Управленческий проект Школа фасилитации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управленческий проект Школа фасилитацииУправленческий проект Школа фасилитацииУправленческий проект Школа фасилитации

ФАСИЛИТАТИВНОЕ РУКОВОДСТВО ШКОЛОЙ:

ПОИСКИ И НАХОДКИ


Удод Виктория Владимировна,

директор

Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней №50

Предоставление учебным заведением образовательных услуг в условиях внедрения обновленных государственных стандартов общего среднего образования требует от руководителей совершенствования технологии управления и организации совместного общественного труда педагогических работников.

В контексте этого имеет смысл рассматривать педагогический коллектив как субъект и объект организационно-управленческих и педагогических нововведений, требующих организации соответствующей системы деятельности и отношений, где учитель должен чувствовать себя активным действующим лицом. То есть технологические стратегии обучения должны предполагать формирование нового типа мышления у учителей на основе педагогической компетентности и профессионального мастерства.

Ведущая роль при этом принадлежит руководителю как организатору учебно-воспитательной работы в ОУ, наставнику педагогов и обучающихся, координатору усилий всех субъектов педагогического процесса. Эффективность системы деятельности напрямую зависит от направленности самого процесса, форм и методов его организации.

В рамках проектирования новой модели школы «Горизонты эффективности» в МОШ № 50 на сегодняшний день возникла необходимость осмысления миссии школы и разработки новой концепции школы, которая позволила бы определить основные ориентиры развития учреждения.

Выстраивая концепцию развития школы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост обучающегося и построение открытого информационного пространства, что определяет образ выпускника школы как успешную, социально-интегрированную и инициативную личность, способную к постоянному жизненному самосовершенствованию в условиях информационного общества.

На пути к созданию Эффективной школы нами выделено три этапа, объединенных единой методологией, соответствующей миссии школы:

  1. Школа динамического развития, 2011 - 2014 г.

  2. Адаптивная школа, 2015 - 2016 г.

  3. Эффективная школа, 2017- 2019 г.

Логика планомерного построения Эффективной школы соответствует трансформации философии изменений:

Философия развития - философия успеха - философия эффективности.

В условиях построения Адаптивной школы администрация МОШ №50 разработала и внедрила управленческий проект «Школа фасилитации: управление групповой и проектной работой в педагогическом коллективе»


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Школа фасилитации: управление групповой и проектной работой в педагогическом коллективе

Руководитель проекта Удод Виктория Владимировна, директор Макеевской общеобразовательной школы I - III ступеней № 50

Состав проектной группы

Заместители директора по УВР Карачинцев Владимир Николаевич

Должикова Светлана Александровна

Заместитель директора по ВР Бондаренко Ирина Ивановна

Практический психолог Баняс Леся Михайловна

Тип проекта - инновационный

По конечному результату - практико-ориентированный

По содержанию - управленческий

По продолжительности - долгосрочный (на протяжении года)

По количеству участников - коллективный

Срок реализации проекта 2013 - 2014 учебный год

База реализации проекта

Макеевская общеобразовательная школа I - III ступеней № 50

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный: август 2013 г., ответственный Удод В.В.

  2. Практический: сентябрь - май 2013 - 2014 учебного года

ответственный Удод В.В., Карачинцев В.Н., Должикова С.А.,

Бондаренко И.И., Баняс Л.М.

  1. Рефлексия: июнь 2014 г., ответственные Удод В.В., Баняс Л.М.

Прогнозированный продукт проекта

  1. Формирование навыков фасилитарного руководства педагогическим сообществом.

  2. Введение в систему проведение тренинговых занятий руководителей и педагогических работников для налаживания эффективного фасилитативного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

  3. Организация консультативной службы по вопросам фасилитативной деятельности педагогов и администрации

  4. Адаптация к управленческой и педагогической практике показателей критериев фасилитативной компетенциию

  5. Внедрение фасилитативной деятельности в программу проектирования модели новой школы

  6. Корректирование деятельности методических объединений школы по использованию интерактивных методик разработки фасилитативного стиля общения между всеми участниками образовательного процесса

  7. Изучение, обобщение и распространение опыта создания практик фасилитативного руководства и деятельности.

