Статья «Процесс планирования развития школы»

Данный материал является аналитическим рефлексивным отчетом при планировании развития школы.В статье рассмотрена работа школы-гимназии №31 города Астана.Выведена формула «успешности школы» на формулировках успешности учителя и ученика. Представлены пути достижения этой успешности.Рассмотрены основные мероприятия по Программе преобразования системы образования Республики Казахстан.В приложениях размещены планы коучингов и менторства, которые можно использовать при планировании методической работы...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Процесс планирования развития школы


Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог.

А.С. Макаренко


Образование очень часто сравнивают с медициной, потому что в обеих сферах ошибки несут роковые последствия. Разница только в том, что ошибка медика - угроза для одного человека, ошибка педагога - угроза для всего поколения. Ни одна государственная отрасль не подвергалась так часто преобразованиям, как система образования. И, увы, не всегда эти преобразования были успешными как для педагогов, так и для детей, что намного страшнее. Говорят, что отрицательный результат - это тоже результат, но так ли он нужен этот отрицательный результат, когда речь идет о будущем ребенка, а в его лице, о будущем страны?

И меня, как маму и как педагога, очень радует тот факт, что идеи последних преобразований несут в себе очень простую формулу:

Статья «Процесс планирования развития школы»

Успешный учитель - это педагог, профессиональная успешность которого невозможна без личностного успеха.

Ведь только успешный учитель идет в класс с улыбкой на лице и с желанием не просто дать знания, а научить детей добывать и применять эти знания. Только успешный учитель видит в каждом ребенке равного себе, готового к диалогу субъекта. Только успешный учитель на выходе своей работы прогнозирует успешного ученика: самостоятельную, ответственную, коммуникабельную, предприимчивую, толерантную личность, способную видеть и решать проблемы, готовую автономно, а также в команде, постоянно учиться, находить и применять нужную информацию для решения поставленных целей и задач.

А сочетание этих двух составляющих дают нам успешную школу, в которой организация учебно-воспитательного процесса и учебно-материальная база дают желаемый образ идеального учащегося и выпускника, модель учителя школы, работающего в инновационной среде. Школу, представленную в «Государственной программе развития образования на 2011-2020гг.».

Объяснить это очень просто: авторами и разработчиками этой программы и идей преобразований являются учителя-практики, которым известны проблемы школы не по итогам бумажной проверки, а по рефлексии своей ежедневной работы.

Идеи преобразований сформировались в Программу повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработанную Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с факультетом педагогики Кембриджского университета, согласно которой деятельность педагогов современной школы ведется по трем направлениям:

  • Управление обучением в классе - третий уровень;

  • Управление обучением в классе - второй (основной) уровень;

  • Сетевые сообщества и позиция лидерства - первый (продвинутый) уровень.

Попав на эти курсы по Программе первого уровня и ознакомившись с основными ее идеями, я проанализировала те стартовы возможности, которыми располагает моя школа. Не хочется хвастаться, но очень многие вопросы, поднятые в Программе, обсуждались нашим коллективом на педсоветах, методсоветах и заседаниях кафедр и методобъединений.

Работа экспериментальной площадки школы направлена на формирование информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, которые так важны в современном мире.

Поэтому тема моего исследования трансформировалась из темы работы школы «Как новые подходы в обучении влияют на развитие информационно-коммуникативных компетентностей учащихся?».

Но, вернемся к нашей формуле: если мы хотим работать в успешной школе, которая будет выпускать успешных молодых людей, нам, учителям, самим надо стать успешными. И свою работу, с позиции лидера, я вижу именно в оказании помощи своим коллегам в самообразовании и самореализации, как методической, так и психологической.

При прохождении этапа обучения «Практика в школе» эта работа была представлена Планами проведения коучинг-сессий (Приложение 1) и менторинга (Приложение 2).

