• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ

ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ

Представленная Программа по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соеди...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Березовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

ПРОГРАММА

по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ

Утверждена Советом Учреждения

(протокол № _5_ от 02.09.2013 г.)




п. Монетный

2013

Паспорт
программы профилактики

Полное наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ

Основания для разработки Программы профилактики

  • Международная Конвенция ООН о правах ребенка

  • Конституция Российской Федерации

  • Гражданский кодекс Российской Федерации

  • Семейный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 21.05.1999г.

  • Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» №154 от 13.03.2002г.

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня 2009 г.)

  • ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» №114 - ФЗ от 25.07.02г.

  • Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95г. в редакции ФЗ от 28.08.04 г. №122 - ФЗ.

  • Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями на 1 декабря 2004 года)

  • Областной закон о профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области (Принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 3 декабря 1997 года)

  • Концепция государственной политики в Свердловской области в сфере профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

  • Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ.

  • Положение об организации и порядке ведения внутришкольного учёта в Березовской СКОШИ среди обучающихся, воспитанников и семей, находящихся в социально опасном положении.

Вид программы

Профилактическая

Описание проблемной ситуации, на решение которой направлена Программа


Высокий уровень правонарушений среди несовершеннолетних в Свердловской области:

- каждое восемнадцатое преступление в стране совершается несовершеннолетними;
- ежегодно органами полиции задерживается только в пьяном состоянии более 20000 несовершеннолетних

Участники Программы

- учащиеся;

- родители (семья);

- педагоги школы;

- межведомственные и общественные организации.

Цель Программы

Снижение уровня алкоголизма, наркомании, токсикомании и преступлений (правонарушений) среди учащихся.

Основные задачи программы

  1. Своевременное выявление, постановка на учет и последующая профилактика в отношении несовершеннолетних, совершающих правонарушение или склонных к их совершению.

  2. Предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних путем активного вовлечения несовершеннолетних в культурную, спортивную жизнь школы.

  3. Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни, профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков.

  4. Обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  5. Выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, профилактика экстремизма.

  6. Обновление содержания и форм профилактической работы в образовательном учреждении.

  7. Изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам. Формирование личной ответственности за свое поведение.

  8. Просвещение родителей по вопросам профилактики.

  9. Организация работы по проведению медицинского и правового лектория для учащихся школы.

  10. Разработка методических рекомендаций для педагогов по вопросам профилактики.

  11. Организация внеклассной и спортивно-оздоровительной работы в школе.

  12. Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного и ответственного поведения.

Научные, методологические и методические основания программы

В программе сделан акцент на:

- комплексный, системный подход, позволяющий исследовать профилактику правонарушений, безнадзорности и употребления психо-активных веществ несовершеннолетних, как много аспектную систему (А.В.Мудрик),

-личностно-ориентированный подход, нацеленный на улучшение положения ребенка и защиту его прав в соответствии с особенностями социального становления и существующими правовыми нормами (А.М.Нечаев), профилактическую работу с детьми «группы риска» (Л.В. Маленкова, С.В.Березин),

- концепции социально-психологических технологий (М.А. Галагузова).

Взаимосвязь указанных подходов строится на основе объединения теории и практики, что позволяет предположить практический результат данной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ и способствовать значительному снижению уровня алкоголизма, наркомании, токсикомании и преступлений (правонарушений) среди учащихся.

Обоснование необходимости реализации Программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач

Одна из основных причин преступности среди несовершеннолетних - социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях. Увеличение числа родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей. Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);

- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

- социально - демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);

- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость реализации программы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ.

Используемые методики, технологии, инструментарий

Для достижения положительного результата действия программы педагогический коллектив использует следующие методики и технологии:

- семинары;

- конференции;

- лектории;

- диспуты;

- просмотр видеоматериалов, кинофильмов;

- игры;

- тренинги;

- экскурсии.

- встречи:

а) с медицинскими работниками учреждений города;

б) с работниками правоохранительных органов;

в) с духовными наставникам;

г) с родителями учащихся школы;

- статьи в школьной прессе, на сайте ОУ;

- Дни здоровья;

- классные часы.

Методы и приемы, используемые в работе:

- метод личного примера;

- метод убеждения;

- метод поощрения;

-соревнования, конкурсы, коллективная творческая деятельность;

- беседа, индивидуальное консультирование.

Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

Без ограничений

Обеспечение гарантии прав участников программы

Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы


1. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

-директор школы, заместители директора по учебной и воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, медицинские работники, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, ПМПк;

- представители правоохранительных органов;

- представители общественных организаций.

