Программа лагеря с дневным пребыванием

  Организация  отдыха и оздоровления в сельской школе  имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением. С одной  стороны у сельских учащихся (в отличии от городских сверстников) ограничены возможности в организации разнообразного отдыха (отсутствие учреждений дополнительного образования, музеев, театров)  С другой стороны возможности сельской школы во взаимодействии с социальной средой несравненно шире, чем городской. В отличие от городской школы, взаимодействующе...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 июня, 2014

Ппрограмма деятельности лагеря с дневным пребыванием (разработчик И. В. Яблокова)


Программа лагеря с дневным пребываниемПрограмма лагеря с дневным пребываниемПрограмма лагеря с дневным пребываниемПрограмма лагеря с дневным пребываниемПрограмма лагеря с дневным пребываниемПрограмма лагеря с дневным пребываниемАдминистрация Кстовского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Безводное



Программа принята на

педагогическом совете.

протокол № 5

от « 20 » мая 2014г

Утверждаю:___________

директор МБОУ СОШ с. Безводное

Е.М. Носова

« »___________2014г.




Программа деятельности лагеря с дневным пребыванием на базе МБОУ СОШ с. Безводное

«Тропинками добра»

(срок реализации со 02.06 по 22.06. 2014 г, рассчитана на детей от 7 до 14 лет)


Программа лагеря с дневным пребыванием



разработчик:

Яблокова Ирина Валерьевна,

заместитель директора по УВР










2014 г.



Содержание





Стр.

Информационная карта

2

Пояснительная записка

3

Цели и задачи

6

Концептуальные основы

7

Нормативно-правовое обеспечение программы

9

Содержание деятельности

10

План реализации программы

30

Система лечебно-профилактической работы в учреждении

34

Организация питания

35

Система информирования общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации

36

Система внешних контактов лагеря

37

Кадровое обеспечение

38

Материально-техническая база

40

Система контроля и оценки результативности реализации программы

43

Литература

45

Приложения

46





Информационная карта


1.Полное название проекта

Программа деятельности лагеря с дневным пребыванием на базе МБОУ СОШ с. Безводное

«Тропинками добра»

2.Автор проекта

Яблокова Ирина Валерьевна, заместитель директора по УВР

3.Руководитель проекта

Носова Елена Михайловна

4. Территория, представившая проект

Нижегородская область, Кстовский район

5. Организаторы профильной смены

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Безводное

6.Адрес организации

607675, Нижегородская область, Кстовский район, село Безводное

7.Телефон

8 (831-45) 57-4-36

[email protected]

8.Форма проведения

Сюжетно - ролевая игра

9. Цель проекта

Создание среды, способствующей совершенствованию творческих способностей обучающихся, укреплению физического, психического и эмоционального здоровья детей, включение их в жизнь общества посредством социально-значимой и экологической деятельности

10. Специализация проекта

Всестороннее нравственное развитие личности, на основе главных общечеловеческих ценностей.

11.Сроки проведения

02.06.2014 - 22.06.2014

12.Количество смен

одна

13.Место проведения

МБОУ СОШ с. Безводное

14. Кадровое обеспечение

10 человек ( в т.ч. 6- педагоги, 4- технические работники)

15.Общее количество участников за сезон (в т.ч. детей)

60 человек, в том числе детей-50

16.География участников

Обучающиеся МБОУ СОШ с.Безводное, проживающие в г.Кстово, с. Безводное, с. Михальчиково, с.Великий враг, д.Зимёнки, д. Карабатово

17.Условия участия в проекте

Дети в возрасте от 7 до 14 лет

18. Условия размещения участников

Лагерь с дневным пребыванием

19.Краткое содержание программы

Освоение детьми через включение их в игру общечеловеческих ценностей и принципов гуманизма, формирование навыка осознанного выбора здорового образа жизни.

20. История осуществления проекта

Опыт работы школы по организации летнего отдыха обучающихся

Пояснительная записка


В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

В течение последних лет педагогический коллектив школы уделяет особое внимание формированию общечеловеческих ценностей у обучающихся, а также расширению творческого потенциала детей. Немаловажное значение уделяется развитию основ здорового образа жизни у школьников, формированию экологической и социальной культуры, которые необходимо закладывать с самого раннего детства.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. С наступлением летних каникул педагоги не прекращают воспитательный процесс, направленный на гармоничное развитие духовного и физического здоровья, дающих основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа

Актуальность разработки программы обусловлена эффективностью создания в летний период среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности, получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социально - экологической активности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что экологическое воспитание и формирование у обучающихся активной социальной позиции, приносящей пользу людям и обществу, считаются сегодня одними из важнейших аспектов социализации личности