Помня свое недоумение и испуг, решила не пугать своих коллег сразу этими новыми словами «коучинг» и «менторинг», а переименовала первый коучинг-сессию в профессиональную беседу на тему «Моя школа в мировом образовательном пространстве». На этом коучинге присутствовал почти весь коллектив, т.к., с разрешения администрации, я провела его на административной планерке, и носил, скорее, информационный характер с небольшим вызовом моим коллегам: Кто мы? Что мы можем изменить в своей работе? Как мы будем это делать? Эти три вопроса я задала моим учителям и предложила ответить на них на следующей коучинг-сессии, на которой пообещала: ответить на вопрос «Что такое коучинг?», вместе с коллегами, в ходе работы сессии, создать модель «успешного учителя» и «успешного ученика». Так как я была ограничена временными рамками, то в запланированное время уложилась полностью.

Работа на второй коучинг-сессии «Успешный учитель - успешный ученик» напоминала работу методических объединений: учителя разбились на группы по принципу преподавания: начальные классы, среднее звено, старшие классы и учителя казахского языка. Все были в своей «зоне комфортности»: выступали те, кто привык выступать, что не входило в планы коуча (голос каждого не был слышен). Эту ошибку я взяла себе на заметку и обязательно учла при планировании следующей сессии. В результате мы выработали тип модели учителя и ученика для каждого звена (начальное, среднее, старшее), а затем методом «мозгового штурма» составлена общая модель успешного учителя и успешного ученика школы-гимназии № 31. В листах обратной связи были высказаны пожелания новой сессии и удовлетворения от совместной работы и формы ее проведения. Особенно понравилась коллегам подборка видеофрагментов и музыкальные перерывы. Время проведения коучинг-сессии - 1,5 часа, что больше запланированного на 30 минут. И, это является своеобразным показателем актуальности темы, т.к. эти 30 минут ушли на подведение общего вывода работы групп. При планировании последующих сессий временной интервал был увеличен.

Следующая сессия выпала на время каникул, поэтому посещаемость была ниже (у многих учителей были отгулы), но те, кто пришел в листах обратной связи отметили продуктивность этого времяпровождения, большой объем полученной информации. Результатом сессии «Современные формы урока» стало создание творческих групп смешанного типа (учителя всех звеньев) по модулям обучения. Каждый выбрал тот модуль, который близок ему по форме проведения урока, с учетом возможностей, как самого учителя, так и класса. В помощь работе творческих групп системным администратором школьного сайта был создан раздел «Новые подходы в обучении», в котором я разместила материал по основным модулям Программы (материал собран совместно с курсантами моей группы и ЦПМ), доступный для скачивания и работы любому посетителю сайта школы-гимназии № 31.

Тема четвертой коучинг-сессии «Критериальное оценивание» являлась продолжением предыдущей темы. Так совпало, что эта тема была запланирована мною еще на первом этапе обучения и совпала с пожеланиями моих коллег. Для его поведения оставался день, и так случилось, что администрация дала в этот день отгул всему коллективу. Тем не менее, число участников этой сессии составило 28, что говорит о заинтересованности учителей в получении информации по данному вопросу и их желании найти на него ответ. И мне очень хочется надеяться, что мои коллеги применяют и будут применять суммативное (оценивание обучения) и формативное (оценивание для обучения) с точки зрения критериального оценивания.

Проанализировав работу коучинг-сессий, была составлена диаграмма участия учителей в работе:

Статья «Процесс планирования развития школы»

При проведении коучинг-сессий я раскрыла очень многих моих коллег совсем с другой стороны: учителя с многолетним стажем легко делились своим опытом и проводили параллели между преобразованиями новой формации и теми технологиями, которыми славилась советская система образования (метод Шаталова, лаборатория Амонашвили, система Лысенковой и т.д.), отмечая сходство этих методик - все они направлены на ученика, его образование и развитие; молодые педагоги задавали вопросы, которые называются «толстыми», и сами же пытались в сотрудничестве найти ответы на эти вопросы. На сессиях была создана среда сотрудничества, в которой учителя производили взаимное обучение через диалог, беседу и групповую работу. В ходе этой работы были стерты границы между предметами, звеньями, в которых работают учителя, потому что мы рассматривали не методику преподавания какого-либо конкретного предмета, а технологии и приемы проведения уроков, направленных на развитие тех качеств ученика, которые развивают успешность наших детей независимо от их возраста.

