Модель системы внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС общего образования в сельской школе

Разработка модели системы внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС общего образования в сельской школе включает в себя концепцию внеурочной деятельности: цель, задачи, принципы организации внеурочной деятельности в школе, планируемые результаты и способы оценки их достижения, этапы организации внеурочной деятельности; модель организации, содержания и управления внеурочной деятельностью, информационные, финансово-экономические условия, материально-технические, кадровые, научно-методичес...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» пгт. Троицко-Печорск






Модель

системы внеурочной деятельности школьников в сельской школе в условиях ФГОС общего образования







Автор: Савиных Ольга Сергеевна, педагог-психолог, заместитель директора по научно-методической работе

Соавторы: Сумина Ольга Алексеевна, директор МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск

Логинова Ирина Павловна, заместитель директора по учебной работе

Левкина Ольга Герасимовна, заместитель директора по учебной работе

Прямоносов Анатолий Владимирович, заместитель директора по воспитательной работе










пгт. Троицко-Печорск

2014 г.

Содержание


Введение…………………………………………………………………………..

с.3

Концепция внеурочной деятельности

Цель, задачи, принципы организации внеурочной деятельности в школе..

Планируемые результаты и способы оценки их достижения……………..

Этапы организации внеурочной деятельности……………………………..

с. 4

с. 5

с. 8

Модель организации внеурочной деятельности……………………………….

с. 8

Модель управления……………………………………………………………..

с. 10

Информационные, финансово-экономические условия, материально-техническая база, кадровые условия для реализации внеурочной деятельности……………………………………………………………………….

с. 11

Научно-методические условия…………………………………………………...

с. 12

Нормативное обеспечение внеурочной деятельности………………………….

с. 13

Модель содержания внеурочной деятельности…………………………………

с. 14

Модель реализации внеурочной деятельности…………………………………

с. 15

Оценка эффективности внеурочной деятельности, продуктивности деятельности обучающихся…………………………………………………….

с. 17

Риски и способы их коррекции…………………………………………………

с. 20

Заключение……………………………………………………………………….

с. 21

Источники…………………………………………………………………………

с. 22


Введение


Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Главной целью организации внеурочной деятельности в школе является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Система внеурочной работы школы формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:

-территориальное расположение образовательного учреждения;

-уровень развития дополнительного образования в школе;

-программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;

-кадровое обеспечение;

-материально-техническое обеспечение.

В пгт. Троицко-Печорск имеется определенная образовательная и культурная инфраструктура, графически представленная моделью социокультурной среды (рис. 1).

В школе 530 учеников, 25 классов-комплектов, в параллелях всех ступеней обучения два-три класса. Обучение организовано в одну смену. В школе обучаются дети из разных удаленных друг от друга микрорайонов и поселений: кв. Южный (микрорайон школы), район Троицко-Печорск (в 30 минутах ходьбы), п. Мылва, с. Покча (в 13-35 км от Троицко-Печорска). Возникающие трудности с подвозом детей не позволяют организовать в соответствии с СанПиНами перерыв 40 - 50 мин. между урочной и внеурочной деятельностью, поэтому для детей, проживающих в сельских поселениях, внеурочная деятельность организована по месту жительства на договорных условиях с Управлением культуры, МОУДОД «ЦВР», главами поселений.


Концепция внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов обучающихся, формирования универсальных учебных действий.

Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий и мероприятий, направленных на их развитие, а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Раздел вариативной части учебного плана «Внеурочная деятельность» позволяет реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия (часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса), фонда компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.

Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей и интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Особое внимание уделяется формированиюличности педагога как воспитателя, интеллектуальному, культурному и социально-психологическому климату школьного сообщества в целом.

Цель внеурочной деятельности:создание условий для проявления и развитиякаждым школьником своей индивидуальности, интересов и склонностей на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий в избранном направлении деятельности и создание условий для их реализации;

  • развитие творческих способностей, приобретение опыта творческой деятельности;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширение сферы социокультурного взаимодействия школы с социальными партнерами.

Принципы организации ВУД в школе:

  • Принцип целостности и единства образования. Программы внеурочной деятельности являются составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности учащихся осуществляется через единство целевых установок, формирование универсальных учебных действий, создание межпредметных проектов, исследовательских работ.

  • Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей в соответствии с возможностями школы и социума. Содержание внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) на основе опросов и анкетирования. Выявленные потребности соотносятся с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития школы, социокультурными связями с другими организациями и учреждениями.

  • Принцип преемственности и учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Опора на традиции, ценности воспитательной системы школы. Соответствие содержания и форм внеурочной деятельности возрастным особенностям обучающихся, преемственность в выборе направлений деятельности по ступеням обучения, преемственность с технологиями учебной деятельности.

  • Принцип разнообразия содержания, направлений и форм организации внеурочной деятельности. Реализация пяти направлений внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Выбор различных форм деятельности, в том числе кратковременных курсов, коллективных творческих дел.

  • Принцип социальной направленности внеурочной деятельности, освоение ребенком среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие.

  • Принцип гласности и открытости заключается в представлении программ и проектов курсов, мероприятий и т.п. участникам образовательного процесса через выступления, публикацию на школьном сайте, проведении открытых занятий и мероприятий, творческих отчетов.

  • Принцип свободы выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка.

  • Принцип оптимального использования времени реализуется через проведение внеурочной деятельности в течение всего учебного года и каникулярных периодов, в том числе летних. В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления в лагерях, создаваемых на базе общеобразовательной школы и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей.

