Проект Чтобы помнили, чтобы поняли

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МПроект Чтобы помнили, чтобы понялиуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» п. Пионерский»










ПРОЕКТ



Проект Чтобы помнили, чтобы поняли


























2015 г.


«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, о наших памятниках,

литературе, языке, живописи...

Народные отличия сохранятся,

если мы будем озабочены воспитанием

души, а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв

Направление проекта: Национальные традиции русского народа.

Актуальность:

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.

Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством гармоничного построения целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.

Стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому.

«Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство.

Ведь детство - это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители заняты с утра до вечера повседневными делами, им некогда рассказать малышу сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх, бесконтрольном просмотре телевизионных передач, практически не посещают музеи.

Таким образом, в связи с актуальностью данной проблемы определена тема проекта: «Чтобы помнили, чтобы поняли».

Паспорт проекта


Тип проекта

Познавательный, творческий, межгрупповой

По характеру участия ребенка в проекте: Ребенок - участник

По характеру контактов: Осуществляется в ДОУ в контакте с семьей, учреждениями культуры (открытый проект)

По продолжительности: Средней продолжительности

По типу объекта: Социальный

Участники проекта

Педагоги детского сада, дети, родители, социум (библиотека, Дом Культуры «Импульс»)

Сроки реализации

Март-апрель 2015 г.

Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством, традициями русского народа?

Цель проекта:

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Пробудить интерес к истории и культуре России.

  • Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.

  • Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.

  • Формировать чувство национального достоинства.

  • Формировать нравственные качества дошкольников.

  • Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций семейного опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной обстановки с предметно-развивающей средой.

Ожидаемые результаты

  1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

  2. Формирование чувства национального достоинства.

  3. Расширение кругозора детей и родителей.

  4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению детей к русской национальной культуре.

Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:


  1. Создание атмосферы национального быта.

  2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.

  3. Знакомство с народным искусством русского народа.

  4. Знакомство с русскими народными играми.


Формы совместной деятельности

Дети

Педагоги

Родители

  • Беседы

  • Чтение сказок, потешек

  • Разучивание народных игр

  • Непосредственно образовательная деятельность

  • Разучивание пословиц и поговорок

  • Выполнение творческих заданий

  • Досуги и развлечения

  • Художественная деятельность

  • Театральная деятельность


  • Мастер-класс

  • Презентация

  • Выступление

  • Фоторепортаж

  • Предоставление информации на сайте ДОУ

  • Оформление тематического альбома

  • Подборка загадок, потешек, пословиц

  • Оформление предметно-пространственной среды

  • Оформление выставки

  • Оформление папки-передвижки

  • Оформление демонстрационного материала

  • Разработка сценария мероприятия

  • Изготовление костюма, головного убора

  • Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности

  • Изготовление кукольного театра

  • Индивидуальные беседы

  • Подготовка и участие в досугах и развлечениях

  • Консультация

  • Участие в проведении занятий

  • Участие в конкурсе

  • Участие в создании предметно-пространственной среды

  • Участие в выставке семейного творчества

  • Оформление фотоальбома

  • Оказание помощи в создании костюмов

  • Оформление семейного генеалогического древа

  • Изготовление пособий, дидактических игр

  • Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности


Проект построен на следующих положениях:

  1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

  2. Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.

  3. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.

  4. Тактика деятельности взрослого и ребенка - сотрудничество. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию - исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.


Этапы реализации проекта


Мероприятия

Ответственный

Ожидаемый результат

Подготовительный этап

Изучение, анализ, подбор педагогической, методической литературы

Педагоги ДОУ

Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме

Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду

Педагоги ДОУ

Создание предметно - пространственной среды

Оформление «Уголка народного творчества» в группах

Воспитатели групп

Родители

Разработка диагностического материала по определению уровня развития детей

Юмина Л.Л.,

зам.зав. по ВМР

Разработка диагностического материала

Разработка тематических занятий (мероприятий) по приобщению детей к истокам русской культуры

Педагоги ДОУ

Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

Подборка фольклора (пословицы, поговорки, загадки о Родине, семье, дружбе)

