Дополнительная образовательная программа Здоровье

Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, школа имеет недостаточно опыта по ведению систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни, начатая в гимназии в 2010 году.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Тульской области

Алексинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ГИМНАЗИЯ № 13»

301361 Россия, Тульская область г. Алексин, ул. Ленина 20, тел. (48753) 4-23-43

Утверждено

решением педагогического совета

МБОУ «Гимназия № 13»

протокол № _____ от ____________

Директор МБОУ «Гимназия № 13»

_______________ Н.Н. Банников

Дополнительная образовательная программа Здоровье


Комплексная программа

«ЗДОРОВЬЕ»

Срок реализации: 2014 - 2017гг

Дополнительная образовательная программа Здоровье







Алексин - 2014

Пояснительная записка


Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, школа имеет недостаточно опыта по ведению систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни, начатая в гимназии в 2010 году.

По данным Минздрава России, в стране лишь 14% здоровых детей, 35% больных и 51% с различными отклонениями в здоровье. Ученые полагают, что многие факторы риска, создающие психоэмоциональное напряжение, обусловлены технократическим развитием нашего государства, когда все внимание уделено развитию техники, а человек остается без необходимой защиты.

Факты говорят о том, что в стране наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки в наше время по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 60-х годов XX века. Акселерация заменяется деселерацией, отставанием психофизического развития организма от паспортного возраста. Болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 3-4 раза. При этом регулярными занятиями спортом охвачено не более 10% молодежи.

Поскольку специалисты показали, что одной из причин физической деградации подрастающего поколения, ухудшения его здоровья является хронический дефицит двигательной активности, для решения задачи формирования здорового образа жизни школьников, педагогический коллектив гимназии решил продолжить работу по реализации комплексной программы «Здоровье».

Дети проводят в гимназии значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

Программа «Здоровье» разработана педагогическим коллективом МБОУ «Гимназия №13» на 2014-2017 годы. В Программе отражены цели, задачи, мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование у них здорового образа жизни, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел «Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год.

Цели и задачи программы.


Цели:

1. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся гимназии.

2. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у учащихся отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.

3. Расширение и разнообразие взаимодействия гимназии, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

Задачи:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

  2. Освоение педагогами гимназии новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

  3. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

  4. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  5. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

  7. Посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.

Анализ уровня здоровья и здорового образа жизни.


Школьный период формирует здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья учащихся не утешительна. Конечно, многое зависит от условий жизни в семье, от родителей, но и образовательное учреждение должно заниматься укреплением здоровья учащихся, так как в гимназии они проводят значительную часть дня. Надо отходить от усредненного подхода к индивидуальному подходу, минимизирующему риски для здоровья в процессе обучения.

В гимназии функционирует медицинский кабинет, который оснащен мебелью и необходимым медицинским оборудованием. Медицинской сестрой гимназии ведется мониторинг числа детей, относящихся к различным группам здоровья, группам для занятий физической культурой, так и мониторинг хронических заболеваний.

Диспансеризация учащихся


Заболевания

2011 - 2012

2012 - 2013

2013 - 2014

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Бронхиальная астма

2

0,3

2

0,3

2

0,3

Заболевания почек

6

1

20

3,4

22

3,9

ВСД

10

1,7

5

0,9

5

0,9

Заболевания сердца

21

3,5

15

2,6

13

2,3

Заболевания печени, ЖВП

2

0,3

5

0,9

4

0,7

Хронические заболевания бронхо-легочной системы

5

0,8

2

0,3

2

0,3

Сахарный диабет

2

0,3

1

0,2

2

0,3

Заболевания щитовидной железы

2

0,3

3

0,5

3

0,5

Заболевания желудка

2

0,3

8

1,4

6

1,05

Ожирение

5

0,8

7

1,2

5

0,9

Прочие заболевания

19

3,2

33

5,7

29

5,1

Всего

76

12,7

101

17,4

93

16,3

Состояние здоровья учащихся

Учебный год

Состояние (%)

