- Преподавателю
- Директору, завучу
- ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щербакова Л.Е. |
Дата | 20.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Березовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»
ПРОГРАММА
по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ
Утверждена Советом Учреждения
(протокол № _5_ от 02.09.2013 г.)
п. Монетный
2013
Паспорт
программы профилактики
Полное наименование программы
Программа по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ
Основания для разработки Программы профилактики
-
Международная Конвенция ООН о правах ребенка
-
Конституция Российской Федерации
-
Гражданский кодекс Российской Федерации
-
Семейный кодекс Российской Федерации
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
-
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 21.05.1999г.
-
Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» №154 от 13.03.2002г.
-
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня 2009 г.)
-
ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» №114 - ФЗ от 25.07.02г.
-
Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95г. в редакции ФЗ от 28.08.04 г. №122 - ФЗ.
-
Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями на 1 декабря 2004 года)
-
Областной закон о профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области (Принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 3 декабря 1997 года)
-
Концепция государственной политики в Свердловской области в сфере профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
-
Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
-
Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ.
-
Положение об организации и порядке ведения внутришкольного учёта в Березовской СКОШИ среди обучающихся, воспитанников и семей, находящихся в социально опасном положении.
Вид программы
Профилактическая
Описание проблемной ситуации, на решение которой направлена Программа
Высокий уровень правонарушений среди несовершеннолетних в Свердловской области:
- каждое восемнадцатое преступление в стране совершается несовершеннолетними;
- ежегодно органами полиции задерживается только в пьяном состоянии более 20000 несовершеннолетних
Участники Программы
- учащиеся;
- родители (семья);
- педагоги школы;
- межведомственные и общественные организации.
Цель Программы
Снижение уровня алкоголизма, наркомании, токсикомании и преступлений (правонарушений) среди учащихся.
Основные задачи программы
-
Своевременное выявление, постановка на учет и последующая профилактика в отношении несовершеннолетних, совершающих правонарушение или склонных к их совершению.
-
Предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних путем активного вовлечения несовершеннолетних в культурную, спортивную жизнь школы.
-
Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни, профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков.
-
Обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
-
Выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, профилактика экстремизма.
-
Обновление содержания и форм профилактической работы в образовательном учреждении.
-
Изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам. Формирование личной ответственности за свое поведение.
-
Просвещение родителей по вопросам профилактики.
-
Организация работы по проведению медицинского и правового лектория для учащихся школы.
-
Разработка методических рекомендаций для педагогов по вопросам профилактики.
-
Организация внеклассной и спортивно-оздоровительной работы в школе.
-
Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного и ответственного поведения.
Научные, методологические и методические основания программы
В программе сделан акцент на:
- комплексный, системный подход, позволяющий исследовать профилактику правонарушений, безнадзорности и употребления психо-активных веществ несовершеннолетних, как много аспектную систему (А.В.Мудрик),
-личностно-ориентированный подход, нацеленный на улучшение положения ребенка и защиту его прав в соответствии с особенностями социального становления и существующими правовыми нормами (А.М.Нечаев), профилактическую работу с детьми «группы риска» (Л.В. Маленкова, С.В.Березин),
- концепции социально-психологических технологий (М.А. Галагузова).
Взаимосвязь указанных подходов строится на основе объединения теории и практики, что позволяет предположить практический результат данной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ и способствовать значительному снижению уровня алкоголизма, наркомании, токсикомании и преступлений (правонарушений) среди учащихся.
Обоснование необходимости реализации Программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач
Одна из основных причин преступности среди несовершеннолетних - социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях. Увеличение числа родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей. Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально - демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость реализации программы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ, детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения среди обучающихся, воспитанников Березовской СКОШИ.
Используемые методики, технологии, инструментарий
Для достижения положительного результата действия программы педагогический коллектив использует следующие методики и технологии:
- семинары;
- конференции;
- лектории;
- диспуты;
- просмотр видеоматериалов, кинофильмов;
- игры;
- тренинги;
- экскурсии.
- встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с духовными наставникам;
г) с родителями учащихся школы;
- статьи в школьной прессе, на сайте ОУ;
- Дни здоровья;
- классные часы.
Методы и приемы, используемые в работе:
- метод личного примера;
- метод убеждения;
- метод поощрения;
-соревнования, конкурсы, коллективная творческая деятельность;
- беседа, индивидуальное консультирование.
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
Без ограничений
Обеспечение гарантии прав участников программы
Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
1. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
-директор школы, заместители директора по учебной и воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, медицинские работники, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, ПМПк;
- представители правоохранительных органов;
- представители общественных организаций.
