Статья Инновации и педагогические технологии

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновации и педагогические технологии.

Ольга Викторовна Неустроева

Сегодня наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских. Основой современных образовательных стандартов становиться формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования [6].

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь[3].

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе [2].

Эффективное использование информационных технологий для качественного преобразования воспитательного процесса является одним из показателей развития общества. Информационно-коммуникативные технологии открывают совершенно но­вые, еще недостаточно исследованные технологические варианты воспитания, связанные с уникальными возмож­ностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Трудности, с которыми сталкиваются классные руководители в воспитательной работе, обусловлены тем, что процесс создания и реализации информацион­ных технологий воспитания значительно сложнее, так как в их основе всегда лежат взаимоотношения между воспитателем и суворовцем, и они требуют от классного руководителя умения направлять воспитанников таким образом, чтобы те самостоятельно опре­делили свое отношение к делу.

Информационно-коммуникативные технологии сами по себе не могут выполнять воспитывающую функцию, они лишь эмоционально насыщают информацию, обогащают жизнедеятельность воспитанников. Они выступают в качестве средств, которые классный руководитель использует в воспитательных целях. Тем самым он выполняет функцию развития ценностных отношений суворовцев, прибегая к опосредованному воздействию на личность воспитанника. Данный вид воздействия на формирующуюся личность выдвигается условиями информатизации общества, широким распространением и проникновением информационных технологий во все сферы деятельности человека. Тем не менее, как бы ни были захватывающи и многофункциональны информационные технологии, роль классного руководителя, его авторитет остаются ведущими в воспитательном процессе [4].

Педагогическая технология - это совокупность знаний, направленных на проведение учебно-воспитательного процесса. Понятие «педагогическая технология» пыталось пробиться в науку несколько десятилетий. С момента, когда стали использовать технические средства в процессе обучения на Западе, стали говорить о технологии обучения, связывая ее поначалу только с техническими средствами обучения. В России термин «технология обучения» получил более широкое значение - педагогическая технология, под которой стали понимать содержательную технику учебно-воспитательного процесса. Согласно документам ЮНЕСКО, технология обучения является системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, перед которыми стоит задача оптимизировать формы образования. С одной стороны, это совокупность методов и средств переработки, представления, изменения информации, а с другой - это воздействие преподавателя на учащегося во время обучения с использованием необходимых технических или информационных средств [5].

Любая технология представляет собой в той иди иной мере теоретически осмысленную успешную педагогическую деятельность и в то же время направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и опытом, интегрирует теорию и практику образования. При определении статуса педагогической технологии полезно соотнести ее с той научной концепцией, которая лежит в ее основе, указать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью.

Педагогическая технология - это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников.

Важнейшим элементом технологий управления является наличие обратной связи, осуществляемой через оценивание совместной деятельности и межличностного общения учащихся (в игре, учебной деятельности). Для повышения эффективности управления оцениванию должна подвергаться не только результативность, то есть те последствия, к которым приведут выработанные учащимися решения, но и характер самих полученных результатов и решений, вне связи с последствиями, которые «наступили».

Объектами оценивания должны выступать:

.. качество выработанных решений (непосредственно само решение и его последствия);

.. соответствие характера совместной деятельности и межличностного общения социальным, этнопсихологическим и другим нормам;

.. деятельность каждого участника, его вклад в выработанное группой решение.

Используемая педагогом система оценивания должна быть связана с особенностями социокультурной ситуации той среды, в которой осуществляется деятельность учащихся. Роль педагога заключается в направлении деятельности учащихся на выработку решений, позволяющих разрешать проблемы жизнедеятельности в поликультурной среде. Если же решения субъективно осознаются школьниками, то управление образовательным процессом становится составной частью их самосовершенствования как уникальной личности, признающей общечеловеческие ценности.

Качество технологий управления проявляется в создании условий для сохранения каждым человеком своей уникальности на основе диалогического взаимодействия в поликультурной среде [1].

Список литературы.

  1. Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических ву-зов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Бо-рытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.- 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)

  2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.

  3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - с. 79.

  4. Информационно - коммуникативные технологии и их применение в педагогической деятельности / Статья/ XXX Международной заочной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи» (Россия, г.Новосибирск, 24 июля 2013 г.) Морозов Константин Александрович / воспитатель (классный руководитель) Тверского суворовского военного училища, Тверь: sibac.info/2009-07-01-10-21-16/9725-

  5. Педагогические технологии :http // spokenenglish. ru /2012/ 06 /05/ pedagogicheskie-texnologii .

6. Ялымова Евгения Борисовна: nsportal.ru/shkola/klassnoe- rukovodstvo / library / innovatsionnye - pedagogicheskie - tekhnologii-v-vospitatelnoi-deya.


© 2010-2022