Программа воспитания «Маршрут успеха»

"Описание материала: Эта программа направленна на систематизацию воспитательного процесса в школе. "Разработаны модули по различным направлениям воспитательного воздействия на учащихся. Представлены модули для успешной работы классных руководителей и родителей. В данной программе выстроены концептуальные подходы воспитания с позиции компетентностного и деятельностного подходов. Субъектами в данной программе являются Успешный ученик, Компетентный педагог и Родитель успешного ученика. Надеюсь...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМПЛЕКСНО - ЦЕЛЕВАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

в МОАУ СОШ №35

«МАРШРУТ УСПЕХА»

Паспорт программы

Наименование документа

Комплексно-целевая воспитательная программа

«МАРШРУТ УСПЕХА»

Наименование ОУ

Муниципальное образовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35 г.Орска»

Цель программы

Создание условий для формирования компетентной личности растущего человека, способной к полноценному и эффективному участию в различных сферах жизнедеятельности.

Задачи программы

  • организовать разнообразные формы и содержание внеурочной деятельности детей;

  • создать возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;

  • создать условия для вовлечения учащихся в деятельность, которая укрепляет нравственные позиции, чувства патриотизма;

  • реализовать комплекс программ дополнительного образования с целью обеспечения интересов детей;

  • обеспечить осмысление воспитанниками полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности;

  • организовать взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, общественностью района, города и области.

Сроки реализации программы

2010 -2015 годы

Ожидаемые результаты

- создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании.

- закрепление в содержании образования таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог


  1. Пояснительная записка

Проблемы воспитания растущей личности приобретают на современном этапе особую актуальность, которая обостряется в условиях нестабильности социально - экономической, общественно - политической жизни нашего общества.

Для будущего человечества сегодняшнее детство - это предпосылка создания общества, основанного на принципах мира, добра, демократии, расцвета духовного и нравственного начал, одним словом возможность формирования культуры третьего тысячелетия.

Происходящие перемены касаются, прежде всего, становления вариативного образования и Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

придают особую актуальность системному построению воспитания в школе.

УСПЕХ - это внутренняя концепция. Его нельзя купить. Он не упадет на голову как манна небесная. Да, внешние обстоятельства имеют влияние на людей. Но по-настоящему успешные люди сами формируют эти обстоятельства. Человека имеющего мужество распоряжаться совей судьбой, будут уважать даже тогда, когда он временно проигрывает.

Программа "Маршрут успеха" направлена на формирование личности, девизом которой станет "быть", как по-настоящему успешной, направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой, как его основным институтом, ведь именно за такими личностями будущее.

По мнению Паоло Коэльо, успешный человек - это прежде всего человек, осознавший самого себя, свои способности, таланты, склонности, мечтания как собственное предназначение, ведь "каждый человек, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира". Только познание и принятие самого себя дает человеку способность реализовать свои мечты.

Только осознание своей судьбы, своего пути как смысла жизни приносит человеку ощущение жизненной полноты, счастья, душевного равновесия, а значит, делает успешным.

Успеха можно добиться, только тогда, когда четко представляешь себе, что ты хочешь.

Вот лестница успеха, на которой - ваша цель.

  1. Я - потенциал, что я имею для достижения цели.

  2. Сбор информации.

  3. Обработка информации.

  4. Действия, этапы достижения.

  5. Цель.


  1. Цель и задачи программы.

Миссией школы является предоставление максимально широкого поля образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу учащихся, в соответствии с их личным потенциалом, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями.

Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея успеха.

Цель воспитательной деятельности школы: Создание условий для формирования компетентной личности растущего человека, способной к полноценному и эффективному участию в различных сферах жизнедеятельности

Задачи:

  • организовать разнообразные формы и содержание внеурочной деятельности детей;

  • создать возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;

  • создать условия для вовлечения учащихся в деятельность, которая укрепляет нравственные позиции, чувства патриотизма;

  • реализовать комплекс программ дополнительного образования с целью обеспечения интересов детей;

  • обеспечить осмысление воспитанниками полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности;

  • организовать взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, общественностью района и области.

Система ценностей образует содержательную сторону личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

выбор

свобода

имеющий потребность в самопознании самореализации

подвергающий рефлексии свою жизнедеятельность

Постигающий собственный внутренний мир

способный к самоопределению и самоутверждению в различных сферах деятельности

ЧЕЛОВЕК

индивидуальность

уникальность

достоинство

самопознание и саморазвитие

творческое самовыражение

достижение успеха

рефлексивные технологии

развитие творческих способностей

Факультативные программы о человеке и его проблемах

Центры реализации личностных возможностей

Система дел, направленных на формирование, мотивацию успеха

социально-психологические тренинги

саморазвитие система развития творческих способностей










«Вершиной пирамиды ценностей» является ребенок, его развитие, детство как особая жизнь ребенка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.

Концептуальные позиции программы воспитательной работы ориентированы на педагогику успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры с себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме.

Система внеурочных дел школы выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения. Педагог при этом - куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений.

  1. Основные принципы развития воспитательной системы в школе.

- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

- включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

- принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

- принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

- принцип "социального закаливания" как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

- принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;

- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

- принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

- принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- принцип социальной активности способствует формированию внутренней и внешней культуры человека, планетарности мышления, альтруистических и демократических убеждений.

- принцип мотивированности - готовность к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, при этом не только воспринимать, но и сопереживать происходящему, принимать решения, ставить вопрос и самостоятельно давать на него ответ.

