Проект невербальные способы взаимодействия

Французский психолог Франсуа Сюлже, автор книги «Правда о жестах», выяснил: 7 % значимости собеседники придают словам, 38 %– интонации, а мимике и жестам – 55 %.Мимика и жесты являются частью имиджа педагога. Кроме того, они делают нашу речь более выразительной. Это – коды, сигналы, которые учитель передает обучающему, так называемый невербальный язык. По используемым собеседником жестам можно смело судить об уровне его культуры, ведь известно, что человек контролирует свои жесты и позы значител...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю» «Рассмотрено»

Педагогический совет на методическом совете

МОУ «СОШ № 19 г.Вольска» МОУ «СОШ № 19 г.Вольска»

Протокол № __ от________ Протокол № __ от________

Директор Расторгуева Т.Ю. Председатель М/С Малюгина Е.Н.







Программа проекта
«Внедрение в образовательный процесс невербальных способов педагогического взаимодействия, как инновационного обновления используемых в школе педагогических технологий.»



Авторы программы:

1.Белоусова Ольга Павловна -

заместитель директора по учебной работе,

2. Малюгина Елена Николаевна -

заместитель директора по методической работе,

3. Гордеева Наталья Николаевна -

руководитель структурного подразделения.

2009 год.

Пояснительная записка.

Французский психолог Франсуа Сюлже, автор книги «Правда о жестах», выяснил: 7 % значимости собеседники придают словам, 38 %- интонации, а мимике и жестам - 55 %.

Мимика и жесты являются частью имиджа педагога. Кроме того, они делают нашу речь более выразительной. Это - коды, сигналы, которые учитель передает обучающему, так называемый невербальный язык. По используемым собеседником жестам можно смело судить об уровне его культуры, ведь известно, что человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова. Поэтому они могут поведать о человеке больше, чем прямые высказывания.

Цель программы: повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, укрепление коммуникативных связей между обучающимися и педагогами путем применения невербальных способов педагогического взаимодействия.

Основные задачи:

  1. Овладение учителями теорией и методикой невербальных способов педагогического взаимодействия, творческого применения этой системы в педагогической практике.

  2. Создание инновационной площадки для проведения исследований по теме проекта.

  3. Разработка методических пособий, рекомендаций по использованию невербального педагогического общения как элемента педагогической системы школы.

  4. Применение на уроках невербальные способы с целью эффективности учебного процесса, повышения интереса обучающихся к предмету и укрепление коммуникативных связей между обучающимися и педагогами.

Актуальность, значение.

К месту и не к месту повторяя известную библейскую фразу «вначале было слово», мы полагаемся на слова и совсем не замечаем язык тела. А ведь он не менее выразителен, чем язык слов, и это давно известно людям, лишенным слуха и способности говорить.

Эта программа рассчитана на обучение учителей языку тела, жестов не только глубоко понимать поведение обучающихся, но и правильно «преподносить себя» публике, улучшить звучание своего голоса, усилить значение слов открытостью жестов, отказаться от неудачных поз и мимики, обрести уверенность в себе. Это обучение позволит учителям доверять своей интуиции, быть более осведомленными в области психологии, и защищенными от ошибок в оценке людей, показывать открытость и заинтересованность в достижении цели. В результате педагогическая деятельность станет более успешной.

Каждый учитель обладает способностью распознавать обучающихся, правильно воспринимать события и явления окружающего мира. Некоторые пользуются этой способностью, другие предпочитают не заострять на этом свое внимание и не понимают важности умения разбираться в людях. А ведь нашим ученикам каждый день приходиться определять, хорошо или плохо относится к нему учитель, допускать ли его в свою жизнь? От этого зависит его благополучие, спокойствие, а значит и качество его образования.

Порой и педагога жесты выдают - когда сигнализируют о его неуверенности, нервном напряжении, сильнейшем волнении и т. п. Но так бывает, только если учитель не постиг секреты жестов и не знает, с помощью каких из них можно заявить о себе как о сильной и уверенной личности.

