• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Программа «Формирование толерантного сознания субъектов образовательного процесса как неотъемлемой составляющей гражданской идентичности через реализацию урочной и внеучебной деятельности» на 2010 – 2015 гг

Программа «Формирование толерантного сознания субъектов образовательного процесса как неотъемлемой составляющей гражданской идентичности через реализацию урочной и внеучебной деятельности» на 2010 – 2015 гг

"Выдержка из материала: Программа «Формирование толерантного сознания субъектов образовательного процесса как неотъемлемой составляющей гражданской идентичности через реализацию урочной и внеучебной деятельности» на 2010 2015 гг. Пояснительная записка Россия страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Поэтому русская культура сосуществует с культурами других народов и интенсивно взаимодействует с ними. Сегодня в России говорят более чем на 150 родных языках, на половине из них ведет...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Программа

«Формирование толерантного сознания

субъектов образовательного процесса как

неотъемлемой составляющей гражданской идентичности

через реализацию урочной и внеучебной деятельности»

на 2010 - 2015 гг.










Пояснительная записка

Россия - страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Поэтому русская культура сосуществует с культурами других народов и интенсивно взаимодействует с ними. Сегодня в России говорят более чем на 150 родных языках, на половине из них ведется обучение в школе. И хотя двуязычие может привести к вытеснению родного языка и замене его языком межэтнического общения, но этого не произойдёт, так как многонациональность, многоязычие и многокультурность России - ее богатство, фактор национальной безопасности. Уважение к другому народу, его традициям и ценностям не означает отказа от своих собственных традиций и ценностей, потому что нормальное самосознание гражданина новой России есть единство трех начал, трех компонентов. Это чувство принадлежности 1) к своему народу и Отечеству, 2) к многонациональному российскому обществу с российским патриотизмом, 3) к мировому сообществу с ответственностью не только за судьбы своего народа и многонациональной страны, но и всего мира.

Способность понять представителей других национальностей и культур, уважать любую индивидуальность - необходимые качества для полноценного существования человека в современном мире.

Еще Конфуций говорил: « Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием, гуманностью». С 90- х годов ХХ века мы называем это толерантностью.

Понятие «толерантность» и её ценностная значимость

Данное слово означает уважение богатого многообразия культур нашего мира и способов проявления человеческой индивидуальности, гармонию и моральный долг, политическую и правовую потребность. Это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, в том числе права быть иным. Уважение людей других национальностей, осознание разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, связывают сегодня с понятием «толерантность», в последние десятилетия ставшим уже международным термином.

Толерантность - одна из базовых гражданских ценностей, своеобразное веление времени, основа построения межличностных, социальных, международных отношений. В связи с этим на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Это уважение к разнообразию различных мировых культур, устойчивость гармонии между этническими группами, правильное понимание самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности и сознания надежности своих собственных позиций, поэтому формирование толерантности приобретает особое значение в ситуации ухудшения качества и уровня жизни российского населения. Особую остроту проявления этим отношениям социальной напряженности придает то, что для российского социума рыночные реформы и демократические преобразования поставили людей в ситуацию объективации инакового во всех сферах общественной жизни. В данном контексте молодежь является той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания исследователей. Это связано с неприспособленностью молодежи, которая обусловлена статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, трудностями их освоения. Кроме того, возрастные психологические особенности создают дополнительные условия для принятия молодежью радикальных идей и реализации их в экстремистской деятельности. Указанные обстоятельства актуализируют необходимость изучения процесса формирования толерантности, которая в новом тысячелетии является способом выживания человечества, условием гармоничных отношений в обществе.

Понятие толерантности, т. к. оно отвечает на вопрос о сути изменения сознания, становится ключевым к пониманию многих социальных процессов на Земле, которые необходимо пройти людям в период собственной истории. Рассматриваемое понятие формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор.

На сегодняшний день в отношении толерантности больше вопросов, чем исчерпывающих ответов. Проблема толерантности имеет очень давнюю историю, хотя не всегда слово толерантность имело тот смысл, который вкладывается в это понятие сегодня.