В рамках деятельности лагеря дневного пребывания было решено разработать и реализовать следующие проекты:

- экологический проект «Зеленый мир» - разведение и уход за комнатными растениями в классах и рекреациях; выращивание; озеленение пришкольной территории;Программа лагеря с дневным пребываниемПрограмма лагеря с дневным пребыванием

- спортивный проект «Юные олимпионики» - спортивные соревнования по лёгкой атлетике, футболу, пионерболу, малые олимпийские игры;

Программа лагеря с дневным пребыванием

-социальный проект «Помоги своему селу» - проект по оказанию помощи ветеранам труда, общественно - экологическая работа на территории с. Безводное.



Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

- необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

- модернизацией старых форм работы и введением новых;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Безводное организуется детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием. Лагерь открывается на основании приказа директора по учреждению и комплектуется из обучающихся 1-7 классов (в возрасте 7-14 лет) в количестве 50 человек. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей). Деятельность лагеря регламентируется Уставом школы, Правилами поведения учащихся, Положением о лагере дневного пребывания. Программа реализуется в течение лагерной смены. Смена рассчитана на 21 день (13 рабочих дней).











































Цели и задачи



Цель: Создание среды, способствующей совершенствованию творческих способностей обучающихся, укреплению физического, психического и эмоционального здоровья детей, включение их в жизнь общества посредством социально-значимой и экологической деятельности

Задачи:

1.Приобщать обучающихся к разнообразному социальному опыту, создать в лагере атмосферу подлинного сотрудничества, содружества и сотворчества;

2.Активизировать деятельность, направленную на формирование экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды

3.Научить заботиться об окружающей среде и рационально использовать природные ресурсы

4.Формировать активную гражданскую позицию, дать понятие о правах и обязанностях по отношению к себе самому, своим близким, родному краю, Отечеству, планете Земля;

5.Воспитывать у детей уверенность в своей значимости, понимание ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение, укрепление здоровья и ведение здорового образа жизни.

6. Выявлять и развивать творческий потенциал детей, включать их в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;

7. Организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространённых заболеваний, укреплением здоровья, закаливанием организма и способствовать стремлению к здоровому образу жизни.



Концептуальные основы

Концепция программы основана на идеях гуманизма и уважения к фундаментальным правам и свободам подрастающего поколения. Эти права были признаны Конвенцией о правах ребенка. Данные постулаты исходят из принципа взаимодействия, диалога, сотрудничества, равенства ребенка-подростка-взрослого.

Только освоение богатого капитала знаний и человеческого опыта через совместную игровую деятельность детей и взрослых, поможет нам создать и воспитать Человека.

В программе осуществляется целостный подход к развитию самосознания ребенка как части общества.

Реализация программы обеспечивает непрерывный процесс развития личности ребенка, творческих контактов, усвоения детьми общечеловеческих ценностей и принципов гуманизма.

Еще одним компонентом, лежащим в основе программы, является сотворчество детей и педагогов.

Большое значение в программе придается социализации детей, включению их в социально-значимые отношения. В течение смены каждый ребенок может воспользоваться правом, быть избранным в детские органы самоуправления. Структура органов самоуправления позволяет каждому ребенку реализовать себя в жизнедеятельности коллектива.

Важное место отводится спортивно-оздоровительной работе с детьми.

Концепция развития личности основывается на творческом использовании всех источников нравственного воспитания - науки, искусства, культуры, реальной действительности, истории, формировании гуманистического отношения к окружающему миру, формировании нравственных основ личности, культуры взаимоотношений, речи, внутренней потребности к самосовершенствованию. Развитие нравственно - ценностной ориентации детей и подростков позволяет предложить ряд принципов, которые могут рассматриваться основанием социального опыта ребёнка и индивидуальной помощи ребёнку.










