Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»

  1. Организационный момент

«Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей школе. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.

2. Определение темы I

На доске в разном порядке расположены слова:

- Для того, чтобы определить тему мастер-класса,необходимо установить взаимосвязь между словами и словосочетаниями, расположенными в разном порядке.

Тема: «Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»

Каковы цели нашего мастер-класса?

Цель: обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке

Задачи:

  • информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха;

  • инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;

  • проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха на уроке;

  • развитие навыков сотрудничества.

«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

ФГОС ставят перед современной школой задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)

  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)

  • научить жить (учение для бытия)

  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)



  • В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу?

  • Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.

  • На нашем мастер-классе мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также спроектируем действия педагога для создания ситуации успеха на уроке.

Для того чтобы легко работалось, я предлагаю взять с собой в дорогу хорошее настроение.

3. Основная частьМастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности

1) Итак, тема нашего мастер-класса "Создание ситуации успеха ученика на уроке ". Это достаточно сложный вопрос и нам сегодня предстоит докопаться до истины. Поэтому мы с вами приняты в научно-исследовательскую лабораторию на должность младших лаборантов. Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельностиКак на любой работе у вас есть возможность продвижения по службе и повышения квалификационного разряда.

Перед вами таблица "Условные обозначения лабораторных исследований".

№ слоя

Должность

Тема исследования

1

Младший лаборант

"Черный ящик"

2

Старший лаборант

"Наука - практике"

3

Младший научный сотрудник

"Противоречия во взглядах"

4

Старший научный сотрудник

"Создание ситуации успеха - практика"

Для работы нашего научно-исследовательского института нам потребуется экспертная группа (2 - 4 человека). В течение занятия эти люди будут внимательно анализировать работу научных сотрудников и в конце мастер-класса сделают свои выводы по теме исследования.

2)Уважаемые лаборанты, я предлагаю вам закончить предложения анкеты, дается время две минуты для того, чтобы вы записали свои ответы на заданный вопрос. Каждый педагог заполняет анкету.

Начиная урок, я произношу слова: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По моему мнению, на эффективность урока влияет: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)Работа в творческих группах по проектированию программ для обучения и воспитания успехом.

а) Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем работать в группах. Прежде, чем мы начнём работу, послушайте, пожалуйста, притчу.

Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельностиПритча (сотрудничество).

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

б) Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила.

Памятка участника мастер-класса

1.Получи удовольствие !

2.Позволь себе быть свободным !

3.Доброжелательность к себе и другим !

4.Постарайся быть внимательным .

5.Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

6.Помни, что ты ответственен за результат работы всей группы, а группа- за каждого. И всё получится !

в) «Черный ящик»

Итак, поздравляю вас с новой должностью и вручаю вам значки младших лаборантов. Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельностиНам предстоит раскопать верхний слой, под названием «Черный ящик» Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельностии найти ответы на вопросы:

- Что такое СИТУАЦИЯ УСПЕХА? Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности

- Что влечет за собой создание ситуации успеха на уроке?

Уважаемые коллеги, вам даётся время, чтобы определить, что же такое ситуация успеха.

(Работа в группах ,выступление каждой группы)

Само понятие «успех» имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания.

С психологической точки зрения - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Создание ситуации успеха приводит к сотрудничеству учителя и ученика. В условиях сотрудничества можно выделить три ведущих действия учащихся:

1. Ребенок осуществляет поиск недостающих ему знаний;

2. Познавательная инициатива ребенка;

3. В процессе обучения ребенок активен, понимает, что ему еще надо узнать.

Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!

Мы закончили раскопку первого слоя. Вам присваивается звание старших лаборантов и вручаются значки Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности

г) «Наука - практике»

Второй слой идет под названием "Наука - практике".

Задание для 1-й группы.

Уважаемые коллеги! Просим Вас спроектировать действия педагога, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха.

Задание для 2-й группы.

Уважаемые коллеги! Просим Вас спроектировать действия педагога, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха.

Задание для 3-й группы.

Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие - сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.

Просим Вас привести 15 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

(Выступление групп.)