Этимология слова толерантность уходит своими корнями в античные времена. Сопоставление значений в разных языках указывает, что с помощью этого термина выражается мера и граница, до которой возможно воспринимать без отрицательных эмоций человека или явление, даже когда они не понятны или не приятны. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ может проявляться в различных сферах жизни и к разным объектам: к старикам, к людям других национальностей, к представителям других религий, в сфере гендерных (половых) отношений, к разного рода искусствам, к ограничениям, в отношении к больным и инвалидам (СПИД, проказа и др.)

Почему именно толерантность сегодня так нужна цивилизованному обществу? Наверное, потому что уровень насилия, фанатизма, ксенофобии подошел к критической черте, за которой могут быть только два варианта развития - всем погибнуть или спастись, найдя возможность понять и принять других. Недаром исследователи связывают надежды на выживание человечества в условиях бесконечных войн и конфликтов с материализацией идей толерантности. Для этого необходимы определенные условия: законодательная база в целях защиты прав человека и образование с акцентом на более качественном уровне.

Воспитание в духе терпимости

В обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяется в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
В последние годы вопросы толерантности поднимаются на международном и государственном уровне: государства - члены ООН, собравшиеся в Париже на 28 сессию Генеральной конференции осенью 1995 года, провозгласили Декларацию принципов толерантности. Тогда же был установлен Международный день толерантности - 16 ноября.

Не случайно и то, что мир активно выступает за обязательное включение в школьные программы «воспитания в духе терпимости». Именно система образования признается государством и обществом основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в социуме. "Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

Чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, современная школа должна придерживаться определенных принципов: 1) ответственность школы за воспитание толерантности, 2) поликультурное образование, 3) развитие понимания другого; 4) внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетов была заложена задача формирования у школьников толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». «Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуслав­ливающие необходимость существенных изменений в системе образо­вания: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабель­ности и толерантности».

Суть и содержание воспитания толерантности

Освоение учащимися общечеловеческих ценностей, одной из которых является толерантность, может осуществляться двумя путями:

- с ценностями общества - к ребенку (социоцентрированный подход к ребенку,
в основе которого лежит старая, назидательная педагогика);

- с ребенком - к ценностям общества.

Именно такой гуманистический человекоцентрированный подход должен, на наш взгляд, лежать в основе мышления современного педагога.

Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но, когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится, наряду с семьей, на образовательную среду: учителей, классных руководителей, социальных педагогов, школьных психологов.

В этом труднейшем деле им необходимы, во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлении, во-вторых, представление о технологиях такого воспитания, их выбора и творческого использования в конкретных условиях, в-третьих, обширные знания о толерантности самому педагогу - человеку и профессионалу.

Это так называемый опыт толерантности - опыт действительного отношения человека к тем или иным явлениям жизни. Однако любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать, в этом состоят суть и содержание воспитания толерантности. Речь идет о создании пространства взаимодействия с другими людьми, их сообществами, то есть сосуществования разного пространства. Каким бы это разное ни было, в любом случае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого хорошо знать не только источники, но и факторы, вызывающие необходимость толерантности, т.к. они провоцируют проявления неприятия, нетерпимости и враждебности, конфликты. Поэтому поведение, образ жизни ребят, его организация - основное поле деятельности педагогов, на котором они только и могут практически реализовать поставленные задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и свой собственный. При этом главная педагогическая задача состоит не в том, чтобы заставить ребенка изменить взгляды, мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил, а в том, чтобы создать условия, требующие взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы в его глазах они ни были.

Нельзя не сказать и об этических границах, требующих понимания и особенно четкой нравственной позиции: невозможно равнодушно сосуществовать с предательством, преступлением, терроризмом. Толерантность - это не равнодушие, а труд души!

Важными аспектами толерантности, представляющими интерес для учебного процесса, являются следующие:

1. Ценностное отношение к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности).

2. Ценностное отношение к людям, как представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных групп).

3. Ценностное отношение к личности ребенка, признание его достоинств.

