Статья сборник по результатам конференции Система показателей как инструмент оценки качества образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система показателей как инструмент оценки качества образования в среднем профессиональном образовании


ГОУ СПО ТК№14

Зам. директора по УМР

к.п.н., Таборидзе Л.В.


Преобразования, произошедшие за последние пятнадцать лет в различных сферах российского государства и общества, глубоко затронули систему профессионального образования. Сегодня образование - это специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, научных исследованиях, занята подготовкой кадров, формированием их профессиональной компетентности, необходимой для разнообразных видов трудовой и иной деятельности. Одной из главных проблем системы образования является повышение его качества, что возможно путём формирования систем показателей качества, позволяющих адекватно реагировать на изменения рынка и направленных на удовлетворение нужд потребителей. На современном этапе развития экономики выделяются два основных подхода к понятию качества:

  • в первом случае рассматривается качество результата, в смысле соответствия стандарту, и качество условий процесса обучения;

  • во втором случае качество образования трактуется как степень соответствия требованиям и ожиданиям внешних заказчиков и потребителей

Для целей управления качеством образованием целесообразно объединить оба подхода.

В основу системы оценки качества образования в колледже были положены следующие основополагающие принципы:

  • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

  • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

  • открытости, прозрачности процедур оценки;

  • оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования;

  • инструментальности и технологичности используемых показателей;

  • сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами;

  • доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей;

  • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.

Качество образования мы определяем как:

а) уровень достижения комплекса образовательных задач, включая:

  • учебные результаты,

  • адаптация выпускников в трудовой деятельности, как следствие -социализацию.

б) при условии:

  • соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям/требованиям потребителей;

  • соблюдения нормативных требований условиям обучения;

  • освоения образовательного стандарта.

Таким образом, под качеством образования мы понимаем - интегральную характеристику системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения образовательного процесса, образовательных условий, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Данное определение сформировано применительно к задаче управления качеством образования в рамках колледжа на основе системы критериев и показателей.

Но необходимо учесть, такой важнейший фактор как - открытость системы образования. Это означает наличие условий, влияющих на результаты образования. Выделяются при этом следующие:

  • факторы, которые ОУ может изменять (профессионализм педагога, степень участия педагогических работников в принятии решений, методы обучения, содержание образования и т. д.);

  • факторы, которые ОУ может изменять при определенных условиях (организация учебного труда, организация свободного времени и т. д.);

  • факторы, на которые ОУ может оказать влияние (жизненные планы, личностно-профессиональные качества, физическая подготовка, здоровье и т. д.);

  • факторы, на которые ОУ может оказать влияние при определенных условиях (перегруженность программ, тип, вид, статус ОУ, )

  • факторы, на которые ОУ не может оказать влияние (уровень дохода семьи, половой состав и т. д.).

Следует отметить, что непосредственно управлять качеством не представляется возможным: повышение качества может быть обеспечено только опосредованно, через направленное воздействие на ресурсы системы образования колледжа.

Задача управления качеством профессионального образования - это повышение качества образования в условиях ограниченных ресурсов и открытости системы.

Управление качеством образования колледжа, в свою очередь, возможно только на основе своевременно полученной достоверной информации об этом качестве, которую может дать мониторинг качества образования.

Мониторинг в рамках колледжа - это система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности колледжа, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем ОУ и прогнозирование их развития.

Таким образом, цель мониторинга качества образования колледжа - это сбор, обработка, хранение и распространение достоверной информации о качестве образовательных результатов, условиях и цене их достижения. В целях осуществления мониторинга качества образования необходимы методики и формулы расчета конкретных показателей в соответствии с критериями, обусловленными такими аспектами качества образования: качество образовательного процесса, качество образовательного результата; качество условий образовательного процесса

Своевременность и точность реакции образовательной системы колледжа на новые запросы современного рынка труда и изменения внешнего окружения являются критериями эффективности управления ее развитием.

Решая проблемы оценки качества образования в рамках колледжа были разработаны критерии и показатели (индикаторы) развития образовательной системы колледжа.

Критерий (от греч. kriterion -- средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. Измеряемую сторону критерия представляют с помощью показателей (индикаторов).

Индикаторы - это аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние и развитие системы образования.

Цель формирования системы показателей (индикаторов) - обеспечить управление колледжем аналитической информацией о состоянии и тенденциях развития системы качества для принятия эффективных управленческих решений.

Критерии оценивания как деятельности колледжа, так и качества образования не могут быть идентичными для всех учреждений.

В нашем колледже критериальная система показателей выработана в тесном диалоге с социальными партнерами, исходя из определения качества образования.

Пи этом были выделены 3 группы критериев оценки

качества профессионального образования:

1.Критерии оценки качества образовательного процесса.

2. Критерии оценки качества условий образовательного процесса.

3. Критерии оценки качества образовательного результата.