  8. Соблюдение фасилитативного поведения для понимания персоналом необходимости перемен, мотивация к внедрению инновационных технологий

  9. Создание комфортного рабочего климата, поддержание командного духа коллектива, стимулирование творческой активности и профессионального роста

  10. Трансформация взаимоотношений в коллективе от командно-административного взаимодействия к корпоративному управлению общеобразовательным учреждением, формирование высококультурной этики взаимоотношений на всех уровнях.

.

АННОТАЦИЯ

В проекте рассматриваются основные аспекты фасилитаторских функций руководителей учебного заведения с целью внедрения концепции гуманистической психологии через создание условий для саморазвития и самореализации каждого участника учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: фасилитация, фасилитатор, фасилитативная компетенция руководителя, субъект.

Актуальность проекта:

Предоставление учебным заведением образовательных услуг в условиях внедрения обновленных государственных стандартов общего среднего образования требует от руководителей совершенствования технологии управления и организации совместного общественного труда педагогических работников. Создание атмосферы сотрудничества и выработки совместных решений в педагогическом коллективе средствами гуманизации учебно-воспитательного процесса предполагает переход от традиционного руководства к фасилитативному. Фасилитативное поведение руководителя свидетельствует о его стремлении моделировать свои отношения со всеми членами педагогического коллектива в рамках проектирования стратегии развития образовательного учреждения, видения его будущего. Переход к фасилитативному стилю деятельности связан с личностной перестройкой всех субъектов педагогического процесса и управления им, т.е. переход от субъект-объектной к субъект-субъектной педагогике. При таких условиях происходит адаптивно-продуктивное включение учителя в процесс реорганизации деятельности ОУ, его творческое и профессиональное развитие, находят отражение и практическое воплощение вопросы психологии и этики взаимоотношений, совершенствования корпоративной культуры, создания климата «поддержки и роста».

Концептуальность:

Концепция современной идеологии стандарта школьного образования -гуманизация и демократизация всех образовательных областей - рассматривает фасилитацию как расширение возможностей для самореализации участников учебно-воспитательного процесса, создание условий для свободного развития личности, образования новых оргструктур и методов управления коллективом, выработки инновационных управленческих решений и контроля за их выполнением.

Главным для понимания фасилитации есть идей самоценности личности и необходимости «постоянного совершенствования».

Фасилитация - процесс, создающий условия для развития личности, когда осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития. Позиция продуктивной личности в отличие от позиции личности потребительской в этом случае формируется только в атмосфере свободы, в приобщении к культуре интеллекта, в отношениях сотрудничества и возможности развития ключевых квалификаций и компетенций.

Термин «фасилитация» пришел в педагогику из гуманистической психологии и в прямом переводе означает «облегчать», «помогать», «способствовать».

Фасилитация - это:

  • облегчение процессов взаимодействия внутри группы;

  • процесс оказания помощи группе в выполнении задач, решении проблем;

  • процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы;

  • процесс, приводящий к повышению эффективности групповой работы посредством продуктивного вовлечения и повышения заинтересованности ее участников, раскрытию их потенциала.

Поэтому мы рассматриваем фасилитацию, как профессиональную организацию процесса групповой работы, направленную на выявление и достижения группой (в нашем случае, педагогическим коллективом) поставленных целей.

Способность руководителя учебного заведения развивать педагогическое творчество, генерировать новые идеи, находить единомышленников, внимательно относиться к нуждам участников учебно-воспитательного процесса и обеспечивать условия для их развития и самореализации, направлять творческую деятельность педагогов на создание оригинальной педагогической системы можно считать фасилитативной компетенцией руководителя.

