- Преподавателю
- Директору, завучу
- Положение Об индивидуальной развивающей программе
Положение Об индивидуальной развивающей программе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Герцен Ю.А. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЛОЖЕНИЕ
об Индивидуально-развивающей программе
I. Общее положение
Организация коррекционно-развивающей поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья регламентирована рядом нормативных документов:
Законом РК «Об образовании», Типовыми правилами деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции, Законом РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,Уставом кабинета психолого-педагогической коррекции. Согласно особенностям познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и характеру поведения дети с ОВЗ значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специального коррекционного воздействия. В связи с этим система коррекционно-развивающего воздействия должна реализовываться через индивидуально-развивающие программы.
II. Цели и задачи
Индивидуально-развивающая программа (Далее ИРП) для детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть ориентирована:
-
на учет индивидуальных особенностей в развитии каждого ребёнка на основе диагностических данных - актуальный уровень развития ребёнка на момент обследования.
-
на общее развитие детей, главным образом на развитие познавательной деятельности через формирование произвольности психических процессов и коррекцию эмоционально-волевой сферы;
-
на целостный подход к ребенку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира;
-
на достижения хороших результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей и возможностей детей.
ИРП составляется на ребёнка с ОВЗ с целью оптимизации и коррекции интеллектуального уровня и недостатков в развитии.
ИРП в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции должна решать задачи следующего характера:
1. психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
2. адаптации ребенка к новым условиям
3. профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии.
4. коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении ИРП используются следующие методы и приемы:
-
изучение Заключения ПМПК и Паспорта здоровья ребёнка.
-
изучение социального положения ребенка.
-
данные диагностического исследования.
-
динамика развития ребёнка.
III. Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка
Цель предварительного этапа работы - сбор информации на ребенка.
Цель диагностического этапа - изучение эмоционально -личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно - развивающего этапа: улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально -волевой и познавательной сфер.
Цель заключительного этапа - анализ результатов эффективности психолого -педагогического сопровождения ребёнка.
Этапы работы при составлении ИРП:
-
выявление актуальных проблем ребенка.
-
разработка путей поддержки и коррекции
-
составление ИРП
-
реализация ИРП
ИРП утверждается методистом и согласовывается с заведующим кабинета психолого-педагогической коррекции. Она должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы которые позволяют ему добиться ситуации успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения педагогов - специалистов. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы необходимо решить на занятиях логопеда, психолога, дефектолога, учителя ЛФК и социального педагога.
IV. Принципы ИРП
ИРП должна соответствовать следующим принципам:
1. Принцип опоры на ведущий вид деятельности. Согласно данному принципу задача учителя должна заключаться в развитии у детей с ОВЗ познавательные мотивации и интереса, дать средства для ее овладения, сформировать умения планировать деятельность, ставить цели, определять оптимальные средства для ее достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты.
2. Принцип амплификации (расширения) детского развития. Данный принцип предусматривает включение в программу широкого выбора разнообразной деятельности. При этом у детей появиться шанс найти из них те, которые наиболее близки к их способностям и задаткам (то есть построение ИРП через индивидуальные склонности к тому или иному виду деятельности), на погружение ребенка в ситуацию успеха через опору на сильные стороны в развитии ребенка.
3. Принцип индивидуализации обучения. Означает для учителя то, что коррекционно-развивающая программа ориентирована на индивидуально-психологические особенности ребёнка и построена с их учетом.
4. Принцип комплексности. Взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса.
При разработке ИРП должны приниматься во внимание следующие показатели:
· физическое состояние и развитие ребенка;
· отношение к учебной деятельности;
· особенности эмоционально-личностной сферы;
· особенности усвоения знаний, умений, навыков;
· особенности и уровень познавательной деятельности.
· характер межличностных отношений
· характер трудовой деятельности
· сильные (резервные) стороны развития личности ребенка.
Выбор методов коррекционно-развивающей поддержки должен осуществляться с учетом диагноза ребёнка.
V. Функции
Коррекционно-развивающая направленность ИРП заключается в развитии у детей с ОВЗ познавательной деятельности через формирование у них произвольности психических процессов и коррекцию эмоционально-волевой сферы;
Реализация ИРП может осуществляться следующим образом:
1. Коррекция поведения эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ может осуществляться в процессе работы с педагогом - психологом..
2. Коррекция познавательной деятельности и познавательного интереса, мотивации реализуется в процессе работы с учителем-дефектологом.
3. Коррекция речи детей с ОВЗ может осуществляться через работу с учителем-дефектологом.
4. Коррекция и развитие пространственно-временной ориентации, формирование физических навыков происходит на занятиях с учителем ЛФК.
5. Развитие социально-бытовых навыков осуществляется социальным педагогом.
VI. Содержание ИРП
ИРП должна содержать следующие разделы:
-
Паспортная часть
-
Данные о ребёнке и его семье
-
Рекомендации специалистов ПМПК по ИРП (занятия у психолога, коррекционные занятия у дефектолога, логопеда, учителя ЛФК, социального педагога)
-
Учёт видов коррекционной помощи в КППК
-
Учёт пребывания ребёнка в КППК
-
-
Сбор информации о ребёнке.
2.1 Краткая история развития ребёнка
2.2Протокол командной оценки психофизического развития
2.3Состояние психофизического развития на начало коррекционно-развивающего обучения (социальная ситуация развития, психологическая проблематика, речевое развитие, фонд знаний и способов деятельности, навыки самообслуживания, моторика).
3. Содержание коррекционно-развивающего обучения.
3.1 Коррекционно-развивающая программа.
3.2 Состояние психофизического развития по окончании коррекционных занятий.
3.3 Мониторинги развития ребёнка.
3.4 Оценка методиста или заведующего КППК.