Усовершенствовать невербальный язык поможет эта программа. Она подскажет, от каких движений лучше избавиться, как правильно использовать или «прочитать» тот или иной жест, как соотносить его с определённой тональностью общения, т. е. пользоваться именно теми средствами, которые допустимы в конкретной ситуации. Таким образом, жесты тоже могут быть результатом обучения. «Заучив» полезные, педагог, в конце концов, сделает их естественными и непринуждёнными, а значит, выразительными. Именно так учатся «правильно говорить» известные политики, государственные деятели, телеведущие, а теперь и педагоги.

Необходимое оборудование: цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, компьютеры, мультимедийный проектор, экран, специализированные книги, блокноты, карандаши, ручки.

Этапы внедрения в образовательный процесс невербальных способов педагогического взаимодействия.

Формы и методы организации

Содержание деятельности по этапам

Март

Апрель

Май

1.Организация работы с кадрами

1.1.Методический совет.

Цель: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций


1.2.Педсовет

Цель: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педагогического коллектива на создание условий для развития нововведений.

1.3. Производственное совещание

Информирование о программе эксперимента. Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации программы. Задача: ознакомление с программой и ее обсуждение.




Обсуждение модели эксперимента с участием по каждому разделу (звену) конкретных исполнителей.

Задача: ознакомление со структурно-функциональной моделью эксперимента

Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива по реализации программы (модели) эксперимента

Задача: утверждение функциональных обязанностей участников эксперимента

Определение степени готовности положения, образовательного плана, программ, пособий и т.д.

Задача: выявить объем пакета документов для вхождения в эксперимент

1.4.Семинары

Основные виды невербального педагогического общения.

Язык жестов.

Структура педагогического взаимодействия с использованием невербальных средств

1.5. Работа по самообразованию

Изучение научно-педагогической литературы по нововведению

Изучение передового педагогического опыта по проблеме эксперимента

Изучение опыта коллег по проблеме эксперимента

ЗАДАЧА: разработать методологическую основу эксперимента для создания учебных

комплексов, обеспечивающих эксперимент

2. Организация работы с
учениками

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с содержанием эксперимен­та; сформировать положи­тельное отношение к участию в нем

Сообщение на классных ча­сах о содержании и значимо­сти эксперимента, участие в работе педсовета

ЗАДАЧА: сформировать представление об экспери­менте

3. Работа с родителями
ЦЕЛЬ: ознакомить с целями

и содержанием эксперимен­та, привлечь родительскую общественность к совмест­ной работе по его организа­ции и проведению

Сообщение на родительских собраниях о содержании и значимости эксперимента, участие в работе педсовета

ЗАДАЧА: сформировать представление о значимости эксперимента

4. Управляющий совет школы

ЦЕЛЬ: принять постановле­ние о начале эксперимента. Утвердить положения о нор­мативных документах

Доклад директора о готовно­сти к эксперименту и заклю­чение комиссий совета о го­товности

ЗАДАЧА: принять решение о начале эксперимента

6. Контроль, анализ и регулирование

ЦЕЛЬ: сбор информации и первичный анализ хода реа­лизации программы экспери­мента

Корректировка плана экспе­римента; доработка проектов документов


Корректировка функцио­нальных обязанностей по ре­ализации модели (проекта) содержания эксперимента


Организация индивидуаль­ной работы со всеми участ­никами педагогического про­цесса

ЗАДАЧА: углубить представ­ление о значимости экспери­мента

7.Информационное обеспе­чение

ЦЕЛЬ: сбор информации для управления процесса вне­дрения нововведения

Обсуждение плана экспери­мента, положения об экспе­рименте и т. д.

ЗАДАЧА: ознакомить коллек­тив школы с документами по теме эксперимента

Моделирование экспери­мента

ЗАДАЧА: сформировать структурно-функциональную модель эксперимента

Информирование об объеме и степени готовности пакета документов

Система целесообразных форм и мер организации

Содержаний деятельности по этапам

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1. Организация работы с кадрами


1.1. Совещания при дирек­торе

ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения иннова­ций

Обсуждение пакета доку­ментов

ЗАДАЧА: подготовить проект доклада и решения о начале эксперимента

Предварительная расста­новка кадров

ЗАДАЧА: провести предва­рительную расстановку кадров с учетом их функциональ­ных обязанностей в проведении эксперимента, выявить кадровые проблемы

1.2. Педсовет

ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития ново­введений

Обсуждение эксперимен­тальной работы

ЦЕЛЬ: разработать тактику и стратегию внедрения ново­введения

1.3. Семинары

Кинэстетика и ее возможности.