- принцип проблемности должен разбудить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, а также научить их ставить вопросы.

- принцип индивидуализации предполагает воспитание учащихся не по шаблону, а с учетом индивидуальных возможностей, способностей каждой конкретной личности.

- принцип социального творчества. Действие, которое совершает ученик, должно быть им прожито, продуманно и осмысленно, совершено не под давлением взрослого или сверстников.

- принцип взаимодействия личности и коллектива - равноправного отношения к взрослым и детям в коллективе, к их мнению, аргументации их поступков и действий. Жизнь детского коллектива - не игра взрослых, а значимая и нужная деятельность самих детей.

- принцип развивающего воспитания предполагает формирование у ученика активной жизненной позиции. Зона ближайшего развития для личностного становления ученика - его коллектив.

- принцип целостности воспитательного процесса. Каждое мероприятие несет в себе элементы этики, эстетики, трудовых усилий и т.д. Дело, которое проводится в классе, может и должно быть многонаправленным.

-принцип единства образовательной и воспитательной среды - включение всех ее участников в непосредственное активное взаимодействие, а не в пассивное созерцание и наблюдение за процессом воспитания.

- принцип опоры на ведущую деятельность. Воспитательный процесс обязан учитывать ведущую деятельность каждого возрастного этапа развития ребенка.

Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик - успешный учитель - успешный родитель - успешная школа».


  1. Основные направления воспитательной программы

По каким параметрам, критерия или признакам можно определить что такое - успех или быть успешным? Так что же такое успех? Благополучие в учёбе? Положение в классном коллективе? Признание сверстников? Состояния гармонии и покоя? Кто такой успешный человек, тот, кто уже достиг вершины знаний и признания или тот, кто еще в пути?

Увлекись

Изучи

Поверь

Начни действовать



Существуют четыре ступени к достижению успеха:



Именно по этим ступеням, все вместе «педагог - ученик и родитель» будем достигать успеха.


Системообразующие виды деятельности:

  • Духовно - нравственная;

  • Гражданско - патриотическая;

  • Познавательная;

  • Экологическая;

  • Социально - значимая;

  • Социокультурная и медиакультурная;

Приоритетными видами деятельности являются:

  • Культуротворческая и эстетическая;

  • Здоровьесберегающая

Особенности деятельности в школе -

  • темп;

  • разнообразие;

  • эмоциональность;

  • творчество;

  • польза для себя и других.

Своеобразием ВС школы №35 стало использование коллективно творческих дел, которые направлены на

- воспитание лучшей жизни через включение в лучшие отношения;

- опора на самоорганизацию и самоуправление;

- позиция педагога - позиция старшего друга;

- творчество, как черта любой деятельности;

Означенные положения легли в основу разработки Модулей целевой программы воспитания «Маршрут УСПЕХА»

Приоритетными направлениями программы «Маршрут успеха» являются модули:

  • МОДУЛЬ

«УКЛАД ЖИЗНИ ШКОЛЫ - ПУТЬ К УСПЕХУ»

  • МОДУЛЬ

«УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК»

  • МОДУЛЬ

«УЧИТЕЛЬ УСПЕШНОГО УЧЕНИКА

  • МОДУЛЬ

«РОДИТЕЛИ УСПЕШНОГО УЧЕНИКА»

  • МОДУЛЬ

«ЦЕНТРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ВОЖМОЖНОСТЕЙ»

Педсовет

Внутришкольный контроль

Совет профилактики

Общешкольный РК

Управление и соуправление воспитательным процессом в ОУ

МОДУЛЬ

«УКЛАД ЖИЗНИ ШКОЛЫ - ПУТЬ К УСПЕХУ»





«УКЛАД ЖИЗНИ ШКОЛЫ - ПУТЬ К УСПЕХУ»



реализуется через создание благоприятных условий жизнедеятельности общешкольного коллектива, координацию всех органов самоуправления и соуправления в контексте компетентностного и системного подходов.



Ожидаемые результаты:

Определить критерии и показатели эффективности воспитательной системы школы на основе компетентностного и системного подходов.

Создать условия для адаптации, социализации и развития личности учащихся.

Выработать методические рекомендации по созданию модели управления воспитательной системы в условиях модернизации образования. Сроки реализации: 2010 - 2015 гг.

Совет школы

Собрание

«Союза школьников»

Деятельность данного модуля направлена на: выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управленческая деятельность в школе №35 состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл:

  • анализ воспитательной деятельности (год, четверть, мероприятие);

  • планирование ВП (год, четверть, неделя);

  • организационная деятельность (составление локальных актов, положений, сценарий)

  • контроль и регулирование (внутришкольный контроль)

Системообразующим звеном в цепочке управленческих действий руководителя является контроль, тесно связанный с педагогическим анализом. Значение контроля в том, что на его основе принимаются управленческие решения, в ходе текущего контроля корректируется и регулируется деятельность классных руководителей, обеспечивается здоровый морально-психологический климат, создается атмосфера творческой активности.

Эти функции представляют собой последовательность звеньев, из которых слагается процесс управления для всех самоуправляемых систем школы. Они взаимосвязаны и поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

В начале года утверждается план воспитательной работы на учебный год, который включает в себя разносторонние формы воспитательного воздействия на учащихся школы. Все проведённые общешкольные массовые мероприятия, также и мероприятия между параллелями и командами по направлениям: «Я - это Я», «ТВОРЕЦ», «ГРАЖДАНИН», «ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ», «ПРОФЕССИОНАЛ», «СОЦИУМ».

