождение освоения ФГОС НОО только тем детям, потребности и возможности которых позволяют освоить программы общеобразовательной школы. Одним из основных внутришкольных механизмов реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Через два года реализации основной образовательной программы психологическая служба, педагоги стали отмечать, что первоначально разработанная «Программа формирования УУД» является не достаточно эффективной, не позволяет охватывать весь спектр формируемых учебных действий. Началась апробация учебно-методического комплекса «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать», разработанного авторским коллективом Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» (авторы Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая). Данный УМК направлен на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников и представляет собой программу педагогического мониторинга. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем обучения детей в школе. Он позволяет получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться, создаёт основу для развития универсальных учебных действий, позволяет подобрать педагогические методы и приёмы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми. В 1 классе предметом мониторинга развития метапредметных УУД являются 8 умений: 2 регулятивных (планирование, оценка) и 6 познавательных (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей). Во 2 классе - 13 умений (3 регулятивных, 7 познавательных и 3 коммуникативных УУД). В мониторинг 3 и 4 классов включены уже по 19 умений.

Данная программа оказалась достаточно продуманной, концептуальной, в соответствии с ней были внесены изменения и в школьную «Программу формирования УУД».

Еще с одной проблемой в реализации основной образовательной программы педагогический коллектив начальной школы столкнулся в прошлом учебном году: перестала работать воспитательная система, разработанная в рамках «Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников», перестала являться основой воспитательной деятельности классных руководителей. Кроме того, отсутствовала программа мониторинга личностных УУД. Поэтому в текущем учебном году приказом директора были созданы две временные творческие группы: «Реализация программы ДНРВ младших школьников» под руководством старшей вожатой, педагога начальной школы и «Мониторинг личностных результатов», руководителем которой являлся психолог начальной школы. Был разработан групповой педагогический проект «Программа ДНРВ младших школьников как основа для достижения личностных результатов», в ходе реализации которого решались обозначенные проблемы.

В рамках деятельности первой временной творческой группы на организационно-подготовительном этапе членами группы проведен анализ образовательной среды школы, который показал, какие стороны деятельности требуют особого внимания и доработки:

• недостаток знаний современных подходов по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников;

• противоречивость отдельных элементов, составляющих уклад жизни школы;

• недостаточная мотивация к осознанному проектированию и развитию уклада жизни школы на основе базовых национальных ценностей у всех участников образовательного процесса.

Кроме того, был проведен подробный анализ программы ДНРВ. На этапе реализации проекта внесены необходимые изменения в содержание программы.

На заседании школьного методического объединения учителей начальной школы руководителем группы было предложено осуществлять воспитательный процесс на основе событийности. Сделано обоснование возможностей образовательных событий:

1. В ходе их реализации используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения, КТД (коллективно-творческое дело)

2. Образовательные события способствуют:

- интеграции учебно-воспитательного процесса;

- формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности;

- способствуют повышению мотивации педагога к педагогической деятельности, а ребенка к образованию;

- развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения;

- способствуют успешной социализации личности.

На каждый месяц задумано событие, которое будет направлено на усвоение ценностей по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Кроме того, творческой группой были прописаны виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы, которые позволяют достичь следующих воспитательных уровней:

• Приобретение социальных знаний;

• Формирование ценностного отношения к социальной реальности;

• Получение опыта самостоятельного общественного действия.

Педагогами начальной школы были внесены предложения по формам реализации событий, основным мероприятиям.

Вторая ВТГ в рамках реализации группового проекта на организационно-подготовительном этапе изучала психолого-педагогическую литературу по формированию и оценке личностных УУД, особенности личностной сферы в младшем школьном возрасте. На этапе реализации проекта членами группы велась разработка программы мониторинга личностных УУД младших школьников, которая была представлена на суд педагогического коллектива, получила одобрение, но было рекомендовано апробировать её в течение 2-го полугодия 2014-2015 учебного года.

Таким образом, в результате реализации группового проекта была разработана программа мониторинга уровня сформированности личностных универсальных учебных действий в начальной школе, в настоящее время её апробация; обновлена программа ДНРВ младших школьников, разработана модель воспитательной системы начальной школы.

После одобрения педагогами начальных классов внесенных изменений, они были рассмотрены на педагогическом совете школы, утверждены приказом директора школы, начнут реализовываться в следующем учебном году. Надо отметить, что такую процедуру (внесение изменений учителями начальной школы на ШМО, рассмотрение на педагогическом совете, утверждение директором) проходят все изменения, вносимые в основную образовательную программу.

Таким образом, реализуя требования ФГОС, педагогический коллектив начальной школы находится в процессе развития - меняются и будут меняться содержание, направления, формы и средства деятельности, что, несомненно, найдет свое отражение в основной образовательной программе школы.


© 2010-2022