Цель проекта

Создание инновационной образовательной среды, способствующей обеспечению современного качества образования через разработку, апробацию и внедрение новых технологий управления.

Задачи проекта:

  1. Овладение навыками фасилитативного поведения во время внедрения инновационной проектной технологии.

  2. Организация мероприятий, направленных на развитие профессионального роста педагогических работников.

  3. Координация коллективных и групповых форм и методов работы.

  4. Учет субъективного опыта каждого учителя для практического использования.

  5. Развитие творческого потенциала участников учебно-воспитательного процесса.

Проектируют формы и методы методического сопровождения фасилитативного обучения педагогов:

  • Групповое обучение

  • Коллективное обучение

  • Проектная деятельность

  • Дискуссии

  • Дебаты

  • Круглые столы

  • Тренинги

  • Семинары

  • Мастер-классы

  • Мозговой штурм



Создание комфортного рабочего климата, поддержка командного духа коллектива.

Кадровые ресурсы:

Директор школы

выбирает тип образовательной практики с учетом условий ОУ и направляет деятельность команды управленцев на создание фасилитивного стиля общения в ОУ





Заместители

директора, психолог



Информационно - методическое обеспечение:

  • рекомендации, публикации, специальная литература;

  • комплекты журналов ИГ «Основа»

  • интернет-ресурсы

Материально - технические ресурсы:

Мультимедийные средства: проектор, компьютер, фото и видеокамера

Ожидаемые результаты:

Изменение роли руководителя на лидера образования нового типа, способного создать команду для достижения общей цели на основе партнерства и сотрудничества.

Руководитель-фасилитатор создает благоприятные условия для саморазвития и самореализации субъектов учебно-воспитательного процесса и не только обеспечивает условия для профессионального развития других, но и сам приобретает профессионализм.

Функция фасилитации - объединение тех, кто учит, и тех, кто учится.

Перечень мероприятий по реализации проекта «Школа фасилитации: управление групповой и проектной работой в педагогическом коллективе»

  1. Фасилитативное управление школой: поиск путей и методов работы.

Форма проведения: работа заместителей директора в фокус-группе.

Ответственный Удод В.В.

Результат: Формулировка проблемы и прогнозирования результатов

  1. Выставка акмеологических карточек учителей предметников, прошедших аттестацию в 2013 - 2014 учебном году.

Форма проведения: мастер - класс.

Ответственный Карачинцев В.М.

Результат: овладение современным алгоритмом фиксации уровня профессиональной компетентности

  1. Готовность педагога к внедрению инновационной проектной технологии.

Форма проведения: анкетирование учителей

Ответственный: Баняс Л.М.

Результат: выявление уровня осведомленности и мониторинг психологической готовности к внедрению проектной технологии

  1. Использование проектной технологии в воспитательном процессе с целью подготовки учащихся к жизни в современных условиях.

Форма проведения: круглый стол классных руководителей.

Ответственный: Бондаренко И.И.

Результат: внедрение воспитательных проектов

  1. Организация работы по подготовке учащихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, секциях МАН.

Форма проведения: мозговой штурм

Ответственный: Должикова С.А.

Результат: План работы ТГ, составление индивидуальной стратегии развития одаренного ученика

  1. Проектные технологии в начальной школе.

Форма проведения: мастер-класс

Ответственный Должикова С.А.

Результат: Методический кейс «Методы и технологии мастерства учителя»

  1. Педагогический совет «Гуманизация учебно-воспитательного процесса»

Ответственный Удод В.В.

Результат: фасилитативное обучение педагогических работников

  1. «Техника педагогического общения»

Форма проведения: тренинг

Ответственный Баняс Л.М.

Результат: фасилитативное обучение педагогических работников

  1. «Творческие способности и современные образовательные технологии»

Форма проведения: методический практикум

Ответственный: Руководители ШМО

Результат: Фасилитативное обучение педагогических работников

10. «Интерактивность на уроках и внеклассных мероприятиях»

Форма проведения: методический консилиум

Ответственный Бондаренко И.И.

