Роль социально - психологического сопровождения УВП в создании развивающей образовательной среды

Данная разработка может быть использована для выступления на заседании педагогического совета школы. Выделена цель психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе, задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования, виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению, приоритетные направления работы ППС,  связанные с определенными периодами жизни  ребенка.   Подводятся итоги реализации программы  «Мы – за здоровьетворяще...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль социально - психологического сопровождения УВП

в создании развивающей образовательной среды

в МБОУ «СОШ №33»

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

- профилактика;
- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы.
Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ.
Подобные возможности открываются в связи со складывающимся различением учебной и образовательной программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образовательной программе основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Таким образом, образовательная программа в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития.
Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями.
Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.

1-й этап: мотивационный - установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.
2-й этап: концептуальный - раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.
3-й этап: проектный - разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса; психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).
4-й этап: реализация проекта - практическая реализация образовательной программы: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.
5-й этап: рефлексивно-диагностический - завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (развития).

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Начальная школа
- определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.
Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.
Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т.д.), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.


Такое важнейшее направление воспитательной работы, как создание и поддержка детских и молодежных объединений, требует адекватного психолого-педагогического сопровождения. В современной практической психологии имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, методов формирования лидерских способностей и качеств, процедур инициации и т.д., которые следует шире использовать для решения задач воспитания и социализации детей в деятельности детских объединений.
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.
Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

  • формирование установок на здоровый образ жизни;

  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

  • профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.

Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового и жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.д.). ( О реализации школьной программы «Мы - за здоровьетворящее образование»)
Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.
На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности. Специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например, из-за этнических различий, особенностей внешности и др.
Разрешение подобных ситуаций требует, с одной стороны, работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы.
Нельзя недооценивать серьезность таких проблем, как стигматизация (клички и прозвища), насмешки над ребенком, исключение из общих игр и школьных мероприятий ( о детском объединении «Бельчата», о реализации школьной «Программы асоциального поведения учащихся»)


Психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение в старшей школе должно включать в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников основной школы, их интересов и склонностей.
Необходимо обеспечить внутреннюю дифференциацию обучения в старшей школе. В основу определения профиля должен лечь учебный профиль школьника как субъекта образовательного процесса, его субъектный опыт. Исследования показывают, что если выбранное направление в обучении находится в соответствии с указанными характеристиками, то повышение требований и увеличение учебной нагрузки не влечет утомления и связанных с ним невротических явлений, а, наоборот, способствует повышению эффективности обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение профилизации обучения в старшей школе позволит организовать профильное обучение как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося.
Вместе с тем профильное обучение должно строиться как подлинно развивающее, где профильность, вариативность образования в старшей школе напрямую связана с вариативностью развития, а индивидуальная траектория профессионализации - с индивидуальной траекторией развития.


Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Традиционно данное направление определялось как психологическое просвещение. Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропо- и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.
В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей - представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения ( о реализации школьной программы «Семья»).
Одним из обоснованных направлений решения задачи обеспечения доступа к качественному образованию детей с особыми нуждами (с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями) выступает реализация вариативных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей помимо систематического наблюдения индивидуальных программ обучения и коррекции такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Исследования показывают, что особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Учителя выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями. Более того, в среде педагогов и здоровых детей часто доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с особенностями в развитии. Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания. Именно поэтому усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование у педагогов и учащихся толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление стереотипов, отрицательных установок. Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.
Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками являются существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
Анализ показывает, что вне системы сопровождения зачастую оказываются дети, обучающиеся в классах с ограниченными возмлжностями здоровья. Участие специалистов сопровождения ограничивается отбором детей в данные классы. В редких случаях осуществляется систематическая диагностика развития детей в данных классах, отслеживается эффективность обучения детей, разрабатываются специальные индивидуально ориентированные коррекционно-развивающие адаптированные программы, индивидуальные образовательные маршруты.
В контексте задач обеспечения качественного образования для всех категорий учащихся целесообразным представляется выдвижение в качестве необходимого условия открытия и функционирования классов КРО в образовательном учреждении - наличие в учреждении разработанной программы сопровождения учащихся данных классов и соответствующих специалистов. Особые требования следует предъявлять к психологической компетентности учителей классов КРО, реализовывать программы повышения их квалификации.
Выявление и поддержка одаренных детей видится важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в основной системе и системе дополнительного образования детей. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие:

1.Разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
2. Формирование адекватной самооценки;
3. Охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
4. Профилактика неврозов;
5.Предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
6. Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

Выделены приоритетные направления работы ППС, связанные с определенными периодами жизни ребенка. Их выбор обусловлен проблемами, сопровождающими развитие детей в нашей школе, которые требуют особого внимания взрослых.

Основное внимание уделяется 6-ти этапам развития детей:

1.Переход от дошкольного детства к обучению в школе.

2.Адаптация учащихся первых классов к обучению на ступени НОО.

3.Адаптация учащихся пятых классов к обучению в школе 2 ступени.

4.Адаптация учащихся десятых классов к обучению в школе 3 ступени.

5. Социализация подростков.

