Методическая разработка занятия в Школе молодого учителя

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заместитель директора по УВР МБОУ школа № 9 г. Феодосия Балашова Е.Б.


Методическая разработка занятия Школы молодого педагога

« Урок и его анализ»

Цель: повышение профессионального мастерства, развитие навыков анализа и самоанализа.

Форма проведения: деловая игра.

Способ организации деятельности: групповая

Учебно-воспитательный процесс в школе начинается с урока. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе урока. Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.

Урок - не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности. И если мы хотим перевести нашу школу в режим развития, мы должны в совершенстве овладеть этим инструментом. В основе творческого труда учителя лежит, прежде всего, умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. Учиться самоанализу надо настойчиво и систематически. Сегодня мы сделаем первые шаги в этом направлении.

? С чего начинается урок /с постановки целей /

Задание 1. Эпиграф / Кто не знает, куда направляется, очень удивится,

что попал не туда./ ( М. Твен)

Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного. Я предлагаю вашему вниманию несколько общих задач урока, вы отнесите их к одной из составляющих триединую цель урока.

/Приложение 1/

Задание 2. (На доске надпись: Метод - способ достижения цели.)

Следующий шаг по достижению целей - отбор содержания, определение типа, методов и средств обучения. Остановимся на методах.

/Группам предлагается называть известные им методы /.

Методы обучения

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

  • По взаимодействию учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа

  • По характеру познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый

  • По мышлению: индуктивный, дедуктивный, традуктивный

Задание 3. Эпиграф: Любой конец зависит от начала.

Подготовительный этап проведен, приступаем непосредственно к уроку. Любой урок по любому предмету любого типа где бы он не проводился, начинается с предварительной организации класса. Как говорят: «Любой конец зависит от начала».

А) Раскройте задачу этого этапа и из каких моментов на ваш взгляд он должен состоять.

В) Произнесите слово « здравствуйте» с различными оттенками: страха, радости, удивления, упрека, безразличия.

Задание 4 . Эпиграф: Задаешь на дом- проверяй, не проверяешь- не задавай.

Следующий этап - проверка домашнего задания

Часто на уроке можно наблюдать ситуацию: учитель спрашивает: «С домашним заданием справились ?. Кто не справился - поднимите руки. Таких нет, очень хорошо, идем дальше».

А) Какую грубую ошибку допустил учитель?

В) Назовите способы проверки домашнего задания.

Задание 5. Каждому МО было дано задание подготовить фрагмент урока на этапе объяснения нового материала, или формирование умений и навыков, или всесторонней проверки знаний, актуализации опорных знаний. Представители одного МО показывают фрагмент, другие анализируют.

Задание 6. ( плакат с рисунком: лошадь с телегой мчатся на огромной скорости, теряя поклажу).

Следующий этап - закрепление нового материала. Докажите важность этого этапа.

Задание 7. На видео демонстрируется фрагмент задавания на дом (учитель со звонком, второпях записывает дом. зад., ученики не слушают, собирают принадлежности).

А) Проанализируйте ситуацию.

В) Сформулируйте правила задавания на дом.

/ Приложение 5 /.

Мы рассмотрели некоторые этапы комбинированного урока. Совсем не обязательно, чтобы в каждом комбинированном уроке было именно такое количество этапов и располагать их именно в такой последовательности. Все зависит от замысла учителя, от класса, учеников. Все это создает бесконечное многообразие, возможности для творчества. Помните, что: «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд». / В.А. Сухомлинский.

Приложение.


Цели урока, которые необходимо объединить в группы: обучающие,

развивающие, воспитывающие:


1.Учить и научить ученика самостоятельно добывать знания.

2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями:

полноту, глубину, осознанность, системность, гибкость, прочность.

3. Формировать навыки, умения.

4. Учить анализировать.

5. Учить выделять главное.

6. Учить строить аналогии.

7. Учить объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

8. Учить обобщать и систематизировать.

9. Развитие воображения.

10. Развитие глазомера, ориентировки в пространстве.

11. Формирование активной познавательной деятельности.

12. Развитие нравственных качеств.

13. Развитие эстетического вкуса.

14. Формирование основных мировоззренческих идей.

КАК НАЧАТЬ УРОК?

Начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и провоцировать тягу к знаниям. Тяга к познанию естественна для человеческой природы. Убить ее могут только скучные учителя и нудные уроки. Как начать урок, чтобы сразу завладеть вниманием класса?

Методика преподавания и здравый смысл рекомендуют начинать урок следующими способами:

  • вопросы к классу по пройденным на предыдущих занятиях темам,

  • небольшая увлекательная игра по изученному материалу,

  • рассказ об интересном факте по теме ("информационная минутка"),

  • решение загадки, чтение подходящей пословицы или цитаты,

  • коллективная беседа, начинающаяся со слов "представьте, что вы...".