2011 - 2012

2012 - 2013

2013 - 2014

% хронических больных

12,7

17,4

16,3

% здоровых детей

87,3

82,6

83,7

Отклонения в физическом развитии


Виды отклонений

2011 - 2012

2012 - 2013

2013 - 2014

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Понижение слуха

-

-

-

-

-

-

Острота зрения

81

13,5

83

14,2

87

15,2

Сколиоз

20

3,3

2

0,3

1

0,2

Нарушение осанки

10

1,7

16

2,7

10

1,8

Дефекты речи

-

-

-

-

-

-

Плоскостопие

6

1

6

1,03

4

0,7

Всего

117

19,5

107

18,2

92

16,1

Динамика травматизма


Виды травм

2011 - 2012

2012 - 2013

2013 - 2014

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Переломы

7

1,7

1

0,2

2

0,3

Ушибы







Раны







Укусы







Растяжения







Вывихи







Сотрясения







Ожоги







Всего

7

1,7

1

0,2

2

0,3

Распределение учащихся по группам здоровья в 2013 - 2014 учебном году

№ п/п

I ступень

II ступень

III ступень

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1

132

23,1

25

4,4

8

1,4

2

117

20,5

244

42,7

42

7,4

3

2

0,3

4

0,7

1

0,2

4

-


-


-


Распределение учащихся по группам физического воспитания в 2013 - 2014 учебном году


Группа ФВ

I ступень

II ступень

III ступень

Основная

220

245

37

Подготовительная

18

23

13

Специальная

9

6

1

Мониторинг состояния здоровья учащихся


Сопротивляемость организма (иммунной защиты и резистентности организма)

2011 - 2012

2012 - 2013

2013 - 2014

чел.

чел.

чел.

Простудные заболевания

ОРВИ

Кол-во случаев

98

82

87

Кол-во детей

715

526

517

ОРЗ

Кол-во случаев

10

-

-

Кол-во детей

37

-

-

Грипп

Кол-во случаев

-

-

-

Кол-во детей

-

-

-

Бронхит

Кол-во случаев

15

8

12

Кол-во детей

149

72

123

Трахеит

Кол-во случаев

10

13

15

Кол-во детей

83

85

91

Тонзиллит

Кол-во случаев

6

2

2

Кол-во детей

42

16

15

Фарингит

Кол-во случаев

61

49

53

Кол-во детей

384

369

377

Пневмония

Кол-во случаев

4

2

7

Кол-во детей

48

45

61

Ангина

Кол-во случаев

3

-

-

Кол-во детей

19

-

-

Ринит

Кол-во случаев

4

15

18

Кол-во детей

19

75

56

Ларингит

Кол-во случаев

2

-

-

Кол-во детей

11

-

-

Итого

Кол-во случаев

213

171

194

Кол-во детей

1507

1188

1240

Прочие

Кол-во случаев

59

34

32

Кол-во детей

162

214

183

Часто болеющие дети (ЧБД)

Количество

179

138

126

%

29,8

23,7

22,1

Диспансерно болеющие дети (ДБД)

Количество

80

115

96

%

12,7

21

16,8

Общие число заболеваний

Количество

272

205

226

%

44,8

35,1

39,6

Дети инвалиды

2011 - 2012

2012 - 2013

2013 - 2014

4

6

6

Нормативно-правовая база:

  • Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

  • Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

  • Федеральный закон №38 -ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)» (ред. от 31.12.2014 г).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

  • СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ»

  • СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

Функции различных категорий работников школы

Функции медицинской службы школы:

  • проведение диспансеризации учащихся школы;

  • медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

  • вакцинация учащихся с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся гимназии;

  • выявление учащихся специальной медицинской группы.

Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

  • организация и контроль уроков физкультуры;

  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

  • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;

  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

  • организация работы психологической службы в школе.

Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

  • организация и проведение профилактических работы с родителями;

  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Участники программы:

  • учащиеся

  • педагогическое сообщество

  • родители

  • социальные партнеры (МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1», МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2», МБОУ ДОД «ДЮСШ № 3 «Атлет»», ГУЗ «Тульская областная клиническая психиатрическая больница № 1 им. Н.П. Каменева» (алексинский филиал), Алексинский УФСКН России по Тульской области, ПДН МО МВД России «Алексинский», ОГИБДД МО МВД России «Алексинский», МБУК «АЦБС» имени князя Г.Е. Львова, ГУЗ «АРБ № 1 им. проф. Снегирева», МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», школьная столовая.

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап - подготовительный (2014 - 2015гг.):

  • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;

  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;

  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап - апробационный ( 2015 - 2016гг.):

  • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;

  • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;

  • выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап - контрольно-обобщающий (2016 - 2017гг.):

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;

  • коррекции деятельности.

Модель личности ученика.

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам гимназии необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика:

Модель выпускника первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения

Модель выпускника третьей ступени обучения

- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;

- владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.

- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;

- владение основами личной гигиены и здорового образа жизни;

- знание основ строения и функционирования организма человека;

- знание изменений в организме человека в пубертатный период;

- умение оценивать свое физическое и психическое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;

- поддержание физической формы;

- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы,

выносливости, ловкости;

- гигиена умственного труда.

- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

- способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;

- гигиена умственного труда.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;

  • рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;

  • повышение приоритета здорового образа жизни;

  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.

Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

  • культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Методы контроля над реализацией программы:

  • проведение заседаний Методического совета школы;

  • посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;

  • создание методической копилки опыта;

  • мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в гимназии;

  • сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

  • контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

Основные направления деятельности программы:

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

  • проведение физкультминуток;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния гимназии;

  • планомерную организацию питания учащихся;

  • обязательное медицинское обследование.

Просветительское направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

  • пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;

  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

  • предупреждение проблем развития ребенка;

  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

  • развитие познавательной и учебной мотивации;

  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

  • совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;

  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются: общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

  • текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

  • режим дня, бытовые условия;

  • внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие медицинские технологии;

  • здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

  • здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

  • здоровьесберегающие экологические технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой ( обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях);

  • здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

Реализация основных направлений программы:

1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.

10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

12. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

Применение разнообразных форм работы:

Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;

  • определение группы здоровья;

  • учет посещаемости занятий;

  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;

  • динамические паузы;

  • индивидуальные занятия;

  • организация спортивных перемен;

  • дни здоровья;

  • физкульминутка для учащихся;

  • ФОК (для учащихся 1-х классов)

  • организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным пребыванием.

Урочная и внеурочная работа:

  • открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;

  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;

  • спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, бокс, легкая атлетика.

План деятельности по реализации программы

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки

Планируемый результат и выполнение

  1. Медицинское направление

1.1

Медико-педагогическая экспертиза

- анализ основных характеристик состояния здоровья детей в гимназии;

- выявление учащихся специальной медицинской группы;

- ведение строгого учета детей по группам здоровья.

медицинский работник

ежегодно

медицинские карты, листы здоровья в классных журналах

1.2

Проведение диспансеризации учащихся школы.

медицинский работник

ежегодно

1.3

Проведение медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов

медицинский работник

ежегодно

план медосмотров

1.4

Медосмотр учащихся гимназии, определение уровня физического здоровья.

медицинский работник

ежегодно

план медосмотров


1.5

Обеспечение и организация учащихся с согласия родителей (законных представителей).

медицинский работник

ежегодно

план прививок

1.6

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах

медицинский работник

ежегодно

классные журналы

1.7

Анализ случаев травматизма в гимназии.

медицинский работник, ответственный по охране труда

ежегодно

материалы отчетов


1.8

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

медицинский работник

ежегодно

материалы отчетов


1.9

Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

медицинский работник

ежедневно

1.10.