  • Принцип программно-проектного финансирования внеурочной деятельностизаключается в том, что оплата организации и проведения внеурочной деятельности педагогическим работникам осуществляется на основе представленных и реализуемых программ и проектов внеурочной деятельности.

  • Принцип установления социокультурного взаимодействия школы на договорной основе. Заключаются договора (соглашения) о взаимодействии в области внеурочной деятельностис организациями, учреждениями поселка и районас целью разнообразия видов деятельности и наибольшего охвата школьников досуговой деятельностью.

  • Принцип включения в решение задач всех участников образовательного процесса. К планированию, разработке и проведению мероприятий активно привлекаются ученики. На всех этапах подготовки, организации и проведения внеурочных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители (законные представители) и социальные партнёры. Взаимодействие с семьями учащихся позволяет реализовать один из основополагающих принципов деятельности образовательных учреждений, а именно, связь с родителями.


Планируемые результаты и способы оценки их достижения


Предполагаемые результаты

Способы оценки достижения результатов

Ответственные

1

Наличие у школьников социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Групповые дискуссии по актуальным проблемам Диагностические методики «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что мы ценим в людях».

Анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, статей в школьную газету и т. д.

Заместитель директора по воспитательной работе

Социальный педагог

Классные руководители

Учитель обществознания

2

Сформированность позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом не менее 60% школьников

Наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни, «Диагностика личностного развития школьника» (автор Степанов П.В., г. Псков) один раз в два года в 5, 7, 9, 11 кл

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители

3

Уважительное отношение к своей школе, поселку, республике

Наблюдение, сочинения-эссе, социально-значимые дела

Классные руководители

Учителя русского и коми языка и литературы, обществознания

4

Сформированность интеллектуальной, информационной, проектно-исследовательской, коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности у 80% школьников

Технология «Портфолио», игры, олимпиады, представление творческих работ учащихся на конференциях, конкурсах, опрос общественного мнения, положительные отзывы, благодарности

Заместители директора по учебной и воспитательной работе

Руководители детских объединений, факультативов, кружков

Классные руководители

5

Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве школы

Творческие отчеты коллективов классов, объединений, факультативов и кружков.

Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив».

Метод социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе Дж. Морено.

«Психологический климат» Фидлер в обработке Ханина.

Классные руководители

Руководители объединений, факультативов, кружков

Педагог-психолог

6

Сформированность творческой активности обучающихся, навыков личности к адаптации и социализации в обществе и изменяющимся условиям жизни; навыков здорового образа жизни -не менее 80% обучающихся (в том числе выпускников)

Творческий отчет коллектива класса, ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры, анализ адаптированности при переходе на новый уровень образования

Классные руководители

7

Удовлетворенность потребностей детей и подростков в самореализации, проявлении инициативы, самостоятельности, творчества, управленческих начал

Технология «Портфолио»

Банк одаренных детей

Анализ участия школьников в мероприятиях

Диагностика развития самоуправления в классе, школе

Методика «Могу ли я быть лидером - организатором?»

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители.

Педагог-организатор

8

Повышение активности и удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов в организации внеурочной деятельности

Мониторинг общественного мнения родителей, обучающихся, педагогов

Заместитель директора по воспитательной работе

9

Наличие мотивации к занятиям внеурочной деятельностью,вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность до 100%

Тест-опросник «Методика диагностики направленности учебной мотивации» (Дубовицкая Т.Д.)

Карта внеурочной занятости обучающихся

Руководители объединений, факультативов, кружков

Классные руководители

10

Продуктивность детей на занятиях внеурочной деятельностью. Результативность, т.е. количество призовых мест обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах, смотрах, викторинах и т.д. составит 30% от количества участия

Творческие отчеты коллективов, анализ продуктов деятельности обучающихся.

Анализ результативности участия в районных, республиканских и всероссийских олимпиадах, конкурсах, исследовательских конференциях и проектах

Классные руководители

Руководители объединений, факультативов, кружков

Заместитель директора по учебной работе

11

Повышение компетентности педагогов в организации внеурочной деятельности, принятие позиции воспитателя, ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми, удовлетворенность педагогов собственной деятельностью

Посещение и анализ качества проведения занятий

Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя, методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания (Степанов П.В.)

Диагностика ориентированности педагога на личностную модель взаимодействия с детьми (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов)

Мониторинг удовлетворенности педагогов образовательного учреждения профессиональной деятельностью(методика Е. Н. Степанова)

Администрация школы

12

Улучшение условий для организации внеурочной деятельности

Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания

Анализ необходимых и достаточных условий для осуществления процесса воспитания и организации ВУД педагогических кадров и их профессиональной квалификации. Экспертный анализ и оценка программ, планов ВУД и процесса воспитания в образовательном учреждении

Администрация школы

Этапы организации внеурочной деятельности


Этап

Содержание деятельности

Результат

1.

Проектный

(апрель-август)

Диагностика интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей, возможностей ресурсного обеспечения ВУД

Проектирование системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении с учетом результатов диагностики

Модель.

Программы, проекты, планы ВУД

2.

Организационно-деятельностный

(сентябрь-май)

Функционирование разработанной модели внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения

Занятия, мероприятия

3.

Аналитический

(май-июнь)

Подведение итогов реализации ВУД. Анализ реализуемой модели внеурочной деятельности Внесение корректив

Творческие отчеты.

