Доклад на педсовет «Современный урок: каким ему быть в условиях внедрения новых Госстандартов»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет на тему « Современный урок: каким ему быть в условиях внедрения новых Госстандартов».


«Если мы будем учить сегодня так,

как учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи

(Слайд №2)

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию, сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на новый Госстандарт, по которому образование ДНР начало работать с этого учебного года, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

(Слайд №3)

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: (щелчок)

• анализировать свои действия; (щелчок)
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные

2

последствия; (щелчок)
• отличаться мобильностью; (щелчок)
• быть способными к сотрудничеству; (щелчок)
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения нового Госстандарта? (Слайд №4)
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку: (Слайд №5)
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. (щелчок)
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; (щелчок)
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками; (щелчок)
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся; (щелчок)
• вывод делают сами обучающиеся; (щелчок)
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; (щелчок)
• времясбережение и здоровьесбережение; (щелчок)
• в центре внимания урока - дети; (щелчок)
• учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым. (щелчок)


При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники: (Слайд №6)

(щелчок)
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); (щелчок)
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); (щелчок)
• деятельности (освоение учениками учебного материала

преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь

3

использовать свои знания); (щелчок)

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся); (щелчок)
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).


Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока - учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

(слайд№7)

Перед вами сводная таблица сравнительной характеристики деятельности педагога традиционного урока и современного.


Характеристика изменений в деятельности педагога,

работающего по новым ГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по новым ГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

-

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителем физкультуры), урок проходит в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Мы видим, что в современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно - поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту.

На традиционных уроках ученику приходится слушать, смотреть только на учителя, а в современном уроке - деятельностный подход.

(слайд№8)

Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у обучающихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

(слайд№9)

Виды универсальных учебных действий, формируемых на уроке в начальной школе таковы

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

6

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции

Предметные дают основы новых знаний и опыт по получению и преобразованию нового знания.


(Слайд №10) (щелчок)

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и декламировать.


(Слайд №11) (щелчок)
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

(щелчок)
1. Урок изучения нового. (щелчок)
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний (щелчок)
2. Урок закрепления знаний. (щелчок)
7

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. (щелчок)
3. Урок комплексного применения знаний. (щелчок)
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. (щелчок)
4. Урок обобщения и систематизации знаний. (щелчок)
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. (щелчок)
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. (щелчок)
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

(Слайд №12)

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

(слайд№13)

В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по новым ГОС.

Традиционные задания

Задания в учебниках новых ГОС

Перечислите отличия растений от животных

Лягушонок прыгал и кричал: « Я зеленый - значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

Определите площадь прямоугольника.

Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

8

(Слайд №14)

Новый Госстандарт вводит новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
(щелчок)

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: (щелчок)
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД (универсальных учебных действий) учащихся.

(щелчок)
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: (щелчок)
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении,

и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

(Слайд №15) (щелчок)

Новый Госстандарт вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых

9

условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.

Первая половина учебного года позади. Уже можно подвести первые итоги работы учителей начальных классов нашей школы в новых условиях. Учителями достаточно хорошо освоены такие современные педагогические технологии, без которых они не представляют свой урок. (Слайд №16)

Это:

- здоровьесберегающие технологии;

- проектная деятельность ( индивидуальная, групповая, коллективная);

- проблемное обучение;

- технологии разноуровнего обучения;

-интерактивные технологии;

- критического мышления;

- портфолио учащихся;

- информационнокоммуникационная (ИКТ);

- личностно-ориентированные технологии;

- технологии дифференцированного обучения и др.

Так Наталья Петровна Салий при обучении граммоте использованиет технологии:

1. Мнемотехника и эйдетика

Мнемотехника - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Эйдетика - это развитие образной памяти.

Основные цели:

  • развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;

  • активизация ресурсов познавательных процессов;

  • развитие речи;

  • стимулирование инициативности;

  • воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным;

  • обнаружение и развитие способностей ребёнка.

С помощью пиктограмм можно научить детей легко запоминать стихотворения. Во время чтения стихотворения учащиеся рисуют пиктограммы в черновике. В результате - учащиеся запоминают стихотворение быстрее. Пиктограммы каждый ученик рисует на основе своего восприятия.