Техника невербального сопровождения учебной информации

Семинар - практикум «Разработка и апробация экспериментальных циклов уроков»

1.4. Методсовет, заседания объединений, творческих групп.

ЦЕЛЬ: овладеть методологи­ей, теорией и практикой вве­дения инноваций


Обсуждение учебных про­грамм, планов, пособий

ЗАДАЧА: сформировать це­лостное представление о вза­имосвязи учебных планов, программ и пособий, опреде­лить пути их реализации в эк­сперименте. Оптимизировать сроки прохождения программ

Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта коллег по проблеме эксперимента

ЗАДАЧА: обобщить полученные знания по проблеме экс­перимента (обмен полученной информацией, выпуск инфор­мационного бюллетеня «Это интересно»), внедрить отдель­ные элементы в практику работы отдельных учителей

5. Работа по самообразо­ванию

2. Организация работы с учениками

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с содержанием эксперимен­та; сформировать положи­тельное отношение к участию в нем

Анкетирование об отноше­нии к эксперименту

ЗАДАЧА: выявить отношение к проведению эксперимента




Сообщение на классных ча­сах о начале эксперименталь­ной работы

ЗАДАЧА: ознакомить уча­щихся с этапами вхождения в эксперимент

6. Контроль, анализ и регулирование

ЦЕЛЬ: сбор информации и первичный анализ хода реа­лизации программы экспери­мента

Коллективная и индивиду­альная работа по организации эксперимента

ЗАДАЧА: анализ данных ан­кет.

Контроль за подготовкой экспериментальных учебно-тематических планов.

Коррекция представлений об эксперименте среди уча­щихся и родителей

7.Информационное обеспе­чение

ЦЕЛЬ: формирование необ­ходимой и достаточной ин­формации для управления процессом внедрения ново­введений

Составление проектов паке­та документов

Подведение итогов анализа учебно-методического материала.

ЗАДАЧА: провести межпредметную интеграцию и координацию учебно-методического обеспечения

Подготовка рекомендаций по внедрению невербальных способов обучения в образовательный процесс

ЗАДАЧА: продолжить формирование позитивного отношения учащихся и родителей к эксперименту

Система целесообразных форм и мер организации

Содержание деятельности по этапам

Декабрь

Январь

Февраль

1. Организация работы с кадрами

1.1. Совещания при директоре

ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения иннова­ций


1.2. Педсовет

ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития ново­введений

1.3. Производственное со­вещание

Обсуждение результативно­сти семинаров-практикумов для учителей, участвующих в эксперименте.


Обсуждение содержанияучебно-методических комп­лексов к началу эксперимен­тальной работы

ЗАДАЧА: обсудить учебно-методическое обеспечение эксперимента

Семинар-практикум, выбор совокупности методов в про­цессе отбора эксперимен­тального учебного содержа­ния

Составление проекта плана подготовки школы к новому учебному году в условиях эк­сперимента ЗАДАЧА: спрогнозировать основные направлении дея­тельности педагогического коллектива в период подго­товки к новому учебному году







Производственное собра­ние по поводу плана подго­товки школы (эксперимен­тальной работы) к новому учебному году

ЗАДАЧА: ознакомить коллек­тив с планом, обсудить его, внести коррективы, чтобы приступить к выполнению

1.4. Методсовет, заседания творческих групп

ЦЕЛЬ: овладеть методоло­гией, теорией и практикой введения инноваций


Подготовить памятки по эк­сперименту и разъяснить их содержание

ЗАДАЧА: подготовить и разъяснить содержание памяток по эксперименту.


Семинар-практикум.

Проведение недели откры­того и нестандартного урока

ЗАДАЧА: продемонстриро­вать невербальные способы педагогического взаимодействия ЗАДАЧА: определить уро­вень освоения инновации.