Модуль «Успешный УЧЕНИК»

МОДУЛЬ

«УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК»



«УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК»

Я - это Я

Творец

Гражданин

Здоровая личность

Профессионал

Реализуется через процесс

поэтапного изучения теории самосовершенствование личности

на основе идей Г.К. Селевко

реализуется через развитии

творческой инициативы,

художественно - эстетическую , информационную. проектную и

творческую деятельность

реализуется через патриотическое, гражданское, социальное,

спортивное, духовное,

социальное развитие личности,

формирование у учащихся

правовых знаний, законопослушного

поведения и основ толерантности , профилактика безнадзорности и правонарушений.

реализуется через спортивно -

массовую, физкультурно -

оздоровительную работу

реализуется через профориентационную

работу и трудовую деятельность

ЦЕЛЬ - Создание условий для формирования компетентной личности растущего человека, способной к полноценному и эффективному участию в различных сферах жизнедеятельности

программа Селевко Г.К. «Саморазвитие личности»

- Праздники, Конкурсы, Акции, Операции.

- Творческий десант

- Творческие фантазии. Залежи нужных советов.

- Ярмарка забав и развлечений.

пресс - агентства «ШАГИ»

- Дни правовых знаний

- Исследовательские работы

- Праздники, Акции, Конкурсы, Операции

- Волонтёрское движение; Вахты памяти, Почётный караул.



-Спартакиада Акции

- Внутришкольные и городские соревнования.

Дни здоровья, встречи с мед работниками, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды

- Встречи , экскурсии.

- Совместная работа с социальным педагогам и психологом.

- познай себя сам

- трудовые десанты

- субботники

- санитарные пятницы

Ожидаемые результаты

сохранение и приумножение школьных традиций

формирование ключевых компетенций (информационной, коммуникативной, социально - трудовой, компетенции личностного самосовершенствования)

участие в городских и областных конкурсах. Сроки реализации: 2010 - 2015 гг.





Основные направления

организации воспитания и социализации

учащихся общеобразовательных учреждений

Направление «ГРАЖДАНИН»

Гражданско-патриотическое воспитание;

Реализация данного направления воспитательной

деятельности предполагает:

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа; развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации

социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинквентного поведения среди учащейся молодежи.

- программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);

- программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;

- программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;

- программы и проекты, направленные на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства;

- программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (например, в рамках деятельности военно-исторических клубов, школьных музеев воинской славы, детских и молодежных военно-спортивных центров и т.д.);

- программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранение среды обитания (например, соучастие в проведении общественно значимых мероприятий, профессиональных и региональных праздников, экологических десантов и т.п.).

- программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся (например, в рамках деятельности школы юного правоведа), повышение правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в школьных органах самоуправления); распространение правовой информации (например, в рамках тематических классных часов; лекций с приглашением специалистов и др.); проведение олимпиад по правоведению и т.д.;

На правление «Я - это Я»

Нравственное и духовное воспитание; Формирование коммуникативной культуры; Интеллектуальное воспитание.

Реализация данного направления воспитательной

деятельности предполагает:

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире. - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

- программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России (например, в контексте деятельности национальных культурных центров и краеведческих клубов, детских и молодежных общественных объединений историко-культурной и философской направленности);

- программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение "открытых кафедр", тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов, философов и др.), культуры (например, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и др.)), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;

- программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности

- программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (например, в рамках деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов для старшеклассников, использование технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.);

- программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии);

- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного и иностранных языков и т.д.

- программы и проекты, направленные на организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности в рамках специализированных кружков, центров, отделений вузов, малых академий и т.д.;

- программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.);

- программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений.

Направление «ТВОРЕЦ»

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Реализация данного направления воспитательной

деятельности предполагает:

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

- программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;

- программы и проекты, связанные с музейной педагогикой, с детским и молодежным туризмом (например, деятельность кружков и школ юного экскурсовода, проведение туристических походов и слетов, связанных с изучением истории и культуры, организация дней и декад культуры в школе и т.д.).

Направление

«ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Здоровьесберегающее воспит.

Реализация данного направления воспитательной

деятельности предполагает:

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения

- программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п.);

- программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (например, развитие спортивных школ, клубов, кружков, увеличение числа оборудованных спортивных площадок, обеспечение спортивным инвентарем детских оздоровительных лагерей, лагерей отдыха, трудовых лагерей, санаториев и профилакториев, проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского и юношеского туризма и т.д.);

- программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья (например, историко-поисковая и

во внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.

научно-исследовательская деятельность учащихся по теме здорового образа жизни, изучение в рамках деятельности кружков и клубов положительных примеров здорового образа жизни в семье и регионе, создание школьных музеев здоровья и спорта, проведение в общеобразовательных учреждениях научной работы, связанной с проблемой сохранения здоровья всех участников образовательной деятельности, и т.д.);

проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного здоровья (например, научные сообщества учащихся, исследующие проблемы психологического комфорта, коммуникативной компетентности, нравственного поведения; дискуссионные клубы и молодежные центры, рассматривающие вопросы социального партнерства, социальной и межкультурной коммуникации; проведение форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого поколения, преодоления асоциального поведения; профилактики экстремизма, радикализма, молодежного нигилизма и т.д.).

