Возможности классного руководителя в организации безопасной образовательной среды

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

МБОУ «Козиковская средняя общеобразовательная школа»







Доклад на тему:



«Возможности классного руководителя в организации безопасной образовательной среды»





Подготовила: Зам. директора по УВР

Беляева Татьяна Михайловна



2012 г.

Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Если признать главной ценностью жизни саму жизнь, то вопросы безопасности должны быть поставлены во главе всех других.

Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в подростковом возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования их общей культуры. Необходимость создания и ведения курса "Учись жить в безопасности" обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема безопасного поведения подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема безопасного поведения учащихся на улице, дома. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать ответственность за своё поведение и здоровье.

Классный руководитель в школе играет особую роль. Он ближе всех к детям, знает их индивидуальные особенности, условия семейного воспитания. И поэтому на него возлагается особая ответственность за организацию безопасной образовательной среды.

Модель деятельности классного руководителя по организации безопасной для жизни и здоровья образовательной среды, можно разделить на 3 модуля: проектировочный, организационно-деятельностный, аналитический (контрольно-оценочный).

Проектируя свою деятельность по созданию благоприятных условий, обеспечивающих подготовку личности школьника, способной к саморазвитию, самореализации, обладающей интеллектуальными и гражданскими качествами, классный руководитель исходит из понимания остроты проблемы, связанной со здоровьем учащихся. Специалисты признают практически здоровыми лишь 10% российских школьников.

Концепция модернизации и национальной доктрины образования ставит задачу укрепления здоровья и относит здоровье к разряду национальных богатств.

Ответственность за решение вопросов здоровьесбережения возлагается на педагогов, родителей и самих учащихся. Руководствуясь целью здоровьесбережения, классный руководитель, как и другие субъекты образовательного процесса, в полной мере осознает, что сохранить и укрепить здоровье школьников можно лишь в условиях безопасной образовательной среды. Безопасной можн назвать лишь ту среду, которая обеспечивает охрану и защиту от неблагоприятных и опасных воздействий природных , социальных, школьных факторов, в том числе химических, физических, экологических, информационных, экранно-визуальных, психологических. Безопасная образовательная среда позволяет обеспечить качественное обучение и развитее ребенка без ущерба для его физического и психологического здоровья.

В процессе проектировочной работы по созданию безопасной образовательной среды классный руководитель опирается на знание нормативно-правовой базы работы педагогических работников образовательных учреждений по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, современных концепций здоровья. Он руководствуется принципами здоровьесберегающей педагогики, важнейшими из которых являются ненанесение вреда, забота о здоровье учащихся как приоритетное направление образовательной деятельности, принцип единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

Второй модуль деятельности классного руководителя можно условно назвать организационно-деятельностным. Он включает в себя работу с учащимися, их родителями, учителями-предметниками и складывается из следующих направлений:

  • Диагностика и мониторинг учебных возможностей, психологического и физического состояния здоровья учащихся;

  • Коррекционная работа с учащимися группы риска;

  • Профилактическая работа со всем коллективом класса;

  • Психолого-педагогическое сопровождение и оказание педагогической поддержки учащимся;

  • Организация разнообразной внеурочной деятельности;

  • Профилактика школьных болезней;

  • Координация деятельности учителей-предметников с учащимися классного коллектива;

  • Тесный союз и взаимодействие с семьей ребенка.

Условием эффективной здоровьесберегающей деятельности классного руководителя является знание ребенка, его учебных возможностей, индивидуальных особенностей, состояния здоровья. Диагностика состояния здоровья школьников уже много лет остается актуальной проблемой для нашего образования. Для диагностики физического психологического здоровья можно использовать самооценку школьниками показателей своего здоровья и методы, основанные на принципах экспертных оценок.

Выстраивая профилактическую работу со всем коллективом класса, классный руководитель опирается на знания структуры психического здоровья. Важнейшим направлением по сохранению здоровья является содействие формированию умения полюбить себя и другого человека. Любовь к себе- это самопринятие, положительное самоотношение, чувство собственного достоинства, собственной ценности, осознание собственной уникальности и вера в свои возможности. Другим направлением профилактической работы является всемерное содействие развитию у школьников рефлексии, то есть оценивая себя: «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем шел к этим достижениям, какие трудности испытывал и как их преодолевал.

Классный руководитель совместно с психологом осуществляет диагностику учебных возможностей школьников, знание которых позволяет определить характер помощи и поддержки. По результатам диагностики определяются индивидуальные проблемы каждого ученика в обучении и планируется характер помощи, определяются и рекомендуются учителям, работающим в этом классе, формы, методы и приемы обучения. Совместно с ребенком составляется его индивидуальная программа развития, которая предполагает вычисление проблем, формулирование целей и задач, проектирование совместной деятельности, характер помощи со стороны педагогов и родителей в развитии и самореализации ученика. В процессе совместной деятельности, направленной на преодоление проблем и трудностей, классный руководитель обсуждает с ребенком успехи и неудачи, стимулирует ребенка, поощряет инициативу.

Следующим важным направление работы является организация разнообразной внеурочной деятельности: походы, конкурсы, соревнования, праздники, коллективно-творческие дела, тематические вчера формируют такую систему ценностей и установок, умений и навыков, которые выступают своеобразным противоядием от многочисленных негативных и опасных воздействий социальной сферы, способствует формированию нравственного здоровья.

Важное место в системе деятельности классного руководителя занимает работа по предупреждению школьных болезней. Именно он, хорошо зная состояние зрения, учитывая взаимоотношение учащихся класса, рассаживает детей в классе. Это позволяет обеспечить эмоциональный комфорт и предупредить снижение зрения.

Проявляя заботу о здоровье детей, классный руководитель работает в тесном контакте с семьей: инструктирует родителей по правилам гигиены, дает советы по оказанию эффективной помощи детям в учебной деятельности, рекомендации по формированию бесконфликтного общения в семье.

Третий модуль деятельности - контрольно-оценочный. Для определения эффективности своей деятельности классный руководитель проводит диагностику и мониторинг результатов своей деятельности в сфере охраны здоровья учащихся. Ориентировочная оценка может быть проведена путем использования следующих показателей:

  • Желание учащегося посещать школу;

  • Курящие школьники;

  • Активность и заинтересованность школьников в участии во внеурочной деятельности;

  • Психологический климат в классе;

  • Отношение к школе родителей учащихся;

  • Показатели заболеваемости школьников;

  • Уровень грамотности школьников по вопросам здоровья;

  • Учебные достижения учащихся;

  • Ощущение учащимися безопасности;

  • Уровень работоспособности.

По каждому модулю выставляются бальные оценки- от 1 до 10, полученные показатели ежегодно сравниваются.

Таким образом, условием успешного сохранения здоровья является создание и функционирование безопасной образовательной среды, важная роль в формировании которой принадлежит классному руководителю.

Залогом успеха его деятельности является единство диагностики, профилактики и коррекции, тесный союз и сотрудничество с психологом, учителями-предметниками, родителями. Успешность создания безопасной образовательной среды во многом зависит от уровня квалификации, понимания стоящих задач, заинтересованности в этой работе, инициативы классного руководителя.











© 2010-2022