- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад «Роль классного руководителя в создании благоприятных условий для реализации учебного сотрудничества»
Доклад «Роль классного руководителя в создании благоприятных условий для реализации учебного сотрудничества»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бирючинская О.И. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Роль классного руководителя в создании благоприятных условий для реализации учебного сотрудничества».
- Понятно ли тебе то, что я объяснил? спросил философ своего ученика.
- Всё понятно, - ответил тот.
- Ты говоришь неправду, - сказал философ. - Твои уста говорят «да», в то время как выражение твоего лица говорит «нет». Верный признак понимания - это радость на лице ученика, а не ответ «да».
(Абуль - Фарадж)
Я не случайно начала работу нашего семинара с этой древней притчи.
Как же должны работать мы, чтобы увидеть ту самую радость на лицах своих учеников? Говорят: свой подход, свой метод. Нынче этого мало. Время требует своей концепции, своей философии. Какими сегодня ребята приходят в школу? Кто-то с вечера переиграл, кто-то пересмотрел телевизор, кто-то переучил уроки. А кто-то переругался со своими близкими. Сплошные «пере». Чтобы настроить работу на свою волну учителю нужно быть артистом! А ещё врачом. Врач напомнит, что не с классом, не с аудиторией, не с журналом ты пришёл работать, а с человеком. И хоть с двумя портфелями приди, но если у тебя усталый вид и потухший взгляд, плохое настроение - за тобой не пойдут и тебя не поймут. Необласканных, неразбуженных не научишь.
Сегодня важнейшей задачей современной школы является создание в системе обучения таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его потенциала. В законе «Об образовании» записано: важнейшей целью современной российской системы образования является развитие у обучающихся способности к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры; здорового образа жизни; развитие способности к созидательной деятельности; умение находить компромисс в процессе межличностной и межкультурной коммуникаций».
Чтобы сформировать самостоятельную, ответственную, социально мобильную личность мы должны широко использовать в системе сопровождения соответствующие программы развития социальных навыков, программы, которые развивают способности к личностному самоопределению и саморазвитию. Одной из задач классного руководителя является создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
На результаты образовательного процесса, несомненно, влияет психологический климат в школьном коллективе, эмоциональное самочувствие участников образовательного процесса, профессиональная компетентность учителей. Удовлетворённость учеников, учителей, родителей различными сторонами образовательного процесса является характеристикой успеха его протекания, отражающей степень благоприятности психологической атмосферы в образовательном учреждении, единство целевых установок и уровень коммуникативных отношений.
В структуру психологической комфортности ребёнка в ОУ входит, по меньшей мере, четыре компонента.
Психологическая комфортность ребёнка в образовательной среде
1.Организационный
компонент
(комфортность в предметной среде)
2. Деятельностный
компонент
(комфортность в
учебной
деятельности)
3.Коммуникативный
компонент
(комфортность в
общении)
4. Личностный
компонент
(внутриличностная комфортность)
Наиболее общим показателем является степень удовлетворённости ребёнка образовательным учреждением и своим пребыванием в нём.
Одним из условий психологической комфортности в ОУ является демократический уклад школьной жизни. Что это такое? Чтобы всем было комфортно, нужно создать условия, чтобы всем было хорошо, нужно правильно организоваться. Уклад школьной жизни - это упорядоченное, планомерное, сложившееся устройство школьной жизни на основе установленных правил жизнедеятельности школы.
Сейчас немало ОУ, которые усиленно совершенствуют свои уклады, строя свою работу на демократической основе. Только в школах с демократическим укладом или в школах, создающих такой уклад, могут быть созданы условия для самоактуализации, развития и самоопределения ученика.
Как работает демократическая школа?
-
Она создаёт адекватные условия для всех учеников, как для сильных, так и для слабых
-
Основная идея демократизации - общее развитие личности
-
Демократический уклад школьной жизни строится на принципах сотрудничества, гуманизации и самоопределения
-
Демократические условия уклада жизни способствуют формированию не только знаний, умений и навыков, но и личностному отношению ребёнка к происходящему
-
ДУ предусматривает интересы каждого ребёнка, учитывая его личный опыт, знания, темпы развития и обучения
-
ДУ предполагает социально-трудовую практику, создающую особый стиль отношений в коллективе
-
Чертой ДУ являются наличие общешкольных ключевых дел, способствующих созданию особой атмосферы школы, где множество детей может себя попробовать в различной деятельности.
Учитель в условиях демократической школы, определяя «оптимальный темп обучения, уровень и меру трудности и дозирования помощи разным группам детей, не просто учит предмету (физике, математике и т.д.), а учит организации собственной познавательной деятельности, критическому мышлению». Без индивидуального и дифференцированного подхода здесь обойтись нельзя. Задания должны быть не лёгкими или трудными, а посильными для каждой индивидуальной личности. Учебное сотрудничество направлено на одно: дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал. Главная идея обучения в сотрудничестве -учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Практика показывает, что учиться вместе не только легче, но и значительно эффективнее. Совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительно отражается на сплоченности коллектива учащихся. Также в процессе совместной деятельности происходит индивидуальное развитие каждого ребенка. Умение работать в коллективе становится одним из главных требований к современному работнику любой специальности. Командная работа становится нормой, она проникает во все сферы нашей жизни. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о своем благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1)Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
-
единой цели, которую можно достичь только сообща;
-
распределенных внутригрупповых ролей, функций;
-
единого учебного материала;
-
общих ресурсов;
-
одного поощрения на всех.
2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
В педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества
1. Сотрудничество с учителем
2. Сотрудничество со сверстниками
3. Сотрудничество с самим собой.
Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее - к сотрудничеству с самим собой.
Совместная учебная работа учащихся предполагает их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия
Чтобы общение школьников было полезным, социально ценным, учителю необходимо решать, по крайней мере, три проблемы: создать в коллективе возможности для интенсивного содержательного общения; учить ребят общаться; установить доверительный контакт со школьниками. Учителю удаётся сделать коллектив сферой общения школьников лишь в том случае, если у него есть контакт с ними. Это аксиома. Но на практике дело обстоит не так просто. Многие учителя даже не задумываются, есть ли у них контакт с учениками. Они абсолютно уверены - есть. А уж классные руководители тем более. А на самом деле?
Ребятам нашей школы был задан вопрос: есть ли у вас контакт с классным руководителем, понимаете ли вы друг друга? Такой же вопрос был задан классным руководителям, причём, последним было предложено оценить общение и понимание в ходе общения в %. Результаты получились следующие:
5
6
7
8
9
Кл. рук.
100
100
100
100
100
Дети
100
100
100
100
87
Для того, чтобы произошло сближение двух позиций, контакт должен быть не только деловым, но и межличностным. Это сближение происходит при демократическом стиле общения и руководстве коллективом.
А.С.Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «…Нужно уметь сказать так, чтобы ученики в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». И закончил ключевой фразой: «Этому нужно учиться».
Вернёмся к результатам анкеты. Средний показатель контактирования учителей с детьми составляет 100%, а у детей со своими наставниками - 99,7%.
С общением у наших детей всё относительно неплохо. А вот мы, взрослые? Умеем ли мы общаться? Хорошие ли мы собеседники? Я предлагаю поработать практически. Проведём
тест «Приятно ли со мной общаться?» Вам нужно ответить на несколько вопросов. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны знак «-»
-
Я должен помнить, что почти ежеминутно в течение дня меня пристально оценивают те, с кем приходится общаться.
-
У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями своё хобби. Независимо от того, разделяют они его увлечение или нет.
-
Самое мудрое - это сохранять достоинство даже тогда, когда это кажется невозможным.
-
Если человек замечает ошибки в речи других, он должен их поправить.
-
Когда встречаешься с незнакомыми людьми, ты должен быть достаточно остроумным, общительным и привлекательным, чтобы произвести на них впечатление.
-
Когда тебя знакомят с кем-либо и ты не расслышал его имя, ты должен попросить его повторить.
-
Ты уверен, что тебя уважают за то, что ты никогда не позволяешь другим подшучивать над собой.
-
Ты должен быть всегда настороже, иначе окружающие начнут подшучивать над тобой и выставлять тебя в смешном виде.
-
Если ты общаешься с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование с ним, а отдать ему должное в разговоре.
-
Человек должен всегда стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.
-
Ты должен всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда тебе очень понадобиться их помощь.
-
Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.
-
Лучше, если другие зависят от тебя, чем ты зависишь от других.
-
Настоящий друг старается помогать своим друзьям.
-
Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен быть достаточно вежлив, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.
-
Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен остановить рассказчика.
-
Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен быть достаточно вежлив, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.
-
Если тебя пригласили к другу, а ты предпочитаешь пойти в кино, ты должен сказать, что у тебя болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но избежать вероятности обидеть друга, сообщая ему действительную причину.
-
Настоящий друг требует, чтобы его друзья поступали всегда наилучшим образом для него, даже когда они не хотят этого.
-
Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выражает противоположное мнение.
Ключ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
ответ
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
-
-
+
+
-
-
-
-
+
балл
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
Информация для тестируемых:
85-100 баллов - это отличный результат: большинству людей очень приятно общаться с тобой
75-80 баллов - хороший результат: ты умеешь быть приятным в общении, но иногда допускаешь срывы. Надолго тебя не хватает.
60-70 баллов - результат весьма удовлетворительный;
0-50 баллов - откровенно плохой результат. Единственное, что можно сказать: в деле овладения искусством общения у тебя всё впереди.
Влияние сотрудничества на учебную деятельность
Отвечая на вопрос, каковы преимущества объединения усилий детей в решении задач и тренировке навыков, отмечаем, что при совместной учебной деятельности:
- возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;
- растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;- меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
- снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
- ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- меняется характер взаимоотношений между учениками;
- резко возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
- ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
- учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы;
- воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений. Классный руководитель является тем звеном, которое выстраивает связующие нити с учителями-предметниками, психологом, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником и законными представителями ребенка. Именно он аккумулирует в себе сведения по классу и планирует воспитательную работу в триединстве: ребенок-школа-семья. Вовлечение родителей в деятельность школы является важным фактором, способствующим повышению учебной мотивации и как следствие, качества знаний. Именно родители могут передать ребенку свой социальный опыт по коллективной работе. При необходимости, классный руководитель совместно с учителями-предметниками может в своем классе создать группы взаимопомощи по предметам с той целью, чтобы дети помогали друг другу в усвоении учебного материала (своего рода консультационные группы). Проведение классных часов также можно поручить группам, заранее распределив тематику. При анализе классного часа необходимо выяснить, как группа строила алгоритм своих действий, и оценить воспитательную ценность материала.
Современная жизнь наполнена многочисленными факторами, «прессующими» людей, постоянно заставляющими их чувствовать шаткость собственного существования. Учебно-воспитательный процесс сопровождается огромной эмоциональной нагрузкой, причём, не всегда с положительными последствиями для всех участников образовательного процесса. Тревожность и стресс присутствуют везде. Задача педагогов - уметь исключать стрессообразующие факторы.
5