- Преподавателю
- Директору, завучу
- Планирование Программа Здоровое поколение
Планирование Программа Здоровое поколение
Раздел | Завучу |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филонова В.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Утверждено
решением педагогического совета
от «_____» ______ 2015г, протокол №___
председатель педсовета _____И.В.Шевченко
ПРОГРАММА
деятельности МБОУ СОШ №70
по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек
«Здоровое поколение»
ПРОГРАММА
деятельности МБОУ СОШ №70
по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек
«Здоровое поколение»
ПАСПОРТ
программы воспитания Антинарко
Наименование программы: «Здоровое поколение» МБОУ СОШ № 70 в 2015- 2018 г.г.
Заказчик: педагогический коллектив МБОУ СОШ № 70 г. Краснодара
Исполнители: администрация и педагогический коллектив, социально-педагогическая служба,(зам.директора по ВР, социальный педагог, школьный инспектор), медработники ОУ, библиотекарь ОУ.
Данная программа ориентирована на учащихся, обучающихся в МБОУ СОШ №70 и их родителей.
Программа апробирована в школе.
Введение.
Одна из актуальных проблем, ждущих своего решения, - разработка системы взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Это взаимодействие должно обеспечивать согласованность конкретных целей, задач, форм и методов воспитательной работы. Психолого-педагогический аспект данной проблемы ставит новые задачи по анализу существующей практики организации взаимодействия и совершенствованию координации усилий всех государственных и общественных организаций по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся.
Цель взаимодействия можно сформулировать следующим образом:
Воспитание социально-компетентной личности, способной адекватно воспринимать самого себя, других людей, социальную ситуацию.
За последние годы в целом по стране и в городе обострилась проблема распространения наркотических веществ среди детей, подростков, молодежи. Педагогам необходимо научить детей беречь своё здоровье, уметь противостоять приобретению вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотиков.
В соответствии с ФЗ РФ от 8.01.1998г №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», приказом № 619 от 28.02.2000г. Министерства образования «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними», Законом Краснодарского края №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» 2008г, УК РФ, КоАП РФ и в целях реализации
постановление Законодательного собрания Краснодарского края «О краевой целевой программе «Комплексные меры противодействия незаконному потреблению и обороту наркотических средств» , педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 70 разработана данная Программа
Пояснительная записка.
Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
Программа направлена на формирование у учащихся устойчивости к негативному влиянию социальных факторов.
Сроки реализации Программы: 2015-2018 гг.
Главная цель Программы: Закрепление и дальнейшее совершенствование системы работы по профилактике злоупотребления психоактивных веществ среди детей и учащейся молодёжи.
Задачи Программы:
-
Создать условия для включения детей в активную деятельность, связанную с формированием неприятия ассоциальных и девиантных форм поведения.
-
Обеспечить взаимодействие внутренних и внешних структур в области профилактики девиантной зависимости.
-
Использовать новые формы и методы профилактической работы с учащимися.
Основные направления реализации Программы:
1. Работа с детьми:
-
общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
-
работа с детьми «группы риска»;
-
работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
-
работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
2. Работа с педагогическим составом:
-
подготовка учителей к ведению профилактической работы;
-
организационно-методическая антинаркотическая работа.
3. Работа с родителями:
-
информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
-
работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
-
психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
4. Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Ожидаемые результаты:
-
Формирование у учащихся личностной значимости здорового образа жизни.
-
Снижение психоэмоциональной напряжённости образовательного процесса.
-
Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детей и подростков.
-
Формирование у учащихся негативного отношения к аморальному образу жизни и противоправным поступкам.
-
Усиление роли семьи в воспитании детей.
ЭтАпы работы:
Первый этап: Диагностический.
Время проведения: _______________
Цель: Изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
-
Выявить склонности детей к девиантному поведению.
-
Определить степень информированности детей и подростков по проблеме.
-
Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков.
-
Выявить степень вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
-
Изучение материалов общероссийских, городских, зональных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом.
-
Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: Анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
-
подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
-
подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
-
подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
Второй этап: Организационно-практический.
Время проведения: __________
Цель: Реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
-
Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
-
Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией.