Направление

«ПРОФЕССИОНАЛ». Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; Экологическое воспитание

Реализация данного направления воспитательной

деятельности предполагает:

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессионального образования, адекватного потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.


- программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (например, школьные кружки, детские центры творчества; разовые мероприятия - дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);


- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.



- программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающие их прикладное значение);

- программы и проекты, направленные на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.

- программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры (например, в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, деятельности детских юннатских кружков и центров, детских зооферм и заповедников, школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий и музеев);

- программы и проекты, направленные на развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы (например, в рамках реализации международного и региональных проектов - Балтийский проект BSP, система ассоциированных школ ЮНЕСКО - ASP-net UNESCO и др.);

- программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.

Направление «СОЦИУМ»

Воспитание семейных ценностей; Правовое воспитание и культура безопасности; Социокультурное и медиакультурное воспитание:

Реализация данного направления воспитательной

деятельности предполагает:

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.


- программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов "мам и пап", "бабушек и дедушек", в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);

- программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами и т.д.).

- программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся (например, в рамках деятельности школы юного правоведа), повышение правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в школьных органах самоуправления); распространение правовой информации (например, в рамках тематических классных часов; лекций с приглашением специалистов и др.); проведение олимпиад по правоведению и т.д.;

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство", развитие опыта противостояния таким явлениям, как "социальная агрессия", "межнациональная рознь", "экстремизм", "терроризм", "фанатизм" (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.


- программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных учреждений (например, в рамках деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей, юных туристов и краеведов и пр.), проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказание первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;

- проведение в общеобразовательных учреждениях всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности; распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.

- программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы юного педагога, юного социолога, юного психолога);

- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в школах тематических круглых столов и "открытых кафедр" с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов, на организацию школьных клубов интернациональной дружбы и т.д.

Формы и методы воспитательного воздействия

Мероприятия

Воспитательное воздействие

1 Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей

2.Методы поддержки развития интеллектуальных способностей

3.Методы поддержки развития коммуникативных способностей

4.Методы педагогической поддержки «социального здоровья»

5. Методы поддержки развития организаторских способностей

6. Метод «увлечения весельем», метод поощрения и похвалы - (мимикой, жестом, взглядом, словом) метод самонаблюдения за своими эмоциями, метод «устранения плохих привычек»; метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»; метод релаксации; методы коммуникативного тренинга , творческого поиска, самооценки, самоорганизации, самоопределения , радостной перспективы,

Часы классного общения

(диспуты, встречи, просмотры фильмов, круглые столы, дискуссии, интеллектуальные марафоны, тренинги, нравственные беседы, «мозговой штурм» «Азбуки нравственности»)

Развитие навыков самоуправления и гражданской компетенции.

Формирование у учащихся правовых знаний, законопослушного поведения и основ толерантности , профилактика безнадзорности и правонарушений.

Формирование нравственной позиции.

Технология самосовершенствования личности направляет, акцентирует внутренние силы ребенка на самостроительство, самосовершенствование в различных сферах жизнидеятельности.

Развитие и формирование системообразующего вида деятельности класса «имидж класса»

Общешкольные традиционные дела (КТД)

(создания воспитывающих ситуаций)

Акции

(Массовое привлечения внимания к проблеме и способы решения через различные виды деятельности)

Конкурсы

(асфальтовая живопись, презентации, выпуск газет, конкурс рисунков, поделок, викторины, кроссворды и др.)

Операции, Практикумы добра

(конкретные дела трудового характера, поздравление ветеранов, шефская помощь)

Вахты памяти

Соревнования

Творческие фантазии

(оформление стенда )

Экскурсии и культпоходы

Формирование интереса к учёбе, воспитание чувства любви, уважения и гордости к своей школе

Развитие физических способностей и приобщение к спорту.

Укрепление здоровья учащихся и содействие правильному физическому развитию

Развитие творческих способностей и воспитания чувства благодарности к педагогическому труду.

Развитие творческих и организаторских способностей и укрепление межпоколенчиских связей.

Формирование культуры празднования и сплочение детских коллективов

Развитие творческих и организаторских способностей

Формирование культуры празднования и сплочение детских коллективов.

Формирование активной гражданской позиции, ценностных установок на понимание и осознание необходимости изучения истории родной школы. Воспитание чувства любви, уважения и гордости к своей школе, учителям и выпускникам.

Продолжение традиций школы и выявление девушек, у которых красота сочетается с умом, интеллигентностью и талантом, для их дальнейшего гармоничного развития и личностного становления .

Формирование у учащихся активной жизненной позиции, творческого потенциала, правовых знаний, законопослушного поведения и основ толерантности, укрепление здоровья, профилактика безнадзорности и правонарушений. Развитие компетенций.


  1. Обеспечение реализации программы

Нормативно-правовая база программы:

- Конституция Российской Федерации;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года;

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III "Образование" (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол N 36)

- Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г.

- «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Приказ от 30.10.01 № 3511

- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. ФЗ РФ от 24.06.1999 №120-ФЗ

- Нормативно-правовые акты в области образования МО РФ, МО Оренбургской области, Управления образования администрации г. Орска.

- Устав школы.

Локальные акты: ПОЛОЖЕНИЯ «О Совете школы», «О ученическом самоуправлении, «О совете профилактики», «О постановке учащихся на внутришкольный учёт», «Об ученическом совете» и др.

Условия реализации программы:

  1. Взаимодействие всех участников педагогического процесса.