Март

Апрель

1. Организация работы с кадрами

1.1. Совещания при директоре

ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций

Расстановка кадров на новый учебный год

ЗАДАЧА: определить нагрузку учителей и выявить кадровые проблемы на нача­ло нового учебного го

Методическое обеспечение экспери­мента

ЗАДАЧА: определить уровень готовно­сти педагогического коллектива к продолжению экс­перименту

1.2. Педсовет

ЦЕЛЬ: принятие решения об органи­зации эксперимента в целом, мотива­ция членов педколлектива на создание условий для развития нововведений


  1. Методсовет, заседания объедине­ний, творческих групп

ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теори­ей и практикой введения инноваций

Основные направления эксперимен­тальной работы



Коррекция рабочих программ

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов.

Дата

1

Искусство общения. Основные виды невербального педагогического общения.

2

2

Язык жестов.

2

3

Структура педагогического взаимодействия с использованием невербальных средств

2

4

Кинэстетика и ее возможности.

2

5

Техника невербального сопровождения учебной информации.

2

6

Семинар - практикум «Разработка и апробация экспериментальных циклов уроков»

2

7

Проведение диагностических исследований по эффективности учебных занятий с использованием невербальных средств педагогического общения.

1 (заочно)

8

Экспертиза полученных материалов

2

Ожидаемые результаты

Разработанное методическое пособие, рекомендации по использованию невербального педагогического общения.

Укрепление коммуникативных связей между обучающимися и педагогами.

Будут знать:

- понятия: вербальное и невербальные средства общения, мимика, жесты, язык телодвижения, голосовой код, кинестетика.

Будут уметь:

- проектировать и применять различные невербальные способы педагогического общения на уроках, а также прогнозировать риски введения этих способов,

- устанавливать и осмысливать взаимосвязь между вербальным и невербальным общением,

- эффективней проводить уроки и повышать качество знаний учащихся.









  1. Семинар-практикум «Искусство общения Основные виды невербального педагогического общения».

1 этап. Общение как многоплановый процесс. Средства общения. Невербальное поведение человека

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.

Восточная мудрость

Цель семинара: формирование у педагогов информационного пространства и ознакомление с основными понятиями - общение, средства общения, невербальное поведении человека. Активная проработка элементов невербального общения объяснение многофункциональности процесса общения, выделение невербальных элементов общения. Формирование представлений о том, какое значение психологические знания имеют в жизни, и какую пользу приносят людям. Развитие у педагогов навыков рефлексии.

Ход семинара:

Введение в тему семинара. Что такое общение в целом и деловое общение в частности? Психологический словарь так определяет понятие «общение» - сложный, мно­гоплановый процесс установления и развития контактов между людь­ми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и вклю­чающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимо­действия, восприятие и понимание другого человека.

Андреева Г.М. предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной (передача информации), перцептивной (восприятие поведения других людей в процессе общения) и интерактивной (взаимодействие).

Невербальные средства общения - это неречевые средства, то есть использование в ходе общения жестов, мимики, пантомимики. В межличностном общении невербальная коммуникация передает 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос - 38%, а слова - всего 7%.

Почему?

-часто употребляются неосознанно;

-воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют;

-передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций;

-могут передавать информацию, которую трудно или неудобно выразить словом.

Диагностика. Методика для определения умения трактовать невербальное поведение человека «Что говорят вам мимика и жесты»? (источник - Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.)

1. Вы считаете, что мимика и жесты - это:

а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) «предательское» проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?

а) вы радостно кричите «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? Дайте три ответа:

а) когда качают головой;

б) когда кивают головой;

в) когда морщат нос;

г) когда морщат лоб;

д) когда подмигивают;

е) когда улыбаются.

5. Какая часть тела выразительнее всего?

а) ступни;

б) ноги;

в) руки;

г) кисти;

д) плечи.

6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? Дайте два ответа:

а) лоб;

б) брови;

в) глаза;

г) нос;

д) губы;

е) уголки рта.

7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?

а) как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:

а) ему есть что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего-то стыдится.

9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?

а) на глаза;

б) на рот;

в) на руки;

г) на позу.

10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

а) словам;

б) «сигналам»;

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп-звезды представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?

а) просто фиглярство;

б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?

а) я смотрю совершенно спокойно;

б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;

в) закрываю глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику?

а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:

а) глазами;

б) руками;

в) словами.