Аналитические материалы

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модель организации внеурочной деятельности в школе (рис. 2) основана на базовой модели внеурочной деятельности [6] и реализуется через: учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса; внутришкольную систему дополнительного образования; организацию деятельности групп продленного дня на ступени начального образования; классное руководство; деятельность педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования. Кроме того, школа ведет инновационную деятельность по введению ФГОС основного общего образования в форме республиканской пилотной площадки.

Основным типом организационной модели внеурочной деятельности является интеграция оптимизационной модели (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) с традиционной моделью взаимодействия с учреждениями дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования детей), а также социальное сотрудничество на основе договоров с организациями и учреждениями поселения и района в области организации внеурочной деятельности школьников. В приложении представлены договора с администрацией поселения Покча, лесничеством.

Основные направления совместной деятельности с учреждениями и организациями представлены в таблице:

Направления совместной деятельности

Основные социальные партнеры

Преемственность в содержании и формах внеурочной деятельности

МДОУ №1, МОУ ДОД «ЦВР» (Школа будущего первоклассника), МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск, МОУ ООШ п. Нижняя Омра

Духовно-нравственное воспитание

МУК «Троицко-Печорская центральная районная библиотека», МБУК «Районный краеведческий музей» им. Попова А.Н.

Профилактическая работа

ОВД (ОГПН), КПДН и ЗП, ЦСПСиД

Здоровье и безопасность

МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», ОПС-16, ГИБДД, ОВД, ПО ЦЭС филиала ОАО МРСК Северо-Запада «Комиэнерго», Троицко-Печорский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по РК»

Эколого-биологическое воспитание

ГУ РК «Троицко-Печорское лесничество», ГУ «Печоро-Илычский заповедник»

Профориентация

Центр занятости населения,Троицко-Печорское лесничество, ЦЭС, ОПС-16, предприятия и организации лесной отрасли

Социальные проекты и практики

Администрация гп «Троицко-Печорск», ГУ РК «Троицко-Печорское лесничество», ГБУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Троицко-Печорского района», ГБУ РК «ЦСЗН Троицко-Печорского района»

Приоритетными направлениями в организации внеурочной деятельности внутри школы являются духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное воспитание. Большое внимание уделяется формированию исследовательской компетентности участников образовательного процесса. На рис.3 представлена организационная схема исследовательской деятельности учащихся, имеются презентационные материалы об организации исследовательской деятельности обучающихся.

Основной базой реализации художественно-эстетического и спортивно-оздоровительного направлений являются учреждения дополнительного образования (МОУДОД «Троицко-Печорская музыкальная школа» (далее ДМШ), МОУДОД «Центр внешкольной работы» (далее ЦВР), МОУДОД «Детская юношеская спортивная школа» (далее ДЮСШ), МУК «Троицко-Печорский РДК». Образовательные программы по указанным направлениям реализуются на основе договора о целях, принципах, формах и содержании взаимодействия в области организации и реализации внеурочной деятельности. В договор вносится пункт о проведении мониторинга эффективности и результативности реализации программ, направленных на достижение результатов ООП, продуктивности деятельности каждого школьника, предоставлении информации о результатах мониторинга, об обмене базами данных одаренных детей.

Особенностью модели организации внеурочной деятельности является сотрудничество с родителями обучающихся и социальными партнерами на общественных началах. Родители являются руководителями проектных и исследовательских работ обучающихся, проводят мастер-классы по профилю своей профессиональной деятельности и интересам («В мире причесок», «Поделки своими руками», «Учимся дарить подарки», «Вязание крючком» и др.), организуют и проводят спортивные эстафеты и соревнования в классе и между классами, курсы обучения танцам и другие. Активно родители делятся опытом воспитания и организации досуга вместе с детьми. Школа организует взаимодействие с учреждениями и организациями в зависимости от направлений и целей деятельности и в соответствии с проектами: «Взаимодействие школы с учреждениями и организациями», «Семья и школа».

Принятая в школе модель учитывает особенности школы и социокультурной среды поселения, предоставляет детям и родителям (законным представителям) большее количество выборов внеурочной деятельности за счет избыточного количества часов.

Внеурочная деятельность, организуемая школой совместно с муниципальными образовательными учреждениями, осуществляется круглогодично, кроме июля месяца. Внеурочные занятия в каникулярное время не являются обязательными, они расширяют и дополняют содержание проводимых в течение учебного года курсов.

При планировании внеурочной деятельности учитывается разнообразие её видов и форм. Используются такие формы, как: факультативы для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, познавательные игры, учебные и социальные проекты, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, дискуссионный клуб «Инсайт», школьное лесничество «Северное сияние», волонтерский отряд «Метеор», конкурсы, общественно полезные и коллективные творческие дела, игры и другие.

Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программы, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями. Расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся, условиями, которые имеются в образовательном учреждении (приложение).

В целях оптимизации внутренних ресурсов образовательного учреждения для организации внеурочной деятельности, увеличения охвата детей, поддержания их интереса, предоставления им возможности выбора большего количества видов деятельности (курсов) используется блочно-модульная система занятий. В течение одного учебного года после окончания одного модуля ребенок может перейти на другой модуль, не нарушая логики своего развития.

