ПРОГРАММА инновационного ПРОЕКТА «Здоровьесбережение учителя Лицея»

Цели проекта «Здоровьесбережение учителя»: ·          сохранение и укрепление здоровья педагогов; ·          содействие их физическому, психологическому, эмоциональному, интеллектуальному, социальному, духовному развитию путем мотивации на здоровьесберегающую деятельность. Задачи проекта: ·            способствовать созданию системы комплексной поддержки сотрудников в контексте формирования в Лицее здоровой и дружественной среды; ·            разработать систему мероприятий по повышению активн...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска

«Лицей Информационных Технологий»








ПРОГРАММА инновационного ПРОЕКТА

«Здоровьесбережение учителя Лицея»


« Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»





Авторы:

Уфимцева Н.В., заместитель

директора по УВР

Ганиева Е.В., учитель

начальных классов

высшей категории








г. Новосибирск

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Полное наименование проекта

Здоровьесбережение учителя Лицея.

Разработчики проекта

Учителя начальной школы, профсоюзный комитет, учителя физической культуры, психолог.

Исполнители проекта

Профсоюзный комитет, учителя физической культуры, психолог, хореограф, медицинский работник.

Назначение проекта

Проект отражает инновационное направление развития МБОУ ЛИТ, стимулирует работу педагогического коллектива и развитие Лицея.

Кем принят проект

Проект рассмотрен и утвержден на заседании педагогического совета

(протокол № 1 от 29.08.2014 года).

Реальность срока выполнения основных этапов проекта:

3 года

Информационная справка об образовательном учреждении

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Лицей Информационных Технологий»

630048, г. Новосибирск, ул. Римского-Корсакова, д. 13.

Директор Лицея:

Ивченко Татьяна Викторовна, тел.314-56-96

Адрес электронной почты: lit.edu.nsu.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей Информационных Технологий» был открыт в 1965 году. Он расположена в Кировском районе. Всего учащихся - 1067, в начальной школе - 370, в основной школе - 518, в средней - 179. Средняя наполняемость классов - 25 учеников. Количество классов на параллели - 3 - 4 . Школа работает в две смены: 1 - 3 классы - пятидневная неделя; 4 - 11 классы - шестидневная неделя; во II смену - 2,3,6,7 классы (15 классов)

Структура Лицея и его ресурсы

В школе 44 кабинета, есть большой и малый спортивные залы, актовый зал, танцевальный класс, медицинский кабинет.

Кадровые ресурсы

В Лицее работает дружный, творческий коллектив единомышленников. Образовательный процесс осуществляют 69 педагогов. Из них: 42 классных руководителя, 1 педагог - организатор, социальный педагог, 2 психолога, 2 педагога дополнительного образования, 4 учителя физической культуры.

97% педагогов коллектива имеют высшее образование, 100 % из них владеют ИКТ и активно применяют их в учебном процессе. В Лицее нет текучести кадров, педагогический коллектив стабильный, профессионально грамотный. 5 учителей являются руководителями районных методических объединений.

Цели проекта «Здоровьесбережение учителя»:

  • сохранение и укрепление здоровья педагогов;

  • содействие их физическому, психологическому, эмоциональному, интеллектуальному, социальному, духовному развитию путем мотивации на здоровьесберегающую деятельность.

Задачи проекта:

  • способствовать созданию системы комплексной поддержки сотрудников в контексте формирования в Лицее здоровой и дружественной среды;

  • разработать систему мероприятий по повышению активности педагогов в области заботы о собственном здоровье;

  • поддерживать благоприятный психологический климат в Лицее;

  • создавать условия способствующие сохранить здоровье учителя;

  • содействовать членам педагогического коллектива в приобретении знаний для формирования мотивации на здоровый образ жизни;

  • выводить ЗУН здорового образа жизни на уровень компетенций.