Самое главное, что те знания, которые были получены моимо коллегами на этих сессиях не легли бумажками и воспоминаниями, а стали применяться ими при подготовке и проведении уроков. Кто-то сразу и много, кто-то поэлементно, но главное, что эти преобразования в преподавании отмечают ученики, среди которых мои дочери: «уроки стали интереснее, информация доступная и многообразная, и есть возможность самим выбрать ту, которая нужнее» (Анкеты учеников).

Можно отметить ряд учителей, посещавших все четыре коучинг-сессии, среди которых моя коллега, учитель информатики А., которая заинтересовалась идеями Программы и сама предложила свою кандидатуру в роли менти.

При посещении первого урока менти, я с разрешения учителя вела видеосъемку для дальнейшего сотрудничества. При совместном просмотре, коллега сама назвала проблемы, которые она заметила у себя. В ходе профессиональной беседы, совместно мы определили ряд проблем, которые выделала сама менти: односложные ответы учащихся, отсутствие интереса к предмету и частичная вовлеченность детей в ход урока.

Для решения этих проблем было решено совместно работать над планированием серии уроков с применением новых подходов в обучении. С этой целью менти была ознакомлена с методом среднесрочного планирования, когда серия уроков, объединена одной целью. Следует отметить: менти была ориентирована на успех и самообразование, готова к конструктивной критике и легко делала рефлексивный анализ, как своего, так и моего урока.

Наше сотрудничество носило доверительный, личностно заинтересованный характер, ведь мы вместе были нацелены на успех.

В ходе посещения уроков менти, с целью выявления причин возникновения обозначенных проблем, были отмечены вопросы низкого порядка и отсутствие дифференциации при подходе к ученикам. Для решения этих проблем я предложила менти познакомиться с основами диалогического обучения (работами Александера и Мерсера) и характеристиками обучения талантливых и одаренных детей (Макэлпайн и Рид).

При составлении планов урока были сформулированы СМАРТ-цели, для решения которых менти использовала вопросы более высокого порядка, и, как результат, получила голос ученика, который не просто давал односложный ответ, а рассуждал и связывал свои знания со своей практической жизнью. Такие вопросы явились гарантом вовлеченности детей в обучение, они видели связь с жизнью, а не академические знания.

При проведении менторинга обратной связи (разбор урока) менти сама дала критериальное оценивание своему уроку, очень многие пункты в этой оценке сошлись с теми, которые я отметила в ходе наблюдения за уроком. В качестве помощи менти были предложены памятки, составленные по материалам курсовых документов «Формулировки толстых и тонких вопросов», «Постановка СМАРТ-целей», «Таксономия Блума» и «Приемы формирования групп».

Для показа организации работы в группах и дифференциации обучения я пригласила менти посетить мой урок, и в ходе наблюдения записать те вопросы, которые были ей непонятны. После урока, в ходе профессиональной беседы, мы обсудили практическое воплощение организации работы в группах в плане ее следующего урока. Специфика нашего предмета информатики затрудняет групповую работу (четкая расстановка мебели и компьютеров), поэтому было решено до начала урока произвести деление в игровой форме (метод «Пазлы») и сообщить им правила работы в группе.

Порекомендовав менти игровую форму, я отметила интерес как ее, так и ее учеников к этому приему. Это связано с возрастными особенностями детей: она работает на параллелях 3-7 классов. Возраст, когда детям еще хочется поиграть. И результат не заставил себя ждать: с первых минут урока дети включились в работу, были активны даже те, кто раньше со скучающим видом ждал окончания урока.

Учла менти и мои рекомендации при организации индивидуальной работы учащихся: карточки были составлены с дифференциацией, доступной для каждого ребенка, что тоже помогло не потерять интерес учеников на этом этапе работы.