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности являются программы воспитательной деятельности, духовно-нравственного воспитания, на начальном уровне образования - план внеурочной деятельности. Отбор программ по внеурочной деятельности производится в соответствии с построенной моделью. Разработанные программы публично представляются обучающимся и родителям через различные формы: презентации на классных часах, конференциях, родительских собраниях, публикуются на сайте школы. Таким образом, обеспечивается вариативность программ внеурочной деятельности, создаются условия для реального выбора ребенком наиболее привлекательных форм и видов внеурочной деятельности, обеспечивается возможность обучающимся в течение учебного года перейти из одной группы в другую, попробовать свои силы в разнообразных видах деятельности в соответствии со своими потребностями и возможностями, определить и развить свои интересы и склонности.

Кроме того, с каждым годом увеличивается интеграция в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Учащиеся школы под руководством педагогов участвуют в дистанционных олимпиадах, творческих конкурсах, исследовательских конференциях. Только в этом учебном году 13 учащихся 3-6 классов поступили в очно-заочную школу «Ступени» на базе ГАОУДО РК «Республиканский центр дополнительного образования». Ежегодно обучающиеся школы получают дополнительное образование в Коми республиканском лицее-интернате для одаренных детей из сельской местности при КГПИ г. Сыктывкара (табл. 3).

Таблица 3.

Название ОУ

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Республиканский очно-заочный лицей - интернат для одаренных детей из сельской местности при КГПИ

16

16

23

26

Физико-математический лицей (очное обучение) г. Сыктывкар

2

3

1

Модель управления внеурочной деятельностью представлена графически на рис. 4. Координирует сотрудничество с социальными партнерами, организацию, реализацию и контроль внеурочной деятельности заместитель директора по воспитательной работе. Содержание внеурочной деятельности курирует заместитель директора по научно-методической деятельности, учебной работе. Экспертизу программ и планов проводит методический совет. По каждому направлению назначены кураторы из числа высоко квалифицированных педагогических работников и администрации, руководители детских объединений, факультативов, кружков и т.д. Внутри класса внеурочную деятельность координирует классный руководитель, в группах продленного дня координатором выступают воспитатели ГПД.

Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности. В штатном расписании образовательного учреждения имеются педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, классные руководители, воспитатели групп продленного дня. Анализ кадрового состава показал, что потенциал педагогов позволяет организовать внеурочную деятельность по всем основным направлениям, заявленным во ФГОС общего образования. Вместе с тем, педагоги школы имеют большую урочную нагрузку, что приводит к перенапряжению педагогических работников. В связи с этим, администрацией школы ведется работа по оптимизации педагогической нагрузки и организации сотрудничества с родителями и социальными партнерами.

Финансово-экономические условия. Оплата организации и проведения внеурочной деятельности педагогическим работникам осуществляется на основе принятых к реализации и реализуемых программ и проектов организации внеурочной деятельности из фонда стимулирующих и компенсационных выплат, за счет 0,5 ставки педагога дополнительного образования. Оплата часов внеурочных занятий осуществляется в соответствии с тарификационными требованиями (1 час внеурочной деятельности равен 1 часу урочной деятельности). В связи с ограниченностью фонда для стимулирования нами практикуется предоставление педагогам в каникулярное время выходных дней за проведенные занятия в отношении 1 час отдыха за 1 час занятий. В настоящее время прорабатывается механизм и договор о предоставлении платных услуг.

Материально-техническая база внеурочной деятельности. Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: урочные занятия проводятся в одну смену, за каждым классом закреплен кабинет, имеется столовая, в которой организуется питание учащихся по предварительному заказу, медицинский кабинет, актовый и спортивный залы, кабинет педагога-психолога, кабинет для работы самоуправления, библиотека, кабинеты технологии, мастерские, школьный стадион. Имеются магнитофон, музыкальный центр, синтезатор, фортепиано, аккордеон, телевизор. В непосредственной близости от школы расположены баскетбольная площадка, детская площадка, каток.

Информационные условия. Используются информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования.

С целью оперативного и полного информирования общественности об образовательном процессе и жизнедеятельности школы, обеспечения прозрачности отчетности для ключевых заинтересованных сторон создан официальный сайт. Сайт школы сегодня является не только важным звеном единой информационной среды учебного заведения, но и его представительским лицом, зеркалом, отражающим для пользователей многие процессы, происходящие внутри учебного заведения. Школьный сайт становится средством доставки информации по всем направлениям деятельности, помогает ориентироваться в учебных программах и планах школы, позволяет быть в курсе школьных новостей и событий, дает возможность «обратной связи» (форум, чат) и др. В течение учебного года ведется систематическая работа по оформлению и наполнению школьного сайта информацией, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 343 "Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении", положения о школьном сайте. Сайт регулярно обновляется, постепенно были добавлены новые разделы: «Информационно-образовательные ресурсы», «Новости», «Объявления», «Методическая работа», «Здоровое питание», «Всем-всем-полезно» и др.

Внедрение ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с техническим оснащением образовательного учреждения. Ежегодно растет оснащенность образовательного учреждения компьютерной техникой. Функционирует современный компьютерный класс с доступом к сети Интернет. Имеетсявыход в Интернетв кабинетах заместителей директора. Общее число компьютеров в школе - 41, в том числе используемых в учебном процессе - 33.Весь парк школьных компьютеров обеспечен лицензионной чистотой программного обеспечения. В основном образовательное учреждение использует лицензионные программные продукты, поставленные ранее в рамках централизованных федеральных, региональных, муниципальных закупок. Процент учебных кабинетов с автоматизированным рабочим местом учителя (наличие ПК, мультимедиа проектора, проекционного экрана) составляет 70% (21 кабинет из 30 учебных кабинетов). В одном кабинете образовательный процесс осуществляется с использованием интерактивной доски. Использование ПК и мультимедийной техники осуществляется как в преподавании всех учебных предметов, так и во внеурочной деятельности, применение медиатеки позволяет сделать занятия еще более интересными и познавательными.