18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов…

а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены в нас от природы.

19. Если у человека борода, для вас это признак:

а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей.

Ответы

1. а - 2, б - 4, в - 3

1. а -1, б - 3, в - 0

2. а - 4, б - 4, в - 3, г - 2, д - 4

3. а - 0, б - 0, в - 1, г - 1, д - 0, е - 1

4. а - 1, б - 2, в - 3, г - 4, д - 2

5. а - 2, б - 1, в - 3, г - 2, д - 3, е - 2

6. а - 1, б - 3, в - 3, г - 2, д - 0

7. а - 3, б - 1, в - 1

8. а - 3, б - 2, в - 2, г - 1

9. а - 3, б - 2, в - 1

10. а - 0, б - 3, в - 1

11. а - 1, б - 4, в - 2

12. а - 0, б - 4, в - 3

13. а - 4, б - 2, в - 0

14. а - 4, б - 0, в - 1

15. а - 0, б - 2, в - 1

16. а - 3, б - 4, в - 1

17. а - 2, б - 4, в - 0

18. а - 3, б - 2, в - 1

19. а - 4, б - 0, в - 2

77-56 баллов - у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность. Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А ведь это важно и на работе, и в личной жизни, согласны?

55-34 баллов - вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими.

33-11 баллов - язык мимики и жестов для вас - китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И не потому, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность.

Активная проработка элементов невербального общения, выделение невербальных элементов общения. Ознакомление педагогов с основными положениями теории бодиленгвиджа А. Пиза

Данная часть семинара сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации.

1. Основные коммуникационные жесты и их происхождение.

2. Зоны и территории в невербальном поведении.

3. Описание и интерпретация основных жестов и поз.

4. Практическая проработка полученных знаний о невербальном поведении педагога. Упражнение «Дайте характеристику невербальному поведению педагога». На слайдах презентации вы видите ситуации из жизни, дайте интерпретацию невербальному поведению педагога или обучающихся.

Рекомендуемая литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М.: Издательство «Ось-89», 2001. - 368 с.

  2. Дэйвис Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. М., 1997.

  3. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - М.: издательство «Ай кью», 1996. - 258 с.

  4. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.





Материал для ознакомления: Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении;

  • кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;

  • улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться;

  • улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства;

  • улыбка без подъема нижних век - неискренность;

  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

  • радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

  • интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

  • счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

  • удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

  • отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

  • презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

  • страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

  • гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

  • стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

  • скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза - недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

  • какие-либо изменения в обычном выражении глаз - возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;

  • непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» - тревога, стыд, обман, страх, неврастения;

  • блестящий взгляд - горячка, возбуждение;

  • остекленелый взгляд - чрезвычайная слабость;

  • увеличение зрачков - ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;

  • сужение зрачков - накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;

  • сумбурные движения зрачков - знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);

  • усиленное моргание - возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • отсутствующий взгляд - сосредоточенное размышление;

  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок - падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;

  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) - признак враждебности и явного желания доминировать;

  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) - знак сексуальной заинтересованности;

  • отвод и опускание взгляда - стыд, обман;

  • взгляд сбоку - недоверие;

  • взгляд то отводится, то возвращается назад - отсутствие согласия, недоверие.

Поза и ее детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен - чувство уверенности в себе и превосходства над другими;

  • корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах - уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;

  • стояние, опираясь руками о стол или стул, - ощущение неполноты контакта с партнером;

  • руки с расставленными локтями заведены за голову - осознание превосходства над другими;

  • закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов - знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;

  • высовывание больших пальцев рук из карманов - знак превосходства;

  • скрещенные конечности - скептическая защитная установка;

  • не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия;

  • наклон головы в сторону - пробуждение интереса;

  • наклон головы вниз - отрицательное отношение;

  • легкий отклон головы назад - знак агрессивности;

  • сидение на кончике стула - готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;

  • закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди - знак «отключения» от разговора;

  • забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) - пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;

  • скрещенные лодыжки у сидящего - сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;

  • положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, - явное желание прекратить разговор и уйти;

  • частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость - внутреннее беспокойство, напряженность;

  • вставание - сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;

  • сцепленность пальцев рук - разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);

  • кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не , соприкасаются - знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;

  • руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом - скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;

  • поддерживание головы ладонью - скука;

  • пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы - признак заинтересованности;

  • подпирание большим пальцем подбородка - знак некоей критической оценки;

  • обхватывание своего бокала двумя руками - замаскированная нервозность;

  • выпускание дыма от сигареты вверх - положительный настрой, уверенность в себе;

  • выпускание дыма от сигареты вниз - негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения

«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

  • активная жестикуляция - частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;

  • чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности.