Иванова Е.С., воспитатель

Эссаулова О.СЧ., воспитатель

Изготовление папки, мультимедийной презентации

«Русский народный костюм»

Калинина Л.Д., воспитатель

Чеснова Т.И., воспитатель

Мини-проект: «Русские народные танцы»

Жукова Н.Ю., ПДО

Изготовление папки, мультимедийной презентации

«Игры в русской избе»

Арихина Л.А., воспитатель

Патлина И.А., воспитатель

Оформление выставки народных музыкальных инструментов

Музыкальные руководители:

Карманова Т.К., Матвеева З.Ш.

Изготовление папки-передвижки

«Народная игрушка»

Алексеева С.А., воспитатель

Степанова Т.А., воспитатель

Оформление альбома «Русский головной убор»

Радостева Е.В., воспитатель

Шевелева О.Г., воспитатель

Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

Разработка мультимедийной презентации

«Народные праздники»

Музыкальные руководители: Карманова Т.К., Матвеева З.Ш.

Изготовление папки-передвижки, мультимедийной презентации

«Русские народные игры»

Мейлинг Н.Н., инструктор по физической культуре

Мини-проект:

«Русские народные игры»

Малышев В.И., инструктор по физической культуре

Мини-проект «Русские мотивы»

  • Изготовление папки по декоративно-прикладному искусству («Дымка», «Гжель», «Хохлома», «Жостов»)

  • Оформление уголка «Декоративно-прикладное искусство»

Дерун М.В., ПДО

Подборка раскрасок (декоративно-прикладное искусство)

Романова С.А.,

зам.зав. по ВМР

Юмина Л.Л.,

зам.зав. по ВМР

Оформление папки «Художники-иллюстраторы детских книг»

Подбор дидактических игр, основанных на русском народном фольклоре: «Что лишнее?», «Собери орнамент», «Собери картинку», «Найди пару» и др.

Педагоги ДОУ

Изготовление:

  • настольного кукольного театра (по русским народным сказкам),

  • атрибутов для игр и драматизаций,

  • костюмов (масок)

  • дидактических игр

Педагоги ДОУ

Родители

Практический этап

Работа с педагогами

Консультация:

«Методы и приемы, способствующие художественно-эстетическому развитию детей»

Серебрякова Н.Н., воспитатель

Повышение профессиональной компетентности

Семинар-практикум:

«О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Юмина Л.Л.,

зам.зав. по ВМР

Методические рекомендации для педагогов

«Организации мини-музея в группе»

Романова С.А.,

зам.зав. по ВМР

Консультация - практикум:

«Управление художественно-эстетическим развитием дошкольников на основе создания эстетической развивающей среды»

Лобаева Н.В.,

педагог-психолог

Педагогический совет ««Формирование личности дошкольника в процессе ознакомления с искусством»

Карачарскова И.М., заведующий

Знание технологии, методики обучения детей в данном направлении

Представление опыта работы

Мастер-класс «Народное декоративно-прикладное искусство, как основной вид развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Дерун М.В., ПДО

Публикация на официальном сайте ДОУ

«Формирование духовно - нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуре»

Калинина Н.Е., воспитатель

Трансляция опыта работы

Фоторепортажи с мероприятий

Воспитатели групп, специалисты ДОУ

Работа с детьми

Театрализованная деятельность

(по русским народным сказкам)

Воспитатели групп

Осмысление детьми народного искусства.

Знание народных праздников, традиций.