В компьютерном классе при использовании сети Интернет обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношение к образовательному процессу. Выполнение этого требования осуществляется с использованием системы контентной фильтрации. В режиме работы кабинета информатики вне учебных занятий предусмотрены часы для свободного доступа обучающихся к сети Интернет с целью решения задач образовательного процесса. Удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться интернетом, составляет 35% от общего числа учащихся. Педагоги школы имеют возможность работать в кабинете информатики во внеурочное время по установленному графику.

Также в работе школы используется электронный документооборот через электронную почту ([email protected]), для оперативного взаимодействия с обучающимися и родителями - программное обеспечение Skype, интернет-сеть ВКонтакте и другие ресурсы, созданы и ведутся электронные базы данных.

В школе издается электронная газета «ШАГ (Школьная Актуальная Газета)», налажено сотрудничество с редакцией районной газеты «Заря».

В школьной библиотеке имеется периодическая, справочная литература, электронные учебные издания, также имеется компьютерная техника, принтер и ксерокс. Подключен Интернет, которым пользуются все участники образовательного процесса.

Библиотечный фонд составляет 54684 экземпляров книг. Из них: учебная литература - 34001, художественная литература - 20683, CD-диски - 234, электронные учебные издания (приложения к учебникам) - 245. Результаты работы библиотеки представлены в аналитической справке, с. 17-18.

Научно-методические условия

Методические функции по организации внеурочной деятельности выполняют заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, методический совет школы, методические объединения классных руководителей, учителей-предметников.

Расширяются формы методической работы в образовательном учреждении: мастер-классы, обмен опытом работы; презентация результатов реализации программ, совместные семинары с социальными партнерами, взаимообмен методическими ресурсами с другими образовательными учреждениями района; сотрудничество с ГАОУДПО (пк) С РК "КРИРО" (распространение передового педагогического опыта на основе информационно-коммуникационных технологий; использование новых моделей повышения квалификации, в том числе, на основе дистанционных образовательных технологий), ГАОУДО РК «Республиканский центр дополнительного образования» (участие в мероприятиях исследовательской направленности, обучение в дистанционной школе «Ступени»).

Для снижения нагрузки на классного руководителя используется следующий методический прием: каждый классный руководитель разрабатывает классный час, мероприятие и т.п. по определенной тематике и затем проводит его во всех классах, для которых предназначена разработка, другой классный руководитель также проводит классный час, мероприятие по его разработке. Обмен методическими материалами уменьшает время, затраченное на подготовку мероприятий, увеличивает продуктивность работы классного руководителя, является стимулом для установления дружеских отношений как между педагогами, так и между классами.

Нормативное обеспечение внеурочной деятельности


Приказы, постановления российского уровня

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года № 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" (зарегистрирован в Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2006 г., регистрационный № 8110).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 27 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03" пункт 2.4.4. Гигиена детей и подростков Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 "Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года (см. Приложение № 1).

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года, № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Примерные программы начального общего образования: В 2 ч.: Ч.1. (Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся)

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор

Перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Устав образовательного учреждения.

Правила внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего распорядка учащихся.

Договор образовательного учреждения с учредителем.

Договор о предоставлении общего образования

Договор о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей.

Должностные инструкции работников образовательного учреждения.

Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

Положение об общешкольной конференции

Положение о Совете школы

Положение об общешкольном родительском комитете

Положение об ученическом самоуправлении

Положение о педагогическом совете

Положение о методическом совете

Положение о школьном методическом объединении учителей-предметников

Положение о методическом объединении классных руководителей

Положение о деятельности классного руководителя

Положение о предметной декаде

Положение о группе продленного дня

Положение об учебном кабинете.

Положение о школьной библиотеке

Положение о школьной столовой

Положение о школьном музее

Положение о школьном сайте

Положение о публичном докладе (отчете)

Положение о факультативных занятиях

Положение о предпрофильной подготовке обучающихся

Положение о профильном обучении

Положение о портфолио (папке личных достижений) учащихся

Положение о волонтерском отряде

Положение о дискуссионном клубе «Инсайт»

Положение об оплате труда работников МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск

Положение о стимулирующих выплатах

Положение о Совете по введению ФГОС общего образования

Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС общего образования

Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования

Положение о школьной учебно-практической конференции проектно-исследовательских работ учащихся


МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модель содержания внеурочной деятельности представлена на рис.5. Модель отражает связь урочной и внеурочной деятельности. Школьные предметы условно отнесены к одному из направлений воспитания, хотя педагоги школы понимают, что воспитанием пронизаны все учебные занятия и виды деятельности с учащимися.

Внеурочные занятия в школе организуются для школьников на всех ступенях обучения по пяти основным направлениям развития личности, обозначенным во ФГОС общего образования: духовно-нравственное воспитание, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, взятых в качестве содержательного ориентира при построении соответствующих образовательных программ. В некоторых программах и планах указаны следующие направления внеурочной деятельности: художественно-эстетическое, научно-познавательное, гражданско-патриотическое, общественно полезная деятельность, что не противоречит принятым пяти направлениям, а лишь конкретизирует их.

Содержание программ и занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Образовательные программы являются нормативными документами образовательного учреждения и определяют цели, задачи, планируемые результаты, общий объем внеурочной деятельности обучающихся, временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), состав и структуру направлений внеурочной деятельности для каждой ступени общего образования, формы и способы организации внеурочной деятельности, план мероприятий, ресурсное обеспечение, сроки и формы контроля.