2. Финансовое обеспечение

Программа реализуется за счет средств школы и спонсорских вложений.

Сроки и этапы реализации программы

Сроки реализации программы: 02.09.2013-01.09.2016 г. г.

I этап. Подготовительный

- совершенствование нормативно - правовой базы;

- укрепление межведомственного сотрудничества;

- обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;

- поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность;

- создание системы внеурочной деятельности.

II этап. Внедрение

- оказание социально-педагогической, психолого-педагогической и медицинской поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения;

- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

III этап. Отслеживание и анализ результатов

- обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;

- соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами

- определение перспектив развития школы в этом направлении.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Снизится количество несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, различным видам зависимостям и другим формам негативного социального поведения на 20 %

  • На 100 % сократится количество учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.

  • Увеличится доля воспитанников, охваченных образовательными программами дополнительного образования, в том числе физкультурно-спортивной направленности (до 98% учащихся).

  • Повысится психолого-педагогическая грамотность родителей учащихся школы за счет вовлеченных в общешкольные мероприятия.

  • Повысится уровень профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам профилактической работы в целом, в том числе с неблагополучными семьями.

  • Увеличится на 15% количество специалистов (не педагогических работников), привлекаемых для профилактической работы.

  • Сохранится 100% охват учащихся профилактической работой.

  • Увеличится в 3 раза количество детей, привлекаемых к участию в творческих конкурсах, выставках, фестивалях.

  • Сохранится 100% уровень получения учащимися основного общего образования

  • Увеличится на 20% захват воспитанников социокультурной реабилитацией, спортивно-массовыми мероприятиями.

  • Увеличится на 20% количество воспитанников, оздоровившихся через различные формы отдыха и лечения.

  • Увеличится на 5% количество учащихся, трудоустроившихся в каникулярное время, в том числе через службу занятости населения.

  • Увеличится на 10% количество выпускников, поступивших в учреждения НПО по выбранным трудовым профилям.

  • Повысится уровень информированности учащихся, родителей, в том числе через сайт ОУ

  • Повысится количество и качество социального партнерства.

  • Повысится эффективность профилактической работы.

  • На 20% сократится численность семей и подростков, состоящих на внутришкольном учете.

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.

Управление и контроль хода реализации программы осуществляются школьным Советом по профилактике.

Координаторами программы являются классные руководители, воспитатели, учителя-предметники, педагог-организатор, педагог-психолог школы, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, медицинские работники.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

  • Количество учащихся, состоящих на всех формах учета.

  • Количество учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.

  • Количество учащихся, охваченных образовательными программами дополнительного образования, в том числе физкультурно-спортивной направленности.

  • Среднее количество родителей, приявших участие в одном общешкольном мероприятии.

  • Количество педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации, учувствовавших в семинарах, практикумах, круглых столах профилактической направленности, в том числе с неблагополучными семьями.

  • Количество специалистов, вовлеченных в профилактическую деятельность школы (нарколог, инспектор, гинеколог, и т.д.).

  • Количество воспитанников, принявших участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях.

  • Доля учащихся выпускного класса, получивших основное общее образование.

  • Количество воспитанников, охваченных социокультурной реабилитацией, спортивно-массовыми мероприятиями (в динамике за три последних года)

  • Количество воспитанников, оздоровившихся через различные формы отдыха и лечения (в динамике за три последних года).

  • Количество учащихся, трудоустроившихся в каникулярное время, в том числе через службу занятости населения.

  • Количество выпускников, поступивших в учреждения НПО по выбранным трудовым профилям.

  • Количество статей с правовой и профилактической направленностью, размешенных на сайте ОУ, в школьной газете; тематических родительских собраний, круглых столов, консультаций, бесед, тренингов.

  • Количество социальных партнеров по направлению.

Разработчики программы

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся, воспитанников Берёзовской СКОШИ

Фамилия, имя, отчество; контактный телефон

Щербакова Людмила Евгеньевна, +7 (343969) 3-40-79

Web - портал; E - mail

berskshi.ucoz.ru; [email protected]

Документ об утверждении программы

























Введение

Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения - почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 8-10 лет.