  2. Общешкольная деятельность.

  3. Работа классных руководителей с детскими коллективами.

  4. Индивидуальная работа с учащимися и родителями.

  5. Кружковая работа.

  6. Участие в городских и областных мероприятиях.

6.Этапы реализации программы.

Годы

Цели

Содержание деятельности

Планируемый результат

1 этап- подготовительный

2010-2011 гг.

Эстетическое оформление школы, развитие сплочённости и заинтересованности коллектива в развитии школы.

Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом модели успеха.

Изучение современных воспитательных технологий

Определение стратегии и тактики деятельности. Аналитико-диагностическая деятельность.

Развитие воспитывающей среды, повышение активности органов самоуправления, укрепление связи с родительской общественностью.

2 этап - практический

2011-2014

Создание условий для развития личности учащихся, их способности к саморазвития, самопознанию через включение в различные виды деятельности.

Апробация и использование в воспитательном процессе ориентированных технологий успеха, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.

Моделирование системы ученического самоуправления.

Развитие воспитывающей среды в интересах каждого ребёнка, укрепление системы социального партнёрства, системы дополнительного образования, повышение роли ученического самоуправления.

3 этап - обобщающий

2014 - 2015

Формирование самостоятельной, развитой , успешной личности, умеющей адаптироваться в окружающем мире, способной принимать решение.

Подведение итогов, анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы,

соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

Сохранение и укрепление роли школы как центра воспитания и дополнительного образования в микрорайоне, укрепление авторитета школы, обеспечение взаимодействия трёх составляющих: учитель, ученик, родитель.


  1. Механизмы реализации программы воспитательной работы «Маршрут успеха»

Кадровое обеспечение

Заместитель директора по воспитательной работе

разрабатывает план воспитательной работы, отвечает за реализацию программы воспитательной работы

Ст. вожатая

обеспечивают разработку и организацию мероприятий по успешности учащихся.

Социальный педагог

помогает ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость;

привлекает общественность и организации социально значимых мероприятий, акций, распознавание, диагностирование, разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка.

Классные руководители

планируют воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекают учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программой, оказывают поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживают результаты учащихся

Учителя - предметники

строят работу, которая будет интересна детям, оказывают индивидуальную педагогическую помощь при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами, учат с ориентацией на успех.

Родители

оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни школы

Органы самоуправления (Совет школы)

влияют на организацию и реализацию воспитательного процесса, выдвигают различные идеи, совместно ищут решения проблем

Ресурсное обеспечение программы:

Виды ресурсов

Имеющиеся ресурсы

Необходимые ресурсы

11.

Нормативно - правовая база

положение о мониторинге, план воспитательной работы на год, положение об ученическом самоуправлении


22.

Кадровые

Педагоги

Социально-психологическая служба

Библиотекари


33.

Финансовые

Бюджетное финансирование по смете, внебюджетные средства, участие в целевых программах, грантовые поступления

Привлечённые средства

44.

Материально - технические

спортивный зал, спортивная площадка, футбольное поле, актовый зал, библиотека.

приобретение компьютеров в организации деятельности детей; оборудование мест для проведения внеурочных мероприятий

55.

Информационно - методические

Информационные стенды (1,2 этаж), сайт школы, Общешкольная газета «ПЕРЕМЕНА»

Методическая литература

Информационные стенды

66.

Мотивационные

Система диагностики и мониторинга воспитательной системы

разработка положения о стимулировании деятельности учащихся и педагогов

77.

Организационные

Методические объединения классных руководителей, педагогов дополнительного образования, совет старшеклассников, родительский комитет.


  1. Управление воспитательной программой

Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, родительская общественность:


  • Успешный УЧЕНИК

  • Компетентный ПЕДАГОГ

  • РОДИТЕЛЬ успешного ученика.

Методическая работа с педагогическим коллективом в рамках модуля «Учитель успешного ученика»

Цель: повышение научно-методического уровня профессиональных знаний, умений, навыков, овладение современными технологиями.

Задачи:

  • освоение современных концепций воспитания и педагогических технологий;

  • оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;

  • изучение, обобщение и распространение передового опыта работы классных руководителей по воспитанию учащихся;

  • повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей.

Основные формы и методы: семинары, совещания, деловые игры, тренинги, открытые мероприятия.

Работа с органами ученического самоуправления в рамках модуля «Успешны ученик»

Цель: создание условий для развития ученического самоуправления, ученического коллектива, обеспечить социальную защиту ребёнка.

Задачи:

  • развитие инициативы, творчества, самостоятельности учащихся, ответственности за состояние дел в школе;

  • формирование управленческих умений и навыков;

  • укрепление школьных традиций.

Основные формы: Парламент школы, пресс - агентство «ШАГИ» - выпуск общешкольной газеты «ПЕРЕМЕНА»!».

Работа с родителями в рамках модуля «Родитель успешного ученика»

Цель: создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями, объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.

Задачи:

  • создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребёнка, приобщение родителей к целенаправленному процессу ВР;

  • включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения.

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей.

  • совершенствование деятельности родительских комитетов школы, классов;

  • формирование положительного отношения родителей к школе.

Основные формы: общешкольные родительские собрания, классные родительские

собрания, встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом, вечера вопросов и ответов, индивидуальные консультации, посещение ребенка на дому, беседы.

Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями в рамках модуля «Центры личностных достижений»

Внешняя среда (связи с внешней социально-культурной, природной средой, связи с

государственными и общественными учреждениями и родительской общественностью).