Но больше всего детям понравилось не просто ответить на вопросы о своих впечатлениях от урока, а произвести самооценку своей работе и тем знаниям, которые они получили на уроке (листы рефлексии и самооценки).

Мы решили, что следующий урок менти разработает самостоятельно, и анализ этого плана мы обсудим после самого урока, после просмотра видеозаписи урока. Положительным моментом была смена роли учителя на уроке: непреклонного источника информации и контролера сменил консультант и помощник.

К негативным моментам можно отнести слова-паразиты и недостаточно продуманную критериальную оценку работы групп. В помощь менти по этому вопросу была предложена презентация «Критериальное оценивание», приготовленная для коучинг-сессии.

Но, самым положительным моментом в динамике деятельности менти является заявление учителя: «Я совсем не устала после 6 уроков! Работала не я, работали дети и им это нравилось».

На заключительной профессиональной беседе был составлен План личного развития менти с учетом ее потребностей и моих рекомендаций, выработана совместная стратегия менторинга в дальнейшем.

Вопросы критериального оценивания остались у нас открытыми, мы решили продолжить их изучение после моего возвращения с курсов. Уходя на второй этап обучения «Лицом к лицу», я постаралась организовать работу менти в мое отсутствие: совместно составлен среднесрочный план, спрогнозированы возможные барьеры при изучении конкретных тем. Контакт с менти поддерживается посредством телефонной связи, электронной почты.

Помощь консультационного характера оказывалась мною не только моей менти, но и учителю, пришедшему на практику с курсов 3-го уровня, и учителям школы, которые нуждались в поддержке и консультации. Учитель, при прохождении практики курсов 3-го уровня никак не мог составить план урока, на котором были бы использованы все семь модулей. Мне удалось, правда, с большим трудом, убедить ее в нецелесообразности этого: лучше меньше, да лучше, посоветовав ей распределить семь модулей по серии уроков с учетом целесообразности использования того или иного модуля.

Размещение материалов по новым подходам обучения на школьном сайте тоже дало свои положительные результаты: учителя стали пользоваться этими материалами и отмечают положительную динамику в развитии информационно-коммуникативных компетенций детей: дети стали больше работать с дополнительными источниками информации, а самое главное, стали говорить и не просто слушать, а, именно, слышать друг друга, и сообща делать вывод, при поиске ответов на вопросы учителя.

По результатам прохождения этапа обучения «Практика в школе» могу сделать вывод: отлаженная система проведения коучинг-сессий и менторинга позволит изменить школьную практику в лучшую сторону, в сторону развития учителя и, соответственно, ученика.

А, главное, что я, на самом деле, оценила себя как лидера своего педагогического коллектива, осознала, что сама могу помочь администрации и учителям преобразовать мою школу.

Использованная литература

1. Руководство для учителя 1 уровня, Управление обучением в классе, с. 116, 125.

Приложение 1


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОУЧИНГ-СЕССИЙ


Цель: Раскрыть профессиональные возможности педагогов школы в конкретном тематическом контексте

Задачи:

  • Формирование конкретных навыков у педагогов

  • Создание рефлексивного диалога для совершенствования профессиональных знаний, имеющихся навыков и опыта

  • Оказание содействие в реализации возможностей педагогов

Тема № 1

Место моей школы в мировом образовательном пространстве

Цель

Вывести мой педагогический коллектив из состояния «спячки»

Ожидаемые результаты

Выявление единомышленников с целью создания творческой группы

Ответы педагогов на предложенную анкету для определения объективных условий функционирования школы

Знакомство с Программой курсов повышения квалификации педагогических работник Республики Казахстан глазами курсанта

Ключевые идеи

Необходимость преобразований школы диктуется временем. О конкурентноспособности государства говорит конкуретноспособная молодежь государства. А воспитывает и обучает эту молодежь система образования этого государства. Другими словами, будущее государства зависит от школы.

Ресурсы

Декларация ОЭСР о будущей политике в области образования в меняющемся социальном и экономическом контексте

Государственная программа развития образования на 2011-2020гг.