В настоящее время распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения среди подростков увеличивается. Развитие данной эпидемии приводит к усугублению социальных проблем, в дальнейшем она может представлять собой угрозу экономической стабильности России. Дальнейшее развитие ситуации в этих направлениях будет означать социально-экономическую катастрофу, т.к. регулярное употребление наркотиков разрушает психическую и физическую систему человека, снижает его интеллектуальные ресурсы. Поэтому вопросы профилактики психоактивных веществ в учреждениях образования представляют собой одну из важнейших проблем воспитательной работы.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта - это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

Для решения общей задачи - борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы профилактики с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым школьники начинают употреблять наркотики, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира. Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.




Глоссарий


Психоактивные вещества (ПАВ)- химические и фармакологические средства, влияющие на физическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятс6 наркотические средства(наркотики), транквилизаторы, алкоголь, никотин, др. средства.

Наркотики-ПАВ, включенные в официальный перечень наркотических средств и психотропных веществ.

Злоупотребление ПАВ-употребление ПАВ без назначений врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Алкоголизм (хронический алкоголизм) - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Наркомания - заболевание. Обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.

Токсикомания - заболевание, характеризующееся влечением и привыканием и привыканием к приёму лекарственных средств и др. веществ, не относимых к наркотическим, сопровождающееся хронической интоксикацией, наличием синдромов психической и физической зависимости.

Реабилитация - процесс, в результате которого индивид с расстроенным психифизическим состоянием от употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ обретает оптимальное состояние здоровья, психологическое и социальное благополучие.

Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании - система мер, направленных на прекращение роста и снижение уровня потребления алкоголя, незаконного потребления наркотических, токсических, психотропных средств гражданами, проживающими на территории Краснодарского края; предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими алкоголь, наркотические средства, токсические, психотропные вещества, оказание им необходимой медицинской помощи.

Наркотическая служба - учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающие наркологическую помощь больным алкоголизмом. Наркоманией и токсикоманией.

Наркологическая помощь - комплекс мероприятий по профилактике, лечению, медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, осуществляемых специализированными учреждениями. Организациями в соответствии с лицензией на указанные виды медицинской деятельности; наркологическое заболевание (расстройство) - особое психофизическое болезненное состояние в результате токсического содействия больших доз алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, характеризующееся малообратимыми или необратимыми дефицитарными изменениями психики.

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.


Содержание программы


Основные направления программы:

• Профилактика употребления наркотических средств, работа по профилактике ПАВ с подростками.

• Профилактика правонарушений подростков, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

• Профилактика экстремизма и формирование толерантного поведения учащихся.

• Профилактика детского и подросткового суицида.

Методы:

• Методы формирования сознания личности (беседы, рассказ, внушение, пример)

• Методы организации деятельности (упражнение, приучение, ситуация выбора, поручение, традиции и др.)

• Метод стимулирования (поощрение, награждение, премирование и др.)

• Метод коррекции (наблюдение, оказание индивидуальной помощи, оценка результатов и т.д.)

• Метод самовоспитания (самоубеждение, самооценка, рефлексия и т.д.)

Формы:

Выбор форм определяется возрастными особенностями. С младшими школьниками - это сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие; с подростками - коллективные творческие дела.

Средства:

• Социально - педагогические (теоретические, методические, работа по месту жительства)

• Материально - технические (кабинеты и оснащение, оборудование для занятий и др.)

• Организационные (деятельность органов самоуправления, детских общественных организаций)

















План

мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Участие в межведомственной операции «Подросток»

В течение года

Соц. педагог,

кл. руководители,

воспитатели

2

Выявление безнадзорных детей, состоящих на внутришкольном контроле и составляющих «группу риска».

Сентябрь

Соц. педагог

3

Посещение неблагополучных семей

Согласно графику посещений (дополнительно по необходимости)

Соц. педагог,

кл. руководители,

воспитатели,

мед. работник

4

Контроль за посещением занятий в школе, успеваемостью учащихся, состоящих на внутришкольном учете.

Ежедневно

Классные руководители, воспитатели,

соц. педагог

5

Вовлечение во внеклассные и в школьные мероприятия, кружки и секции, дела школы учащихся, состоящих на внутришкольном учете, группы риска.

В течение года

Зам. директора по воспитательной работе,

воспитатели, педагоги ДО,

педагог-организатор

6

Организация и участие в акциях по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании.