Рассмотрим их более подробно.

Способы, как начать урок

  • Задавайте классу вопросы, чтобы повторить изученное. Делать это нужно энергично и быстро, спрашивать только желающих, ставить пятерки самым активным. Ученики не должны бояться подобной формы работы, поэтому не ругайте их за ошибки или нежелание отвечать. Повышайте их мотивацию интересной и необычной постановкой вопросов. Если вы преподаете гуманитарные науки, сделать это очень просто. Проявите фантазию.


  • Придумайте короткую игру. Например, подготовьте викторину с познавательными вопросами, разделите класс на команды (лучше на две). Самых активных участников наградите хорошими оценками

  • Заранее найдите интересный факт по теме изучаемого материала. Это может быть факт из биографии ученого или писателя, необычное свойство предмета, растения, животного или вещества, неоднозначный вопрос, над которым до сих пор бьются ученые и не прекращаются споры. Можете принести фотографии, картинки или схемы, иллюстрирующие ваш рассказ. Не ограничивайтесь монологом. Вовлеките детей в активное обсуждение.


  • Найдите или придумайте загадку. Это оживит детей и послужит сигналом к началу умственной деятельности. Запишите на доске цитату по теме изучаемого материала, спросите мнение учеников о ней. Прочитайте пословицу или поговорку, попросите детей повторить ее.


  • Смоделируйте ситуацию. Заставьте учеников подключить воображение. Начните беседу со слов "представьте, что вы...". Далее возможны различные варианты в зависимости от урока. Если вы учитель литературы или истории, попросите детей представить себя великим писателем или императором, спросите, что бы они делали в той или иной ситуации. Если вы преподаете математику, поиграйте с цифрами. Если биологию, - пусть дети представят себя, например, гепардом и расскажут, как они добывают пропитание.

Главное - вовремя остановиться и перейти к серьезным упражнениям или к изучению нового материала. Важно заинтересовать детей, но не взбудоражить и не рассмешить. Чувствуйте настроение класса, не позволяйте ему переходить за грань. Дайте возможность высказаться каждому ученику, но не забывайте следить за бесценным временем урока.

Советы, как начать урок

  • не начинайте уроки одинаково, элемент неожиданности привлекает учеников,

  • улыбайтесь, заряжайте детей хорошим настроением, но не допускайте шуток,

  • оставьте проверку домашнего задания на середину или конец занятия,

  • не начинайте урок с самостоятельной работы, дети должны войти в рабочее состояние,

  • не отвлекайтесь на вопросы дисциплины,

  • все силы направляйте на то, чтобы разжечь интерес учеников к теме.

И помните: к любому, даже к самому сложному классу, можно найти свой подход, если захотеть.

Учителя, учитесь зажигать огонь в глазах своих учеников, и они отплатят вам за это вниманием и знаниями!

Способы проверки домашнего задания на уроке

Проверка домашнего задания - это обязательный элемент каждого школьного урока. Простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием. Именно поэтому сейчас учителя приходят к инновационным методам проверки.

Постановка неожиданных вопросов. Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.

Рецензирование устного ответа. Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

Диктант на основе домашнего упражнения. На уроках русского языка учитель может подготовить выборочный диктант, графический диктант, диктант с группировкой по орфограммам. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты.

Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями с соседом и проверяют правильность выполнения домашнего задания. После этого ученики ставят оценку по своему усмотрению и рассказывают о допущенных ошибках своего товарища, вынося на всеобщее обсуждение наиболее спорные моменты.

Краткий письменный ответ на вопрос. Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.

Проверка с помощью проектора. Текст заданного упражнения, примера или задачи проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки. Отметим, что перечисленные выше способы проверки домашнего задания на школьном уроке будут эффективными, если будут применяться комплексно и систематически.

Дискуссия

Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.


  • Вопрос автору (в форме интервью)

Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике - Исааку Нюьтону, по геометрии - Пифагору, по литературе - Федору Михайловичу Достоевскому.

  • Тематический кроссворд

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

  • Неожиданные вопросы

Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.

Опрос-светофор

В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого - с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная - о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый - «Хочу ответить!».

Солидарный опрос

Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант - ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.

  • Взаимный опрос

Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.

  • Программируемый опрос

В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.

  • Тихий опрос

Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

  • Опросная цепочка

Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.

  • Лист «защиты»

Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя - держать ситуацию под контролем.

  • Игра «Рисуем ответ»

Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.

  • Игра «Похлопаем-потопаем»

Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей - похлопать в ладоши, если же ответ неверный - потопать ножками. Эта игра - отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.

  • Командная игра «Что и почему?»

В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.

  • Игра «Семицветик»

Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.

  • Игра «Лови мяч»

Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.





© 2010-2022