2. Финансовое обеспечение
Программа реализуется за счет средств школы и спонсорских вложений.
Сроки и этапы реализации программы
Сроки реализации программы: 02.09.2013-01.09.2016 г. г.
I этап. Подготовительный
- совершенствование нормативно - правовой базы;
- укрепление межведомственного сотрудничества;
- обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
- поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность;
- создание системы внеурочной деятельности.
II этап. Внедрение
- оказание социально-педагогической, психолого-педагогической и медицинской поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения;
- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
III этап. Отслеживание и анализ результатов
- обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
- соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
- определение перспектив развития школы в этом направлении.
Ожидаемые результаты реализации программы
-
Снизится количество несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, различным видам зависимостям и другим формам негативного социального поведения на 20 %
-
На 100 % сократится количество учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
-
Увеличится доля воспитанников, охваченных образовательными программами дополнительного образования, в том числе физкультурно-спортивной направленности (до 98% учащихся).
-
Повысится психолого-педагогическая грамотность родителей учащихся школы за счет вовлеченных в общешкольные мероприятия.
-
Повысится уровень профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам профилактической работы в целом, в том числе с неблагополучными семьями.
-
Увеличится на 15% количество специалистов (не педагогических работников), привлекаемых для профилактической работы.
-
Сохранится 100% охват учащихся профилактической работой.
-
Увеличится в 3 раза количество детей, привлекаемых к участию в творческих конкурсах, выставках, фестивалях.
-
Сохранится 100% уровень получения учащимися основного общего образования
-
Увеличится на 20% захват воспитанников социокультурной реабилитацией, спортивно-массовыми мероприятиями.
-
Увеличится на 20% количество воспитанников, оздоровившихся через различные формы отдыха и лечения.
-
Увеличится на 5% количество учащихся, трудоустроившихся в каникулярное время, в том числе через службу занятости населения.
-
Увеличится на 10% количество выпускников, поступивших в учреждения НПО по выбранным трудовым профилям.
-
Повысится уровень информированности учащихся, родителей, в том числе через сайт ОУ
-
Повысится количество и качество социального партнерства.
-
Повысится эффективность профилактической работы.
-
На 20% сократится численность семей и подростков, состоящих на внутришкольном учете.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.
Управление и контроль хода реализации программы осуществляются школьным Советом по профилактике.
Координаторами программы являются классные руководители, воспитатели, учителя-предметники, педагог-организатор, педагог-психолог школы, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, медицинские работники.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
-
Количество учащихся, состоящих на всех формах учета.
-
Количество учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
-
Количество учащихся, охваченных образовательными программами дополнительного образования, в том числе физкультурно-спортивной направленности.
-
Среднее количество родителей, приявших участие в одном общешкольном мероприятии.
-
Количество педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации, учувствовавших в семинарах, практикумах, круглых столах профилактической направленности, в том числе с неблагополучными семьями.
-
Количество специалистов, вовлеченных в профилактическую деятельность школы (нарколог, инспектор, гинеколог, и т.д.).
-
Количество воспитанников, принявших участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях.
-
Доля учащихся выпускного класса, получивших основное общее образование.
-
Количество воспитанников, охваченных социокультурной реабилитацией, спортивно-массовыми мероприятиями (в динамике за три последних года)
-
Количество воспитанников, оздоровившихся через различные формы отдыха и лечения (в динамике за три последних года).
-
Количество учащихся, трудоустроившихся в каникулярное время, в том числе через службу занятости населения.
-
Количество выпускников, поступивших в учреждения НПО по выбранным трудовым профилям.
-
Количество статей с правовой и профилактической направленностью, размешенных на сайте ОУ, в школьной газете; тематических родительских собраний, круглых столов, консультаций, бесед, тренингов.
-
Количество социальных партнеров по направлению.
Разработчики программы
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся, воспитанников Берёзовской СКОШИ
Фамилия, имя, отчество; контактный телефон
Щербакова Людмила Евгеньевна, +7 (343969) 3-40-79
Web - портал; E - mail
berskshi.ucoz.ru; [email protected]
Документ об утверждении программы
Введение
Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения - почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 8-10 лет.
В настоящее время распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения среди подростков увеличивается. Развитие данной эпидемии приводит к усугублению социальных проблем, в дальнейшем она может представлять собой угрозу экономической стабильности России. Дальнейшее развитие ситуации в этих направлениях будет означать социально-экономическую катастрофу, т.к. регулярное употребление наркотиков разрушает психическую и физическую систему человека, снижает его интеллектуальные ресурсы. Поэтому вопросы профилактики психоактивных веществ в учреждениях образования представляют собой одну из важнейших проблем воспитательной работы.
Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта - это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.
Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.
Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.
Для решения общей задачи - борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы профилактики с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым школьники начинают употреблять наркотики, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира. Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.
Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.
Глоссарий
Психоактивные вещества (ПАВ)- химические и фармакологические средства, влияющие на физическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятс6 наркотические средства(наркотики), транквилизаторы, алкоголь, никотин, др. средства.
Наркотики-ПАВ, включенные в официальный перечень наркотических средств и психотропных веществ.
Злоупотребление ПАВ-употребление ПАВ без назначений врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
Алкоголизм (хронический алкоголизм) - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.
Наркомания - заболевание. Обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Токсикомания - заболевание, характеризующееся влечением и привыканием и привыканием к приёму лекарственных средств и др. веществ, не относимых к наркотическим, сопровождающееся хронической интоксикацией, наличием синдромов психической и физической зависимости.
Реабилитация - процесс, в результате которого индивид с расстроенным психифизическим состоянием от употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ обретает оптимальное состояние здоровья, психологическое и социальное благополучие.
Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании - система мер, направленных на прекращение роста и снижение уровня потребления алкоголя, незаконного потребления наркотических, токсических, психотропных средств гражданами, проживающими на территории Краснодарского края; предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими алкоголь, наркотические средства, токсические, психотропные вещества, оказание им необходимой медицинской помощи.
Наркотическая служба - учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающие наркологическую помощь больным алкоголизмом. Наркоманией и токсикоманией.
Наркологическая помощь - комплекс мероприятий по профилактике, лечению, медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, осуществляемых специализированными учреждениями. Организациями в соответствии с лицензией на указанные виды медицинской деятельности; наркологическое заболевание (расстройство) - особое психофизическое болезненное состояние в результате токсического содействия больших доз алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, характеризующееся малообратимыми или необратимыми дефицитарными изменениями психики.
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Содержание программы
Основные направления программы:
• Профилактика употребления наркотических средств, работа по профилактике ПАВ с подростками.
• Профилактика правонарушений подростков, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
• Профилактика экстремизма и формирование толерантного поведения учащихся.
• Профилактика детского и подросткового суицида.
Методы:
• Методы формирования сознания личности (беседы, рассказ, внушение, пример)
• Методы организации деятельности (упражнение, приучение, ситуация выбора, поручение, традиции и др.)
• Метод стимулирования (поощрение, награждение, премирование и др.)
• Метод коррекции (наблюдение, оказание индивидуальной помощи, оценка результатов и т.д.)
• Метод самовоспитания (самоубеждение, самооценка, рефлексия и т.д.)
Формы:
Выбор форм определяется возрастными особенностями. С младшими школьниками - это сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие; с подростками - коллективные творческие дела.
Средства:
• Социально - педагогические (теоретические, методические, работа по месту жительства)
• Материально - технические (кабинеты и оснащение, оборудование для занятий и др.)
• Организационные (деятельность органов самоуправления, детских общественных организаций)
План
мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности
№
Мероприятия
Дата
Ответственные
1
Участие в межведомственной операции «Подросток»
В течение года
Соц. педагог,
кл. руководители,
воспитатели
2
Выявление безнадзорных детей, состоящих на внутришкольном контроле и составляющих «группу риска».
Сентябрь
Соц. педагог
3
Посещение неблагополучных семей
Согласно графику посещений (дополнительно по необходимости)
Соц. педагог,
кл. руководители,
воспитатели,
мед. работник
4
Контроль за посещением занятий в школе, успеваемостью учащихся, состоящих на внутришкольном учете.
Ежедневно
Классные руководители, воспитатели,
соц. педагог
5
Вовлечение во внеклассные и в школьные мероприятия, кружки и секции, дела школы учащихся, состоящих на внутришкольном учете, группы риска.
В течение года
Зам. директора по воспитательной работе,
воспитатели, педагоги ДО,
педагог-организатор
6
Организация и участие в акциях по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании.