Обоснование проекта

Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, обусловили появление ряда проблем в сфере образования. Образовательные учреждения и педагоги, в них работающие, выполняя социальный заказ, должны обеспечивать доступность качественного образования в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность учащихся. Поэтому предъявляются высокие требования к компетентности и профессионализму учителей в вопросах здоровьесбережения. А чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, современному педагогу необходимо самому быть здоровым, сохраняя высокую работоспособность и творческое долголетие.

Вместе с тем, исследования последних лет свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровья субъектов образовательного процесса: большинство учеников учреждений состоят на диспансерном учете у специалистов детской поликлиники. Неблагополучная ситуация сложилась и со здоровьем педагогических работников образовательного учреждения.

Здоровье педагога - основа эффективной рабо­ты современных образовательных учреждений и их стратегическая проблема. Оно определяется, как спо­собность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные меха­низмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Здоровьесбережение в образовательном пространстве - процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания человеком личной ответственности.

Педагогическая деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людь­ми, что требует от педагога мобилизации всех ресурсов (физических, психологических и т.д.). Успешность педагогической деятельности во многом зависит не только от того, как человек умеет управлять своим поведением, поступками, высказываниями, эмоциями и чувствами, но и от состояния физического и социального благополучия. Исследования здоровья педагогов показывают, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низ­кими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в образователь­ном учреждении, что оказывает влияние на успешность взаимодействия педагога и всех участников образовательного процесса и обуславливает актуальность обозначенной темы.

Профессиональная деятельность педагога характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей приводит к повышенной утомляемости, нервозности, раздражительности, усталости, к снижению работоспособности, к эмоцио­нальному выгоранию, и напрямую отражается на результатах педагогической деятельности. Все это обостряет проблему здоровьесбережения в образовательном учреждении.

Как вообще сохранить свое здоровье? Как это сделать в условиях образовательного учреждения? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. К тому же педагоги часто не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я устала после работы, скорей бы уже домой…». Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся, раз вы уже сейчас устаете, что будет через год, через два? Ситуация летит под гору. Надо что-то делать уже сегодня!

Итак, актуальность создания условий для здоровьесбережения в профессиональной деятельности педагогических работников Лицея обусловлена рядом причин:

  • состояние здоровья большинства педагогов нуждается в улучшении;

  • только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей;

  • значительное число педагогов не готовы принять ответственность за собственное здоровье на себя, соблюдать правила здорового образа жизни;

  • для получения устойчивых положительных результатов необходима система оздоровительно-просветительской работы.

Таким образом, в Лицее необходимо создать достаточные условия не только для улучшения состояния здоровья педагогических работников Лицея, но и осознания значимости, ценности здоровья, осознания личной ответственности за свое здоровье. Целенаправленная работа по здоровьесбережению педагогов в Лицее будет способствовать не только повышению эффективности профессиональной деятельности учителя, но и позволит сохранить и укрепить здоровье учащихся, чем и обуславливается актуальность здоровьесбережения педагогов в Лицее.

Ярко высветив проблему, понимая её значимость, мы начали искать пути, способы, средства для её решения, так как здоровый, эмоционально - здоровый педагог - залог успешного воспитательно - образовательного процесса и успеха деятельности Лицея в целом.

Приступая к работе над этой темой, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему.

В неё вошли учителя начальной школы, педагог - психолог, учителя физической культуры, учитель танцев, медицинский работник, председатель и члены профсоюзной организации Лицея.

Мы разработали проект деятельности на тему «Здоровьесбережение учителя».

Этапы разработки проекта


1 этап - Определение проблемы, цели и задач, названия проекта.
2 этап - Определение механизмов, через которые будет происходить реализация проекта.
3 этап - Описание проекта.
4 этап - Оформление проекта.
5 этап - Защита проекта на педагогическом совете Лицея.
6 этап - Практическое внедрение проекта в деятельность Лицея.

Этапы работы по реализации проекта в МБОУ ЛИТ

I этап

подготовительный этап:

2014 год

II этап

этап практической реализации проекта

2015; 2016 год

III этап

результативно-оценочный этап

II половина 2016 года

При создании программы проекта мы опирались на следующие принципы:


1. Здоровье - это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье - в твоих руках!
2. Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
3. Психологический комфорт, факторы хорошего настроения.