Нормативно - правовое обеспечение программы

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.);

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.04г № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- типовое Положение о детском оздоровительном лагере

- Приоритетные направления образовательной инициативы «Наша новая школа»;

-















Содержание деятельности

Реализация программы проходит через сюжетно - ролевую игру «Путешествие по Стране Добра»

Лагерь с дневным пребыванием детей превращается в Страну, основанную на признании ценностей равенства, свободы, труда и справедливости. Участники объединяются в «города» и сами решают, как они будут жить. Вместе со своими воспитателями они разрабатывают Конституцию Страны, Кодекс чести, Календарь Страны. Проводят выборы Президента. Жизнедеятельность осуществляется через органы самоуправления (Совет), который возглавляет Президент. Страна имеет свой герб - на фоне голубого неба, стоят мальчик и девочка, которые яркими красками рисуют город Добра, вокруг детей цветы подсолнуха, чтобы их никогда не покидало солнце, ведь цветы подсолнечника всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный и дождливый день. Подсолнух - символ солнца, радости и оптимизма, а также - верности и достоинства. Песня смены - «Дорога добра». Программа лагеря с дневным пребыванием

В смене планируется проведение 7 тематических дней: День Земли, День Мира, День Труда, День Отечества, День Добра, День Семьи, День Культуры. Также в рамках программы Совет утверждает День рождения Страны. В течение всей смены собирается общая карта, состоящая из семи частей. Каждая часть картины относится к одному из тематических дней смены. После того, как все части будут собраны, происходит торжественное объединение всех частей карты в единое целое. В заключительный день



смены Президент Страны объявляет о завершении игры и объясняет значения семи частей карты, награждает отличившихся.

Этапы реализации программы

1. Подготовительный этап

Этот этап характеризуется тем, что за 3 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

2. Организационный этап смены

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1- 2 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- выявление и постановка целей развития коллектива и личности, сплочение разновозрастных отрядов;

- формирование органов самоуправления, законов и условий совместной работы;

- запуск реализации программы, знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Результаты:

- общее представление о смене;

- определение творческих планов;

- выявление лидеров, включение их в работу по развитию сюжета игры;

- формирование межличностных отношений;

- выбор ролей и видов деятельности.

3. Основной этап смены

Основной деятельностью этого этапа является реализация основных положений программы.

Участники программы:

- познают, отдыхают, трудятся

- делают открытия в себе и окружающем мире

- помогают при проведении мероприятий

- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации

- развивают способность доверять себе и другим

- укрепляют своё здоровье

Основные направления работы на данном этапе:

- организационно-методическая деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- социализация и интеграция на основе игровой деятельности;

- пропаганда здорового, активного образа жизни.

Основные виды деятельности

  1. Коллективно-творческая деятельность:

  • подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков;

  • поиск нестандартных, нетрадиционных форм работы.

  1. Продуктивная деятельность:

  • участие детей и подростков в работе различных творческих мастерских и спортивных секций «Школы интересных наук»

  • участие в трудовых операциях и десантах по благоустройству с. Безводное.

  1. Игровая деятельность:

  • участие детей и подростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления;

  • ежедневное проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации сюжетно-ролевой игры.

  1. Оздоровительная деятельность:

  • ежедневная зарядка, утренняя пробежка;

  • ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях

  • воздушные ванны и водные процедуры.

Основная форма деятельности участников смены - КТД.

Коллективно творческие дела - это не просто «формы воспитательной работы». КТД - это, прежде всего, частицы полнокровной жизни детей и педагогов. В этой жизни педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними. Структура каждого КТД определяется несколькими стадиями коллективного творчества.

Дети наравне с взрослыми принимают участие в разработке и подготовке мероприятий.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки, выставки своих рисунков, поделок, уголки безопасности, информационные стенды по здоровому образу жизни, активно участвуют в реализации проектов, работе кружков и секции.

4. Заключительный этап смены

- подведение итогов смены

Подведение итогов реализации проектов:

1.Экологического проекта «Зеленый мир»;

2.Спортивного проекта «Юные олимпионики»;

3.Социального проекта «Помоги своему селу»;

5 . Аналитический этап.

Социально - педагогический анализ результатов и оценка эффективности результатов оздоровления.

Основной идеей этого этапа является:

- выработка перспектив деятельности организации;

- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Необходимым условие для успешного преодоления маршрута лагерной смены является выполнение всех Законов и Заповедей, которые сделают сюжетно-ролевую игру интересной и насыщенной

Правила лагеряПрограмма лагеря с дневным пребыванием

  1. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

  2. В больших делах пустяков нет.

  3. Обдумай то, о чём говоришь, даже когда шутишь.

  4. Ближнему поможешь - радость узнаёшь.

  5. Краткость - сестра таланта.

  6. Сумел оступиться, сумей и поправиться, сумел провиниться, сумей и исправиться.

  7. Единство слова и дела.

  8. Опоздал - отработай.

  9. Отвергаешь - предлагай, предлагаешь - делай.

  10. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Права детей

  1. Развиваться духовно и физически в условиях свободы и сохранения достоинства.

  2. Право свободы выбора деятельности. Программа лагеря с дневным пребыванием

  3. Право на защиту.