Для реализации внеурочной деятельности педагоги образовательного учреждения используют Примерные программы внеурочной деятельности; программы, разработанные педагогами образовательного учреждения и получившие положительную экспертную оценку школьных методических объединений учителей-предметников, классных руководителей, методического совета школы, прошедшие внешнюю экспертизу через муниципальные и республиканские конкурсы. Так, например, «Программа профилактических занятий по сохранению психического здоровья школьников» имеет гриф «Рекомендовано МО РК» (приказ МО РК от 13.05.2014 г. № 144). Все программы и планы по внеурочной деятельности утверждает директор школы. Программы лицензируются.

На основе программы внеурочной деятельности, программы духовно-нравственного воспитания разрабатываются рабочие программы по курсу, модулю, факультативу. Акцентируется социальная направленность программ, освоение ребенком среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие. В приложении «Программы ВУД» представлены программа профориентационной работы в школе «Ориентир», программа элективного курса «Русская словесность», программы воспитания класса «Наш Класс - это Мы», «Лад».


МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В реализации модели принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, воспитатель группы продленного дня и другие). Занятия имеют аудиторную и внеаудиторную занятость.

Имеется расписание дополнительных занятий, факультативов и кружков, установлен единый день для коллективных творческих дел (общешкольных - пятница, внутриклассных - суббота), для проведения классных часов (по уровням обучения). Проведение классных часов в одно время дает возможность классным руководителям организовывать совместные мероприятия в параллели. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами ведет учет занятости внеурочной деятельностью класса в целом и каждого ученика в отдельности, охвата детей внеклассными и общешкольными мероприятиями (приложение), взаимодействует с педагогическими работниками образовательных учреждений;организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Классным руководителем совместно с родителями (законными представителями) обучающихся формируются индивидуальные образовательные маршруты обучающихся в области внеурочной деятельности на основе интересов, склонностей и индивидуальных особенностей обучающихсяв соответствии с их выбором. При необходимости в формировании образовательных маршрутов принимает участие педагог-психолог. Индивидуальное расписание занятий помещается в дневнике учащегося.

В целях недопущения переутомления ученика ответственность за регулирование его предельно допустимой недельной нагрузки внеурочными видами деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка возлагается на его родителей (законных представителей), о чем внесен пункт в договор с родителями.

На уровне начального образования реализуется модульная модель внеурочной деятельности. Для части детей, что составляет 25% от общего количества младших школьников, используется модель "школы полного дня" и реализуется преимущественно воспитателями двух продленных групп. Для этих групп детей создаются условия для успешного осуществления образовательного процесса в течение всего дня, включая питание и занятия на свежем воздухе. Привлекаются к проведению занятий и мероприятий старшеклассники (присутствие педагога обязательно, если старшеклассник не достиг 18-летнего возраста).

На уровне основного общего образования реализуется смешанная модель (элементы линейной и модульной моделей). В старшей школе - линейная модель (распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года). Общие сведения о реализуемых программах (модулях) внеурочной деятельности оформляются в виде таблиц 4- 6.

Таблица 4. Организация внеурочной деятельности в школе

Название программы (модуля)

Тип

Направление ВУД

Цель

Количество часов

Класс (возраст)

Руководитель

Ресурсы

Форма оплаты

I.

Начальная школа



Всего по уровню:



II.

Основная школа



Всего по уровню:



III

Старшая школа



Всего по уровню:



Всего:



Таблица 5. Сведения о реализуемых программах внеурочной деятельности

п/п

Наименование рабочей программы

Кол-во часов

в год

Распределение часов

Цель модуля

Формы организации

УУД

Руководитель

теоретические

практические




Всего часов



Таблица 6. Сведения о реализуемых программах внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного образования или социальными партнерами

Направление

внеурочной деятельности

Субъект реализации

направления

Название и форма объединения

Количество часов для реализации

программы

Кол-во групп/ детей

Место

проведения

Планируемые

результаты


Организация внеурочной деятельности в школе через факультативы и кружки представлена в приложении.

Способы фиксации часов внеурочной деятельности

Часы внеурочной деятельности, оплачиваемые за счет ставок педагогов дополнительного образования, часов на факультативы, индивидуальные занятия, из фонда стимулирующих и компенсационных выплат, фиксируются в соответствующем журнале (список учащихся, дата, посещаемость, тема, формы, количество часов, роспись руководителя). Внеурочная деятельность, организуемая в формах, отличных от выше указанных, фиксируется в Дневнике классного руководителя и Карте активности класса.

Способы контроля результатов:

- внутришкольный контроль, посещение и анализ занятий,

- анкетирование и диагностирование участников образовательного процесса,

- проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;

- результативность участия в районных, республиканских и всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях исследовательских работ, проектов.

- творческие отчеты коллективов классов, объединений, факультативов и кружков.

- карта внеурочной занятости обучающихся.

Педагогические работники, представляющие творческий отчет по реализации программы (курса, модуля) внеурочной деятельности, выводятся на самоконтроль и освобождаются от внутришкольного контроля.

