Семинар формы и методы работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар формы и методы работы с учащимися с низкой мотивацией к обучениюСеминар формы и методы работы с учащимися с низкой мотивацией к обучениюСеминар формы и методы работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению

Семинар

«Формы и методы работы

с учащимися с низкой мотивацией к обучению»

Подготовили рукодители МО:

Тасбулатова В.А.,Белогурова Н.С.





2014-2015 год

«Увидеть и понять проблему -

наполовину решить её,

но если не видишь проблему,

то она в тебе самом!»

Древняя мудрость.

Цель: на основе обобщения опыта учителей школы, изучения психолого-педагогической литературы, выявить основные причины неуспеваемости школьников и способы решения данной проблемы.

Задачи:

Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников;

Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.

Оформление: афоризмы по теме педсовета, выставка учебно-методической литературы.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал.

Форма проведения: деловая игра.

Подготовка к семинару: разделить коллектив на 4 группы раздав стикеры 4 цветов, в пятую группу включить администрацию, психологов и соц. педагога.

Ход семинара:

1. Метод «Найди похожих»

Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности.

Материалы: круг участников, сидящих на стульях.

Проведение: ведущий объясняет правила игры: «Я буду говорить некоторые фразы - утверждения, к кому из вас они подходят, те выходят в круг». Фразы:

  1. Кто в семье старший?

  2. Кто в своей работе использует современные педагогические технологии?

  3. Кто в семье младший?

  4. Кто пользуется активными методами обучения?

  5. Кто единственный?

  6. Кто участвует в профессиональных конкурсах?

  7. Кто пришел в брюках?

  8. Кто вовремя сдает всю документацию?

  9. Кто пришел в юбке?

  10. Кто использует физминутки на уроках?

  11. Кто сегодня завтракал?

  12. Кто с усами?

  13. У кого есть часы?

  14. Кто сдал мониторинг на начало учебного года?

  15. Кто женат или замужем?

  16. Кто использует в своей работе метод проектов?

  17. Кто холост?

  18. У кого есть сотовый?

2. Сообщение темы и целей, общего хода игры.

Выступление руководителя МО гумманитарного цикла Тасбулатова В.А.:

В нашей школе стоит проблема работы с неуспевающими учениками. Если судить по кадровому составу, можно сказать, что все наши педагоги являются высококвалифицированными специалистами, имеющими значительный педагогический стаж.

Тем не менее, остро стоит вопрос "неуспеваемости" школьников. Поэтому сегодня мы должны с Вами найти причины неуспеваемости и способы ее преодоления. Сегодняшний семинар мы проводим в форме деловой игры и поэтому мы условно поделили всех присутствующих здесь на 5 групп: "Диагностика", "Терапия", "Профилактика", "Оптимисты", "Эксперты"

3. Метод «Дерево ожиданий».

Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.

Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.

Структура работы: Ведущий заранее готовит большой плакат с «условным деревом». Участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от семинара и в конце семинара по очереди помещают их на дерево (если ожидание не оправдалось) или складывать в корзину (яблоки «созрели»).

4. Ход игры

1. Признаки неуспешного ученика

Но сначала определим с Вами характерные признаки неуспешного ученика.

Учителя называют признаки, а ведущий записывает их на доске в левый столбик.

Перед Вами характерные признаки неуспевающего ученика.

Назовите антонимы критериев неуспеваемости (например: Успешный - неуспешный, умный - глупый).

Учителя называют признаки, а ведущий записывает их на доске в столбик на крайней правой стороне доски (центральная часть остается свободной).

Например: Безынициативный Инициативный

Ленивый Трудолюбивый

Рассеянный Собранный

Напишите (каждый) на листочке фамилии учеников, которых Вы считаете неуспевающими по своему предмету. Теперь обсудите в группе, есть ли совпадение фамилий учащихся? Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно. Попробуем рассмотреть причины и следствия неуспеваемости, поработав в группах.

2. Работа в группах

Для каждой группы выдается задание, которое необходимо выполнить в течение 10-15 минут. Затем один их представителей каждой группы делает резюме по проделанной работе в устной форме, а группа - в письменной форме подает отчет экспертной группе. Экспертная группа наблюдает за работой.