  4. Право на дружбу, понимание и терпимость.

  5. Право познания и развития.

  6. Право на ошибку.

  7. Право на свободное выражение собственных взглядов и

убеждений.


Оформление смены

  1. Информационный стенд:

  • режим дня

  • планы смены.

  • План на день.

  • Словарь смены.

  • График работы творческих мастерских.

  • Законы смены.

  • Девиз смены (выбирается детьми).

  • Песня смены.

  • Органы самоуправления

  • Эмблемы городов.

  1. Герб.

  2. Информационные экраны.

  3. Стена гласности.

  4. Списки отрядов.

Отрядное оформление

  1. Название городов.

  2. Девиз, эмблема, песня.

  3. Совет города.

  4. Экран настроения.

  5. Стенд поздравлений.

  6. Экран чистоты.

  7. Режим дня.

  8. Список жителей.


Органы самоуправления

Цель деятельности: - развитие управленческого мышления, организаторских способностей, творческой самодеятельности детей.

Задачи:

- включение детей в воспитательный процесс;

- формирование умений, навыков лидерского поведения;

- стремление сделать общение цивилизованным: научиться уважать чужие мнения, ценности, слушать и говорить, работать сообща и руководить работой коллектива;

- формирование коллективно - творческого мышления;

- вовлечение каждого ребёнка в процесс организации дел;

- развитие самостоятельности во взглядах и навыках деятельности через органы самоуправления.

Основные принципы:

- принцип самостоятельности;

- принцип ответственности;

- принцип равноправия и сотрудничества;

- принцип гласности;

- принцип коллективности.


Детское самоуправление представляет собой систему включения детей в социальную деятельность. Система детского самоуправления строится на 2-х уровнях: на уровне отряда и лагеря.

Выбор органов самоуправления происходит поэтапно. Внутри каждого отряда из числа жителей города выбирается Мэр и формируется Совет Мэров. Из жителей каждого города формируются Сектора и избираются их руководители, которые являются советниками президента Страны.

Выборы президента происходят путём тайного голосования всех жителей страны. Выбранный большинством голосов Президент проходит церемонию вступления в должность. И, выступая перед всеми жителями «Страны», приносит клятву, верно, исполнять все законы и правила жизни лагеря.

Обеспечение жизнедеятельности Совета страны «Исток добра» осуществляется секторами, работа которых курируется, выбранным ими руководителем.

Президент страны является главой и координатором действий всех жителей. Каждый руководитель Сектора - организует работу по определённому направлению деятельности. Сектора формируются из Мэров городов на Совете.

Общий Сбор Центра «Исток добра» - высший законодательный орган Центра. Принимает законы, устанавливает правила жизни во время путешествия.

Большой Сход продобреев и управляющих - совещательный орган педагогического коллектива Центра «Исток добра». Принимает решения о работе проводников и вагоновожатых.

Совет дела- исполнительный орган. Работает в каждой команде.


Распорядок работы органов самоуправления:


10:00 Заседание Советов городов (ежедневно);

15:00 Заседание Совета мэров (ежедневно)



В рамках реализации программы действует четыре сектора, обеспечивающих реализацию своих проектов в разных сферах деятельности:

Программа лагеря с дневным пребыванием

сектор «Развлекайка»

- организация КТД, конкурсов, вечеров, экскурсий и т. д.;

- расширение познавательного и культурного кругозора.

сектор «Помогайка»

- организация самообслуживания;Программа лагеря с дневным пребыванием

- проверка чистоты в отрядах и на территории школы;

-проведение бесед по привитию достойного поведения в обществе;

- обеспечение эстетической сферы жизни в лагере;

- организация трудовых десантов.Программа лагеря с дневным пребыванием


сектор «Обгоняйка»

- организует спортивную и оздоровительную работу;

- оказывает помощь в выборе спортивных секций;

- организует массовые спортивные праздники.

сектор «Нарисуйка» Программа лагеря с дневным пребыванием

- организует оформление смены;

- занимается выпуском стенгазет;

- проверяет работу отрядных уголков.




Режим дня.

815- Все скорее по порядку выбегайте на зарядку.Программа лагеря с дневным пребыванием

830- Большой сход жителей

900 - Все за стол, узнать пара, чем богаты повара (завтрак).

1000- кто куда: кто в библиотеку, кто лепить, кто рисовать…(работа творческих мастерских).

1100- Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья, мы со спортом знайте дружим, спорт ребятам очень нужен.( спортивные мероприятия, игры и соревнования.)

1300-Обед.

1330- Сладок сон после обеда, тише не буди соседа (час тихого чтения, дневной сон.).