Цель: использование в воспитательном процессе дополнительных возможностей, которых школа создать не может.

Формы: договора о сотрудничестве, сетевые программы, сетевые события, сетевые проекты.

Сотрудничество с социальными партнерами включает три направления:

  • Воспитательно-образовательное направление.

  • Взаимодействие с учреждениями здравоохранения.

  • Информационно-образовательное направление.


  1. Мониторинг воспитательной работы


Определение критериев и показателей результативности воспитательной системы школы.

Обобщенные критерии результативности воспитательной системы школы:

  1. Сформированность ключевых компетенций;

  2. Результативность личностных достижений учащихся;

  3. Удовлетворённость жизнедеятельностью педагогами и учащимися ;

  4. Развитие компетенций у педагогов;

5. Удовлетворённость родителей жизнедеятельностью ОУ.

Мониторинг процесса воспитания в школе №35.

Критерии

Показатели

Диагностические средства

Сформированность

ключевых

компетенций

Сформированность у учащихся компетентности здоровьесбережения

Анкета «Как я оцениваю свое здоровье?» февраль

Проявления социально значимых качеств личности:

Активности; нравственной позиции; коллективизма; гражданственности; трудолюбия; волевых качеств.

Методика

«Самоанализ личности»май

Сформированность у учащихся компетентности социального взаимодействия

Методика Оценка уровня конфликтности личности февраль

Сформированность у учащихся компетентности деятельности

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности Л. В. Байбородовой март

Определение лидерских качеств, коммуникативных и организационных умений.

Методика «Я - лидер»

Е.С.Фёдоров; О.В.Ерёмин, Т.А.Миронова. январь

Нравственная направленность личности

Сформированность отношений ученика к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. сформированность у учащихся компетентности ценностно-смысловой ориентации в мире.

ДИАГНОСТИКА уровня воспитанности учащихся составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степановым апрель

Результативность личностных достижений учащихся и классного коллектива

Определения уровня активной жизненной позиции

Методика «Кардиограмма сердца класса» Конец каждой четверти

Отслеживание личных достижений

Портфолио

Сформированность совместной деятельности

Методика "Наши отношения"

Методика М.И. Рожкова декабрь

Определения уровня сформированности органов ученического самоуправления.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И.Рожков). ноябрь

Определения уровня занятости во внеурочное время

Итоги занятости на начало и конец учебного года октябрь, апрель

Развитие компетенций у педагогов

Определение уровня сформированности ключевых компетенций необходимых педагогу в профессиональной деятельности

Дж. Равен «Компетентность в современном обществе»

1 раз в три года

Удовлетворённость родителей жизнедеятельностью ОУ

Определения уровня удовлетворённости родителей ОУ и

его педагогического коллектива.

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью" апрель


Основные методические задачи диагностики

  • Определение особенностей развития во времени воспитательного процесса в классе и в школе в целом;

  • Установление зависимости между внутренними и внешними условиями воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса;

Прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результат.


  1. Ожидаемые результаты реализации программы - модель выпускника.


Ожидаемые результаты

На первой ступени (начальная школа) начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Ребенок умеет оценивать свои поступки, обсуждать несложные актуальные темы, брать ответственность на себя и разделять ее с другими.

На второй ступени (подростковая школа) подросток имеет навыки самостоятельной работы, включая организацию и контроль своей деятельности, оценку ее результатов, может исследовать и обсуждать сущность общественных проблем, анализировать информацию. Ученик осознает мир как глобальное сообщество, место России в мире и Европе, понимает и оценивает многообразие этнических, региональных религиозных и других групп в нашей стране. Он понимает сущность и значение правосудия, осознает существование различных видов гражданской и юридической ответственности, прав и обязанностей человека и гражданина.

На третьей ступени (старшая школа) выпускник принимает активное и осознанное участие в жизни класса и школы, знает и умеет применять свои знания об основных нормах права, о деятельности органов власти и управления в РФ, о функционировании экономики, о единстве, целостности и взаимозависимости современного мира. Обучающийся самостоятельно исследует актуальные политические, экономические, социальные и моральные проблемы, формулирует собственные нормы и ценности, оценивает собственный вклад в различные виды деятельности.

Главный результат гражданского образования - это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики.Программа воспитания «Маршрут успеха»

Модель выпускника

Реализовывая программу, мы ориентируемся на желаемый образ выпускника.

УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК

Образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

Модель выпускника включает следующие ключевые компетенции:

Информационные компетенции

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире

Коммуникативные компетенции

Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер - генератор идей, исполнитель, зритель).

Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Недостаточно сформированы навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).

Социально-трудовые компетенции

Означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личностного самосовершенствования

Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само поддержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.



Приложение 1

Примерное содержание воспитательной

программы на ступенях обучения

Педагогический замысел заключается в успешности ребёнка, в жизненном запасе хорошего и опирается на следующие концептуальные положения:

  • успешность учащихся - необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

  • успешность школьников - включение в творческую деятельность;

  • успешность ребёнка - развитие нравственной личности;

  • успешность - общение детей друг с другом, с педагогами, родителями;

  • успешность - результат достижения в различных сферах деятельности;

  • успешность - растить патриотов, любящих свою малую родину;

  • успешность - чтобы у каждого ребёнка была полноценная семья


  1. Программа воспитательной работы на начальной ступени


Главная задача воспитательной деятельности на начальной ступени: формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами. Ведущими интегративными качествами личности в начальной школе выступают гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность.