Ценностные ориентации закладываются изначально в семье. Но в учебном процессе и во внеурочное время есть масса возможностей помочь ребенку сформировать важные для эффективного взаимодействия с окружающим миром ценности: доброту, чуткость к чужой беде, взаимопомощь, любовь к людям. Это помогает формированию системы значимых нравственных ценностей толерантной, неригидной, пластичной личности. В условиях постоянных изменений в социуме и огромных миграционных процессов, состоянии неопределенности пластичная личность будет всегда более успешной и толерантной. Формирование основ толерантного сознания личности нужно начинать со школьной скамьи, учитывая возрастные особенности детей, создавая необходимые условия для воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Поэтому принятие Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», актуальность и важность поднятых вопросов стало для педагогического коллектива СОШ № 3 стимулом для сбора материала, систематизации накопленного опыта работы и одновременно толчком для разработки собственной Программы, посвящённой проблеме толерантности. Эту проблему мы выбрали не случайно. Все больше детей разных национальностей и вероисповедания получают образование в нашей школе, что подтверждается проведёнными исследованиями.

Языковой состав учащихся:

73 % - русскоговорящие россияне;

27 % - представители различных национальностей России, которые говорят дома на родном языке.

Национальный состав школы:

русские - 221 юкагиры - 1

киргизы - 13, эвены - 6

украинцы - 15 узбеки - 7

якуты - 8 дагестанцы - 4

буряты - 18 осетины - 4

азербайджанцы - 9 башкиры - 2

татары - 5 лезгины - 3

таджики - 1 немцы -2

казахи - 2

Конфессиональный состав учащихся школы:

79 % (255) - православные христиане;

14 % (46) - мусульмане;

1 % (2) - католики и лютеране;

6 % (18) - другие вероисповедания.

Гендерный состав учащихся школы:

53% (171) - мальчики;

47% (150) - девочки.

Это дает наглядное представление о многонациональности учащихся нашей школы и актуальности проблемы толерантности.

Потенциал нашего учебного заведения позволяет интересно, творчески организовать не только урочную деятельность, но и воспитательный процесс для решения данной проблемы. Есть возможность подойти к каждому ребенку с позиции уважения его индивидуальности, самобытности.

Всестороннее развитие личности является ведущим принципов работы педагога. Прилагая большие усилия в направлении интеллектуального роста каждого ребенка, мы всегда помним о том, что воспитываем личность, человека будущего. Ему, нашему Ученику, жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями, в партнерстве «учитель - ученик - родитель». Общение и сотрудничество людей в этом обществе должны строиться на основе толерантности.

Цель программы: воспитание толерантности на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Задачи:

1. Формирование у школьников представления о понятии «толерантность» и обучение толерантности через систему школьного образования.

2. Раскрытие основных методических принципов, приемов, форм организации педагогической деятельности в воспитании толерантного сознания у школьников в условиях информатизации школьного образовательного пространства.

3. Создание условий педагогам для осознания важности воспитания толерантности и определения ими своего места в понимании ценностей толерантности в целостном педагогическом процессе.

4. Развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

5. Формирование умения понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни, предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

6. Вооружение классных руководителей и учителей - предметников практической и методологической основой работы по формированию у подростков толерантности; внедрение новых методик, форм и приёмов работы по развитию толерантности в образовательном процессе.

Программа реализуется совместными усилиями педагогов с родителями, городской общественностью, привлечением в установленном порядке Управляющего совета школы, расположенных в городе образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций.

Программа имеет комплексный характер, рассчитана на поэтапную реализацию в течение пяти лет (2010-2015 гг.) и осуществляется в соответствии с перспективным планом работы ОУ на год.

Основные этапы работы по формированию основ толерантного сознания

1-й этап (поисково - теоретический 2010 - 2011 уч. г.)