В течении года
Классные руководители,
соц. педагог, воспитатели,
мед. работники
7
Организация и проведение заседания Совета по профилактики
1 раз в месяц
Члены Совета, приглашенные
8
Классные часы, воспитательские занятия «Конвенция о правах ребенка»
В течение года
Классные руководители, воспитатели
9
Родительские лектории «Трудности адаптации первоклассников» (для родителей 1-го класса)
Сентябрь-октябрь
Классный руководитель, администрация, педагог-психолог
10
Родительские лектории «Трудности адаптации пятиклассников» (для родителей 5-го класса)
Сентябрь-октябрь
Классный руководитель, администрация, педагог-психолог
11
Классные часы, воспитательские занятия на темы: нарушение устава школы, поведение учащихся в школе, вредные привычки.
В течение года
Классные руководители, воспитатели,
мед. работники, соц. педагог, инспектор ПДН
12
Родительский лекторий «Психологические особенности и варианты детской агрессии»
Ноябрь
Классные руководители, педагог-психолог
13
Беседы на тему: «Чем вредны занятия сексуальной жизнью в раннем возрасте» (учащиеся 13-16 лет)
Декабрь
Медицинский работник
14
Родительский лекторий «Профилактика правонарушений» (для родителей 7-9 классов)
Январь
Классные руководители, воспитатели, администрация, соц. педагог
15
Анкетирование учащихся «Уровень агрессии»
Март
Педагог-психолог
16
Круглый стол «Школа, семья, ребенок: аспекты социально-психологического здоровья ученика»
Апрель
Соц. педагог, классные руководители,
инспектор ПДН
17
Проведение мероприятий, способствующих трудовой занятости несовершеннолетних
Май
Соц.педагог, классные руководители
18
Профориентационная работа среди учащихся 9 класса
Март - май
Соц.педагог
19
Организация летнего отдыха учащихся
Март-август
Зам. директора по ВР, соц. педагог, классные руководители
План
мероприятий по профилактике детского и подросткового суицида
№
Мероприятия
Дата
Ответственные
1
Выявление учащихся с низким социальным статусом, высоким уровнем тревожности, конфликтности, с дезаптацией.
Постоянно
Администрация школы, соц. педагог, кл. рук., воспитатели, педагог-психолог
2
Организация коррекционно-развивающих занятий для учащихся по снижению уровня тревожности.
Постоянно
Педагог-психолог, воспитатели
3
Работа с семьями учащихся, проведение родительского всеобуча.
Постоянно
Администрация школы, соц. педагог, педагог-психолог, кл. рук., воспитатели
4
Тестирование, анкетирование учащихся и их родителей с целью оказании помощи в экстренных случаях.
Сентябрь, январь
Соц. педагог
5
Индивидуальные беседы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Регулярно, в течении года
Соц.педагог, педагог-психолог
6
Организация встреч учащихся с медицинскими работниками по профилактике самоубийств (психологом, наркологом, подростковым гинекологом)
Апрель
Администрация, соц. педагог,
мед. работник, воспитатели
7
Оформление выставок, стендов, пропагандирующих ценность человеческой жизни.
2 раза в полугодие
Библиотекарь
8
Проведение общешкольных акции «Скажи жизни ДА», конкурс плакатов
Ноябрь
Соц. педагог, воспитатели
9
Классные часы:
«Учимся понимать переживания людей»; «Наши чувства и действия»; «Почему трудно признавать свою вину?»; «Обидчивость, несдержанность, раздражительность…»; «Дружба - главное чудо»; «Любовью дорожить умейте»; «Поговорим еще раз о любви»; «Дети и родители. Давайте понимать друг друга»; «Совершенно секретно» (для девочек)
Постоянно
Классные руководители
10
Всемирный день борьбы со СПИДом: цикл мероприятий
С 1 декабря
Кл.руководители, воспитатели,
соц. педагог, мед. работник
11
Тематические родительские собрания «Подростковый суицид»
В течении года
Кл.руководители, соц.педагог
12
Цикл бесед «Шаг навстречу»
1 раз в четверти
Соц.педагог, педагог-психолог
13
Международный день семьи, беседы
15.05
Классные руководители, воспитатели
План
мероприятий по профилактике экстремизма и формирования толерантного поведения учащихся
№
Мероприятия
Дата
Ответственные
1
Проведение диагностики по участию в группировках экстремисткой направленности.
Ежегодно
Соц. педагог, кл.руководители, зам. директора по ВР
2
Проведение бесед, классных часов, воспитательских занятий, «круглых столов» по вопросам толерантности:
-
Уважай ближнего как самого себя
-
Толерантность и мы
-
Толерантность - ключевая проблема современного мира
-
Стратегия поведения в конфликте
-
Жить в мире с собой и с другими
-
Я и мое окружение
-
Толерантность и интолерантность
-
Можно ли научиться толерантности?