Открытые мероприятия с приглашением родителей:

Развлечение «Посиделки в горнице»

Карманова Т.К., музыкальный руководитель

Родители

Развлечение «Мы водили хоровод»

Матвеева З.Ш., музыкальный руководитель

Родители

«Город мастеров» (рисование - дымковская роспись)

Баранова Н.В., воспитатель

Викторина по иллюстрациям Е.М. Рачева к русским народным сказкам (социализация)

Чеснова Т.И., воспитатель

«Украсим платок» (лепка)

Гулиева З.А., воспитатель

«При солнышке - тепло, при матушке - добро» (ознакомление с окружающим миром)

Иванова Е.С., воспитатель

«Русские народные сказки» (развитие речи)

Ерматова Л.П., воспитатель

«Русская матрешка» (рисование)

Янцева Л.Н., воспитатель

«Ладушки в гостях у бабушки»

(развитие речи)

Калинина Л.Д., воспитатель

«Русский головной убор»

(ознакомление с окружающим миром)

Шевелева О.Г., воспитатель

«Не красна изба углами, а красна пирогами» (лепка)

Эссаулова О.С., воспитатель

Досуг: «За околицей»:


  • Русские народные игры

  • Викторина «Знатоки русского фольклора» (пословицы и поговорки, народные приметы)

  • Выставка «Народная игрушка» (родители)

  • «Кадриль» (родители)

  • Конкурс частушек

  • Выставка декоративно-прикладного творчества

Воспитатели:

Данилко Н.А,

Шацкова Л.А.,

Арихина Л.А.,

Ильчик Г.Т.,

Никитина Т.Н.

Музыкальные руководители: Карманова Т.К.,

Матвеева З.Ш.

ПДО:

Жукова Н.Ю.,

Дерун М.В.

Инструктора по физической культуре:

Малышев В.И., Мейлинг Н.Н.

Работа с родителями

Консультация

«История народной игрушки»

Алексеева С.А., воспитатель

Педагогическое сопровождение родителей по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс

Конкурс:

«Русская народная игрушка»

Карачарскова И.М., заведующий

Совместное творчество:

Изготовление книги «Калейдоскоп сказок»

Воспитатели:

Ерматова Л.П., Канищева С.В.

Совместное творчество:

Изготовление книжки-малышки по сказке «Три поросенка»

Воспитатели:

Калинина Н.Е.,

Данилко Н.А.

Стендовая информация «Классификация традиционных (народных) игр» (разработка буклета)

Баранова Н.В., воспитатель

Обобщающий этап

Выставка

«Народная игрушка», изготовленная руками родителей

Романова С.А,

зам.зав. по ВМР

Юмина Л.Л.,

зам.зав. по ВМР

Презентация методических разработок

Воспитатели, специалисты ДОУ

Совместная подготовка и проведение досуга «За околицей»:


  • Русские народные игры

  • Викторина «Знатоки русского фольклора» (пословицы и поговорки, народные приметы)

  • «Кадриль» (родители)

  • Конкурс частушек

Воспитатели:

Данилко Н.А,

Шацкова Л.А.,

Арихина Л.А.,

Ильчик Г.Т.,

Никитина Т.Н.

Музыкальные руководители Карманова Т.К., Матвеева З.Ш.

ПДО:

Жукова Н.Ю.,

Дерун М.В.

Инструктора по физической культуре:

Малышев В.И., Мейлинг Н.Н.

Родители

Вывод:

Вся работа, выстроена в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о русской народной культуре.


Результатами проведенной работы являются:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

  2. Умение играть в русские народные подвижные игры. Использование считалок.

  3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

  4. Осмысленное и активное участие детей в тематических мероприятиях (пение песни, исполнение частушки, чтение стиха, отгадывание загадки).

  5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

  6. Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

  7. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.







Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

  1. О.П. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» М.: Просвещение, 2002

  2. Е.С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

  3. Л.Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

  4. Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

  5. М.Д. Маханева «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

  6. Н.Г. Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

  7. И.В. Жирякова «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

  8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

  9. О.В. Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» Ребенок в детском саду №2, 2006

  10. Материалы Интернет.

Материально-техническое:

  1. Подбор исторической литературы.

  2. Подбор произведений русского народного творчества.

  3. Подбор и оформление наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).

  4. Подготовка разного вида бросового материала.

  5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

  6. Дидактические игры.

  7. Выставки книг, рисунков, поделок.

  8. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

  9. Оформление уголков народного творчества.

  10. Изготовление костюмов.

  11. Оформление методических пособий.

  12. Оформление предметно-пространственной среды.


© 2010-2022