Доклад «Роль классного руководителя в создании благоприятных условий для реализации учебного сотрудничества»

данный документ подготовлен для выступления на методическом семинаре в период подготовки к педагогическому совету по теме "Психолого-педагогические основы учебного сотрудничества". Не секрет, что в школе сотрудничество между учителем, учеником и родителем буде эффективным в том случае, когда будет доверие и понимание в первую очередь между классным руководителем и учеником, классным руководителем и родителями. Поэтому материал семинара и делает упор на сотрудничество ученика с классным руководит...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Роль классного руководителя в создании благоприятных условий для реализации учебного сотрудничества».

- Понятно ли тебе то, что я объяснил? спросил философ своего ученика.

- Всё понятно, - ответил тот.

- Ты говоришь неправду, - сказал философ. - Твои уста говорят «да», в то время как выражение твоего лица говорит «нет». Верный признак понимания - это радость на лице ученика, а не ответ «да».

(Абуль - Фарадж)

Я не случайно начала работу нашего семинара с этой древней притчи.

Как же должны работать мы, чтобы увидеть ту самую радость на лицах своих учеников? Говорят: свой подход, свой метод. Нынче этого мало. Время требует своей концепции, своей философии. Какими сегодня ребята приходят в школу? Кто-то с вечера переиграл, кто-то пересмотрел телевизор, кто-то переучил уроки. А кто-то переругался со своими близкими. Сплошные «пере». Чтобы настроить работу на свою волну учителю нужно быть артистом! А ещё врачом. Врач напомнит, что не с классом, не с аудиторией, не с журналом ты пришёл работать, а с человеком. И хоть с двумя портфелями приди, но если у тебя усталый вид и потухший взгляд, плохое настроение - за тобой не пойдут и тебя не поймут. Необласканных, неразбуженных не научишь.

Сегодня важнейшей задачей современной школы является создание в системе обучения таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его потенциала. В законе «Об образовании» записано: важнейшей целью современной российской системы образования является развитие у обучающихся способности к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры; здорового образа жизни; развитие способности к созидательной деятельности; умение находить компромисс в процессе межличностной и межкультурной коммуникаций».

Чтобы сформировать самостоятельную, ответственную, социально мобильную личность мы должны широко использовать в системе сопровождения соответствующие программы развития социальных навыков, программы, которые развивают способности к личностному самоопределению и саморазвитию. Одной из задач классного руководителя является создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

На результаты образовательного процесса, несомненно, влияет психологический климат в школьном коллективе, эмоциональное самочувствие участников образовательного процесса, профессиональная компетентность учителей. Удовлетворённость учеников, учителей, родителей различными сторонами образовательного процесса является характеристикой успеха его протекания, отражающей степень благоприятности психологической атмосферы в образовательном учреждении, единство целевых установок и уровень коммуникативных отношений.

В структуру психологической комфортности ребёнка в ОУ входит, по меньшей мере, четыре компонента.

Психологическая комфортность ребёнка в образовательной среде

1.Организационный

компонент

(комфортность в предметной среде)

2. Деятельностный

компонент

(комфортность в

учебной

деятельности)

3.Коммуникативный

компонент

(комфортность в

общении)

4. Личностный

компонент

(внутриличностная комфортность)

Наиболее общим показателем является степень удовлетворённости ребёнка образовательным учреждением и своим пребыванием в нём.

Одним из условий психологической комфортности в ОУ является демократический уклад школьной жизни. Что это такое? Чтобы всем было комфортно, нужно создать условия, чтобы всем было хорошо, нужно правильно организоваться. Уклад школьной жизни - это упорядоченное, планомерное, сложившееся устройство школьной жизни на основе установленных правил жизнедеятельности школы.

Сейчас немало ОУ, которые усиленно совершенствуют свои уклады, строя свою работу на демократической основе. Только в школах с демократическим укладом или в школах, создающих такой уклад, могут быть созданы условия для самоактуализации, развития и самоопределения ученика.

Как работает демократическая школа?

  • Она создаёт адекватные условия для всех учеников, как для сильных, так и для слабых

  • Основная идея демократизации - общее развитие личности

  • Демократический уклад школьной жизни строится на принципах сотрудничества, гуманизации и самоопределения

  • Демократические условия уклада жизни способствуют формированию не только знаний, умений и навыков, но и личностному отношению ребёнка к происходящему

  • ДУ предусматривает интересы каждого ребёнка, учитывая его личный опыт, знания, темпы развития и обучения

  • ДУ предполагает социально-трудовую практику, создающую особый стиль отношений в коллективе

  • Чертой ДУ являются наличие общешкольных ключевых дел, способствующих созданию особой атмосферы школы, где множество детей может себя попробовать в различной деятельности.

Учитель в условиях демократической школы, определяя «оптимальный темп обучения, уровень и меру трудности и дозирования помощи разным группам детей, не просто учит предмету (физике, математике и т.д.), а учит организации собственной познавательной деятельности, критическому мышлению». Без индивидуального и дифференцированного подхода здесь обойтись нельзя. Задания должны быть не лёгкими или трудными, а посильными для каждой индивидуальной личности. Учебное сотрудничество направлено на одно: дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал. Главная идея обучения в сотрудничестве -учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Практика показывает, что учиться вместе не только легче, но и значительно эффективнее. Совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительно отражается на сплоченности коллектива учащихся. Также в процессе совместной деятельности происходит индивидуальное развитие каждого ребенка. Умение работать в коллективе становится одним из главных требований к современному работнику любой специальности. Командная работа становится нормой, она проникает во все сферы нашей жизни. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о своем благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1)Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

  • единой цели, которую можно достичь только сообща;

  • распределенных внутригрупповых ролей, функций;

  • единого учебного материала;

  • общих ресурсов;

  • одного поощрения на всех.

