Включение детей с ОВР в учебный процесс

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Включение детей с особенностями развития в учебный процесс

Работа с детьми с особенностями развития в Глубоковском районе на протяжение многих лет ведется в системе. На сегодняшний день насчитывается 662 ребенка с ограниченными возможностями, в том числе 165 детей- инвалидов в возрасте до 18 лет, обучаются на дому 32 ребенка. В 2015-2016 учебном году в 5 общеобразовательных школах открыто 12 классов для детей с задержкой психического развития, в которых обучается 108 учащихся.

В детских садах и комплексах школа-детский сад работают логопеды. Доступ к образованию детям с ограниченными возможностями обеспечивает и система электронного обучения, дистанционное образование. С 2011 года в рамках госпрограммы дети, обучающиеся на дому, получают необходимые программно-технические средства, в нашем районе 37 детей были обеспечены персональными компьютерами.

В районе принимаются все необходимые меры по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Так, 16 детей получают специальные социальные услуги на дому, 40 детей обслуживаются по индивидуальной программе в кабинете коррекции. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида 10 детей направлены на получение протезно-ортопедической помощи, 3 детей обеспечены сурдосредствами, 4 тифлосредствами, 2 детей получили инвалидные кресло-коляски. 2 детей направлены на санаторно-курортное лечение.

В КГУ «Опытнопольская средняя школа» обучается 434 учащихся, с которыми работает 61 педагог, социально-психологическая служба, включающая в себя психолога, социального педагога.

Из всех учащихся нашей школы 14 процентов составляют ученики с ограниченными возможностями развития. Это значительная цифра - 57 человек.

Подготовка преподавательского состава позволяет всем детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в учебные заведения и построения дальнейшей карьеры. Учителя регулярно повышают уровень профессионализма на курсах, семинарах, мастер-классах. 3 педагога нашей школы прошли курсы по инклюзивному образованию.

Обучение детей с ОВР в нашей школе происходит в разных формах. Это коррекционные классы (18 детей), интегрированные (34 ребенка), индивидуальное-надомное обучение (5 учеников). У 24 детей диагноз РЭП.

Группа «особых» детей неоднородна, потому что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Дети с ОВР - это дети с особыми образовательными потребностями, что и определяет особую логику построения учебного процесса. К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.

За последние 5 лет в школе обучалось 2 ребенка с нарушениями слуха. Использовались слуховые аппараты, активно применялись парные и групповые формы работы, наглядно-действенные приемы на уроках гуманитарного цикла, особое внимание уделялось развитию и культуре речи. Оба ребенка посещали кружок «Мастерская выразительного чтения» и танцевальный кружок в ДМШ. 1 ребенок поступил в ВКГТУ на грант, другой - в КЭФ.

В 2012 году школу закончила ученица с нарушением речи. Обучение происходило на основе индивидуального подхода. На протяжение ряда лет в школе работал логопед-дефектолог, что приносило хорошие результаты.

В начальном звене в этом учебном году обучается 23 ребенка ЗПР в интегрированных классах. В этих классах преимущественно преподают учителя высшей и первой категории со стажем не менее 10 лет. Учителя осуществляют индивидуальный подход с учетом характерных затруднений для каждого ребенка. На каждого ребенка ведется карта учебных достижений. Задания дробятся на короткие отрезки и предъявляются ребенку поэтапно. Рефлексия применяется не только в конце урока, но и после отдельных этапов. Учителя начальных классов применяют элементы арт-терапии.

В 1 «Б» 3 ребенка ЗПР. 2 работают по индивидуальному коррекционному маршруту, учитель применяет дидактические игры, сказкотерапию, пальчиковую гимнастику. Учитель прошел курсовую переподготовку по инклюзивному образованию.

Во 2 «Б» классе 5 детей ЗПР, учитель прошел курсовую переподготовку по инклюзивному образованию. Все 5 учеников работают по индивидуальному коррекционному маршруту, учитель регулярно проводит игровые тренинги, способствующие развитию общения, дидактические игры, связанные с поиском родо-видовых понятий, применяется сказкотерапия. Все 5 посещают кружок «Оригами».