Концепция развития школы-гимназии № 31 на 2010-2015гг.

Программа курсов повышения квалификации педагогических работник Республики Казахстан, разработанная центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с факультетом педагогики Кембриджского университета

Материалы и оборудование

Мультимедийный комплекс, презентация РР «Ознакомление с основной задачей Программы повышения квалификации педагогических работников РК», видеоролик «Сила в единстве», анкеты для педагогов «Определение объективных условий функционирования школы», стикеры для обратной связи.

Тема № 2

Успешный учитель  успешный ученик

Цель

В совместной работе выработать модель «Успешный учитель школы-гимназии № 31» и «Успешный ученик школы-гимназии № 31»

Ожидаемые результаты

Получить сравнительный анализ разработанных учителями моделей, соответствующих современным требованиям времени и моделей, взятых из Концепции школы-гимназии № 31

Ключевые идеи

Для эффективной работы школа должна стать успешной, а успешной ее делают успешные учителя, которые обучают и воспитывают успешных учеников.

Успешный учитель ставит перед собой СМАРТ-цели и ищет ответы на три вопроса: Зачем (почему)? Как? Что?

Современный учитель должен располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитие у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания - навыков обучения тому, как учиться (Schleicher, 2012).

Актуальность знаний «Таксономия Блума» и «Пирамида Синека» для формулировки СМАРТ-цели

Ресурсы

Государственная программа развития образования на 2011-2020гг.

Концепция развития школы-гимназии № 31 на 2010-2015гг.

Программа курсов повышения квалификации педагогических работник Республики Казахстан, разработанная центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с факультетом педагогики Кембриджского университета

Материалы и оборудование

Мультимедийный комплекс, презентация РР «Таксономия Блума и Пирамида Синека», видеоролик «Современный учитель глазами ученика», анкеты учащихся школы «Современный учитель: какой он?», маркеры, А3, А4, стикеры для обратной связи.

Тема № 3

Современные формы урока

Цель

Педагогическое сообщество - группы смешанного типа

Ожидаемые результаты

создание творческих групп смешанного типа (учителя всех звеньев) по модулям обучения. Каждый выберет тот модуль, который близок ему по форме проведения урока, с учетом возможностей, как самого учителя, так и класса.

Ключевые идеи

Конструктивистский подход в основе преподавания предоставляет ученикам возможности для размышлений над своими знаниями и убеждениями, для постановки вопросов, пополнения объема знаний, корректировки своего понимания определенных тем в процессе изучения.

Качество общения и происходящие социальные аспекты в классе обусловливают достижения, согласно которым роль учителя в качестве содействуюшей стороны, а не в качестве единственного источника знаний, поддерживает развитие всех учащихся (Хоу и Мерсер, 2010)

Ресурсы

Программа курсов повышения квалификации педагогических работник Республики Казахстан, разработанная центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с факультетом педагогики Кембриджского университета

Материалы и оборудование

Мультимедийный комплекс, презентация РР «Современный урок», видеоролик «Притча о технологии заваривания чая», маркеры, А3, А4, стикеры для обратной связи.

Тема № 4

Критериальное оценивание

Цель

Выработка критериев и показателей оценивания развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся.

Ожидаемые результаты

На основе разработанных раннее критериев для оценки развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, составить критериальное оценивание с учетом возрастных особенностей учащихся.

Ключевые идеи

Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, зараннее известными всем участникам процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования.

Существует два вида критериального оценивания - формативное (оценивание для обучения) и суммативное (оценивание обучения).

Ресурсы

Программа курсов повышения квалификации педагогических работник Республики Казахстан, разработанная центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с факультетом педагогики Кембриджского университета

Материалы и оборудование

Мультимедийный комплекс, презентация РР «Критериальное оценивание», видеоролик «От улыбки», маркеры, А3, А4, стикеры для обратной связи.

Статья «Процесс планирования развития школы»

Приложение 2

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕНТОРИНГА


Цель: Профессиональное становление менти как целостной личности педагога.