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

  • демонстрация открытых ладоней - показатель откровенности;

  • сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);

  • прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи - удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;

  • прикосновения к носу или легкие почесывания его - неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;

  • потирание пальцем века - ложь, но иной раз - ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;

  • потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) - озабоченность, смущение, неуверенность;

  • поглаживание подбородка - момент принятия решения;

  • суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) - настороженность, нервозность, смущение;

  • пощипывание ладони - готовность к агрессии;

  • покусывание ногтей - внутреннее беспокойство;

  • всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) - маскируемая нервозность;

  • собирание ворсинок с одежды - жест неодобрения;

  • оттягивание от шеи явно мешающего воротничка - человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;

  • протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот - пауза для обдумывания, просьба подождать;

  • снятие очков и бросание их на стол - чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;

  • гашение или откладывание сигареты - период максимального напряжения;

  • слишком частое сбивание пепла с сигареты - тягостное внутреннее состояние, нервозность;

  • наклон головы набок - пробуждение интереса;

  • быстрый наклон или поворот головы в сторону - желание высказаться;

  • постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба - беспокойство;

  • явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо - ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).




Тема семинара: «Язык жестов».

Цель: изучить особенности жестикуляции как одного из ведущих компонентов невербального общения в деятельности педагога.

Задачи:

- уточнить методику исследования жестикуляции учителя, предложенную В.А.Петровой;

- провести серию наблюдений и анкетирование учителей начальных классов;

- проанализировать полученные эмпирические данные;

- сделать обобщение и выводы.

Ход:

Посмотреть видеоурок без звука, далее включить звук. В ходе наблюдения выявить, какие жесты, и с какой частотностью употребляются учителем в ходе урока. В результате проведенных наблюдений зафиксировать наиболее часто используемые учителями жесты, а также частота их использования за урок.

Краткое описание категорий жестов:

1. Указывающие жесты (пальцем или указкой) часто рассматриваются как жесты агрессивности и превосходства (Петрова), хотя, на наш взгляд, они боле всего употребляются как жесты, подкрепляющие информацию, или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.

2. Сцепленные пальцы - жест напряженности, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.

3. Теребление указки, кольца, почесывание головы - жесты, свидетельствующие о неуверенности, повышенной тревожности.

4. Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) - жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.

5. Руки в бока (упираются в талию, «женская боевая поза» по Е.Петровой) - жест, давления на детей, доминирования и агрессивности.

6. При слушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку - жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.

7. Стучит по столу - выражение недовольства, ярости, гнева.

8. Раскрытая поза, в том числе раскрытые ладони - жесты, свидетельствующие о положительном, открытом для взаимодействия общении, предполагающем равноправный, демократический стиль педагогической деятельности.

9. Опирается на стол, стул руками- жесты, выражающие определенную степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.

10. Описательно-изобразительный жест (руками) - жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.

11. Прикрытие рта, потирание уха, глаза - жесты неуверенности в себе.

Полученные в ходе наблюдения результаты обсудить с учителями. Затем им предложить ответить на вопросы анкеты.

