Положение Об индивидуальной развивающей программе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЛОЖЕНИЕ

об Индивидуально-развивающей программе


I. Общее положение


Организация коррекционно-развивающей поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья регламентирована рядом нормативных документов:

Законом РК «Об образовании», Типовыми правилами деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции, Законом РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,Уставом кабинета психолого-педагогической коррекции. Согласно особенностям познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и характеру поведения дети с ОВЗ значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специального коррекционного воздействия. В связи с этим система коррекционно-развивающего воздействия должна реализовываться через индивидуально-развивающие программы.

II. Цели и задачи


Индивидуально-развивающая программа (Далее ИРП) для детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть ориентирована:

  • на учет индивидуальных особенностей в развитии каждого ребёнка на основе диагностических данных - актуальный уровень развития ребёнка на момент обследования.

  • на общее развитие детей, главным образом на развитие познавательной деятельности через формирование произвольности психических процессов и коррекцию эмоционально-волевой сферы;

  • на целостный подход к ребенку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира;

  • на достижения хороших результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей и возможностей детей.

ИРП составляется на ребёнка с ОВЗ с целью оптимизации и коррекции интеллектуального уровня и недостатков в развитии.

ИРП в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции должна решать задачи следующего характера:

1. психолого-педагогического сопровождения ребёнка.

2. адаптации ребенка к новым условиям

3. профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии.

4. коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

При составлении ИРП используются следующие методы и приемы:

  • изучение Заключения ПМПК и Паспорта здоровья ребёнка.

  • изучение социального положения ребенка.

  • данные диагностического исследования.

  • динамика развития ребёнка.

III. Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка


Цель предварительного этапа работы - сбор информации на ребенка.

Цель диагностического этапа - изучение эмоционально -личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

Цель коррекционно - развивающего этапа: улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально -волевой и познавательной сфер.

Цель заключительного этапа - анализ результатов эффективности психолого -педагогического сопровождения ребёнка.

Этапы работы при составлении ИРП:

  • выявление актуальных проблем ребенка.

  • разработка путей поддержки и коррекции

  • составление ИРП

  • реализация ИРП

ИРП утверждается методистом и согласовывается с заведующим кабинета психолого-педагогической коррекции. Она должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы которые позволяют ему добиться ситуации успеха.

Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения педагогов - специалистов. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы необходимо решить на занятиях логопеда, психолога, дефектолога, учителя ЛФК и социального педагога.

IV. Принципы ИРП


ИРП должна соответствовать следующим принципам:

1. Принцип опоры на ведущий вид деятельности. Согласно данному принципу задача учителя должна заключаться в развитии у детей с ОВЗ познавательные мотивации и интереса, дать средства для ее овладения, сформировать умения планировать деятельность, ставить цели, определять оптимальные средства для ее достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты.

2. Принцип амплификации (расширения) детского развития. Данный принцип предусматривает включение в программу широкого выбора разнообразной деятельности. При этом у детей появиться шанс найти из них те, которые наиболее близки к их способностям и задаткам (то есть построение ИРП через индивидуальные склонности к тому или иному виду деятельности), на погружение ребенка в ситуацию успеха через опору на сильные стороны в развитии ребенка.

3. Принцип индивидуализации обучения. Означает для учителя то, что коррекционно-развивающая программа ориентирована на индивидуально-психологические особенности ребёнка и построена с их учетом.

4. Принцип комплексности. Взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса.

При разработке ИРП должны приниматься во внимание следующие показатели:

· физическое состояние и развитие ребенка;

· отношение к учебной деятельности;

· особенности эмоционально-личностной сферы;

· особенности усвоения знаний, умений, навыков;

· особенности и уровень познавательной деятельности.

· характер межличностных отношений

· характер трудовой деятельности

· сильные (резервные) стороны развития личности ребенка.

Выбор методов коррекционно-развивающей поддержки должен осуществляться с учетом диагноза ребёнка.

V. Функции


Коррекционно-развивающая направленность ИРП заключается в развитии у детей с ОВЗ познавательной деятельности через формирование у них произвольности психических процессов и коррекцию эмоционально-волевой сферы;

Реализация ИРП может осуществляться следующим образом:

1. Коррекция поведения эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ может осуществляться в процессе работы с педагогом - психологом..

2. Коррекция познавательной деятельности и познавательного интереса, мотивации реализуется в процессе работы с учителем-дефектологом.

3. Коррекция речи детей с ОВЗ может осуществляться через работу с учителем-дефектологом.

4. Коррекция и развитие пространственно-временной ориентации, формирование физических навыков происходит на занятиях с учителем ЛФК.

5. Развитие социально-бытовых навыков осуществляется социальным педагогом.

VI. Содержание ИРП


ИРП должна содержать следующие разделы:

  1. Паспортная часть

    1. Данные о ребёнке и его семье

    2. Рекомендации специалистов ПМПК по ИРП (занятия у психолога, коррекционные занятия у дефектолога, логопеда, учителя ЛФК, социального педагога)

    3. Учёт видов коррекционной помощи в КППК

    4. Учёт пребывания ребёнка в КППК

  1. Сбор информации о ребёнке.

2.1 Краткая история развития ребёнка

2.2Протокол командной оценки психофизического развития

2.3Состояние психофизического развития на начало коррекционно-развивающего обучения (социальная ситуация развития, психологическая проблематика, речевое развитие, фонд знаний и способов деятельности, навыки самообслуживания, моторика).

3. Содержание коррекционно-развивающего обучения.

3.1 Коррекционно-развивающая программа.

3.2 Состояние психофизического развития по окончании коррекционных занятий.

3.3 Мониторинги развития ребёнка.

3.4 Оценка методиста или заведующего КППК.


© 2010-2022