1600- Вот и снова горн поет, сладкий чай в столовой ждет (полдник).

1630- Не грустят в командах наших, мы поем, рисуем, пляшем (КТД, работа в отрядах).

1800- Уход домой

В течении смены деятельность детей осуществляется в рамках модульно - вариативной системы, соответствующей основным направлениям воспитательной работы и обеспеченности конкретными видами деятельности.

Гражданско - патриотическая деятельность

Формы:

- экскурсия по родному Селу;

- беседа «Символика Российской Федерации»;

- митинг в День Памяти и Скорби

- спортивно-развлекательная программа с элементами ориентирования на местности «Зарница»;

- посещение краеведческого музея;

- конкурс рисунков «Нам этот мир завещано беречь!»

- поисково - исследовательская деятельность

Художественно - творческая деятельность

- работа библиотекаря школы и села;

- викторины, конкурсы, выставки рисунков и поделок.

Экологическая и трудовая деятельность

Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования обще трудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Формы работы:

- работа по реализации проекта «Зелёный мир»

- экологический КВН;

- экологические мероприятия

Спортивно - оздоровительная деятельность.

Включает в себя использование современных методов укрепления здоровья и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

-ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;

- работа секций;

- эстафеты и соревнования;

- спортивные праздники;

- ежедневный осмотр детей медицинским работником, а также беседы с детьми о профилактике заболеваний, о ведении здорового образа жизни;

- организация здорового питания детей;

Культурно - досуговая деятельность

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы:

- игра;

- конкурс;

-викторина;

-праздник;

-турнир;

-библиотечный час;

-посещение музея;

-чтение книги;

-дискотека;

-просмотр фильма;

-занятия в кружках.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

- добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;

-совместного планирования досуговой деятельности.

Особенность данной системы - открытость и гибкость. Это позволяет постоянно дополнять составляющие каждого модуля, варианта, заменять некоторые элементы без ущерба для общих направлений деятельности, целей и задач всей системы программы. Связь в системе осуществляется по горизонтали, так деятельность в творческих мастерских декоративно-прикладного искусства находится на стыке трудового и эстетического направления. Игровое направление осуществляет связь «по вершинам», то есть огромное количество игр используется в спортивном, трудовом, эстетическом и экологическом направлениях.

Для подведения итогов предыдущего рабочего дня и планирования нового в проекте предусмотрены «большой сход жителей страны» (линейка)

День разбит на три этапа:

утро: информационно-творческий блок.

Включает в себя работу творческих мастерских, экологические десанты, экологические тропы. Занятия в мастерских - свободный выбор, он зависит от желания и интересов ребенка, в течении смены он может поменять мастерскую.

день: практический блок. Направлен на реализацию работы по развитию знаний. Подготовка КТД, спортивные мероприятия, работа в отрядах.

вечер: творческий блок. Закрепление материала, осуществление самостоятельной творческой деятельности.

Словарь смены

«Тропинками добра»



«Страна Добра »

Пришкольный лагерь

Главный МАГ доброты

Начальник лагеря

Жители страны

Дети - участник смены

Город

Отряд

Управляющие городом

Воспитатели

Совет Мэров «Исток добра»

Актив детского самоуправления

Президент страны

Руководитель детского самоуправлени

Школа интересных наук

Кружки и секции

Большой сход жителей городов

Линейка

Мэр

Командир отряда





Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами («Школа интересных наук»):

« Очумелые ручки» (оригами, лепка)

  • Основные навыки прикладного творчества,

  • Привитие эстетического вкуса, развитее фантазии.

« Серебряный голосок» (сольное пение)

  • развитие музыкального слуха, разучивание песен русских авторов.

Спортивные секции:

  • футбол;

  • волейбол;

  • тренажерный зал;

  • шашки.




Схема управления программой


Программа разработана заместителем директора по воспитательной работе, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.

Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 14 лет различных социальных групп.

Для организации работы по реализации программы смены:

- проводятся ежедневные планерки воспитателей;

- проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);

- оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

- сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;

- проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

В основе воспитательной системы - активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является Совет Мэров.

Обязанности Мэра:

- посещать сбор Совета мэров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;

- планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;

- следить за выполнением режимных моментов;

- отвечать за один из направлений работы.













Схема управления программой


Заместиель директора по УВР

Инструктор по физической культуре

КООРДИНАЦИОННЫЙ совет

начальник пришкольного лагеря

педагоги дополнительного образования

Совет Мэров

воспитатели

Система поощрений и личностного роста

В рамках игры разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни отряда и всего лагеря.