Способы поощрения и мотивации обучающихся:

После проведения школьных мероприятий, в конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение грамот, дипломов, призов, почетных кубков, сертификатов участия, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. В школе имеются постоянно обновляемые стенды «Лучшие спортсмены», «Гордость школы», «Юный исследователь», где представлены портреты учащихся, достигших лучших результатов в определенной области деятельности, ведется банк одаренных детей. Согласно муниципальной программе «Одаренные дети» ученики, активно и результативно участвующие в районных, республиканских и всероссийских мероприятиях интеллектуального, спортивного, творческого, проектно-исследовательского направления удостаиваются премии главы района. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания. Каждая церемония проводится в виде праздника.


ОЦЕНКАЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ПРОДУКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между продуктивностью, результатами и эффектами этой деятельности, поэтому попытаемся разобраться в понятийном аппарате.

Продуктивность - производительность труда, получение продукта деятельности за определенное время.

Результативность - это категория, отражающая степень получения запланированных результатов за счет выполнения конкретной функции или реализации конкретной программы деятельности. Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, какие знания и самостоятельный опыт он приобрел, какие чувства как ценность испытал.

Под эффективностью (лат. efficientia) понимают продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели. Эффективность деятельности можно рассчитать как отношение затрачиваемых для получения запланированного результата ресурсовк фактически полученному результату. Эффективность иногда можно выразить в процентах. Для учащегося эффект - это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Критерии анализа и оценки организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении

  • гуманистическая направленность деятельности;

  • системность организации внеурочной деятельности;

  • вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности;

  • направленность деятельности на развитие и проявление творчества детей и взрослых;

  • ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха.

Результативность воспитательного процесса

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Для выявления и оценки результативности внеурочной деятельности используются разные методы и технологии: наблюдение, анкетирование, игровая, технология «Портфолио», творческий отчет коллектива, (отчет школьного актива, волонтерского отряда «Метеор», клуба Инсайт, школьного лесничества «Северное сияние», спортивного клуба, актива школьного музея)

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей эффективность внеурочной деятельности, степень достижения планируемых результатов (см. выше по тексту, с. 9).

1 этап (апрель). Организация мониторинга. Ответственным за проведение мониторинга является заместитель директора по воспитательной деятельности. В мониторинге участвуют классные коллективы 3, 5, 7, 9, 11 классов (1 раз в два года), коллективы детских объединений (ежегодно), родители обучающихся указанных категорий детей, педагоги, организующие внеурочную деятельность. Директор издает приказ о проведении мониторинга с указанием участников, ответственных, сроках.

2 этап (апрель). Сбор информации. Диагностика на основе опросов проводится классным руководителем, руководителем факультатива, кружка, секции, детского объединения. Анкетирование учащихся проводится на одном из занятий по данному курсу, во время классного часа, анкетирование родителей - на родительских собраниях, педагогов - на совещании. Заполненные анкеты сдаются сразу же. Применяется и вариант заполнения анкеты дома.

3 этап (май). Обработка информации. Подсчитывается процент принявших участие в мониторинге от общего количества детей в классе или посещающих данное объединение, делается вывод об активности респондентов и репрезентативности выборки. В классе, объединении руководителем подводятся итоги в соответствии с методикой по каждому участнику. Обобщенные данные по классу (объединению) передаются заместителю директора по воспитательной работе, который сводит результаты мониторинга и высчитывает результативность и эффективность внеурочной и воспитательной деятельности по школе, проводит сравнительный анализ полученных данных за три года; совместно с заместителем по учебной работе делает выводы, готовит рекомендации. В обработке и интерпретации результатов при необходимости принимает участие педагог-психолог.

4 этап (май-июнь). Распространение информации. Издается приказ по результатам мониторинга. По результатам диагностики заместителями директора по учебной и воспитательной работе проводится собеседование с классными руководителями, ответственными за соответствующие виды внеурочной деятельности. Обобщенная информация выкладывается на сайте школы, включается в анализ работы школы и публичный доклад. До августа вносятся коррективы в планы и программы внеурочной деятельности с учетом полученных результатов мониторинга.

Объектом мониторинга являются: программы внеурочной деятельности, личность самого воспитанника, детский коллектив, вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность, мотивация к занятиям внеурочной деятельностью, результативность участия во внеурочной деятельности, удовлетворенность учащихся, родителей, педагогов внеурочной деятельностью и жизнью школы в целом. Диагностический инструментарий представлен в приложении.

  1. Для диагностики воспитательных результатов проводится наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Используется «Диагностика личностного развития школьника» (автор Степанов П.В., г. Псков). Недостатком методики является её трудоемкость, поэтому исследование проводится один раз в два года в 5, 7, 9, 11 классах классными руководителями. Учителем информатики разработана электронная версия диагностики, которая в последнее время с успехом применяется классными руководителями школы.

Обнаружить и качественный, и количественный аспекты развития личности помогают диагностические методики «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что мы ценим в людях».

2. Внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, факультативе, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах - разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе. Уровень развития детского коллектива как условие развития личности школьника выявляется с помощью методики А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив». Для выявления характера взаимоотношений школьников в детском коллективе используется метод социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе Дж. Морено и «Психологический климат» Фидлер в обработке Ханина.

3. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания (предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания; программное обеспечение процесса воспитания) диагностируются с помощью экспертного анализа и оценки программ, планов ВУД и процесса воспитания в образовательном учреждении.

Программы внеурочной деятельности рассматриваются по следующим критериям: соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам модели внеурочной деятельности; сформулирован уровень достижения результатов внеурочной деятельности; чёткий и конкретный результат определённого уровня; логика перехода от результатов одного уровня к результатам другого уровня; качество программы внеурочной деятельности (соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам определённого уровня); диагностированность результативности и эффективности внеурочной деятельности; ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

4. Профессиональная позиция педагога - одно из важнейших условий развития личности ребенка. Методику диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя, а также методику изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания (Степанов П.В.).

5. Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания - посредством качественного и количественного анализа материально-технического оснащения процесса воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информационного фонда и т.д.), исходя из реальных материальных возможностей образовательного учреждения.

6. Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания и внеурочной деятельности - через анализ кадрового состава образовательного учреждения на предмет наличия необходимых и достаточных для осуществления процесса воспитания и организации ВУД педагогических кадров и их профессиональной квалификации.

7. Направленность мотивации к занятиям определяется с помощью теста-опросника автора Дубовицкой Т.Д. «Методика диагностики направленности учебной мотивации». В этой методике слово «предмет» понимается нами не как школьный предмет, а как предмет или область изучения в рамках данного курса.

8. От родителей в немалой степени зависит, будет ли создана атмосфера доверия, доброжелательности в коллективе, насколько комфортно в нем будет чувствовать себя ребенок. Поэтому очень важно, чтобы между учителем и родителями установилось тесное сотрудничество, которое послужило бы основой для создания дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, для развития эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей. Для изучения удовлетворенности родителей работой школы можно использовать одноименную методику Е. Н. Степанова.

9. О продуктивности детей на занятиях внеурочной деятельностью можно судить по творческим отчетам коллективов, продуктам деятельности обучающихся.

10. О качестве проведения занятий можно судить через их посещение и анализ.

11. Очень важно, чтобы ученики и сами педагоги были удовлетворены организацией, проведением и результатами внеурочной деятельности, а также жизнедеятельностью школы в целом, диагностировать степень удовлетворенности учащихся и педагогов можно с помощью методики А.Е. Андреева и Е.Н. Степанова.

РИСКИ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ

Проблемы

Причины

Способы коррекции

1

Недостаточная материально-техническая база

Отсутствие необходимого финансирования

Привлечение ресурсов социальных партнеров

2

Отказ от участия в общешкольных или классных делах (целым классом или индивидуально)

Деятельность взрослых не соответствует модели: не учитывается мнение ребят, давление взрослых, административный стиль взаимодействия.

Перегрузка обучающихся.

Информационно-разъяснительная работа с педагогами и учащимися, вовлечение их в планирование и анализ работы, в практическую деятельность. Собеседование и составление индивидуального профиля занятий внеурочной деятельностью

3

Педагоги не принимают идеи, заложенные в модели

Низкий уровень управленческой культуры

Обучение администрации. Разъяснительная работа в педколлективе, убеждение, система мотивации, правильная расстановка кадров

4

Ожидаемый результат не соответствует поставленным задачам

Необъективная оценка происходящего, недостоверность информации от первичных коллективов, недостаточно продуманы критерий и форма отчетности. Недостаток теоретического и диагностического материала.

Коллективное и индивидуальное обсуждение проблем, внесение изменений в критерий и форму отчета. Курсы повышения квалификации.

Работа методического объединения. Самообразование.

5

Транслирование педагогом способов урочной деятельности на внеурочную. Замещение внеурочной деятельности кружковой работой.

Технологии не соответствуют внеурочной деятельности.

Недостаточная подготовка педагогов, недостаточный контроль администрации.

Обучающие семинары. Внутришкольный контроль, творческие отчеты классных коллективов, объединений.

Заключение. Включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ внеурочной деятельности, использование ресурса учреждений дополнительного образования и социальных партнеров позволяют сегодня полностью реализовать учебный план в части «Внеурочная деятельность». Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Главной целью организации внеурочной деятельности в школе является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Система внеурочной работы школы формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Принятая нами модель оптимальна для нашего образовательного учреждения, поскольку позволяет достигать результаты, сформулированные в Программе развития ОУ «Школа личностного и профессионального самоопределения», предоставляет каждому ребенку возможность удовлетворять потребность в получении качественного образования с привлечением ресурсов школы, других образовательных учреждений и организаций района, приводит в итоге к личностному и профессиональному развитию обучающихся (приложение «Результативность внеурочной деятельности»).

Таким образом, модель организации внеурочной деятельности ориентирована на построение открытого образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению школьника как успешной социально-активной, физически здоровой и конкурентно способной личности.

Источники:

  1. Казакевич С.Д. Модель организации внеурочной деятельности школьников ООО в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС. МБОУ «Тальжинская ООШ» Тальжино, 2012

  2. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданинаРоссии(2009г). - М.: Просвещение, 2010;

  3. Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271 1.

  4. Методика диагностики направленности учебной мотивации//Психологическая наука и образование.- 2002.- №2.- с.42-45.

  5. Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ (на примере одного ОУ; начальная ступень) - РАО;

  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.

  8. Приказ Минобрнауки Российской Федерации «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373» от 26.11.2010г. №1241, Регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г

  9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - М.: «Просвещение», 2010.

  10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: «Просвещение», 2010.

  11. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского.

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -М.: Просвещение, 2010;

  13. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/#1100#ixzz2z7bWAPb0

  14. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/#1100#ixzz2z7c7f7ci

  15. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/#1100#ixzz2z7bpLkkN

  16. school2em.ucoz.ru/FGOS/organizacija_vneurochnoj_dejatelnosti_v_ramkakh_re.pdf

  17. ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F4%F4%E5%EA%F2%E8%E2%ED%EE%F1%F2%FC

  18. wiki.iis.ru/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C


© 2010-2022