- Преподавателю
- Директору, завучу
- Анализ урока по методике Г. И. Скворцовой
Анализ урока по методике Г. И. Скворцовой
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шепелюк Н.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
АНАЛИЗ УРОКА
Н.В. Шепелюк,
заместитель директора по УВР
МБОУ г.Иркутска СОШ № 80
Работая в программе Школы нового поколения мы сотрудничаем с Московской школой № 26, педагоги которой и познакомили нас с моделью оценки обучающей деятельности учителя на уроке с позиции деятельностно-компетентностного подхода на основе информационных компьютерных технологий Галины Ивановны Скворцовой.
В качестве исходного текста используем следующий: «Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.» (А.А. Леонтьев).
Исходя из этого, набор позиций определяется следующим образом:
-
ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной задачи. Неотъемлемой частью урока становится работа учителя с мотивацией, интересом учащихся);
-
ученик сам проектирует или выбирает средства;
-
сам оценивает результат и корректирует свои действия;
-
еще один важный принцип - диагностичность (измеряемость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?»
По каждому параметру задается пять качественных уровней обучающей деятельности учителя на уроке.
Нулевой уровень фиксирует отсутствие требуемого умения.
1-2 уровни относятся к планированию ОДУ, а 3-4 - к реализации замысла на уроке. 3 уровень - учитель реализовал свои планы на уроке и достиг запланированных целей. 4 уровень - фиксирует импровизированную способность учителя - по ходу урока реагировать на изменение ситуации в классе, достраивать, изменять сценарий урока.
Для оценки используется 10-бальная шкала. Для обеспечения большего разрыва между уровнями зафиксированы баллы по каждому уровню.
-
0-й уровень - 0 баллов;
-
1-й уровень - 1 балл;
-
2-й уровень - 4 балла;
-
3-й уровень - 7 баллов;
-
4-й уровень - 10 баллов.
Для оценки и анализа обучающей деятельности учителя на уроке используются традиционные параметры анализа урока: цели, содержание учебного материала (тема, фрагмент программы…), формы, методы, структура урока, межэтапные связи. Вводится новый параметр - содержание образования (деятельностная дидактическая единица для освоения учащимися на уроке - способ, алгоритм…).
Организация работы
-
Подготовительный этап: административная команда
-
Изучение методического пособия Г.И.Скворцовой (индивидуальная и групповая работа);
-
Выработка единого понимания через совместный анализ уроков;
-
Семинар в режиме on-lain с администрацией школы №26 г. Москвы по теме «Системный анализ урока»;
-
Планирование работы.
-
Подготовительный этап: педагогический коллектив
-
Семинары для руководителей методических объединений;
-
Домашнее задание на лето учителям по «Системному анализу урока»;
-
Заседание методических объединений.
-
Этап реализации.
-
Первая методическая неделя: каждое методическое объединение разрабатывает совместно и реализует сценарий урока, с последующим совместным анализом урока.
-
Вторая методическая неделя: каждый учитель методического объединения разрабатывает и реализует сценарий урока, с последующим совместным анализом урока. (был составлен план проведения открытых уроков методическими объединениями, распределены учителя, посещающие урок, раздвигались смены).
Третья методическая неделя: каждое методическое объединение готовит урок для демонстрации и обсуждения на итоговом педагогическом совете (семинаре).
Анализ урока, выстроенный в рамках предложенной модели, становится:
1. Управленческим механизмом целенаправленного формирования новой педагогической компетентности для освоения и реализации в школе деятельностного, компетентностного подхода;
2. Средством непрерывного повышения квалификации учителей, в том числе, на основе обмена опытом в рамках постоянно действующего семинара (и не только в предметных, но и межпредметных группах);
3. Средством общественной экспертизы, анализа и оценки обучающей деятельности учителя на уроке;
4. Средством командных форм сценирования урока как образовательной ситуации;
5. Средством сбора и формирования персональных компьютерных данных по уроку, видеобанка уроков;
6. Средством не только сбора, но и осознанного проектирования портфолио учителей