Для отслеживания результатов разрабатывается «Паспорт жителя», в котором отмечаются достижения ребенка на различных этапах программы.

Механизмом оценки получения личного результата является поощрение ценными подарками по количеству заработанных звезд. Результаты оглашаются на ежедневной итоговой линейке.

Каждый отряд оформляет экран достижений в отрядном уголке. За победу в различных делах отряд может получить знак успеха в виде звезды.

Каждая звезда имеет свой цвет и значение:

Звезда красного цвета - 1 место;

Звезда синего цвета - 2 место;

Звезда зеленого цвета - 3 место;

За особые заслуги - золотая звезда.

Задача каждого отряда - собрать как можно больше звезд, что может выявить лучший отряд по номинациям:

- «Самый творческий»,

- «Самый интеллектуальный»,

- «Самый спортивный»



Ожидаемые результаты

  1. Результаты, актуальные для развития личности ребенка:

- совершенствование личности и раскрытие ее творческого потенциала;

- гармонизация отношений личности с социоприродным окружением, понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- повышение экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды;
- умение находить решение по устранению экологических проблем родного края; умение реализовывать свои права и обязанности по отношению к самому себе, своим близким, родному краю, Отечеству;
- понимание и осознание ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.

- удовлетворение потребности в полноценном отдыхе.


  1. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы школы:

- апробация новой модели организации смены в оздоровительном лагере с дневным пребыванием;

- совершенствование методик организации групповых и индивидуальных форм работы;

  1. Результаты, направленные на педагогов:

- повышение уровня педагогического мастерства;

- формирование педагогических умений и навыков прогностического, организационно-практического, информационного, коммуникативного характера.

  1. Результаты медико-оздоровительной деятельности:

- показатели состояния здоровья детей в начале смены и по окончании смены;

- выполнение норм питания в смене;

- отсутствие заболеваний и травматизма.





































































































































































































































































































































Система лечебно-профилактической работы

Одно из самых приоритетных направлений в процессе организации летнего отдыха - работа по оздоровлению детей. Цель данной работы: создание условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья школьников, формирования здорового образа жизни. Для обеспечения данного направления в течение всей лагерной смены работает медицинский кабинет в сельской амбулатории. Систему лечебно-профилактической работы в пришкольном лагере можно представить следующим образом:

1. Мониторинг состояния здоровья детей, оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий:

- организация профилактических осмотров;

- контроль за санитарно - гигиеническими условиями.


2. Контроль за организацией физического воспитания и закаливания:

- утренняя зарядка;

- солнечные ванны;

- воздушные ванны;

- спортивные мероприятия.


3. Питание:

- контроль над состоянием фактического питания и анализ качества и калорийности питания;

- бракераж готовой продукции;

- контроль над выполнением натуральных норм;

- контроль за санитарно - гигиеническим состоянием пищеблока.


4.Просветительская работа:

- ежедневные «Минутки здоровья»;

- оформление уголков здоровья.


  1. Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, охране жизни детей в летний период:

- инструктажи для детей.

























Организация питания

Немаловажную роль в организации полноценного отдыха детей, реализации оздоровительной программы играет сбалансированное питание. В школе созданы для этого все условия: имеются специально оборудованные помещения для хранения продуктов, приготовления пищи, необходимый инвентарь. Пищеблок укомплектован электрическими плитами, духовым шкафом, резервуарами для воды, холодильными камерами. Питание осуществлялось согласно режимным моментам (завтрак, обед, полдник) по заранее составленному и утвержденному меню. Приготовлением пищи занимаются специалисты со стажем работы в детских учреждениях. Контроль за качеством привозимых продуктов, условиями их хранения и приготовлением пищи осуществляют шеф-повар. При формировании ежедневного меню учитывались следующие составляющие: калорийность, энергетический потенциал, лечебно-профилактическая ценность. Питание: 3-х разовое. Питаются дети в просторной, красиво оформленной столовой.

Свежие, экологически чистые продукты поставляют три раза в неделю.

















Система информирования общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации



При определении стратегии развития учреждения педагогический коллектив МБОУ СОШ с. Безводное старается учитывать интересы и потребности детей и родителей. В школе сложилась своя система информирования о деятельности учреждения в летний период. На родительских собраниях освещаются вопросы по летнему отдыху за прошлый год, подводятся итоги, выслушиваются пожелания. Большое внимание здесь обращается на диагностику среди детей и родителей. Для родителей в начале смены проводится родительское собрание. В течение смены родители приглашаются на открытие и закрытие лагеря, концерты, театрализованные представления, соревнования. В конце смены выпускается буклет для родителей «Наш отдых»



Средства и формы получения и передачи информации.

