- Преподавателю
- Директору, завучу
- Из опыта работы: механизмы реализации предпрофильной подготовки в школе
Из опыта работы: механизмы реализации предпрофильной подготовки в школе
Раздел | Завучу |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Селиванова Н.А. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Автор: Селиванова Н.А.
Модель предпрофильной подготовки и механизмы её реализации в школе.
-
Актуальность опыта
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение была определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г».
Сегодня в связи с переходом на новый государственный образовательный стандарт усиливается роль профильного обучения.
В ФГОС основного общего образования во втором разделе «Требования к результатам освоения ООП основного общего образования» прописаны личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде».
Предпрофильное обучение является подсистемой профильного образования старшей школы и выполняет подготовительную функцию. Предпрофильное обучение в нашей школе реализуется с 2005 года. Приказом директора меня назначили ответственной за предпрофильную подготовку учащихся, утвердили состав Школьной команды педагогов, организующих работу по предпрофильной подготовке учащихся. В команду вошли: классные руководители 8, 9-х классов, педагог-психолог,
социальный педагог, учителя высшей категории.
-
Условия реализации предпрофильной подготовки
Для успешной реализации предпрофильного обучения в школе были обеспечены следующие условия:
1). Кадровые (подбор, расстановка и повышение квалификации педагогических кадров).
2). Организационные (определение сути управленческого аспекта: распределены обязанности и мера ответственности всех участников предпрофильной подготовки; созданы новые структуры).
3). Нормативно-правовые (внесены изменений в должностные инструкции педагогических работников, подготовлены документы регламентирующего характера):
- Положение о Школьной команде педагогов, организующих работу по предпрофильной подготовке учащихся (Приложение 1);
- Положение о Портфолио достижений учащихся (Приложение 2);
- Положение о профильных классах (Приложение 3);
- Положение о предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов (Приложение 4);
- Положение об элективных курсах (Приложение 5);
3) Научно-методические (разработали и утвердили программы элективных курсов, модели профильного обучения, памятки, зачетные лист, дневник профессионального самоопределения учащегося, методические рекомендации, в том числе рекомендаций по заполнению журналов и оцениванию достижений учащихся при проведении «курсов по выбору»).
4). Материально-технические (приобрели оборудование, необходимое для реализации учебных программ).
5). Финансовые (разработали систему стимулирования педагогов, осуществляющих предпрофильную подготовку).
6). Информационные (проинформировали всех участников образовательного процесса о целях и задачах, преимуществах предпрофильной подготовки).
-
Модель предпрофильной подготовки и механизмы её реализации
Цель ППП: подготовить обучающихся к осознанному выбору профиля обучения, формирование способностей к осуществлению зрелого выбора
ЦЦель
Предпрофильные курсы
Психолого-педагогическое сопровождениеСтруктура
Информационная работа
обеспечить учащихся информацией для осознанного выбора формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения
создать условия для осуществления учащимися «пробы сил» в той или иной сфере человеческой деятельности
сформировать у школьников умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилямЗадачи
изучение и преобразование предметов и процессов, характерных для различных сфер человеческой деятельности
- информирование участников образовательного процесса;
- профориентационная работа.
- индивидуальное и групповое консультирование;
- диагностика;
- тестирование;
Содержание
Для осуществления предпрофильной подготовки Школьная команда под моим руководством разработала модель предпрофильной подготовки, которая включает в себя следующие компоненты: психолого-педагогическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей; информационную работу по предпрофильной подготовке и набор предпрофильных (элективных) курсы. Модель предпрофильной подготовки была одобрена на Методическом совете школы.
Реализация структуры и содержания предпрофильного обучения определяется Учебным планом образовательного учреждения. Я разрабатываю Учебный план и представляю педагогическому совету на утверждение. На основе Учебного плана составляю расписание занятий в соответствии с СанПиНами.
Подготовка учащихся к ситуациям выбора профиля обучения осуществляем поэтапно.
На первом этапе (пропедевтическом, второе полугодие 8-го класса) проводим предварительную диагностику образовательного запроса учащихся, выявляем мотивы предстоящего выбора, интересы, склонности по следующим диагностическим методикам: «Исследование сферы интересов», «Исследование склонностей к определенной сфере деятельности», «Исследование уровня креативности (тест ассоциативного мышления».
На каждого ученика психолог заполняет «Дневник профессионального самоопределения» (Приложение 6).
На втором этапе (основном, 9 класс) осуществляем моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, психолог использует следующие диагностики: «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей», «Оценка психологического климата в классном коллективе», «Оценка уровня личностной и ситуативной тревожности».
Я анализирую данные, полученные в ходе анкетирования, и определяю список элективных курсов.
На третьем этапе (завершающем, окончание 9-го класса) оцениваем готовность школьников к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью предпрофильной подготовки. Совместно с психологом и классными руководителями 9-х классов составляем план психолого-педагогического сопровождения родителей, учащихся и педагогов на учебный год и план профориентационной работы.
Психологическое сопровождение педагогов осуществляется посредством:
- консультирования;
- диагностирования профессиональной деятельности;
- анкетирования.
Психологическое сопровождение родителей осуществляется посредством:
- индивидуального и группового консультирования;
- семейного консультирования;
- родительских собраний;
- психологических тренингов;
- лекций и семинаров;
- анкетирования;
Психологическое сопровождение учащихся осуществляется посредством:
- тестирования;
- диагностирования;
- проведения бесед, деловых игр;
Для организации информационной работы в школе проводим следующие мероприятия:
- классные часы;
- классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного и профильного обучения, ожидаемыми результатами работы;
- индивидуальные консультации, беседы;
- экскурсии;
- организация информационного стенда;
- организация наглядной информации в классных комнатах.