2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

В педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества

1. Сотрудничество с учителем

2. Сотрудничество со сверстниками

3. Сотрудничество с самим собой.

Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее - к сотрудничеству с самим собой.

Совместная учебная работа учащихся предполагает их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия

Чтобы общение школьников было полезным, социально ценным, учителю необходимо решать, по крайней мере, три проблемы: создать в коллективе возможности для интенсивного содержательного общения; учить ребят общаться; установить доверительный контакт со школьниками. Учителю удаётся сделать коллектив сферой общения школьников лишь в том случае, если у него есть контакт с ними. Это аксиома. Но на практике дело обстоит не так просто. Многие учителя даже не задумываются, есть ли у них контакт с учениками. Они абсолютно уверены - есть. А уж классные руководители тем более. А на самом деле?

Ребятам нашей школы был задан вопрос: есть ли у вас контакт с классным руководителем, понимаете ли вы друг друга? Такой же вопрос был задан классным руководителям, причём, последним было предложено оценить общение и понимание в ходе общения в %. Результаты получились следующие:


5

6

7

8

9

Кл. рук.

100

100

100

100

100

Дети

100

100

100

100

87

Для того, чтобы произошло сближение двух позиций, контакт должен быть не только деловым, но и межличностным. Это сближение происходит при демократическом стиле общения и руководстве коллективом.

А.С.Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «…Нужно уметь сказать так, чтобы ученики в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». И закончил ключевой фразой: «Этому нужно учиться».

Вернёмся к результатам анкеты. Средний показатель контактирования учителей с детьми составляет 100%, а у детей со своими наставниками - 99,7%.

С общением у наших детей всё относительно неплохо. А вот мы, взрослые? Умеем ли мы общаться? Хорошие ли мы собеседники? Я предлагаю поработать практически. Проведём

тест «Приятно ли со мной общаться?» Вам нужно ответить на несколько вопросов. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны знак «-»

  1. Я должен помнить, что почти ежеминутно в течение дня меня пристально оценивают те, с кем приходится общаться.

  2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями своё хобби. Независимо от того, разделяют они его увлечение или нет.

  3. Самое мудрое - это сохранять достоинство даже тогда, когда это кажется невозможным.

  4. Если человек замечает ошибки в речи других, он должен их поправить.

  5. Когда встречаешься с незнакомыми людьми, ты должен быть достаточно остроумным, общительным и привлекательным, чтобы произвести на них впечатление.

  6. Когда тебя знакомят с кем-либо и ты не расслышал его имя, ты должен попросить его повторить.

  7. Ты уверен, что тебя уважают за то, что ты никогда не позволяешь другим подшучивать над собой.

  8. Ты должен быть всегда настороже, иначе окружающие начнут подшучивать над тобой и выставлять тебя в смешном виде.

  9. Если ты общаешься с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование с ним, а отдать ему должное в разговоре.

  10. Человек должен всегда стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

  11. Ты должен всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда тебе очень понадобиться их помощь.

  12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

  13. Лучше, если другие зависят от тебя, чем ты зависишь от других.

  14. Настоящий друг старается помогать своим друзьям.

  15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен быть достаточно вежлив, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.

  16. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен остановить рассказчика.

  17. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен быть достаточно вежлив, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.

  18. Если тебя пригласили к другу, а ты предпочитаешь пойти в кино, ты должен сказать, что у тебя болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но избежать вероятности обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

  19. Настоящий друг требует, чтобы его друзья поступали всегда наилучшим образом для него, даже когда они не хотят этого.

  20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выражает противоположное мнение.

Ключ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

+

балл

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Информация для тестируемых:

85-100 баллов - это отличный результат: большинству людей очень приятно общаться с тобой

75-80 баллов - хороший результат: ты умеешь быть приятным в общении, но иногда допускаешь срывы. Надолго тебя не хватает.

60-70 баллов - результат весьма удовлетворительный;

0-50 баллов - откровенно плохой результат. Единственное, что можно сказать: в деле овладения искусством общения у тебя всё впереди.

Влияние сотрудничества на учебную деятельность

Отвечая на вопрос, каковы преимущества объединения усилий детей в решении задач и тренировке навыков, отмечаем, что при совместной учебной деятельности:

- возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;

- растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;- меньше времени тратится на формирование знаний и умений;

- снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;

- ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

- меняется характер взаимоотношений между учениками;

- резко возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;

- ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;

- учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы;

- воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений. Классный руководитель является тем звеном, которое выстраивает связующие нити с учителями-предметниками, психологом, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником и законными представителями ребенка. Именно он аккумулирует в себе сведения по классу и планирует воспитательную работу в триединстве: ребенок-школа-семья. Вовлечение родителей в деятельность школы является важным фактором, способствующим повышению учебной мотивации и как следствие, качества знаний. Именно родители могут передать ребенку свой социальный опыт по коллективной работе. При необходимости, классный руководитель совместно с учителями-предметниками может в своем классе создать группы взаимопомощи по предметам с той целью, чтобы дети помогали друг другу в усвоении учебного материала (своего рода консультационные группы). Проведение классных часов также можно поручить группам, заранее распределив тематику. При анализе классного часа необходимо выяснить, как группа строила алгоритм своих действий, и оценить воспитательную ценность материала.

Современная жизнь наполнена многочисленными факторами, «прессующими» людей, постоянно заставляющими их чувствовать шаткость собственного существования. Учебно-воспитательный процесс сопровождается огромной эмоциональной нагрузкой, причём, не всегда с положительными последствиями для всех участников образовательного процесса. Тревожность и стресс присутствуют везде. Задача педагогов - уметь исключать стрессообразующие факторы.

5


© 2010-2022