Анализ урока по методике Г. И. Скворцовой

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНАЛИЗ УРОКА

Н.В. Шепелюк,

заместитель директора по УВР

МБОУ г.Иркутска СОШ № 80


Работая в программе Школы нового поколения мы сотрудничаем с Московской школой № 26, педагоги которой и познакомили нас с моделью оценки обучающей деятельности учителя на уроке с позиции деятельностно-компетентностного подхода на основе информационных компьютерных технологий Галины Ивановны Скворцовой.

В качестве исходного текста используем следующий: «Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.» (А.А. Леонтьев).

Исходя из этого, набор позиций определяется следующим образом:

  • ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной задачи. Неотъемлемой частью урока становится работа учителя с мотивацией, интересом учащихся);

  • ученик сам проектирует или выбирает средства;

  • сам оценивает результат и корректирует свои действия;

  • еще один важный принцип - диагностичность (измеряемость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?»

По каждому параметру задается пять качественных уровней обучающей деятельности учителя на уроке.

Нулевой уровень фиксирует отсутствие требуемого умения.

1-2 уровни относятся к планированию ОДУ, а 3-4 - к реализации замысла на уроке. 3 уровень - учитель реализовал свои планы на уроке и достиг запланированных целей. 4 уровень - фиксирует импровизированную способность учителя - по ходу урока реагировать на изменение ситуации в классе, достраивать, изменять сценарий урока.

Для оценки используется 10-бальная шкала. Для обеспечения большего разрыва между уровнями зафиксированы баллы по каждому уровню.

  • 0-й уровень - 0 баллов;

  • 1-й уровень - 1 балл;

  • 2-й уровень - 4 балла;

  • 3-й уровень - 7 баллов;

  • 4-й уровень - 10 баллов.

Для оценки и анализа обучающей деятельности учителя на уроке используются традиционные параметры анализа урока: цели, содержание учебного материала (тема, фрагмент программы…), формы, методы, структура урока, межэтапные связи. Вводится новый параметр - содержание образования (деятельностная дидактическая единица для освоения учащимися на уроке - способ, алгоритм…).

Организация работы

  1. Подготовительный этап: административная команда

  • Изучение методического пособия Г.И.Скворцовой (индивидуальная и групповая работа);

  • Выработка единого понимания через совместный анализ уроков;

  • Семинар в режиме on-lain с администрацией школы №26 г. Москвы по теме «Системный анализ урока»;

  • Планирование работы.

  1. Подготовительный этап: педагогический коллектив

  • Семинары для руководителей методических объединений;

  • Домашнее задание на лето учителям по «Системному анализу урока»;

  • Заседание методических объединений.

  1. Этап реализации.

  • Первая методическая неделя: каждое методическое объединение разрабатывает совместно и реализует сценарий урока, с последующим совместным анализом урока.

  • Вторая методическая неделя: каждый учитель методического объединения разрабатывает и реализует сценарий урока, с последующим совместным анализом урока. (был составлен план проведения открытых уроков методическими объединениями, распределены учителя, посещающие урок, раздвигались смены).

Третья методическая неделя: каждое методическое объединение готовит урок для демонстрации и обсуждения на итоговом педагогическом совете (семинаре).

Анализ урока, выстроенный в рамках предложенной модели, становится:

1. Управленческим механизмом целенаправленного формирования новой педагогической компетентности для освоения и реализации в школе деятельностного, компетентностного подхода;

2. Средством непрерывного повышения квалификации учителей, в том числе, на основе обмена опытом в рамках постоянно действующего семинара (и не только в предметных, но и межпредметных группах);

3. Средством общественной экспертизы, анализа и оценки обучающей деятельности учителя на уроке;

4. Средством командных форм сценирования урока как образовательной ситуации;

5. Средством сбора и формирования персональных компьютерных данных по уроку, видеобанка уроков;

6. Средством не только сбора, но и осознанного проектирования портфолио учителей

© 2010-2022