-
Взаимопонимание культурного многообразия народов
В течение года
Кл. руководители, воспитатели,
соц. педагог, сотрудники учреждений системы профилактики
3
Проведение информационно-просветительской работы с родителями по вопросам толерантности
В течение года
Соц.педагог, кл.руководители, администрация школы
4
Организация тематических книжных выставок, посвященных дню толерантности
Ежегодно
Библиотекарь
План
мероприятий по профилактике употребления ПАВ
№
Мероприятия
Класс
Сроки
Ответственные
1
Анкетирование по вопросам:
-
курения;
-
употребления алкоголя;
-
употребления наркотиков
1-9
4-9
7-9
Ежегодно
Соц. педагог,
мед. работник, педагог-психолог
2
Беседы, лекции:
-
Губительная сигарета;
-
Даем бой курению;
-
Вредные привычки и как от них избавиться;
-
Пить, курить - здоровью вредить;
-
Пагубная страсть;
-
Мифы о наркомании
1-6
4-9
1-9
1-6
7-9
7-9
ежегодно
Кл. рук., воспитатель, мед. работник, соц. педагог, педагог-психолог, приглашенные специалисты
3
Круглый стол «Час вопросов и ответов»
7-9
Ежегодно,
март-апрель
Соц. педагог, воспитатель, мед. работник,
кл. рук.
4
Выставки рисунков:
«Алкоголь и будущее»
«Губительная сигарета»
«Мы за мир без наркотиков»
5-6
1-4
7-9
Ежегодно,
декабрь
Кл. рук.,
воспитатель, учитель ИЗО
5
Индивидуальные консультации с подростками «группы риска»
1-9
В течение всего периода
Соц. педагог, педагог-психолог
6
Особое внимание к учащимся, состоящим на учете в школе и ПДН
1-9
В течение всего периода
Соц. педагог, кл. руководит.
7
Систематические встречи учащихся с медицинскими работниками, инспекторами ПДН по вопросам профилактики асоциального поведения
1-9
В течение всего периода
Соц. педагог, кл. руководит., воспитатель
8
Работа школьного Совета профилактики
1-9
В течение всего периода
Члены Совета по профилактике
Список литературы
-
Большая психологическая энциклопедия.- М.: Эксма, 2007. -544 с.
-
Ведишева М.,. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ М. Ведишева Л. Рыбакова М. Цейтлин //Воспитание школьников.-1997. -№4. - С. 50-54.
-
Возрастная и педагогическая психология: учебно-методические материалы /сост. А.В.Сухих.-Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2008. -182 с.
-
Дементьева И.Г. Подростки и наркотики[Текст]/ И. Г.Дементьева. - М., 1997. -28 с.
-
Дилтс Р. Убеждения-путь к здоровью [Текст]/Р.Дилтс. - М., 2000. -22 с.
-
Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики [Текст]: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И.Клейберг. -Тверь, 1997. -64 с.
-
Захарова А.А. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.А.Захаров. -СПб., 1999. -22 с.
-
Кожина Е.В. Психологические особенности подростка [Текст] /Е.В.Кожина, Е.И. Яцута // Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. -Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2002.
-
Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей [Текст]/ Н.С. Лейтес. - М., 1991. -279 с.
-
Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе [Текст] / В.Ю. Котляков. - Кемерово, 1997.- 68 с.
-
Кочкина Л. С. Социализация детей-сирот [Текст] / Л.С. Кочкина // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи "группы риска": состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Часть 2 / Под научной ред. Н.А. Заруба, Н.Э. Касаткиной, Т.А. Фральцовой С.Н. Чистяковой; ред. коллегия: И.В. Карнаева, Е.Л. Руднева, Т.Н. Семенкова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - С. 15-21.
-
Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох [Текст]/С.В.Кривцова. - Генезис, 1997. -288с.
-
Лозовой В. Профилактика наркомании: школа, семья [Текст]: учеб, пособие/ В.Лозовой. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. -168 с.
-
Максимова Н.О. О склонности подростков к аддикктивному поведению [Текст] / Н.О. Максимова//Психологический журнал. -1996. -№3. -С .149-152.
-
Рабочая книга школьного психолога / под ред. Н.Э.Касаткиной, С.П.Зуевой. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1995. -223 с.
-
Рахматшаева В.С. Грамматика общения [Текст]/ В.С. Рахматшаева// Семья и школа. -2005. №5. -С 18.
-
Третьякова А.В. Опасная зависимость [Текст] / А.В.Третьякова //Семья и школа. -2001. -№6. - С. 16-19.
-
Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь; под общей ред. В.Б.Шапаря. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -806 с.