Анкета

«Самооценка жестикуляции учителя на уроке»

1. При подготовке к урокам думали ли Вы об употреблении того или иного жеста? а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет

2. Встречались ли на занятии жесты, употребленные Вами экспромтом? а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет

3. Бывает, что человек выполняет некоторый жест неожиданно для себя. Встречалось ли такое на уроках? а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет

4. Использовались ли на уроках типичные для Вас жесты? а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет

5. Довольны ли Вы своей жестикуляцией? а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет

6. Не оставалось ли у Вас ощущения неуместности того или иного жеста? а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет

7. Не бывает ли у Вас ощущения, что Вам мешают Ваши руки? а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет

8. Не бывает ли у Вас ощущения, что Вам мешают Ваши руки? а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет

9. Не бывает ли у Вас ощущения, что Вам мешают Ваши руки? а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет

10. Не бывает ли у Вас ощущения, что Вам мешают Ваши руки? а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет

Таблица 1

ЧАСТОТНОСТЬ ЖЕСТОВ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ УЧИТЕЛЕМ НА УРОКЕ

|№|Кол-во |Категории жестов | | |Уроков | | | |

К = 13/24 = 0,54 |Низкий | | |

К = 13/24 = 0,54 |Низкий | | |

К = 14/24 = 0,58 |Низкий | | |

К = 15/24 = 0,62 |Средний | | |

К = 16/24 = 0,66 |Средний | | |

К = 17/24 = 0,71 |Хороший | | |

К = 14/24 = 0,58 |Низкий | | |

К = 13/24 = 0,54 |Низкий | | |

К = 15/24 = 0,62 |Средний | | |

К = 13/24 = 0,54 |Низкий |

Таким образом, выяснить, на каком уровне находятся представления учителей о собственном жестовом общении. Отметим также, что данные таблицы 1 позволит сделать предположение об особенностях стиля общения учителя с детьми на уроках. Для этого достаточно, проранжировав используемые учителями жесты по среднему их количеству на урок, определить какие из категорий жестов занимают лидирующие позиции.

Ожидаемо: Полученные результаты, в основном, свидетельствуют о том, что лидирующее место заняла категория «указывающий жест» (ранг I), что говорит о специфике педагогического труда, в котором жесты указания используются в качестве заместителей вербальных обращений для быстроты общения, сворачивания речевого высказывания. На второй план выходят закрытые позиции учителей при работе с детьми,тем не менее, не последние места занимают категории «раскрытая поза», «описательно- изобразительный жест», что говорит и о желании ряда учителей работать с детьми, входя с ними в тесный контакт.

Группа жестов, составленная из категорий 5 и 7, заслуживает особого внимания. Прослеживание этих жестов в ходе взаимодействия в системе «учитель-ученик» говорит об уровне авторитарности, что, как правило, подтверждается и вербально. Например, наблюдая за работой учителя (8, 9) можно часто слышать фразы: «Разговоры!» (с угрожающей интонацией), «Вышли из-за парт!», «Закрой рот!» и т.п. Отметим, что данная категория жестов имеет достаточно низкий уровень использования, что свидетельствует о гуманистической, личностно-ориентированной позиции учителей в отношении детей.

Особую группу составляют жесты категорий 3, 4, 11. Именно они в значительной степени проявляются у большинства учителей (занимают соответственно 6, 2, 4 позиции в ранге жестов). Данное положение свидетельствует о большой неуверенности учителя на уроке. Позволим сделать предположение, что присутствие на уроке постороннего человека во многом отрицательно влияет на поведение учителя, делая его неуверенным в своих силах, а, возможно, и в знании материала. Данный факт следует иметь ввиду членам администрации школы при организации внутришкольного контроля, так как присутствие заместителя директора, или иного проверяющего, может существенно повлиять на ход и качество урока.

В противопоставление с это группой вступают жесты категории 8. Они проявлялись у учителей, уверенных в себе, желающих общаться с детьми (4, 5, 6), а также у остальной части учителей в ситуациях, когда они, по их мнению, не находились в поле нашего зрения, или же ход урока заставлял их забыть о присутствии посторонних.

По результатам наблюдений, анкетирования и бесед с учителями и их анализ позволят сделать следующие выводы (предварительно):

1. Опытными учителями часто планируется использование определенных жестов на уроке, многие из жестов (в особенности указательные жесты) четко продумываются заранее.

2. Большинство учителей недостаточно хорошо осознают особенности своего невербального общения на уроках, хотя в целом они довольны своей жестикуляцией. Коэффициент представления об уровне собственной жестикуляции средний.

3. Результаты ранжирования использования жестов свидетельствуют о проявлении значительной неуверенности большинства учителей при общении с классом в присутствии посторонних людей на уроке, о наличии некоторых признаков авторитарности.