В течении года

Классные руководители,

соц. педагог, воспитатели,

мед. работники

7

Организация и проведение заседания Совета по профилактики

1 раз в месяц

Члены Совета, приглашенные

8

Классные часы, воспитательские занятия «Конвенция о правах ребенка»

В течение года

Классные руководители, воспитатели

9

Родительские лектории «Трудности адаптации первоклассников» (для родителей 1-го класса)

Сентябрь-октябрь

Классный руководитель, администрация, педагог-психолог

10

Родительские лектории «Трудности адаптации пятиклассников» (для родителей 5-го класса)

Сентябрь-октябрь

Классный руководитель, администрация, педагог-психолог

11

Классные часы, воспитательские занятия на темы: нарушение устава школы, поведение учащихся в школе, вредные привычки.

В течение года

Классные руководители, воспитатели,

мед. работники, соц. педагог, инспектор ПДН

12

Родительский лекторий «Психологические особенности и варианты детской агрессии»

Ноябрь

Классные руководители, педагог-психолог

13

Беседы на тему: «Чем вредны занятия сексуальной жизнью в раннем возрасте» (учащиеся 13-16 лет)

Декабрь

Медицинский работник

14

Родительский лекторий «Профилактика правонарушений» (для родителей 7-9 классов)

Январь

Классные руководители, воспитатели, администрация, соц. педагог

15

Анкетирование учащихся «Уровень агрессии»

Март

Педагог-психолог

16

Круглый стол «Школа, семья, ребенок: аспекты социально-психологического здоровья ученика»

Апрель

Соц. педагог, классные руководители,

инспектор ПДН

17

Проведение мероприятий, способствующих трудовой занятости несовершеннолетних

Май

Соц.педагог, классные руководители

18

Профориентационная работа среди учащихся 9 класса

Март - май

Соц.педагог

19

Организация летнего отдыха учащихся

Март-август

Зам. директора по ВР, соц. педагог, классные руководители












План

мероприятий по профилактике детского и подросткового суицида

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Выявление учащихся с низким социальным статусом, высоким уровнем тревожности, конфликтности, с дезаптацией.

Постоянно

Администрация школы, соц. педагог, кл. рук., воспитатели, педагог-психолог

2

Организация коррекционно-развивающих занятий для учащихся по снижению уровня тревожности.

Постоянно

Педагог-психолог, воспитатели

3

Работа с семьями учащихся, проведение родительского всеобуча.

Постоянно

Администрация школы, соц. педагог, педагог-психолог, кл. рук., воспитатели

4

Тестирование, анкетирование учащихся и их родителей с целью оказании помощи в экстренных случаях.

Сентябрь, январь

Соц. педагог

5

Индивидуальные беседы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Регулярно, в течении года

Соц.педагог, педагог-психолог

6

Организация встреч учащихся с медицинскими работниками по профилактике самоубийств (психологом, наркологом, подростковым гинекологом)

Апрель

Администрация, соц. педагог,

мед. работник, воспитатели

7

Оформление выставок, стендов, пропагандирующих ценность человеческой жизни.

2 раза в полугодие

Библиотекарь

8

Проведение общешкольных акции «Скажи жизни ДА», конкурс плакатов

Ноябрь

Соц. педагог, воспитатели

9

Классные часы:

«Учимся понимать переживания людей»; «Наши чувства и действия»; «Почему трудно признавать свою вину?»; «Обидчивость, несдержанность, раздражительность…»; «Дружба - главное чудо»; «Любовью дорожить умейте»; «Поговорим еще раз о любви»; «Дети и родители. Давайте понимать друг друга»; «Совершенно секретно» (для девочек)

Постоянно

Классные руководители

10

Всемирный день борьбы со СПИДом: цикл мероприятий

С 1 декабря

Кл.руководители, воспитатели,

соц. педагог, мед. работник

11

Тематические родительские собрания «Подростковый суицид»

В течении года

Кл.руководители, соц.педагог

12

Цикл бесед «Шаг навстречу»

1 раз в четверти

Соц.педагог, педагог-психолог

13

Международный день семьи, беседы

15.05

Классные руководители, воспитатели


































План

мероприятий по профилактике экстремизма и формирования толерантного поведения учащихся

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Проведение диагностики по участию в группировках экстремисткой направленности.

Ежегодно

Соц. педагог, кл.руководители, зам. директора по ВР

2

Проведение бесед, классных часов, воспитательских занятий, «круглых столов» по вопросам толерантности:

  • Уважай ближнего как самого себя

  • Толерантность и мы

  • Толерантность - ключевая проблема современного мира

  • Стратегия поведения в конфликте

  • Жить в мире с собой и с другими

  • Я и мое окружение

  • Толерантность и интолерантность

  • Можно ли научиться толерантности?