Во время работы над звуковым анализом использую карточки-образы

10

звуков.

При изучении правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу использую карточки-образы правил.

Очень хороший результат даёт использование образного мышления при работе со словарными словами. Например: группируются слова с безударной -о- в первом слоге. Учитель предлагает детям представить букву -о- в виде предмета, связывая со значением слова. После урока размещает таблички со словами в разных частях класса.

Эйдетика неразрывно связана со скорочтением. Для развития внимания используются приёмы: корректурная проба, анаграммы, таблицы Шульте, приём скольжение.

Для развития правого и левого полушария на физкультминутках использую игры: «Японское упражнение», «Ухо-нос», «Кулачок и пальчик», «Хлопки», «Повтори движение».

Используя технологию дифференцированного обучения Н.П. в начале учебного года на уроках чтения делит класс на 3 группы: 1 группа - свободно читающие дети;

2 группа - читающие по слогам; 3 группа - нечитающие дети. На уроках работают по карточкам своего уровня. В результате: читающие дети не теряют своего навыка, а нечитающие по программе изучают буквы, учатся читать.

В своей работе активно использует методы: «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», собственные интерактивные пособия, ролевые игры и др.

Любовь Николаевна Андрющенко считает наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроках в первом классе - это игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе считает Л.Н. позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. И это удается Любовь Николаевне. Мониторинг посещаемости учащихся по школе уже не один год показывает высокий результат посещаемости учащихся Л.Н.
Светлана Владимировна Сафонова считает, что в этом учебном году лучше всего удавалось использовать информационно-коммуникативные технологии, проектные методы обучения и систему инновационной оценки «портфолио» на уроках «Окружающего мира». Так, при изучении тем «Природа», «Жизнь города и села» были созданы проекты «Красная книга Донбасса» и «Профессии». Также часто использовала видеоуроки из

11

«Шишкиной школы», различные презентации по изучаемым темам. Все достижения учащихся вносились в личные портфолио детей.

Надежда Йосиповна Пинчук считает своей первостепенной задачей - построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была усвоена школьниками самостоятельно. Работая на уроке, и включая ту или иную технологию, учащиеся используют и совершенствуют навыки самостоятельной работы, работы с текстом, речевой деятельности, умения работать в паре и группе. На уроках обобщения, повторить и систематизировать изученный материал ее ученикам помогает технология диалоговой взаимопомощи. Суть данной технологии заключается в том, что ученик сначала прорабатывает материал по одной из восьми карточек (только на одну тему), затем дети работают в парах, рассказывая друг другу содержание своей карточки, и меняются, переходя по кругу таким образом, что каждый учащийся проговаривает свою тему остальным семи ученикам на своей колонке (при этом один ученик, сидящий на первой парте, всегда остается на месте, никуда не пересаживаясь). В процессе работы дети кратко записывают сведения, рассказанные им одноклассниками, в опорные карты, таким образом к концу работы в парах у каждого ребенка полностью заполненная карта по теме. Опираясь на эту карту, по возвращении на свои места, учащиеся задают друг другу вопросы по материалу любых карточек, проверяя, насколько хорошо прошла работа по взаимному обмену информацией. Следующий этап работы - это контроль со стороны учителя. Работая индивидуально, ребята, выполняют небольшую проверочную работу. Данная технология вызывает у ребят неподдельный интерес, все дети включены в активную работу, в процессе работы развивается монологическая и диалогическая речь учеников, а также умение работать совместно.

Марина Алексеевна Чубатова в своей работе использует такие методы и приемы, которые позволяют учащимся учиться с интересом. Это упражнения-игры, которые способствуют установить контакт между учениками в течении нескольких минут, настраивают на работу на уроке

( «Дерево ожиданий», « Поляна снежинок», «Разноцветные листы»,

« Галлерея портретов», « Улыбнёмся друг другу», «Поздоровайся локтями»). При изучении нового материала использует методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо - угадайка» - учителем даётся ряд вопросов (работа проходит в группах) нужно угадать тему урока.