Периодичность

получения и передачи информации.

Предоставляемая информация

Целевая группа

1

Народный форум:

линейка

и общее собрание лагеря

ежедневно

Информация о:

- внутренней жизни каждого отряда и лагеря в целом;

- мнениях, отзывах, предложениях членов лагеря

- воспитанники лагеря;

-педагогические работники

2

Экран дня: стенд

ежедневно

Информация о жизни лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.

- воспитанники лагеря;

- родители (законные представители)

-педагогические работники

3

Рейтинг:

-Экран соревнований

ежедневно

- Результат деятельности отрядов;

- индивидуальные достижения

- воспитанники лагеря;

- родители (законные представители)

-педагогические работники

4

СМИ лагеря:

- сайт школы;

- мультимедийные презентации

- фоторепортажи

- тематические листовки

В течение смены

Информация о событиях лагеря, достижениях и победах индивидуальных, отрядных, лагерных

- воспитанники лагеря;

- родители (законные представители)

-педагогические работники

.




















Система внешних контактов лагеря

Педагоги и дети лагеря активно взаимодействуют с учреждениями города, района, области. Ведь создание воспитательного пространства невозможно без взаимодействия с общественными организациями города и района. Для реализации познавательной деятельности налажена связь с домом культуры села, педагоги которого проводят разнообразные мероприятия для воспитанников лагеря ( викторины, конкурсы, праздники), с сельской и районной библиотеками, краеведческим музеем, театром кукол, МБОУ ДОД ЦВР, СДЮШОР по САМБО, ФОКом .



























Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с социумом



ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ

МБОУ СОШ с. БЕЗВОДНОЕ

Сельская администрация

Клуб

села Безводное

Амбулатория с. Безводное

Воскресная школа

села

Безводное

ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИ-ТЕЛЬНЫЕ ПРИШКОЛЬ-НЫЕ ЛАГЕРЯ ГОРОДА

Библиотека с. Безводное

КИНО-ТЕАТРЫ


САМБО

СМИ, школьный сайт


Учреждения ДОД

музей

г. Кстово







Кадровое обеспечение программы

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

- начальник лагеря;

- инструктор по физвоспитанию

- воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

- вожатые (из числа обучающихся школы)

- руководители творческих мастерских(из числа педагогов школы)

Подбор начальника лагеря, воспитателей, проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

В лагере работает 6 человек. Все педагоги имеют высшее образование, 5 воспитателей - первую квалификационную категорию. Педагоги ежегодно реализуют программы летнего отдыха в рамках работы лагеря с дневным пребыванием.







Материально-техническая база

В школе есть всё необходимое для организации летнего отдыха детей и подростков:

- спортивный зал;

- библиотека;

- столовая;

- игровая площадка;

- спортивная площадка;

- художественные средства, игры настольные и др.;

- хозяйственный инвентарь;

- канцелярские принадлежности;

  • аудио и видео аппаратура (аудио и видеомагнитофоны, телевизоры, DVD);

  • фотоаппарат, видеокамера

  • компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.



Применение

Источник финансирования и материальная база


Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты,

Материальная база школы. Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал





Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания, (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Инструктор по физической культуре

Спортивная площадка

Площадка для проведения общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Инструктор по физической культуре


Школьный двор


Отрядные дела, игры-путешествия


Материальная база

школы


Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Фонд социального страхования

Повар


Комнаты гигиены


Туалеты раздевалки


Материальная база школы


Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Система контроля и оценки результативности реализации программы

Система контроля организации лагерных смен складывается из двух направлений:

  1. Внешний и внутренний контроль организации деятельности лагеря;

  2. Контроль реализации целей и задач программы.

Оценка результатов программы осуществляется в ходе мониторинга исследуемых показателей эффективности реализации каждого из этапов. По результатам сравнительного анализа показателей каждого из этапов производится оценка эффективности программы в целом.

Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива.

Педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники (приложение)


№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря

февраль

Начальник лагеря, заместитель директора по УВР

2.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере

1 день смены

Воспитатели

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями

В течение смены

Воспитатели, вожатые

4.

Выпуск еженедельника «Отрядный калейдоскоп»

Каждый понедельник

Вожатые, дети

5.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий

Последний день смены

Воспитатели





























Литература

1.Дик Н.Ф. «Организация летнего отдыха детей», Ростов - на - Дону, «Феникс», 2006.

2.Маслов А.А. «Портфель вожатого», Волгоград, «Учитель», 2013.