6. Профессиональное самоопределение старшеклассников.

1е направление - этап перехода от дошкольного детства к обучению в школе.

Задача: помочь родителям получить необходимую информацию, а детям подготовиться к поступлению в 1 класс

Работа ППС на этом этапе состоит в следующем:

  1. Педагог-психолог, учителя четвёртых (выпускных) классов принимают деятельное участие в работе Школы Будущего Первоклассника, а именно: ведут с детьми занятия, помогающие развить у них коммуникативные способности, умение сотрудничать со сверстниками.

  2. Педагог-психолог, учителя четвёртых классов принимают участие в презентации начальной школы, рассказывая родителям о готовности к школе будущих первоклассников.

2е направление - адаптация учащихся первых классов к обучению в школе 1 ступени.

Цель: профилактика и коррекция дезадаптации у первоклассников.

В программу работы школьного педагога - психолога и учителя первого класса входят:

  1. Консультации для родителей «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Развитие познавательных структур у первоклассников»;

  2. Индивидуальная диагностика «Эмоциональный профиль при адаптации к школе»(на начало и конец учебного года);

  3. Индивидуальная психологическая диагностика ( выявление уровня тревожности, мотивации, эмоциональной близости к учителю и др.);

  4. Выступления на родительских собраниях по теме: «Ребенок идет в первый класс»(психологическая готовность к этому родителей, а также индивидуальное сообщение о результатах тестирования познавательных процессов);

  5. Участие в психолого-педагогическом консилиуме по адаптации первоклассников.

6. Выявление детей, чьи способности к учению невысоки в зависимости от ряда причин (родовые травмы, ослабленное здоровье, отсутствие внимания со стороны родителей как в процессе подготовки к школе, так и во время учёбы в школе, и как следствие - низкая мотивация к учению, отсутствие познавательного интереса, снижение памяти, повышенная отвлекаемость и утомляемость, недостаточный самоконтроль и т.д.). Понятно, что мы говорим о классах коррекционно - развивающего обучения для детей с трудностями в обучении и детей группы риска. Цель КРО - создание для детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях ОУ.



3е направление - адаптация учащихся пятых классов к обучению в школе 2 ступени.

Основная задача: выявление состояния школьной тревожности и ее коррекция.

Работа педагога-психолога, коллектива учителей, работающих в 5 классах, включает следующие мероприятия:

  1. Ведение кружковой работы в выпускном 4 -ом классе будущим классным руководителем.

2.Групповая психодиагностика пятиклассников (используется тест школьной тревожности Филлипса,Гинзбурга; Цвето - ассоциативный метод Люмьера; анкета для учителя по Венгеру; методика Рене Жиля на «эмоциональную близость к учителю»)


  1. Обработка результатов и написание аналитической справки.

  2. Обсуждение результатов адаптации на заседании Школьного психолого - медико - педагогического консилиума

  3. Сообщение о результатах диагностики на родительских собраниях (в индивидуальной и общей формах).

4ое направление - адаптация учащихся десятых классов.

Основная задача и схема работы аналогична третьему направлению.

5ое направление - социализация подростков.

Основные задачи: профилактика аддиктивного поведения и сплоченность детского коллектива.

Работа в данном направлении заключается в следующем:

1. Реализация «Программы асоциального поведения учащихся», программы «Семья».

2. Организация бесед о проблемах зависимостей.

3. Участие в работе Совета профилактики.

6ое направление - профессиональное самоопределение старшеклассников.

Коллектив школы продолжает работу по реализации программы «Мы - за здоровьетворящее образование», решая задачи по:

  • созданию у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности;

  • формирование у учащихся общей культуры и как её неотъемлемой части - культуры здоровья.

Медицинский аспект:

  • диагностика функционального развития ребёнка и готовности к обучению;

  • динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей с момента поступления в школу ( или в Школу Будущего Первоклассника ) и на протяжении всего периода обучения;

  • индивидуальный подход к здоровью каждого участника образовательного процесса;

  • соблюдение санитарно - гигиенических норм состояния земельного участка и здания школы;

  • пропаганда здорового образа жизни.

Психолого - педагогический аспект:

  • психо - эмоциональная коррекция;

  • организация и обеспечение физкультурно - оздоровительной работы;

  • внедрение системы немедикаментозных методов коррекции здоровья учащихся в условиях ОУ;

  • рациональная организация учебного процесса;

  • повышение квалификации работников ОУ в вопросах охраны здоровья, рациональной организации учебного процесса, ликвидации учебных перегрузок;

  • профилактика профессиональных заболеваний и оздоровление педагогов;

  • формирование культуры здоровья, воспитание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Социальный аспект:

  • выявление групп социального риска и их социальная адаптация;

  • материальная поддержка малообеспеченных семей;

  • повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья, предупреждения школьных проблем и помощи детям с трудностями школьной адаптации.

Ожидаемые результаты:

  • Стабилизация уровня заболеваемости учащихся;

  • Повышение у учащихся интереса к своему здоровью, активизация их деятельности, направленная на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни;

  • Повышение эффективности работы коллектива.

Таким образом, интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.
При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.







© 2010-2022