Программа развития инклюзивной компетентности учителей в процессе внутришкольного повышения квалификации

Проблемы, связанные с инклюзивным образованием, становятся одним из значимых государственных приоритетов в современном российском обществе. Зарубежная и отечественная практика свидетельствуют, что инклюзивное обучение способствует развитию гуманистической позиции ребенка, обогащает его социальный опыт, стимулирует развитие толерантности, плюрализма.          Целью программы является создание условий для развития инклюзивной компетентности педагогов, вовлечение их в инновационную деятельность.  ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа развития инклюзивной компетентности учителей в процессе внутришкольного повышения квалификации


Проблемы, связанные с инклюзивным образованием, становятся одним из значимых государственных приоритетов в современном российском обществе. Зарубежная и отечественная практика свидетельствуют, что инклюзивное обучение способствует развитию гуманистической позиции ребенка, обогащает его социальный опыт, стимулирует развитие толерантности, плюрализма.

Целью программы является создание условий для развития инклюзивной компетентности педагогов, вовлечение их в
инновационную деятельность.

К задачам, которые необходимо решить в ходе реализации относятся:

  • решить ряд проблем с разными позициями членов общества,

  • исправить неготовность учителей к осуществлению своей профессиональной деятельности в новых условиях,

  • дать возможность учителю обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности.

Средствами обеспечения данной программы являются программы обучающих семнаров и работы администрации по обеспечению условий.


Внедрение программы по развитию инклюзивной компетентности
учителей включает в себя 4 уровня:

Уровни рассмотрения

Структура компетентности

Ключевые содержательные компетенции

Ключевые функциональные компетенции

Общая компетентность человека

Ценностно-смысловая

Общекультурная

Интеллектуальная

Информационная

Личностного самосовершенствования

Образовательная

Коммуникативная

Социально-профессиональная

Социально-ролевая

Профессиональная компетентность педагога

Ценностно-мотивационная

Культурологическая

Интеллектуально-педагогическая

Информационная

Профессионально-личностного самосовершенствования

Операционные:

Диагностическая

Прогностическая

Конструктивная

Организационная

Коммуникативная

Технологическая

Коррекционная

Исследовательская

Специальная профессиональная компетентность

Мотивационная

Когнитивная

Рефлексивная

Операционные

Частные профессиональные компетентности

Мотивационная

Когнитивная

Рефлексивная

Операционные

В процессе изучения психологических дисциплин происходит формирование у учителей как универсальных (ключевых), так и специальных компетенций. К универсальным компетенциям относятся:

  • коммуникативные, включающие способность к письменной и устной коммуникации, умение работать в команде, способность к кооперации и другие;

  • компьютерные ‒ умение находить и анализировать информацию из различных источников, грамотно использовать средства электронного обучения;

  • организаторские и управленческие компетенции (лидерство, способность к рефлексии, к критике и самокритике и другие);

  • гностические (владение методами анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, переработки информации и другие).

К собственно психологическим компетенциям относятся:

  • диагностические (способность выбрать, адаптировать диагностический инструментарий, провести диагностику, интерпретировать ее результаты);

  • проективные (способность разрабатывать и осуществлять различные типы проектов, адаптировать учебное содержание к возрастным, индивидуальным, личностным особенностям школьников, учитывая состояние его психического и физического здоровья);

  • исследовательские (способность проводить психолого-педагогические исследования в различных контекстах);

  • конфликтологические (способность предупреждать конфликты между различными субъектами образовательного процесса в инклюзивной среде, переводить деструктивные конфликты в конструктивные);

  • прогностические (умение предвидеть результаты образовательного процесса для отдельных учащихся, прогнозировать способы их реагирования в различных педагогических ситуациях);

  • психокоррекционные (готовность целенаправленно исправлять недостатки психического и личностного развития).

В формировании психолого-педагогической компетентности выпускников университета особую роль играет когнитивный компонент:

  • совокупность знаний по общей, возрастной, социальной, педагогической, специальной психологии, а также собственный опыт использования психологического знания при проектировании инклюзивной среды.

Исходя из того, что инклюзивное образование пока не введено в широкую практику образовательных организаций, но закреплено законодательно, а работающие учителя не обладают высоким уровнем развития инклюзивной компетентности, представляется
целесообразным включение данной программы в программы курсов повышения квалификации на внутришкольном уровне и на более
крупном, как модуля для отработки компетенций в условиях
реализации инклюзивного образования.



Система развития инклюзивной компетентности учителей включает в себя следующие виды обучения:

  • самостоятельные исследовательские проекты;

  • пересмотр существующих программ;

  • разработка поурочных планов;

  • проблемные лекции;

  • семинары;

  • дискуссии;

  • ситуативно-ролевые игры;

  • изучение модулей:

  • представления об инвалидности: непосредственно разбираемся с тем, что означает «иметь ограниченные возможности»;

  • освоение новых тем: методики и инструменты для инклюзивных классов;

  • эффективное сотрудничество с родителями и семьей.

В результате апробации данной программы учителя должны овладеть следующими компетенциями:

  • Положительное отношение к людям с особыми потребностями и готовность работать с ними,

  • Знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах,

  • Знакомство с проблемами семей, воспитывающих «особых» детей, и стратегиями сотрудничества с родителями,

  • Разработка учебных планов для инклюзивных классов,

  • Знание вспомогательных технологий,

  • Навыки поведенческих методик работы с «особыми» детьми для подкрепления хорошего поведения.


© 2010-2022