- Преподавателю
- Директору, завучу
- Социальное проектирование в школе
Социальное проектирование в школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скороделова В.М. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Социализацию учащихся и их подготовку к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире стратегия национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» рассматривает через усиление роли практико-ориентированной проектной деятельности учащихся и реализацию проектов: социальных и экономических.
Позитивный опыт деятельности по социальному проектированию, в частности по социально - образовательному проекту «Гражданин», в нашей школе сложился с 2006 года. Материалы проектов свидетельствуют о том, что в ходе разработки и реализации проектов происходит формирование ключевых компетентностей в различных сферах:
в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
в сфере гражданско - общественной и социальной деятельности;
в сфере трудовой деятельности.
Спектр проектов, реализованных учащимися МБОУ СОШ №58 города Пензы, достаточно широк: проблемы здорового образа жизни, правового просвещения всех участников образовательного процесса, морально - психологической и общеобразовательной подготовки молодых людей к воинской службе, проблема получения учащимися школы разносторонних технико-технологических знаний и умений, а также благоустройства территории.
Практика показывает, что в ходе реализации проектов у учащихся, прежде всего, развивается умение анализировать социальные процессы, видеть трудности при разрешении проблем и предлагать собственные варианты их решения.
Эффективность любой деятельности определяется в первую очередь готовностью человека к этой самой деятельности.
Для оценки включенности детей в проектную деятельность педагогами определены следующие уровни по основным структурным единицам проекта: решение проблем, работа с информацией, коммуникация.
Решение проблем
1 уровень мы условно назвали «Понимание». Понимание проблемы, целей и задач деятельности, последовательности действий и конечного результата.
2 уровень - «Планирование». Формулирование проблемы, целей и задач, планирование деятельности, детальное представление о результате деятельности.
3 уровень - «Анализ». Анализ проблемы, анализ ресурсов, анализ текущей деятельности и результатов деятельности.
Работа с информацией
1 уровень. Осознание недостатка информации в процессе реализации деятельности; понимание способа получения необходимой информации.
2 уровень. Планирование информационного поиска, овладение способами систематизации информации.
3 уровень. Анализ информации, выводы и решения в ситуации неопределенности.
Коммуникация
1 уровень. Понимание аспектов деловой риторики: соблюдении норм речи в высказывании, соблюдение процедуры работы в группе.
2 уровень. Планирование цели и адекватной формы письменных коммуникаций.
3 уровень. Взаимодействие с деловыми партнерами, анализ критических ситуаций взаимодействия.
Социальное проектирование обеспечивает включение подростков в решение различных проблем, стоящих перед обществом, что способствует формированию у них гражданской компетенции.
В ходе работы над проектом «Школьные мастерские» члены проектной группы - старшеклассники МБОУ СОШ №58 - изучили проблему технической оснащенности школьных мастерских с разных аспектов.
Актуальность и значимость проблемы трудности освоения мальчиками школы трудовых навыков при отсутствии необходимого оборудования кабинетов технологии подтвердило мнение учащихся школы, педагогов и родителей о привлечении дополнительных ресурсов.
На этапе реализации данного социального проекта ребята обратились за помощью к родителям, которые работают на различных промышленных предприятиях. Члены родительского совета включились в проект в январе 2009 года и, изучив проблему, предложили и реализовали следующий вариант её решения: создали ремонтную бригаду, в которую вошли учащиеся 8-10 классов, и отремонтировали 3 комбинированных верстака и 2 сверлильных станка. По школе была объявлена добровольная акция по сбору слесарного и столярного инструмента: ножовок, плоскогубцев, резцов по обработке металла и т.д.
Проект «Школьные мастерские» стал победителем городского конкурса и полчил грант в 150 тысяч рублей, на которые были приобретены новые станки для столярной и слесарной мастерских.
Сейчас в школе благодаря проекту создана школьная трудовая бригада из учащихся 7-10 классов, которая в летнее время на базе школьной столярной мастерской отремонтировала столы и стулья во всех кабинетах школы и приняла заказы на изготовление новых вазонов для цветов, которые будут располагаться на 2-ом и 3-ем этажах школы.
Ребята, работающие над проектом, были включены в социальное взаимодействие со структурами власти и различными организациями. Отстаивать свою собственную позицию им пришлось в городской Администрации (ребята встречались с главой города А.А.Белозерцевым и заместителем главы города Пензы Л.Ю.Рябихиной), в городской Думе (их принимал депутат городской Думы Б.Б. Дрякин), в управлении образования. Глубокое изучение актуальности проблемы и детальный анализ нормативно - правовых документов позволили ребятам адекватно вести себя в самых различных ситуациях и вести разговор по существу вопроса.
У этого проекта - дальняя перспектива, потому что школьные мастерские сегодня - это хорошая возможность для развития у детей предпринимательских качеств: целеустремленность и уверенность в себе, гибкость поведения, способность к сотрудничеству и т.д.
Социальный проект дал старт экономическому проекту под рабочим названием «Школьная трудовая кампания». Проект предполагает не только включение подростков в трудовую деятельность по выполнению заказов на изготовление малых архитектурных форм игровых площадок для детских садов дворовых площадок, но и обучение детей основам предпринимательства.
Мы уже подобрали соответствующую компанию - ментора (это фирма по производству корпусной мебели), в которой члены Школьной кампании будут более предметно знакомиться с тем, как строится бизнес, как организуется производство продукции и ее сбыт.
Надеемся, что, включаясь в эксперимент по обучению детей через реальную действительность, поможем учащимся школы стать самостоятельными, предприимчивыми людьми с четкими нравственными ориентирами.