-
Учить детей пониманию собственных проблем и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
-
Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
-
Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
-
Информационный.
-
Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
-
Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
-
лекция;
-
беседа;
-
семинар;
-
конференция;
-
мини-спектакль;
-
психотерапевтические занятия;
-
тренинг;
-
ролевая и деловая игра;
-
мозговой штурм;
-
круглый стол;
-
дискуссия;
-
конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
-
социологический опрос;
-
показ видеоматериалов, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Возможная тематика мероприятий:
1. Спортивное ток-шоу.
2. Соревнования по массовым видам спорта:
«Мы выбираем -спорт!»
«Будущее за нами»
«В здоровом теле, здоровый дух!»
3. Классные часы:
«Береги здоровье смолоду»
«Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании»
«Умей сказать нет»
«Пивной алкоголизм»
«Волшебная страна здоровья»
«Мир без табачного дыма»
«Выбор за тобой»
«Здоровье в наших руках»
4. Беседы со школьниками:
«Курение и здоровье»
«Алкоголь и здоровье»
«В чем вред курения?»
«Опасность «пассивного курения»
«Эффективные методы отказа от курения»
«Программа малых шагов»
«Препараты, применяемые против курения»
«Здоровый образ жизни - школа выживания»
«Профилактика вредных привычек»
«Войдем в мир здоровья»
«Наркоманам скажем: «НЕТ!»
«От чего мы зависим»
5. Общешкольные мероприятия:
«День без вредных привычек»
«Молодежь против наркотиков»
«Жемчужина здоровья».
6. Научно-исследовательские работы:
«Психология общения»,
«Конфликт. Пути выхода из конфликта»
«Стресс и способы борьбы с ним»
7. Подготовка буклетов:
«Исправь свое настроение сам»
«Как стать сильным и привлекательным»
«Как стать красивой и привлекательной»
8. Тематическая дискотека: «Я взрослый!».
Значение этапа:
-
Развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям.
-
Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него.
-
Повышение уровня психосоциальной адаптации детей.
-
Выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: Заключительный.
Время проведения: ______________
Цель: Определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
-
Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
-
Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании.
-
Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
1. Анализ отчетной документации.
2. Опрос, беседа.
3. Анонимное анкетирование.
Значение этапа:
-
Позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы.
-
Сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики.
-
На основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
Модель взаимодействия специалистов и служб по профилактике наркомании и девиантного поведения:
Администрация школы: Осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники: Обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).
Классные руководители: Благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).
Медико-психолого-педагогическая служба:
Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений - одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).
Школьный психолог обеспечивает:
организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);
выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;
организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.
Социальный педагог несет ответственность:
за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;
систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).
Органы ученического самоуправления: Создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольного наркопоста.
Библиотека: Обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Учреждения дополнительного образования и культуры: Обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для «ничегонеделания».
Общественные организации, такие как Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), «Матери (или родители) против наркотиков» и др. развивают широкую профилактическую деятельность, выходят в школы, на телевидение, проводят массовые антинаркотические акции.
Наркологическая служба организует:
информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;
лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;
консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, о лечении наркомании и стратегии поведения родителей в период реабилитации.
Институт повышения квалификации работников образования организует обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по вопросам профилактики наркомании в детско-подростковой среде.
Правоохранительные органы:
работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ;
осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
проводят педагогические семинары на тему правового обеспечения профилактической работы в школе;
обеспечивают взаимодействие школы с окружными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, отделами по профилактике правонарушений несовершеннолетних ;
организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в употреблении наркотических и психоактивных веществ.
СМИ и Интернет: Оказывают существенное влияние на характер молодежной моды и состояние молодежной культуры в целом. В связи с этим сегодня необходимо:
увеличить в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных телерадиоканалах) объем регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи;
обеспечить распространение антинаркотических материалов в сети «Интернет» путем создания тематических сайтов;
подключить к работе службу анонимного консультирования «Телефон доверия».
Семья:
проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка;
организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической профилактической работы;
психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога, школьного участкового инспектора;
Программа утверждена педсоветом № ____ от __________2015.