Цель: широкое информирование школьников и педагогов, родителей о целях, задачах и содержании Программы. Изучение научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания. Постановка задач перед педагогическим коллективом по проблеме толерантности. Введение в учебный план элективных курсов:

МХК (10 - 11 классы)

КНЯ (1-9 классы)

История Якутии (10 - 11 классы)

«Начало этики» (1-4 классы)

«Познай себя» (5 класс)

«Сделай себя сам» (6 классы)

«Научи себя учиться» (7 класс)

«Утверждай себя» (8 классы)

«Найди себя» («Профессиональное самоопределение» - 9 класс)

«Управляй собой» («Психология общения» - 10 класс)

«Реализуй себя» («Этика и психология семейной жизни» - 11 класс)

Форма реализации - педсовет для учителей «Формирование системы отношений как условие комфортного пребывания участников образовательного процесса», заседание методических объединений классных руководителей, родительские собрания и Всеобуч, уроки - занятия учащихся, часы общения, мониторинг.

2-й этап (собственно-экспериментальный 2011 - 2014 уч. г.)

Цель: практический переход к осуществлению деятельности по формированию толерантности.

Форма реализации - научно-практические семинары для учителей по теории и практике методик, форм, приёмов развития деятельности по толерантности. Создание творческой группы учителей по данной проблеме и индивидуальная работа с ними, консультирование родителей, анкетирование учащихся. Мониторинг реализации научно-методических разработок и технологий по данной проблеме; диагностика, корректировка, выход на реальные показатели. Тренинги, проектная деятельность (соцпроект д/ю объединения «Содружество» - «Мы с тобой одной крови»), уроки, часы общения, общешкольные конкурсы и праздники с участием детей и взрослых при поддержке общественных организаций. Проведение районного семинара, Круглого стола «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!», Конференции «Мы разные, но мы вместе!».

3-й этап (обобщающе - аналитический 2014-2015 уч. г.)

Цель: подведение итогов, обобщение достигнутого опыта работы по формированию толерантного сознания.

Форма реализации - мониторинг, самоанализ результативности работы и анализ итогов на

заседании МО классных руководителей, заключительном педсовете, родительских собраниях и Всеобуче. Обобщение опыта на районном семинаре. Публикации.

Результативность

Результатом работы Программы должно стать формирование развитой, творческой, способной к самосовершенствованию толерантной личности, которую характеризуют следующие черты:

расположенность к другим

снисходительность

терпение

чувство юмора

чуткость

доверие

альтруизм

терпимость к различиям

умение владеть собой

доброжелательность

умение не осуждать других

гуманизм

умение слушать

любознательность

способность к сопереживанию

Учащиеся должны уметь:

- вырабатывать собственное мнение о приоритетах в гражданском образовании и о месте занятий по воспитанию толерантности в урочной и внеурочной деятельности;

- отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;

- находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций;

- распознавать стереотипы и предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации, предоставленной СМИ.
Педагоги должны:

- применять активные и интерактивные методы и приемы воспитания толерантности для использования в различных видах педагогической деятельности;

- анализировать новые цели воспитания толерантности и варьировать возможности их достижения в зависимости от динамики изменения социокультурных условий в школе;

- диагностировать уровень сформированности толерантности у школьников.

Структура Программы, система мероприятий

Программа охватывает всю воспитательную и образовательную среду школы и направлена на обучающихся. Достижение цели и задач Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединённых в разделы:

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.

Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде.

Раздел 3. Развитие толерантной среды учеников средствами массовой информации.

Раздел 4. Поддержание межконфессионального мира и согласия.

Раздел 5. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в ОУ.

Раздел 6. Использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности.

Раздел 7. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.

План реализации Программы


Название мероприятия



Сроки


Ответственные

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования




1


Коррекция программ учебных дисциплин обществоведческого, гуманитарного циклов и программ воспитательной деятельности в классах в соответствии с целью и задачами Программы. Введение в учебный план элективных курсов



2010 - 2015



Администрация



2

Реализация комплекса мероприятий в рамках проведения Международного Дня толерантности

ежегодно

Классные руководители

3

Мероприятия недели русского и якутского языков

ежегодно

МО учителей

4.

Проведение районных семинаров

2012, 2015

Администрация школы

5.