3.Нетреба Г.И. «Ролевые и социально - моделирующие игры», Волгоград, «Учитель», 2013.

4. Куприянов Б.В. Программы в учреждении дополнительного образования детей [Текст]: учебно-методическое пособие. - М.: НИИ школьных технологий, 2011. - 228 с.

5. Куприянов, Б.В. Ролевая игра в детском загородном лагере [Текст]: Методика проведения игровой тематической смены / Б.В.Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 263 с.

6.Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. /Под ред. Дубровиной И.В. -Нижний Новгород. 2005.

7.Трепетунова Л.И., Жагорина Г.И. «Летний оздоровительный лагерь», Волгоград, «Учитель», 2013 г.

8.Хохлова Н.Н. «Парад Планет», Большеречье, 2010.

9. Методическая копилка:Журналы «Педсовет - комплект» за 2012 г. ( № 1- 12), за 2013 год (№1 -5) для подготовки к мероприятиям.








План работы лагеря

день

Дата

Тема дня

Мероприятия

Ответственные

02

июня

«Здравствуй, это Я!» Программа лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Осторожно, клещ!».

2. Организационные мероприятия: приём детей; деление на отряды

3. Антропометрия

4. Праздник «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!»

Гарьянова Т.С

03 июня

День Дружбы Программа лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Зарядка и её значение»

2. Открытие смены «Тропинками добра»

3. Работа кружков; закладка проекта «Зелёный мир»

4. Входная диагностика. Живая анкета «Давайте познакомимся!»

Рягузова О.Н.

04 июня

День юного экологаПрограмма лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Правильное питание»

2. Экологический марафон « Люби и знай свой край!»

3. Работа кружков

4. Мастер - класс от родителей. «Природа такая фантазёрка» (изготовление и выставка поделок из природных материалов)

Бурзилова И.М.

05

июня

День юных фантазёровПрограмма лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Друзья Мойдодыра»

2. «Путешествие в страну Роботоландию». Конкурс космических костюмов.

3. Работа кружков

4. Игра «Звёздный час»

Васякова А.А.

06

июня

День Культуры

Пушкинский день

Программа лагеря с дневным пребыванием

11.Минутка Здоровья «Как правильно загорать»

2. Конкурс знатоков выразительного чтения «Мои любимые строчки пушкинских стихов»

3. Работа кружков

4. Пушкинский праздник.


Шеронова Л.М.

09 июня

День Правопорядка Программа лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Правильное питание»

2. Интеллектуальная игра - эстафета с элементами викторины «Внимание - дорога!«»

3. Работа кружков

4. «Безопасное колесо» в летнем лагере

Гарьянова Т.С

10

июня

День Труда Программа лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Наша осанка. Коррекция осанки»

2. Акция «Зелёный патруль»

3. Работа кружков

4. Игра «Форт Боярд».

Гарьянова Т.С.

11 июня

День Отечества Программа лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Как важно сберечь зубы. Правильный уход за зубами »

2. Операция «Поможем ветеранам»

3. Работа кружков

4. Праздничный концерт «Россия - родина моя»

5. Конкурс рисунков «Нам этот мир завещано беречь!»

Попкова Е.А.

16 июня

День юных олимпиоников Программа лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Вредные привычки»

2. Работа кружков

3. Спортивные соревнования «Малая олимпиада в лагере»


Попкова Е.А.

17

июня

День Добра Программа лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Витамины и их значение»

2. Работа кружков

3.Акции: «Мой детский сад» (Мини- концерт для детского сада) , « Живи родник»

4. Дискотека с караоке «Дорогою добра»

Григорова Е.С.

18

июня

День народных традиций Программа лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Осторожно, злая собака»

2. Экскурсия в школьный музей

3. Работа кружков.

4. Фольклорная программа «Берёза белая, подруга…»


Бурзилова И.М.

19 июня

День Семьи Программа лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Оказание первой медицинской помощи при травмах»

2. Конкурс рисунков и фотографий «Семь «я» - семья!»

3. Работа кружков

4. Интеллектуально - спортивная игра «Наша дружная семья»

Рягузова О.Н

20

июня

День Мира

Программа лагеря с дневным пребыванием

1.Минутка Здоровья «Воздушные ванны»

2. Митинг, посвящённый Дню Памяти и скорби.

3. Выпуск итоговой газеты «Лето - 2014».

4. Игра «Отыщи сладкий клад»


Шеронова Л.М.



Ежедневно:

Старшие отряды с 10-00 до 10-45 - работа на пришкольном участке













51


© 2010-2022