Задача

Примерный перечень мероприятий

1. Знакомство с культурой семейных отношений


Беседы: «Мой дом», «Тепло отчего дома», «Мои семейные обязанности», «Что значит любить маму (папу)».

Домашние задания-практикумы: «Ласковые слова маме», «Приятное для братишки», «Игры с младшим братом».

Ролевые игры: «Праздник в семье», «Мамины помощники».

Проигрывание сюжетов: «Как утешить плачущего малыша», «Как поднять настроение маме».

Праздники в школе и дома: «У нас гости», «Праздник вежливости».

2. Формирование культуры отношений к природе

Усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «экология», «природа», «гигиена», «атмосфера». Наблюдение за явлениями природы и их описание в слове (стихи), музыке (песни), живописи.

3. Приобщение к русской национальной культуре

Проведение традиционных славянских праздников.

Конкурсы сказок, услышанных от бабушки.

Исполнение русских частушек, народных песен.

Русские национальные игры.

4. Формирование качеств, от которых зависит культура поведения

Понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «инициатива».

Беседы: «Кого мы называем добрым», «Кого мы называем честным», «Я и мы», «Мы все умеем сами».

Проигрывание сюжетов.

5. Организация здорового образа жизни


Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим», «традиции».

Беседы: «Твой режим дня».

Практические занятия: изобразить на бумаге «дорогу к победе над собой», отмечая успехи и неудачи (шаг вперед, шаг назад); набрать 50 баллов за четверть.

Игра «Как стать нехворайкой».

Конкурсы: «Звуки в природе», «Чудо-дерево»; рассказы детей о любимых занятиях.

Вечера дружбы детей.

6.Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей

Беседы и наблюдения: «Лицо человека», «Фигура человека», «Душа человека», «Дела человека», «Как стать красивым и обаятельным».

Занятия-практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Что такое красивый поступок», «Как опрятно и красиво одеваться».

7.Формирование культуры отношений между полами

Беседы. «Особенности поведения девочек и мальчиков».

Занятия-практикумы: «Уступи девочке место», «Помоги ей в физической работе», «Защити девочку от обидчиков», «Говори с мальчиком уважительно», «Благодари его за помощь».

8. Формирование культуры поведения


Усвоение понятий «эстетичность», «сдержанность», «управление собой», «настойчивость», «долг», «порядочность».

Беседы: «Культура поведения», «Права ребенка» (по книге Ю.Яковлева «Ваши права, дети»), «Можно» и «нельзя» в жизни, «Настойчивость и упрямство» и др.

Игра-упражнение «Давайте говорить друг другу комплементы».

9. Формирование культуры труда


Беседы: «Умственный и физический труд». «Необходимость труда», «Соотношение «хочу - могу - надо», «Правила учебного труда», «Тысяча профессий» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Наша улица», «Ремонтная мастерская», «Ферма», «Железная дорога» и др.

Праздники в школе и дома: «Праздник Букваря», «Книжкин праздник» и др.

Домашние задания-практикумы: уход за садово-огородными растениями, животными, культура работы с ручным инструментом и др.

10. Формирование начал экономической культуры


Знакомство с экономическими понятиями «стоимость», «деньги - товар», «покупка - продажа», «расход - доход», «экономия», «бережливость-расточительность».

Беседы: «Что значит быть бережливым», «Сколько стоит твое здоровье», «Береги минуту».

Ролевые игры: «Магазин», «Рынок», «Ярмарка», «Аукцион».

Конкурсы и общественные дела: «Береги хлеб», операция «Капля», экономия электроэнергии и др.

Школа «Хозяюшка».

Практические занятия: цена вещей, расходы семьи и др.


  1. Программа воспитательной работы с младшими подростками (V- VI классы)

Ведущая воспитательная задача - формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой. Воспитываются следующие интегративные качества: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить и т.п.

Не менее важное направление воспитательной работы во второй ступени - формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности. Подростки соотносят себя с другими, но нередко не видят границ между «можно» и «нельзя», когда речь идет о девочках, девушках, женщинах, старших и младших, более или менее способных своих сверстниках.


Задача

Примерный перечень мероприятий

1.Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека

Темы классных часов: «Что такое духовное богатство человека», «Как человек реагирует на события жизни», «Мир человеческих чувств». «Как изучить свой характер», «Внешняя культура человека». «Герои и антигероини», «Человек и обстоятельства».

Практикум: заполнение карты самооценки качеств личности на основе самопознания своих черт характера.

2. Познай самого себя

Темы классных часов: «Красота истинная и искусственная», «Когда добро творит зло». «Почему и правда «худа без добра не бывает». «По каким критериям судить о воспитанности людей», «Ответственность меры добра и зла», «Дружелюбие, трудолюбие, честь и достоинство», «Объективная самооценка», «Как работать над собой», «Культура поведения в семье».

Практикумы: «Девичья красота», «Как узнать, каков человек на самом деле», «Составление эталонов поведения для своего возраста». «Как вести личный дневник».

3. Организация коллективной деятельности

Основные понятия: «коллектив», «деятельность», «цели» (личные, коллективные), «самоуправление», «актив», «общественное мнение».

Варианты детских объединений: по основной деятельности - класс, кружок, исследовательская группа при учителе, специалисте, ученом; по интересам - клуб любознательных, «зеленых», «краеведов» и т.п.

Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело. экскурсии, походы.