Родительский Всеобуч

ежегодно

Зам директора по ВР



Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде


1

Регламентация деятельности детско-юношеского объединения «Содружество»


ежегодно


Зам директора по ВР

2

Разработка перспективного плана деятельности Научно-исследовательского общества «ЮНИС»


ежегодно

Зам директора по УВР, руководитель «ЮНИС»

3

Организация досуга учащихся



2010 - 2015

Зам директора по ВР

Ст. вожатая

Кл. руководители

Руководители доп. образования

4

Реализация Программы по адаптации первоклассников, пятиклассников и десятиклассников


начало учебного года

Администрация

Психолог

Кл. руководители и учителя 1-х, 5-х, 10-х классов

5

Выступление агитбригады

ежегодно

Зам. директора по ВР

Ст. вожатая

6.

Реализация проекта «Мы с тобой одной крови»

2013

Зам. директора по ВР

Ст. вожатая


Раздел 3. Развитие толерантной среды школы средствами массовой информации


1

Создание в каждом классе пресс - центра


2010


Кл. руководители

2

Взаимодействие с детским городским телевидением «Пирамида»

Сотрудничество с «Нерюнгри -

on - line»



2010 - 2015



Зам директора по ВР

Ст. вожатая

3

Регулярный выход информационных листов д/ю объединения «Содружество»


2010 - 2015


Зам директора по ВР

Ст. вожатая


Раздел 4. Поддержание межконфессионального мира и согласия


1

Встречи с представителями православной церкви и носителями других религиозных традиций



2010 - 2015


Зам директора по ВР

Ст. вожатая

Кл. руководители

2

Включение в планы классных руководителей информационных часов о религиозных новостях Республики Саха (Якутия), России и мира



2010 - 2015

Зам директора по ВР

Кл. руководители


Раздел 5. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в школе

1

Регламентация деятельности Совета профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

ежегодно


Зам директора по ВР

Социальный педагог


2

Регулярная деятельность Совета профилактики


постоянно


Социальный педагог

3

Информирование учащихся и родителей, педагогов об изменениях в правовой сфере, касающейся образования и несовершеннолетних


2010 - 2015


Зам директора по ВР

Соц. педагог


Раздел 6. Использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности



1

Участие в городских, районных и республиканских конкурсах, мероприятиях, направленных на распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности, информирование о многообразии национальных культур, представленных в Республике Саха (Я)





2010 - 2015




Зам директора по ВР

Ст. вожатая

Педагогический коллектив

2

Участие в системе конкурсов и соревнований структур дополнительного образования Нерюнгринского района (ЦРТДиЮ)



2010 - 2015



Зам директора по ВР

Ст. вожатая

3

Участие в районных слётах и конкурсах «Лидер года»


2010 - 2015


Зам директора по ВР

Ст. вожатая


Раздел 7. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы


1

Ознакомление с Программой воспитания толерантности учащихся, педагогов, родителей, общественности



2010



Зам директора по ВР

2

Изучение и обобщение опыта воспитания толерантности учащихся в классах и на уроках



2011 - 2015


Зам директора по УВР

Зам. директора по ВР

3

Подготовка методической подборки о толерантности для педагогов, классных руководителей



2010 - 2011



Зам директора по ВР

4

Разработка маркеров толерантности в среде учащихся и педагогов школы


2010


Психолог

5

Проведение мониторинга толерантности в среде педагогов и учащихся

ежегодно

Психолог

Соц.педагог

6

Анализ реализации Программы воспитания толерантности обучающихся


ежегодно


Зам директора по ВР

Важнейшим условием успешного выполнения Программы является объединение при ее реализации усилий педагогов, родителей и детей. Только реальное взаимодействие может заложить основы гражданского согласия как необходимого условия сохранения стабильности, обеспечить результативность проводимых мероприятий и достижение стратегической цели Программы «Формирование толерантного сознания субъектов образовательного процесса как неотъемлемой составляющей гражданской идентичности через реализацию урочной и внеучебной деятельности».



© 2010-2022