I этап -подготовительный.

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

1

Выявление проблемы, формулирование темы, целей и задач.

апрель 2014 г.

Уфимцева Н.В., зам. директора по УВР

2

Сбор и изучение информации о состоянии здоровья педагогов Лицея.

май-июнь 2014 г.

Медицинский работник

3

Составление плана реализации проекта.

сентябрь 2014 г.

Уфимцева Н.В., зам. директора по УВР


Данные мониторинга состояния физического здоровья учителей по России таковы:

1 место - сердечно сосудистые заболевания;

2 место - л о р - заболевания;

3 место - нарушение зрения;

4 место - желудочно - кишечные заболевания;

5 место - органы дыхания;

6 место - органы опорно-двигательного аппарата;

7 место - нервные и психические заболевания;

8 место - другие заболевания.

Чтобы оценить уровень психического здоровья учителей и определить основные приоритеты дальнейшего развития деятельности Лицея в области здоровьесбережения, медицинским работником и психологом проведен сбор информации об уровне здоровья учителей. Данные мониторинга состояния психического здоровья учителей МБОУ ЛИТ таковы:

1 место - «педагогические кризисы»;

2 место - «эмоциональное выгорание»;

3 место - психологический дискомфорт;

4 место - стрессовое состояние;

5 место - другие заболевания.

ПРОГРАММА инновационного ПРОЕКТА «Здоровьесбережение учителя Лицея»

Причины нарушения здоровья:

- довольно часто возникающие напряженные педагогические ситуации;

- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;

- низкие заработные платы не позволяют хорошо питаться, отдыхать;

- высокие нагрузки на голосовые связки, сосудистую систему ног;

- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

- авторитарный, репрессивный стиль правления педагогическими кадрами;

- учитель продолжает трудиться и в нерабочее время: - высокий уровень ответственности.

Ключевая проблема ухудшения здоровья - недостаточное осознание учителем его ценности, незнание, нежелание применять на практике средства по формированию здоровья.

Основные причины заболеваний педагога:

Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой. Давайте задумаемся, разве только психологические причины разрушают здоровье учителя? Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется и скажет: «Спасибо, что так, могло быть и хуже, все-таки везучий я человек». Один отдается эмоции радости, другой - раздражению и унынию. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно-главная причина жизненной устойчивости!


Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:

1. Неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста.
2. Неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни.
3. Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека.
4. Неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой работы … и тем самым сохранить свое здоровье.
5. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.
6. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте.

Психические причины:

  1. Неумение противостоять стрессам.

2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями.
3. Частое превышение своих возможностей.
4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты; неспособность смеяться над жизненными неудачами.


«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптированным к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (американский медик Г. Сигериста). Согласно известной поговорке «хоть сто раз скажи слово халва, во рту слаще не станет», так и призыв к здоровому образу жизни должен быть подкреплен конкретными действиями. Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появятся у человека сама по себе, а формируется постоянно маленькими шажками от капельки к капельке. Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: « Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»


II этап - этап практической реализации проекта.


«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества». Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления медико-психолого-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.


Главная задача, которую поставила перед собой наша группа - работа над созданием условий для сохранения и укрепления здоровья, благоприятного психологического климата в нашем коллективе.


Определи приоритетные направления в рамках реализации предлагаемого проекта.


1. Психолого-педагогическое.


Особо важным в своей работе педагогов мы считаем положительное эмоциональное самочувствие. Оно зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. В этом направлении работы ведущая роль отводится педагогу-психологу. Научить владеть эмоциями: так ли это легко?

Педагог-психолог решил организовать КАБИНЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ, где будут проводиться

  • тренинги

  • минуты релаксации

  • психологический настрой


2. Медицинское.