  1. Особенности невербального общения в деятельности учителя.

Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.

Общение, согласно А.А.Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя - основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. При этом учитель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент общения. Вместе с тем, в последнее время появляется все большее количество публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения.

Как утверждает Л.М.Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно- оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации».

Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е.А.Петрова.

Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как учителя, так и ученика.

Следует отметить, что данный аспект педагогического общения находился в поле зрения и до исследований выше указанных авторов. Так, А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть». (Собр. Соч. Т.4, С.34). Однако только в последнее время он стал все больше привлекать внимание исследователей феномена общения.

Укажем на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми, как впрочем любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:

- мимика;

- прикосновение;

- жест;

- дистанция общения;

- визуальное взаимодействие;

- интонация.

Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Мимическая сторона общения крайне важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов.

Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний (Е.А.Петровой отмечается, что их всего более 20000) дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д.. А.С.Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение» (Собр.соч., Т.5, С.171)

Ряд исследований показывают, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми.

Некоторые исследователи отмечают, что многие учителя считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на детей. Часто - это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, надуманный образ, якобы способствует хорошему поведению и успеваемости учеников, облегчает руководство, управление классом. Кроме того, существует довольно распространенное явление - «определенное лицо для определенного ученика». Но, как профессионал, учитель должен владеть своим поведением настолько, чтобы этого избегать.

Следующий канал невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего школьного возраста. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

Однако Л.М.Митина предостерегает, что у многих детей прикосновение может вызвать настороженность. В первую очередь, это бывает у детей, для которых сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, так как оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать учителя. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда, как отмечает Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок.

Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Сопровождение учителем своего замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта.

Исследования отмечают, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Немаловажное значение имеет и дистанция общения (в некоторых источниках - пространственная организация общения). А.А.Леонтьев, в частности, отмечает, что вопрос о взаимном размещении участников общения в пространстве (в особенности расстоянии) довольно актуален, поскольку в зависимости от этого фактора в общении в различной мере используются другие неречевые компоненты, различной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему.

Исследователи утверждают, что дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей; при этом большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, как отмечает Е.А.Петрова, что зона наиболее эффективного контакта - это первые 2-3 парты. Именно первые парты попадают в личную или даже интимную (если учитель стоит вплотную возле учеников) зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от учителя, согласно классификации зон общения по А.Пизу.

Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым ребенком.

При рассмотрении пространства общения нельзя не затронуть и такого аспекта, как организационные условия обучения, в частности, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве класса (Н.В.Самоукина, Г.А.Цукерман).

Так, Н.В.Самоукина отмечает, что мебель размещена в классной комнате таким образом, что стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства класса, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ученик чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один» являются факторами, вызывающими у ребенка неприятное и напряженное состояние.

При этом Н.В.Самоукина предлагает организовать пространство класса иным образом, сделав его более демократичным: стол учителя ставится впереди по центру, а парты учащихся расположены полукругом на одинаковом расстоянии от стола учителя.

Г.А.Цукерман также рассматривает вопрос о пространственной организации класса в работе «Виды общения в обучении». Автор, в частности, пишет, что при организации групповой работы более приемлема иная, отличная от традиционной, расстановка парт в классной комнате, которая оптимизирует учебный процесс.

Добавим от себя на основании опыта, полученного во время педагогических практик, что далеко не всегда учителю удается организовать помещение таким образом. Кроме того, многое зависит от цели урока, его обеспеченности наглядным и раздаточным материалом, техническими средствами и т.п.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Как отмечает Е.А.Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель всегда должен помнить.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Исследования подтверждают, что если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д..

Как отмечает Е.А.Петрова, не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д.

Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. На данном основании мы полагаем, что к культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

В общении учителя с учениками большое значение имеет и тон речи. По утверждению специалистов,(в частности М.М.Рыбаковой), интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается.

В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь учителя, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает исключительным «эмоциональным слухом» (М.М.Рыбакова), расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему со стороны других.

При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим приходим к заключению о том, что речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.

Таким образом, можно сделать вывод - невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.



© 2010-2022