Задание успешно выполнено. Вам присваивается звание младших научных сотрудников. Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности

д) «Противоречия во взглядах» Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности

Мы переходим к третьему слою под названием «Противоречия во взглядах».Для того чтобы еще лучше сориентироваться в данной теме, я предлагаю вам сыграть в игру "Незаконченные предложения". Вы в роли ученика. Я произношу начало предложения, вам предстоит закончить его. Ваши ответы будет анализировать экспертная группа. В конце нашего занятия нам огласят результаты и сделают выводы.

1. Если я получаю хорошую оценку - это значит, что...

2. Если я получаю плохую отметку - это значит, что...

3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...

4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...

5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...

А теперь поделитесь, какие чувства вы испытали, будучи в роли учеников? И всегда ли мы создаем ситуацию успеха, чтобы поддержать ребенка?

Молодцы, с заданием справились. Вам присваивается звание старших научных сотрудников и вручаются значки Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности

е) "Создание ситуации успеха - практика"

. Переходим к последнему четвертому слою. Этот слой называется "Создание ситуации успеха - практика".

На своих уроках я использую различные приемы, которые предлагаю Вам рассмотреть. Ваша задача - раскрыть содержание приемов.

Прием « Формирование положительной "Я"- концепции» у школьников.

Положительная "Я"- концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) - мешает успеху, ухудшает результаты, приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Что, по вашему мнению, нужно для формирования положительной "Я"- концепции?

Ответ. Для того чтобы формировать положительную "Я"- концепцию у школьника, необходимо: видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее; создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, помогать детям в реализации себя в деятельности .

Прием «Авансирование».

Расскажите более подробно о том, в чем состоит авансирование, особенно для неуверенных, сомневающихся в себе детей. Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Ответ. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Прием "Эмоциональное поглаживание".

Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", тридцать раз - "умница" и раз десять: "Ребятки, я горжусь вами!".

Не грозит ли это девальвацией (обесцениванием) похвалы? Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Какие виды таких "поглаживаний" вы можете привести?

Выступление экспертной группы

- А сейчас мне бы хотелось предоставить слово нашей экспертной группе. Огласите, пожалуйста, выводы по двум анкетам «Незаконченные предложения» от лица учителей и от лица учеников.

- Дайте оценку работы нашим специалистам.( выбрать знак и прикрепить к доске)

Подведение итогов

Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.

Для этого учителю необходимо:

  • видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;

  • понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству

  • помогать детям реализовать себя в деятельности

  • Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

4. Итог мастер-класса

Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Мы с вами затронули очень трудоемкий вопрос и нашли пути его решения.

Уважаемые коллеги, поздравляю вас с выполнением кандидатского минимума и с присвоением вам звания "Кандидат исследовательских наук". Благодарю вас за сотрудничество.

5.Рефлексия.

Продолжите, пожалуйста, фразу:

-А, напоследок, я скажу…

-Уходя с мастер-класса, я…

-Мне хочется сказать…

-Мой совет коллегам…

И закончить нашу встречу я хочу притчей. Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности

Папа с сыном пошли однажды на горы. Сын, ударившись о камень, непроизвольно крикнул:

- А-а-а-а-а-а!

И с удивлением слышит:

- А-а-а-а-а-а!

Мальчик спросил:

- Кто ты?

А ему в ответ:

- Кто ты?

Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:

- Трус!

А ему в ответ:

- Трус!

Мальчик спрашивает у отца:

- Что происходит?

Отец улыбнулся и говорит:

- Слушай меня внимательно, - и кричит горам: - Я тебя уважаю!

Ему в ответ:

- Я тебя уважаю!

- Будь счастлив!

Ему отвечают:

- Будь счастлив!

Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил:

- Это явление называют «эхо» но, по правде, это называется жизнь… Она тебе всегда отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь.

Помните это! А ещё помните:

Все дети талантливы!

Ребёнок хорош, плох его поступок!

В каждом ребёнке чудо-ожидайте его.

А вот насколько каждый из ваших учеников будет успешным, зависит только т Вас Мастер-класс Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности

Чтобы не уйти с мастер-класса с пустыми руками, я дарю вам перечень рекомендаций по управлению успехом на уроке. Благодарю вас за желание работать, общаться, делиться опытом.









© 2010-2022