Задачи:

  • Создать доверительные, личностно заинтересованные взаимоотношения

  • Предоставить возможность для анализа и решения проблемы

  • Оказывать содействие в определении реально выполнимых целей и планировании путей их достижения

Мероприятие

Цель

Форма проведения

Ресурс

Ожидаемый результат

Сроки

1

Выбор менти

Найти в своем коллективе учителя, который желает и готов принять помощь в профессиональном развитии

Личная беседа

Ментор - учитель 1 уровня

Менти - учитель, желающий достичь успешности в своей работе

Доверительные, личностно заинтересованные взаимоотношения

1 неделя

2

Посещение уроков менти

Изучение мотивов учебной деятельности учащихся на уроке, выявление проблем в обучении и преподавании

Наблюдение урока

Урок менти

Конспект урока

Лист наблюдения (критерии)

Видеосъемка

Интервью учащихся

Определение профессиональных проблем менти

1 неделя

3

Обратная связь

Определение направления дальнейшей деятельности

Профессиональная беседа

(разбор видеозаписи урока)

Конспект урока

Лист наблюдения (критерии)

Видеозапись урока

Рефлексия менти на свой урок (по критериям листа наблюдения ментора)

1 неделя

4

Составление и одобрение плана личного развития менти

Определить цель менти и постановка задач для ее достижения

Профессиональная беседа

Конструктивная критика урока менти

Рефлексия менти

Вопросы для ментора и менти

Определение направления дальнейшей деятельности

2 неделя

5

Посещение уроков ментора

Знакомство с новыми подходами и идеями в преподавании и обучении

Наблюдение урока

Урок ментора

Конспект урока

Лист наблюдения (критерии)

Видеосъемка

Конструктивная критика менти (подопечный обращается с вопросами или сомнениями)

2 неделя

6

Разработка буклетов (для использования в практической деятельности)

Обеспечение менти необходимыми ресурсами для использования в его практике новых подходов и идей Программы

научно-методическая + творческая деятельность ментора

Материалы курсов, интернет-ресурсы

Microsoft Office

Профессиональный рост менти

2 неделя

7

Разработка плана урока менти.

Постановка смарт-целей на урок менти. Практическая помощь.

Менторинг прямой связи

План урока менти

Вопросы

Буклеты

План урока, направленный на организацию учебной деятельности учащихся с целью повышения саморегуляции

2-4 неделя

8

Проведение урока менти и наблюдение ментора

Внедрение в практику новых подходов в преподавании и обучении.

Наблюдение за динамикой деятельности менти на уроке через деятельность учащихся

Урок менти

Конспект урока

Лист наблюдения (критерии)

Видеосъемка

Интервью учащихся

Диагностика динамики изменений педагогической практики менти

2-4 неделя

9

Анализ уроков менти с применением конструктивной критики

Определение положительных и отрицательных моментов, постановка дальнейших смарт-целей

Менторинг обратной связи

Урок менти

Конспект урока

Лист наблюдения (критерии)

Видеозапись урока

Определение направления дальнейшей деятельности

2-4 неделя

10

Самостоятельная разработка плана урока менти

Саморегуляция менти

Индивидуальная работа

Научно-методическое обеспечение учителя

Буклеты

Рефлексия предыдущих уроков

Видеозаписи уроков

Профессиональное развитие менти

5 неделя

11

Совместный просмотр и анализ урока менти, педагогическая рефлексия

Развитие профессиональных навыков менти

Менторинг обратной связи

Урок менти

Конспект урока

Лист наблюдения (критерии)

Видеозапись урока

Рефлексия учащихся

Критическая рефлексия менти

5 неделя

12

Создание плана менторинга на будущее.

Выработка совместной стратегии менторинга в дальнейшем

Профессиональная беседа

План личного развития менти

Профессиональное сотрудничество

6 неделя

Статья «Процесс планирования развития школы»Статья «Процесс планирования развития школы»Статья «Процесс планирования развития школы»Статья «Процесс планирования развития школы»Статья «Процесс планирования развития школы»

© 2010-2022