  1. Программа воспитательной работы со старшими подростками (VII - VIII классы)

Основные задачи воспитательной работы с подростками VII-V1II классов:

формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений;

развитие самосознания и культуры самовоспитания;

приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности;

формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;

формирование экономического мышления.


Задача

Примерный перечень мероприятий

1. Общечеловеческие нравственные ценности


Подростковый возраст характерен особой восприимчивостью к красоте, что связано с половым созреванием, чувством зрелости, осознанием себя в качестве человека, гражданина, представителя своего народа, члена семьи, с развитием самосознания.

Беседы, экскурсии, чтение книг, посещение выставок:

Исторические корни русского человека.

Черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души).

Человеческая трагедия (смерть, убийство, землетрясение, кораблекрушение, война).

Заповедь Библии: «Не убий!».

Человеческая драма (брак по принуждению, потеря близких, проводы на войну, подневольный труд).

Заповедь: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» и т. п.

Человеческая радость (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой).

Заповедь: «Люби ближнего своего, как себя самого».

Человеческие сомнения.

Нравственное правило: «Найди себя, прежде чем искать что-либо другое».

2. Жизненное самоопределение


Беседы: «С чего начинается взрослость», «Как создается характер», «Мужской и женский характеры», «Как готовить себя к семейной жизни», «Культура семейной жизни», «Первая любовь», «Как стать обаятельной девушкой», «Как стать обаятельным юношей», «Культура самопознания и самовоспитания».

Практикумы: «Правила счастливого человека», «Женщина в доме», «Мужчина в доме», «Как изучить свои способности».

Вечера, конкурсы, праздники и др.

Тестирование, тренинги по вопросам подготовки к жизненно-важным ситуациям.

3. Основы экономического воспитания


Знакомство с экономическими понятиями «материальные и духовные ценности», «материальная заинтересованность», «цена и себестоимость», «бюджет», «налог», «заработная плата».

Нравственно-экономические качества: альтруизм, благотворительность (иждивенчество, эгоизм), предприимчивость (безынициативность). потребности, деловитость (лень), честное слово и честь, честность (нечестность), смелость, риск (трусость), надежность, обязательность (разгильдяйство), уважение к партнеру (зазнайство), бескорыстие (алчность), оптимизм (пессимизм), общительность (замкнутость).

Беседы: «Как зарабатывать деньги». «Здоровье и предпринимательство».

Ролевые игры: «Домоводство», «Малое предприятие».

Общественно полезная деятельность: операции «Родничок», «Подснежник», «Муравей».

Общешкольная игра РЭИМ («Рыночная экономика и мы»).

4. Самореализация личности подростка


Беседы: «Портрет нашего современника», «Идеалы и антиидеалы». «Человек и культура», «Человек в мире техники», «Человек и рыночная экономика».

Психологический практикум: как определить свои способности (книга Я.Л.Коломинского «Человек: психология»).

Профориентационный мониторинг.

Аутотренинг - система занятий для желающих.


  1. Программа воспитательной работы в старших классах


Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

  • интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;

  • быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;

  • инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью а необходимыми качествами делового человека;

  • потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;

  • умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;

  • диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;

  • высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

Воспитание этих качеств осуществляется через 5 комплексных целевых программ, реализуемых совместно педагогами, родителями, учащимися.

Задача

Примерный перечень мероприятий

1. Труд и призвание


Для подростков в рамках учебного плана организуется трудовая деятельность, в процессе которой они приобретают практические умения и определенные качества личности. Целенаправленная организация трудовой деятельности может идти по следующим направлениям (комплексам):

Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ. Практические дела:, лагерях труда и отдыха, ученических производственных бригадах.

Формирование предприимчивости: изготовление изделий прикладного искусства, овладение навыками народного творчества.

Развитие культуры труда: измерительные работы в мастерских, труд на компьютере.

Отношения с трудовыми партнерами и коллективами: работа на договорных условиях.

Трудовой опыт, формируемый у старшеклассников в этих комплексах, является основой для многообразной профориентационной работы.

Практикум: «Как определить свое призвание».

2. Культура и личность


Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников со взрослыми:

Культура как синтез духовности предшествующих поколений.

Нравственная культура.

Культура труда.

Политическая культура.

Религия и культура.

3. Труд и общение в развитии человека


Расы, народы, нации.

Славяне и народы, образовавшиеся на их основе.

Мир человеческого сознания.

Жизненный опыт человека.

Святыни человеческой души: вера, достоинство, супружеская и родительская любовь, братство по крови и духу.

Права и свободы человека.

Единство прав и обязанностей.

Человек - мера всех вещей.

Ценности жизни, принадлежащие всем: мир, содружество, природные богатства, культура, наука, образование, здравоохранение.

4. Безопасное поведение


Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность.

Как вести себя в конфликтных ситуациях.

Что значит быть болельщиком.

Всегда соблюдать законы.

Как быстрее выздороветь при наступлении болезни.

Если вам очень плохо.

5. Человек и рынок


Экономические понятия: «маркетинг», «рынок», «хозрасчет», «нормы», «производительность труда», «экономический закон», «рентабельность», «научная организация труда», «банк», «биржа», «малое предприятие».

Нравственно-экономические категории: экономика и экология, социальная забота, философия рынка, рационализация и изобретательство, экономическая зависимость, экономическая реформа.

8

КОМПЛЕКСНО - ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

развития воспитательного процесса МОАУ СОШ №35

«МАРШРУТ УСПЕХА»


© 2010-2022