Результат: фасилитативное обучение педагогических работников

11. «Я аттестуюсь»

Форма проведения: выставка

Ответственный Карачинцев В.М.

Результат: Распространение педагогического опыта

12. «Современный кабинет»

Форма проведения: Смотр-конкурс

Ответственный Должикова С.А., руководители ШМО

Результат: современное оснащение кабинетов

13. Заседание ШМУ. Первые шаги к личному банку идей

Форма проведения: методический диалог

Результат: Кейс молодого учителя «Мой первый опыт»

14.Расширенное заседание руководителей ШМО «Проведение предметных недель - путь к продуктивному обучению».

Форма проведения: аквариум, метод «плюс-минус».

Результат: аналитическая оценка, определение путей совершенствования мероприятий на следующий год

15. Проект «Выпуск методического вестника»

Форма проведения: работа творческой группы

Результат: информационно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса

16. Результативность управленческих решений

Форма проведения: круглый стол

Ответственный Удод В.В.

Результат: итоги, перспективный план

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Школа фасилитации предусматривает:

  • Фасилитативное общение: этика корпоративной культуры.

  • Фасилитативное воспитание: демократический стиль воспитания.

  • Фасилитативное взаимодействие: уважение друг к другу, доверительные отношения в коллективе (в группе).

  • Фасилитативное поведение: совокупность действий, поступков с учетом

прав и свобод человека.

  • Фасилитативний подход: совокупность способов, приемов рассмотрения

чего-либо на основании корпоративного обучения и самообразования.

Администрация школы в течение 2013 - 2014 учебного года реализовала принципы фасилитативного поведения для мотивации педагогического коллектива к внедрению инновационных идей (приложение)

Административная команда школы выяснила, что интенсификация управления и повышение качества труда персонала возможны только в результате применения принципиально новых подходов к работе с кадрами и использования новых персонал-технологий. Одной из таких новых технологий работы с персоналом является фасилитация.

Фасилитация - процесс, когда специалист, удовлетворяющий всех участников группы, нейтральный, без права принимать решения (фасилитатор), помогает группе улучшить способы идентификации проблем, их решений и т.п. путем организации конструктивной совместной деятельности. Фасилитатор повышает эффективность групповой деятельности за счет улучшения процесса совместной работы.

Этапы фасилитации: определение проблемы; выявление причины, вызвавшей проблему; генерация альтернативных решений; оценка решений; выбор лучшего решения; выработка плана по реализации лучшего решения; осуществление действий.

Фасилитация постепенно вытесняет такие широко практикуемые, но недостаточно продуктивные способы решения проблем, как спор, дискуссия, простой обмен мнениями, административное решение, волевой приказ. В принципе, фасилитация - это не что иное, как эффективная технология решения проблем групповой работы.

Фасилитация - это организация в группе процесса коллективного решения проблем, которым руководит фасилитатор (ведущий, председательствующий).

Ведущие ситуации, когда потребность в фасилитаторе является насущной:

1. Наличие различных позиций, взглядов на проблему.

2. Пассивность группы.

3. Необходимость решения новых, нестандартных задач.

4. Присутствие между членами группы недоверия, страха манипуляции.

Руководитель может исполнять роль фасилитатора во время бесед, совещаний, собраний, в которых он участвует. Навыки фасилитации могут быть применены в групповой и командной работе, в управлении людьми, во время проведения совещаний и собраний, при управлении процессами и изменениями.

Стратегия развития Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней № 50 предполагает следующие этапы построения модели новой школы

  1. Школа динамического развития, 2011 - 2014 г.

  2. Адаптивная школа, 2015 - 2016 г.

  3. Эффективная школа, 2017-2019 г.

