Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заместитель директора

по воспитательной работе Нагорненской ОШ

Ш.У. Бисембаева

Развитие творческих способностей

во внеурочной деятельности обучающихся.

Творчество - это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество - это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни - это единственный способ нормального существования и развития общества. На нас лежит огромная ответственность - развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания.

Как определил Президент в своем послании ­необходимо создать условия для получения образования на протяжении всей жизни.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Развивать творческие способности? Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыражению индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Это следующие технологии: игровые технологии; технология развивающего обучения; проблемное обучение; Развитие критического мышления; Технология «Дебаты»; Технология современного проектного обучения.

Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика.

Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто

- участвует в экспериментальной работе школы;

- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;

- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

- уважает личность ученика;

- дифференцирует объем и сложность заданий;

- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я - концепции, самопознания и творческого самопроявления.

Выявление творческих способностей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления.

1. Познавательная потребность.

А) активность - ребенок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнает, тем более ему хочется знать.

Б) потребность в самом процессе умственной деятельности

В) удовольствие от умственного напряжения.

2. Интеллект.

Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

А) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

Б) сформированность навыком логического мышления, стремление к рассуждению, общению, выделению главного, классификациям.

В) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.

3. Креативность (творчество).

А) особый склад ума

Б) установка на творческое выполнение задания

В) развитость творческого мышления и воображения.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Эта способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Если работать по индивидуальной программе творчества одаренных детей, активно включать детей с творческими способностями в совместную творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся, вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то повышается качество знаний и умений, уровень самостоятельности учащихся, развивается мыслительная деятельность, речь учащихся, развиваются творческие способности ребенка.

Формы работы с одаренными детьми:

  • Творческие мастерские;

  • Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • Занятия исследовательской деятельностью;

  • Конкурсы;

  • Интеллектуальный марафон;

  • Научно-практические конференции;

  • Участие в олимпиадах;

  • Работа по индивидуальным планам.

Начиная с первого класса, в работе необходимо использовать специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребенка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Первый этап - это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Способность ребенка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах помощь ребенку должны оказывать родители, а учитель объясняет им цель исследования, и их результативность. Необходимо поставить работу так, чтобы родители совместно с детьми делали подбор литературы, читали статьи по теме. А учитель с учащимися заносят необходимую информацию на лист-схему. Затем собранные сведения анализируются и обобщаются, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводится его обсуждение. Дать возможность слушателям задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана не должно превышать одного раза в четверть. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта.

Начиная со второго класса, учитель работает над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения.

Вслед за выявлением проблемы идет поиск её решения. Поэтому далее учитель учит выдвигать гипотезу, т.е. строить предложения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.

"Познание начинается с удивления тому, что обыденно", - говорили еще древние греки. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

Делая предложения, необходимо использовать следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть. Задавать вопросы: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребенка.

Ещё необходимо научить детей наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность - сплав внимательности и мышления.

На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело ни с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками - поделку, макет, проект, реферат и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детей собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении можно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытyю информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Предлагаю провести конкурс творческих работ учащихся 1-9 классов. Предоставить право учащимся выбрать направление и тему работы. Выполненные работы рассмотреть учителями на методических объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы.

В работе оценивать познавательную ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут. Кроме того, отметить работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т.д. Презентация работ станет праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда.

Предполагаемый результат такой работы:

  • Усвоение учащимися алгоритма научного исследования;

  • Формирование научного мировоззрения учащихся;

  • Расширение кругозора школьников в предметных областях;

  • Вооружение учащихся универсальными способностями учебной деятельности;

  • Развитие способностей к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю, самооценке, саморазвитию;

  • Формирование социального опыта в труде и общении;

  • Профессиональный рост учителей, расширение знаний, как в области своего предмета, так и педагогической науке;

  • Возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты на профессиональной основе с коллегами, родителями учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Заместитель директора

по воспитательной работе

Нагорненская ОШ

Ш.У. Бисембаева


© 2010-2022