Проверка кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

проветривание; освещение; отопление; вентиляция; уборка

медицинский работник, ответственные за кабинеты

еженедельно

1.11.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиН)

заместитель директора по УВР

ежегодно

справка по оценке расписания

1.12.

Постоянный контроль за школьной столовой.

медицинский работник, директор, ответственный за организацию горячего питания

ежедневно


  1. Просветительское направление

2.1.

Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) по ЗОЖ.

заместитель директора по ВР, кл.руководители, соц.педагог,

педагог-психолог

в течение года

график проведения и тематика лектория

2.2.

Разработка системы обучения родителей (законных представителей) и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья учащихся.

администрация гимназии

ежегодно

план работы

2.3.

Вовлечение родителей (законных представителей) и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

администрация гимназии

ежегодно

план работы

2.4.

Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни»

заместители директора по УВР, ВР

2015- 2016гг.

протокол педсовета

2.5.

Организация просветительской работы с учащимися

заместитель директора по ВР, кл.руководители, соц.педагог,

педагог-психолог

ежегодно

план работы

2.6.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

заместитель директора

ежегодно

план работы

2.7.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

учителя - предметники

в течение года

планы уроков

  1. Психолого-педагогическое направление.

3.1.

Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

администрация гимназии,

педагог - психолог

ежегодно

план работы

3.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся:

- определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей;

- изучение психологических возможностей и готовности детей к школе.

педагог - психолог, классные руководители

ежегодно

диагностические исследования

3.3.

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

педагог - психолог, соц.педагог, члены ПМПк, школьный инспектор ПДН МО МВД

ежегодно

план работы

3.4.

Заседание ШМО классных руководителей по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»

заместитель директора по ВР

руководитель ШМО

2015 -2016гг.

протокол заседания

3.5.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

учителя-предметники

ежегодно


планы уроков


3.6.

Выявление группы риска по социальной дезадаптации, устранения негативного влияния.

кл.руководитель, педагог - психолог

ежегодно

план работы

  1. Спортивно-оздоровительное направление.

4.1.

Организацию спортивных мероприятий.

учителя физической культуры

педагог-организатор

ежегодно

план работы


4.2.

Разработка системы дополнительного образования, внеурочной деятельности, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся

заместитель директора по ВР

ежегодно


план работы кружков и секций


4.3.

Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров гимназии к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

заместитель директора по ВР

ежегодно


план работы


4.4.

Организация урока физической культуры с учётом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся

учителя физической культуры

ежегодно


планы уроков

  1. Диагностическое направление

5.1.

Мониторинг состояния здоровья детей.

медицинская сестра гимназии

ежегодно

результаты мониторинга




























Приложение 2.


Модель формирования здоровьесберегающей среды в гимназии

с учетом индивидуального подхода к учащимся


СУБЪЕКТЫ

Учащийся


Родители (законные представители)

Педагоги

Привлеченные специалисты и организации

ЦЕННОСТИ

Осознание причин своих личностных, и других переживаний, особенностей формирования межличностных отношений

Осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок, отношений, особенностей поведения и эмоционального реагирования ребенка

Открытие системы ценностей подростка внутреннего происхождения

Достижение соответствия между декларируемыми и реально-действующими ценностями

ЦЕЛЬ

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

ЗАДАЧИ

Осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни

Удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания

Сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и здоровьеформирующих технологий и стратегий

Формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний среды.

ФУНКЦИИ

Самореализации

Психофизиологическая

Эстетически-познавательная

Психотерапевтическая

АСПЕКТЫ

Личностный

Командный

Образовательный

Деятельностный

ФОРМЫ

Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции

РЕЗУЛЬТАТЫ

(с позиций трех уровней отношения обучающегося к своему здоровью)

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий

Позитивное отношение обучающегося

к себе, самоуважение

Формирование дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими

Включенность в культурно-оздоровительную деятельность



15


© 2010-2022