Исходя из семи каналов ресурсного обеспечения колледжа мы определили следующие критерии оценки качества образовательного процесса:

1.1. Кадровый потенциал

1.2. Качество научно-методической деятельности

1.3. Качество материально-технического обеспечения

1.4. Наличие инновационной деятельности

1.5. Качество информационного обеспечения

1.6. Качество нормативно-правового обеспечения

1.7. Уровень финансового обеспечения

В свою очередь для оценки качества кадрового потенциала мы определили следующие показатели:

  1. Уровень сформированности профессиональных компетенций педагогических работников;

  2. Доля педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование;

  3. Доля педагогических работников, получивших удостоверение о повышении квалификации, доля дипломов о переподготовке за последние 3 года;

  4. Доля педагогических работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию;

  5. Доля педагогических работников, участвующих в инновационной и экспериментальной деятельности;

  6. Доля педагогических работников, применяющих ИКТ в учебном процессе и др.

Оценка качества научно-методической деятельности в колледже определяется такими параметрами, как:

1.2.1. Доля разработанных с участием работодателей новых учебных планов;

1.2.2. Доля новых рабочих программ предметов, дисциплин (модулей), разработанных и переработанных с участием работодателей;

1.2.3. Доля проектов ФГОС нового поколения по профилям ИОП, разработанных с участием работодателей;

1.2.4. Доля разработанных учебно-методических материалов для обеспечения индивидуальных траекторий обучения, в т.ч. дистанционно;

1.2.5. Доля привлеченных специалистов высокого класса для проведения занятий со студентами и педагогами и др.

Другие критерии оценки качества образовательного процесса с соответствующими показателями находятся на данном этапе в стадии совершенствования.

Мы понимаем, что инструменты для управления качеством образования должны с максимальной эффективностью отражать критериальную базу - оценку качества условий образовательного процесса, который включает:

2.1. Наличие здоровьесбегающего подхода;

2.2. Комфортность и безопасность среды обучения;

2.3. Наличие эффективного управления колледжем;

2.4. Наличие дополнительного и непрерывного образования.

Так например, рассмотрев критерий «Наличие здоровьесберегающего подхода» мы выделили несколько показателей, основными из которых являются: здоровье обучающихся, здоровье педагогических работников; наличие психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

2.1.1.Здоровье обучающихся:

Доля обучающихся, которые улучшили здоровье;

Доля, обучающихся которые ведут здоровый образ жизни;

Доля учащихся, которые занимаются спортом.

2.1.2.Здоровье педагогических работников:

Доля педагогических работников, с высокой стрессоустойчивостью;

Доля педагогических работников, с позитивной Я - концепцией;

И др.

Особо остановимся на критериях оценки качества образовательного результата. В данном случае определили следующие:

3.1. Уровень освоения образовательных программ;

3.2. Уровень взаимодействия с работодателями;

3.3. Уровень внеучебных достижений обучающихся.

Мы считаем, что критерий 3.1. «Уровень освоение образовательных программ» может характеризоваться следующими показателями:

3.1.1. Доля выпускников, закончивших с отличием, имеющих повышенный разряд;

3.1.2. Доля студентов успевающих на «4» и «5»;

3.1.3.Уровень сформированности профессиональных компетенций выпускников;

3.1.4. Доля выбывших из образовательного учреждения по «неуважительным причинам»; др.

Критерий 3.2. «Уровень взаимодействия с работодателями» определяется через призму таких индикаторов как:

3.2.1. Доля выпускников, трудоустроенных по запросу социальных партнеров;

3.2.2. Доля практически-значимых тем выпускных квалификационных работ СПО и НПО;

3.2.2.Доля реальных проектов, реализованных на производстве;

3.2.3.Доля студентов, получивших сертификаты, гранты, стипендии.

Критерий 3.3. «Уровень внеучебных достижений обучающихся» можно характеризовать через:

3.3.1. Доля обучающихся, которые участвуют в научно-практических конференциях, конкурсах ;

3.3.1. Доля обучающихся, которые участвуют в научно-исследовательской деятельности;

3.3.2. Доля обучающихся - победителей городских, всероссийских и др.конкурсах.

Таким образом, формируя систему критериев и показателей, анализируя их на основе ресурсного подхода, мы определяем вектор действий подразделений колледжа по обеспечению качества образования.

Статья сборник по результатам конференции Система показателей как инструмент оценки качества образования

Рисунок 1. План действий подразделений колледжа по обеспечению качества образования.

Управление качеством образования колледжа на основе критериальной системы показателей, использование количественных характеристик и оценок позволяет решить комплекс задач:

1. Оценить уровень качества профессионального образования;

2. Выявить сильные и слабые стороны образовательной системы колледжа и, соответственно, определить приоритеты развития, индикаторы и их целевые значения;

3. Идентифицировать те факторы и условия, которые определяют сложившийся уровень качества образования.

4. Выбрать необходимые управленческие действия для решения имеющихся проблем, повышения качества образования колледжа.

Главным условием эффективности применения вышеперечисленного инструментария в нашем образовательном учреждении является заинтересованность всех участников образовательного процесса в качественных результатах, что возможно только при наличии благоприятной образовательной среды и, прежде всего, концептуальной зрелости педагогического коллектива, наличия системы ценностей и приоритетов, положительного психологического климата взаимоотношений.

© 2010-2022