В 4 «В» классе 5 учеников ЗПР, учитель применяет игровые ситуации, дидактические игры на развитие памяти, внимания, обучает продуктивным видам деятельности (лепка, конструирование, аппликация). 4 ребенка работают по индивидуальному коррекционному маршруту. В классе проводятся факультативные занятия «Развитие познавательных способностей», все 5 посещают кружок «Уроки речевого творчества».

В среднем звене открыты 5 и 6 классы ЗПР, в которых работают преимущественно учителя высшей и первой категории со стажем работы от 10 лет. В 5 классе 9 детей, у 1-го легкая УО. 4 работают по индивидуальному коррекционному маршруту. В классе проводятся факультативные занятия «Социально-бытовая ориентировка», «Коррекция недостатков развития речи», «Коррекционные занятия по математике».

В 6 классе учится 9 детей, 4 работают по индивидуальному коррекционному маршруту. Факультативные занятия «Социально-бытовая ориентировка», «Коррекционные занятия по развитию речи», «Коррекционные занятия по математике». Наиболее часто применяемые методы в 5-6 классах: упражнения, работа с книгой, самостоятельная работа, поэтапный контороль, парный взаимоконтроль, игровые ситуации, дидактические игры, уделяется большое внимание изучению художественной литературы.

В 8 «Б» классе учатся 2 ребенка ЗПР. В их обучении осуществляется индивидуальный подход.

В 9-х классах 5 детей ЗПР (3 и 2).В обучении всех 5-ти осуществляется индивидуальных подход. В 8-9 классах учителя применяют нелинейную конструкцию урока (самостоятельная работа учащихся и индивидуальная с отдельными учениками), групповую и парную работы, методику свободного выбора разноуровневых заданий, дифференцированные домашние задания. Успешно используются приемы проблемного обучения. 4 ученика посещают кружки и спортивные секции.Так, ученица 9 класса является неоднократным призером районных соревнований по легкой атлетике.

В интегрированных классах успешно применяется диалоговое обучение.

На домашнем обучении в этом учебном году находятся 5 учеников со следующими диагнозами: Спаечная болезнь. ВПР ЖКТ. Болезнь Гиршпрунга; Ювенильный идиопатический артрит, олигоартрит; ВПР головного мозга, вторичная микроцефалия. F- 70.1; Задержка психического развития. Резидуальная энцелофалопатия; Эквино-поло-вирусная деформация обеих стоп. Состояние после операции. Задержка психического развития. Резидуальная энцелофалопатия. Из них на инвалидности находятся 2.

Каждым учителем, преподающим на дому, обязательно ведется дневник динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний детьми. Дневник ведется регулярно, в соответствии с расписанием, и является необходимым материалом для составления полугодового отчета о качестве пройденного материала, годовых психолого-педагогических характеристик, мониторинговых таблиц. Заместитель директора школы составляет индивидуальное расписание, согласовывает с родителями и учителями, которым распределена нагрузка по учебному плану. Согласованное с родителями расписание утверждается директором школы. Календарно-тематическое планирование в соответствии с рекомендованной программой обучения утверждается в общем порядке. Администрация школы осуществляет контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных программ и методикой индивидуального обучения. Данный вопрос рассматривается на внутришкольном контроле, а также на педагогическом совете по итогам года с заслушиванием учителей-предметников для перевода в следующий класс. По итогам года комплектуется папка на каждого учащегося, обучавшегося на дому.

Не менее важная задача, стоящая перед педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВР. Совместная работа педагогов, родителей и психологической службы предполагает постоянное их взаимодействие по вопросам развития ребенка. Дети с ОВР являются участниками различных творческих , школьных и дистанционных конкурсов, принимают активное участие в подготовке и проведении праздников и мероприятий. Как результат работы в этом направлении в 2015-2016 учебном году следует отметить следующие успехи ученицы (выпускницы) Елизаветы. Благодаря собственной целеустремленности, поддержке родителей и учителей Лиза постоянно участвовала в художественных, спортивных и военных мероприятиях. Поступила на грант в колледж, учится на дизайнера.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.


© 2010-2022