Работа творческих групп.

Группа "Диагностика". Определение диагноза "неуспеваемость".

1. Что такое "неуспеваемость" с Вашей точки зрения?

2. Назовите основные причины неуспеваемости школьников.

3. Назовите особенности неуспешности в изучении предметов у младших школьников, у учащихся среднего и старшего звена.

Группа "Терапия". Какие способы "лечения" данного диагноза можно предпринять?

1. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику?

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

2. При изложении нового материала

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

4. При организации самостоятельной вне класса

Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы являлись эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся?

Группа "Профилактика".

1. Каким образом можно избежать неуспеваемость школьников?

2. Какие меры можно предпринять учителю для предупреждения неуспеваемости ученика.

3. Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

4. Как можно преодолеть неуспеваемость школьников? Предложите конкретные способы решения данной проблемы, используя собственный способ работы.

Группа "Оптимисты".

1. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы

Посредством содержания (содержательные)

Посредством организации деятельности (организационные)

Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологический

2. Предложите приемы работы с родителями неуспевающих учеников.

Группа "Эксперты".

Сформулируйте выводы по работе каждой группы.

Предложите проект решения проблемы преодоления неуспеваемости школьников.

После заслушивания групп прослушиваются мини -доклады.

3. Упражнение на релаксацию «Кинг Конг».

Цель: обучение приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Участники сидят на стульях, положение их рук напоминает громадную обезьяну: они согнуты в локтях и расположены перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза полузакрыты. Дыхание спокойное и равномерное.

Фаза напряжения. Ведущий: «Сожмите пальцы рук в кулак, напрягаем мышцы рук - кулаки, предплечья, плечи. Сжимаем кулаки так сильно, что мышцы рук начинают дрожать. Дышим спокойно и равномерно. Напрягаем мышцы до боли».

Фаза расслабления. Ведущий: «Расслабили мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленный вдох, выдох. Руки тяжёлые и тёплые. Медленно открываем глаза».

Участники делятся ощущениями.

Ведущий: Мы с Вами рассмотрели причины неуспеваемости с педагогической точки зрения, а теперь вернемся к написанным критериям неуспешного и успешного ученика. Напишем, как из неуспешного ученика сделать успешного. Учителя называют, а ведущий записывает сказанное (между критериями).

Например:

Безынициативный дать задание на определенном этапе обучения Инициативный

Ленивый постоянно подбадривать на уроке, контролировать Трудолюбивый

Теперь вернемся к составленному списку неуспевающих учеников.

Составьте программу работы с каждым учеником, который является неуспевающим по вашему предмету. (Выступление представителя от каждой группы)

Анализ проведенной работы по намеченному плану должен быть рассмотрен на методических объединениях.

Теперь уважаемые эксперты подведут итог нашего семинара.

Эксперты: на основе вышесказанного необходимо:

А) Учителям-предметникам соблюдать следующие меры для предупреждения неуспеваемости.

1. Повышать эффективность каждого урока.

2. Формировать познавательный интерес к учению и положительных мотивов.

3. Осуществлять индивидуальный подход к учащемуся на уроке.

4. На заседаниях МО рассмотреть вопрос о применении новых педагогических технологий обучения с целью профилактики неуспеваемости и разработать систему индивидуальных домашних заданий.

5. Разработать систему обратной связи с родителями неуспевающих учеников.

6. Поставить на контроль администрации неуспевающих учеников.

4. Метод «Дерево ожидания»

Цель: подвести итоги, рефлексию.

Материалы: изображение дерева и корзины, стикеры - яблоки.

Структура работы: Ведущий заранее готовит большой плакат с «условным деревом». Участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от семинара и в конце семинара по очереди помещают их на дерево (если ожидание не оправдалось) или складывать в корзину (яблоки «созрели»).

Ведущий: Притча: Учитель - тот же садовник.

Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.

Удачной Вам профессиональной деятельности, любознательных и благодарных учащихся и родителей.

© 2010-2022