  • Взаимопонимание культурного многообразия народов

В течение года

Кл. руководители, воспитатели,

соц. педагог, сотрудники учреждений системы профилактики

3

Проведение информационно-просветительской работы с родителями по вопросам толерантности

В течение года

Соц.педагог, кл.руководители, администрация школы

4

Организация тематических книжных выставок, посвященных дню толерантности

Ежегодно

Библиотекарь








План

мероприятий по профилактике употребления ПАВ


Мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

1

Анкетирование по вопросам:

  • курения;

  • употребления алкоголя;

  • употребления наркотиков


1-9

4-9

7-9


Ежегодно



Соц. педагог,

мед. работник, педагог-психолог

2

Беседы, лекции:

  • Губительная сигарета;

  • Даем бой курению;

  • Вредные привычки и как от них избавиться;

  • Пить, курить - здоровью вредить;

  • Пагубная страсть;

  • Мифы о наркомании


1-6

4-9

1-9


1-6


7-9

7-9

ежегодно

Кл. рук., воспитатель, мед. работник, соц. педагог, педагог-психолог, приглашенные специалисты

3

Круглый стол «Час вопросов и ответов»

7-9

Ежегодно,

март-апрель

Соц. педагог, воспитатель, мед. работник,

кл. рук.

4

Выставки рисунков:

«Алкоголь и будущее»

«Губительная сигарета»

«Мы за мир без наркотиков»


5-6

1-4

7-9


Ежегодно,

декабрь


Кл. рук.,

воспитатель, учитель ИЗО

5

Индивидуальные консультации с подростками «группы риска»

1-9

В течение всего периода

Соц. педагог, педагог-психолог

6

Особое внимание к учащимся, состоящим на учете в школе и ПДН

1-9

В течение всего периода

Соц. педагог, кл. руководит.

7

Систематические встречи учащихся с медицинскими работниками, инспекторами ПДН по вопросам профилактики асоциального поведения

1-9

В течение всего периода

Соц. педагог, кл. руководит., воспитатель

8

Работа школьного Совета профилактики

1-9

В течение всего периода

Члены Совета по профилактике

Список литературы

  1. Большая психологическая энциклопедия.- М.: Эксма, 2007. -544 с.

  2. Ведишева М.,. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ М. Ведишева Л. Рыбакова М. Цейтлин //Воспитание школьников.-1997. -№4. - С. 50-54.

  3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методические материалы /сост. А.В.Сухих.-Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2008. -182 с.

  4. Дементьева И.Г. Подростки и наркотики[Текст]/ И. Г.Дементьева. - М., 1997. -28 с.

  5. Дилтс Р. Убеждения-путь к здоровью [Текст]/Р.Дилтс. - М., 2000. -22 с.

  6. Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики [Текст]: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И.Клейберг. -Тверь, 1997. -64 с.

  7. Захарова А.А. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.А.Захаров. -СПб., 1999. -22 с.

  8. Кожина Е.В. Психологические особенности подростка [Текст] /Е.В.Кожина, Е.И. Яцута // Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. -Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2002.

  9. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей [Текст]/ Н.С. Лейтес. - М., 1991. -279 с.

  10. Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе [Текст] / В.Ю. Котляков. - Кемерово, 1997.- 68 с.

  11. Кочкина Л. С. Социализация детей-сирот [Текст] / Л.С. Кочкина // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи "группы риска": состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Часть 2 / Под научной ред. Н.А. Заруба, Н.Э. Касаткиной, Т.А. Фральцовой С.Н. Чистяковой; ред. коллегия: И.В. Карнаева, Е.Л. Руднева, Т.Н. Семенкова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - С. 15-21.

  12. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох [Текст]/С.В.Кривцова. - Генезис, 1997. -288с.

  13. Лозовой В. Профилактика наркомании: школа, семья [Текст]: учеб, пособие/ В.Лозовой. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. -168 с.

  14. Максимова Н.О. О склонности подростков к аддикктивному поведению [Текст] / Н.О. Максимова//Психологический журнал. -1996. -№3. -С .149-152.

  15. Рабочая книга школьного психолога / под ред. Н.Э.Касаткиной, С.П.Зуевой. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1995. -223 с.

  16. Рахматшаева В.С. Грамматика общения [Текст]/ В.С. Рахматшаева// Семья и школа. -2005. №5. -С 18.

  17. Третьякова А.В. Опасная зависимость [Текст] / А.В.Третьякова //Семья и школа. -2001. -№6. - С. 16-19.

  18. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь; под общей ред. В.Б.Шапаря. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -806 с.

© 2010-2022