Перспективный (годовой) план проведения профориентационной работы составляю совместно с педагогом-психологом. Работу планируем по следующим направлениям:
- организационная работа (оформление тематических стендов по профориентации, размещение информации по профориентации на сайте школы);
- работа с учащимися (организация экскурсий; организация и проведение выставок, викторин, бесед; диагностирование; консультирование; встреча с представителями Центра занятости).
- работа с родителями (проведение классных и общешкольных родительских собраний, консультаций по результатам диагностик);
- работа с педагогами (проведение профконсультаций по изучению личности школьника, оказание помощи в разработке классных часов).
Модель предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов включает проведение элективных курсов: предметных, межпредметных и ориентационных. Программы элективных курсов, разработанные учителями-предметниками, утверждены на заседании Методического совете школы. Они удовлетворяют следующим требованиям:
- набор курсов должен носить вариативный характер, количество их должно быть «избыточным»;
- содержание курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения;
- курс должен быть краткосрочным, часто сменяемым, оптимальная продолжительность одного курса - 8 часов.
При организации элективных курсов наша школа взаимодействует с Солнечным промышленным техникумом и СЮН.
Для реализации модели предпрофильной подготовке возникла необходимость расширить функции классного руководителя. Школьная команда под моим руководством разработала эти функции, утвердили и внесли дополнения в должностную инструкцию классного руководителя. Классные руководители:
- ведут информационную работу с учащимися и родителями;
- принимают участие в формировании образовательного запроса учащихся, построении индивидуальной программы;
- отслеживают через «Зачетные листы» прохождение заявленных курсов учащимися (Приложение 7);
- создают условия для формирования учащимися «Портфолио»;
- один раз в четверть составляют «Аналитический отчет о реализации предпрофильной подготовки».
В конце каждого элективного курса руководитель группы составляет «Отчет по прохождению предпрофильных элективных курсов», который используется в дальнейшем для моделирования видов образовательной деятельности и анализа работы по предпрофильной подготовке учащихся (Приложение 8).
В течение учебного года:
- обеспечиваю выполнение плана предпрофильной подготовки;
- осуществляю формирование элективных групп;
- организую взаимодействие всех участников предпрофильной подготовки, осуществляю контроль за ходом образовательного процесса;
- осуществляю контроль над школьной документацией по предпрофильной подготовке (журналы элективных курсов, зачетные листы, отчет руководителя элективной группы, отчет классного руководителя о предпрофильной подготовки);
- осуществляю контроль за ведением элективных курсов;
- изучаю образовательные запросы учащихся и их родителей;
- организую взаимодействие с другими образовательными учреждениями для реализации образовательных запросов учеников.
-
Результативность предпрофильной подготовки
Результативность реализации предпрофильной подготовки обучающихся оценивается по уровням сформированности у выпускника основной школы информационной, мотивационно-ценностной и практической готовности сделать зрелый выбор дальнейшего способа получения образования.
В результате предпрофильной подготовки:
- у каждого выпускника сформирован личный «портфель учебных достижений»;
- учащиеся 8, 9-х классов являются постоянными участниками Всероссийской олимпиады школьников по различным предметам, научно-практических конференций, конкурсов, исследовательских работ;
- учащиеся приобретают первоначальный опыт принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве.
Предпрофильная подготовка для конкретных учеников должна выступать не столько абстрактной формой их подготовки к выбору «профиля вообще» (или формировать некую крайне широкую «способность выбора у ребенка»), сколько средством подготовки, помощью к выбору профиля и конкретного места получения полного среднего образования в следующем учебном году.
Современные реалии российской старшей школы требуют существенного изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса, более полного учета возрастных особенностей, интересов, склонностей
и способностей обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников
в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и последующей их жизнедеятельности.
-
Список литературы
-
Гришакина О.П. Социальное партнерство в предпрофильной подготовке и профильном обучении // Профильная школа № 4, 2004г.
-
Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие// 2006г.
-
Демина Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника // Профильная школа № 1, 2006г.
-
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Образование в современной школе. - 2003. - №2. - С. 5 - 21.
-
Мацкевич Т.Н. Организация деятельности по профориентации обучающихся // Практика административной работы в школе № 1, 2006г.
-
Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе // Москва «Сентябрь»: Библиотека журнала «Директору школы» выпуск № 3, 2006г.
-
Петренко А.В. Предпрофильная подготовка в основной школе: Управление процессом введения // Издательский дом: Управление школой № 20, 2005г
-
Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента / / Москва: Альянс Пресс, 2004. - 312 с.
-
Умникова Е.А. Портфолио - оценка достижений учащегося и его образовательный рейтинг // Журнал для администраторов. Школьное планирование № 5, 2006г.
-
Чистякова С.Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения // Профильная школа № 5, 2004г.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г № 1897).
-
Сайты
1. http: //allbest.ru
2. cv01/twirpx.net
3. http: //pandia.ru
-
Приложения
1. Приложение № 1 «Положение о Школьной команде педагогов, организующих работу по предпрофильной подготовке учащихся основной школы».
2. Приложение № 2 «Положение о Портфолио учащихся».
3. Положение № 3 «Положение о профильных классах».
4. Приложение № 4 «Положение о предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов МОУ СОШ № 3№.
5. Приложение № 5 «Положение об элективных курсах».
6. Приложение № 6 «Дневник профессионального самоопределения учащегося».
7. Приложение № 7 «Зачетный лист».
8. Приложение № 8 «Отчет по прохождению предпрофильных элективных курсов в 9-х классах».