Медработники проводят для всех сотрудников и учащихся консультации о рациональном питании, профилактике заболеваний, инъекции, массаж и др.
Здоровье педагога невозможно представить без организации правильного питания, которое полностью бы удовлетворяло потребности организма и поддерживало высокую работоспособность. Предлагаем организовать АРОМОТЕРАПИЮ и ФИТОБАР «СТО РЕЦЕПТОВ» (фиточаи: 1 раз в неделю).
Применение средств ароматерапии и фитонапитков позволит поддерживать хорошее настроение, а также позволит излечить простудные заболевания и нарушения сна


3. Физкультурно-оздоровительное и социальное.


Следующее направление - укрепление физического здоровья тела. Основным критерием состояния физического здоровья является способность человека адаптироваться к окружающей среде. Показателями здоровья физического тела могут быть следующие признаки:
- иммунная защита и неспецифическая устойчивость;
- уровень и гармоничность физического развития;
- функциональное состояние организма и его резервы;
- наличие или отсутствие какого-либо заболевания;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Мы предлагаем организовать:
- СТУДИЮ «ГРАЦИЯ», в которой желающие смогут заниматься на тренажерах под руководством учителя физкультуры 2 раза в неделю в определенное время.
- СТУДИЮ ТАНЦА «ЛОТОС», где под руководством хореографа 2 раза в неделю будут проводиться танцевальные занятия.
Так же предлагаем организовать:
- 2 раза в год выезды на природу;
- конкурс « Самый здоровый учитель», который стал бы новой традицией Лицея. В течение года педагоги проходили бы этапы конкурса: 1 этап - (заочный в первом полугодии) создание «Паспорта здоровья педагога»,

2 этап - (1 раз в год) СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ, в которых будут принимать участие команды педагогов или же вместо них предлагаем проводить «Веселые старты».
- 1 раз в четверть проводить Единый день здоровья и хорошего настроения. В этот день не ставятся плохие отметки, создаются ситуации успеха для учащихся и педагогов, проводятся различные мероприятия, посвященные ЗОЖ (Приложение 1).

Направление

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

Психолого-педагогическое.

Кабинет психологической разгрузки

2016г.

Учитель-психолог

Медицинское

Ароматерапия

Фитобар

январь 2015 г.

сентябрь 2015 г.

Мед. работник

Зав. столовой

Физкультурно-оздоровительное и социальное

Студия «Грация»

Студия танца «Лотос»

Конкурс « Самый здоровый учитель»

«Веселые старты», «Единый день здоровья».

Выезды на природу

2016г.

2015 г.

сентябрь 2015г.

1 раз в четверть

2 раза в год

Учителя физии-ческой культуры

Учителя физи-ческой культуры

Учителя физии-ческой культуры, мед. работник.

Председатель профсоюзного комитета


III этап - результативно-оценочный.

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

Повторная диагностика.

2016 г.

Мед. работник

Мониторинг.

2016 г.

Зам. директора по УВР

Планирование дальнейшей работы

2016 г.

Зам. директора по УВР, мед. работник , психо-лог, учителя физической культуры , зав. столовой.

Мы считаем, что данный проект поможет педагогам нашего Лицея найти ответ на вопрос «Как сохранить здоровье?».

Основные направления деятельности:


  • включение в план работы профсоюзной организации Лицея мероприятий по здоровьесбережению для педагога;

  • стимулирование учителей, пропагандирующих здоровый образ жизни;

  • создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда;

  • организация работы комнаты психологической разгрузки;

  • организация работы танцевальной студии «Лотос»;

  • организация работы студии «Грация»;

  • организация работы фитобара.

Формы и содержание здоровьесберегающей деятельности:

Вид работы:

Содержание:

Ответственные:

1.Семинар «Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья».

Рациональное питание и здоровье. Современные системы оздоровительного питания. Профилактика заболеваний желудочно - кишечного тракта и обмена веществ. Проблема избыточного веса. БАДы и другие витаминные комплексы. Психология здоровья. Представление о стрессе и психосоматических заболеваниях.

психолог, медицинский работник

2.Организация спортивных и оздоровительных мероприятий.

- соревнования;

- выезды на природу;

- фитобар;

- психологическая разгрузка;

- группы здоровья;

- танцевальные группы;

- дни здоровья;

- аромотерапия.