«Мозговой штурм». При организации самостоятельной работы, использует

«Светофор» ( во время дискуссии поднимается карточка согласия и не согласия в соответствии с цветами светофора). «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2 -3 предложениями). Для представления

12

материала самостоятельной работы детей использует такой метод, как «Творческая мастерская». Творческая мастерская актуальна на уроках литературного чтения и окружающегося мира, где ученики готовят иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, подбирают пословицы и поговорки, изготавливают блокноты, книги необычных форм.

Завершает урок такими методами: «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Проверку домашнего задания проводит при помощи методов, в которых задействовано как можно больше обучающихся класса, «Экспресс - ответ», «Радиоперекличка».

Людмила Юрьевна Геба считает важной составляющей образования подрастающего поколения в современных условиях - это развитие информационной культуры. Подрастающее поколение существует сегодня не только во времени и реальном пространстве, но и в пространстве медиа. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик приводит к новым компьютерным технологиям. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и форме. Самыми часто применяемыми являются: фотографии (репродукции) Электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки с использованием ИКТ позволяют не только разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Для учителя овладение компьютерными технологиями становится насущной потребностью. Технологии эти обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимися.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени и не являют собой новшество.

13

Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа- презентацию.
Например, программа РоwerPoint дает великолепную возможность создавать интерактивные таблицы. Созданные таблицы по русскому языку, являются практическим материалом к урокам. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.
В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный.

Наталья Николаевна Науменко в постоянном поиске ответа на вопрос: Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на ее взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования.
Проектная деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.

Проект в начальных классах - это возможно. В ее классе уже имеется положительный опыт такой технологии начиная еще со 2 класса: « Лекарственные растения», «Проказы матушки зимы ».Очень много проектов ребята составили и защитили по разделу «Наш край» в 3 классе. Большую краеведческую работу провели по теме « Города Донбасса»: узнали много интересного об истории возникновения городов, о его жителях и достопримечательностях. Составили и защитили мини-проекты «Моя семья»,

« Знаменитые люди Донецкого края », «Полезные ископаемые нашего края».

Групповая работа, считает Н.Н. - это уникальная форма организации как обучения, так и воспитания. У нее очень много положительных сторон:
• способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
• повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
• расширяет межличностные отношения детей.
14

Групповую форму работы использует как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.

Организуя на уроке групповую работу, Н.Н. по-разному формирует состав групп.
Так при изучении темы «Полезные ископаемые», дети по группам проводят описание данных им полезных ископаемых, используя план.
Обобщающий урок по теме « Природа родного края » проходился в групповой форме. Дети разгадывали филворды, составляли географическое лото, предлагали другим группам графические диктанты, отгадывали природную зону по описанию.

На уроке литературного чтения при изучении произведения Всеволода Гаршина

« Сказка о жабе и розе » был составлен цитатный план, по которому детям в группах предлагалось задание пересказать сказку от имени жабы, розы, мальчика. Учащиеся, рассматривая произведение о добре и зле, о любви к жизни, были подготовлены к тому, что сказки имеют и печальный конец. Но каждая группа получила задание придумать свою концовку или написать письмо автору, в котором поделиться своими впечатлениями о прочитанном.

При подведении итога уроков, на которых использовалась групповая работа, обязательно акцентирует внимание детей на лучшие в работе группы (четкая организация, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы и т.д.) и на недостатки. Н.Н. считает, что такой анализ необходим для того, чтобы дети видели «плюсы» и «минусы» своей работы, брали на вооружение положительное и устраняли недостатки.

Подводя итоги свого выступления, хочу еще раз почеркнуть, что

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. Новые Госстандарты невозможны без современного учителя. (Слайд №17)

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал, который

• демонстрирует универсальные и предметные способы действий

• инициирует действия учащихся

• консультирует и корректирует их действия

• находит способы включения в работу каждого ученика

• создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной

15

компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика - активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

И в заключении хочу спросить вас: Когда же хочет учиться ребенок? (Слайд №18)

А ребёнок хочет учиться когда…

Когда получается

Когда ничто не угрожает

Когда интересно

Будем стремиться к этому и помнить о том, что:

каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым.

(Слайд №19) Спасибо за внимание!


© 2010-2022