В рамках проектирования новой модели школы и в следствии реализации проекта «Школа фасилитации» в МОШ № 50 созданы и успешно работают творческие лаборатории:

  • Начальная школа «Мир проектов» - модераторы Левашова Л.А., высшая категория, учитель-методист, Волгина Е.А., высшая категория, Головня Н.Н., высшая категория, старший учитель, руководитель методического объединения

  • Основная школа (5-9 классы) «Территория диалога» - модераторы Самойлова Н.Н., первая категория, Рублева Е.С., первая категория, Ефанова Т.С., высшая категория

  • Старшая школа (10-11 классы) «TERRA INCOGNITA» - модераторы Жихарева В.Н., высшая категория, учитель-методист, Лазник Р.П.,высшая категория, учитель-методист, Качковская Н.И., высшая категория, учитель-методист

  • Административная команда «Руководство к действию» - модератор директор Удод В.В.

Таким образом, школа идет по пути набора характеристик эффективности. В рамках этого процесса можно говорить о понятии «улучшающаяся школа», когда предусматривается завершение строительства трехуровневой конструкции:

Школа динамического развития - Адаптивная школа - Эффективная школа.

Новая школа предполагает современную парадигму педагогического взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Следовательно, перед администрацией общеобразовательного учреждения встают новые задачи по формированию педагогического коллектива, способного к инновационной деятельности в новых социальных условиях.




ПРИЛОЖЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ «ФАСИЛИТАТИВНОЕ РУКОВОДСТВО ШКОЛОЙ: ПОИСКИ И НАХОДКИ »

Взаимодействие - процесс влияния различных объектов (субъектов) друг на друга, во время которого возникает их взаимообусловленность и связь.

Качество образовательной деятельности - совокупность характеристик системы образования и ее составляющих, которая определяет ее способность удовлетворять установленные и предвиденные потребности отдельного лица или (и) общества

Коммуникация - фундаментальный признак человеческой культуры, которая заключается в общении людей на основании обмена информацией.

Консультирование - организованное взаимосвязанное действие между консультантом и клиентом, направленное на решение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность определенного специалиста или организации в целом.

Мониторинг - непрерывное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или тенденциям развития.

Мотивация - система мотивов, которая определяет конкретные формы деятельности и поведения человека

Опыт - совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков; вся совокупность чувственного восприятия, приобретенного в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Объект - то, что существует на самом деле независимо от сознания человека; то, на что направлено определенные действия, внимание и тому подобное; предмет.

Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, которая обозначает высокую профессиональную квалификацию и компетентность, наличие различных навыков и умений, владение соответствующими алгоритмами и способами решения профессиональных задач, позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной производительностью.

Профессионализм управленческой деятельности руководителя школы - совокупность компетентностей, сформированных в последипломном педагогическом образовании, которые позволяют субъекту (руководителю школы) профессионально осуществлять управленческую деятельность в современных социально-экономических условях с учетом особенностей объекта управления, связанных с решением педагогических задач (обучением, воспитанием и развитием личности учащихся)

Рефлексия - самоанализ, осмысление человеком предпосылок, закономерностей и механизмов собственной деятельности, социального и индивидуального способа существования.

Стиль руководства - особенности взаимодействия руководителя с коллективом, сформированные под влиянием объективных и субъективных условий управления, а также индивидуально-психологических особенностей руководителя.

Субъект - лицо, группа лиц, организация и т.п., которым принадлежит активная роль в определенном процессе, действии.

Фасилитативная компетенция руководителя - способность руководителя развивать педагогическое творчество, генерировать новые идеи, находить единомышленников, внимательно относиться к потребностям участников учебно-воспитательного процесса и обеспечивать условия для их развития и самореализации; способность направлять творческую деятельность педагогов на создание оригинальной образовательной практики (педагогической системы школы).

Фасилитация - стиль педагогического общения, который предусматривает облегчение взаимодействия при совместной деятельности; ненавязчивая помощь группе или отдельному человеку по решению проблем.



12


© 2010-2022