профсоюзный комитет,

учителя физкультуры,

хореограф,

психолог

3. Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда.

- обеспечение материально - пространственной среды для организации учебно - воспитательно - оздоравливающей деятельности;

- соблюдение гигиенических норм и правил;

- оптимизация педагогической нагрузки;

- составление расписания с учетом всех требований санитарных норм и правил, пожеланий педагогов.

администрация Лицея, профсоюзный комитет

Возможные инновационные риски и угрозы


  1. Ухудшение окружающей среды, вспышки эпидемических заболеваний могут не дать положительного результата по сохранению здоровья.

  2. Отсутствие координации усилий всех участников проекта.

  3. Экономический кризис.

  4. Недостаток бюджетных средств может затормозить осуществление проекта.

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Кадровое

Высокий профессионализм педагогов, психологов, хореограф, учителей физической культуры, которые имеют высшую и первую категории, прошли соответствующую курсовую подготовку, имеют опыт участия и организации спортивных соревнований различного уровня.

Научно - методическое

В педагогический процесс внедряются здоровьесберегающие технологии.

Материально - технические

Приобретение современного спортивного оборудования, оснащение кабинета психологической разгрузки.

Организационное

Составление расписания занятий для учителей Лицея.

Финансовое

Бюджетные средства, внебюджетные (средства спонсоров, самостоятельно заработанные).

Ожидаемые конечные результаты проекта:


  • вооружение педагогов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья и здоровья учащихся;

  • формирование профессионального здоровья учителя;

  • улучшение психологического микроклимата в коллективе;

  • укрепление здоровья педагогов, формированию ЗОЖ;

  • педагоги будут пропагандировать и вести здоровый образ жизни;

  • смогут избегать стрессовых моментов в рабочей и домашней обстановке, достойно выходить из конфликтных ситуаций.




Порядок мониторинга хода и результатов реализации проекта:

Основу мониторинга здоровья учителей составляют:

Порядок осуществления мониторинга:

Показатели:

Ответственные:

Снижение уровня отдельных видов заболеваний учителей.

На уровне школы.

Планка достаточно высокая, поэтому на 1 - 2 %.

Анализ наличия листков нетрудоспособности за истекший год.

Анализ результатов медицинских осмотров.

Итоговое анкетирование (тестирование) участников проекта.

Профсоюзный комитет, медицинский работник.

Увеличение численности занимающихся в группе «Грация» и «Лотос»

На уровне школы.

На 10 и более %.

Профсоюзный комитет, учителя физкультуры и хореограф.

Бюджет проекта:

Этапы проекта

База

Необходимый инвентарь

Количество

Общая сумма

1

Создание студии «Грация»

Тренажеры

мячи

10шт - 500 р.

5000 р.

скакалки

10шт - 350 р.

3500 р.

коврики

10шт - 500 р.

5000 р.

обручи

5шт - 1000 р.

5000 р.

музыкальный центр

1шт

3500 р.

2

Создание студии танца «Лотос»

Помещение

музыкальный центр

1шт

3500 р.

3

Создание комнаты психологической разгрузки

Помещение

кресла

2 шт

10000 р.

копьютер

-

музыкальный центр

1шт

3500 р.

4

Создание фитобара «Сто рецептов»и ароматерапии.

Помещение

чайник электрический

1шт

2000 р.

чайник для заваривания

1шт

700 р.

фиточай

50уп - 100 р.

5000 р.

чайный сервиз

1

1500 р.

аромамасла:

«Апельсин» «Бергамот» «Ель»

2шт.-195р.

2шт.-160 р.

3шт.-60 р.

890р.

5

Заработная плата

учитель физкультуры

5000 р.

хореограф

5000 р.


Итого:

72590

Публикации на тему «Здоровьесбережение учителей МБОУ ЛИТ» -

uchmet.ru/library/material/251262/ - «День здоровья для учителей в МБОУ ЛИТ», учителя начальных классов Мельниковой Н.И.








© 2010-2022