Модель и структура ученического самоуправления в школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия










Модель и структура

ученического

самоуправления







Автор: Ахметова Г.А.,

Модель и структура ученического самоуправления в школе заместитель директора по

воспитательной работе




Модель и структура ученического самоуправления в школе









Содержание

Положение об ученическом самоуправлении

Кодекс чести старшеклассника

Пояснительная записка

Правовая основа

Описание модели ученического самоуправления

Модель становления и развития детского самоуправления

Система школьного самоуправления

Содержание и формы работы школьного самоуправления

Организация деятельности ученического самоуправления

Взаимодействие ученического самоуправления с другими органами школьного самоуправления

Основная форма работы - КТД

Основная форма работы - метод проектов

Заключение

План работы Совета старшеклассников на 2013-2014 учебный год

План работы Совета старшеклассников на 2014-2015 учебный год










Модель и структура ученического самоуправления в школеПОЛОЖЕНИЕ

О СОВЕТЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

МОУ «Лямбирская СОШ №2»


  1. Общие положения.

Совет старшеклассников (далее Совет) является представительным органом самоуправления учащихся (детской школьной организации «Дружба»).Под самоуправлением понимается широкое участие учащихся в решении задач совершенствования учебно-воспитательного процесса, организации досуга учащихся и других видов школьной деятельности.

Совет старшеклассников выбирается в количестве 2-3 человек от каждого класса (с восьмого по одиннадцатый) прямым открытым голосованием сроком на один год. Право избирать членов Совета имею все учащиеся 8 - 11 классов. Выборы в Совет производятся в конце каждого учебного года, довыборы - в начале каждого учебного года не позже второй недели сентября.

  1. Цель ученического самоуправления

  • Отработка средств педагогического взаимодействия, влияющего на развитие социально ценных интересов и потребностей детей и подростков, расширение их лидерского и гуманитарного опыта.

3. Задачи:

  • Предоставить учащимся реальную возможность участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.

  • Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива,

  • обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание.

  • Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество.

  • Воспитывать желание бороться за своих друзей и ровесников, помочь им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты.

  • Формировать умение самостоятельно найти дело полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

4. Структура Совета старшеклассников.

Совет старшеклассников включает в себя шесть секторов, в состав которых входят представители каждого класса с седьмого по одиннадцатый:

  1. учебный центр;

  2. культмассовый центр;

  3. центр по работе с младшими школьниками;

  4. спортивный центр;

  5. информационный центр;

  6. центр дисциплины и порядк .

Возглавляет Совет Председатель, который избирается прямым открытым голосование на первом в текущем году заседании Совета старшеклассников. На этом же заседании прямым открытым голосованием избирается заместитель председателя Совета.

5.Организация работы и функции Совета старшеклассников.

5.1. Совет самостоятельно определяет регламент своей работы.

5.2. Заседания проводятся один раз в учебную четверть. Внеочередные заседания могут проводиться по инициативе членов Совета, администрации школы, учащихся школы.

5.3. Совет планирует свою работу, принимает активное участие в составлении плана работы школы на учебный год, вносит коррективы в план работы в течение учебного года.

5.4. Центры Совета принимают активное участие в подготовке общешкольных дел по своим направлениям: учебному, культмассовому, спортивному, являются членами советов общешкольных коллективных творческих дел. Информационный центр занимается вопросами освещения школьной жизни через информационные стенды, а также посредством размещения информации на сайте школы

5.5. Для организации помощи в работе центров , проведения учебы органов ученического самоуправления к ним прикрепляются кураторы из членов педагогического коллектива школы.

6. Права и обязанности Совета старшеклассников.

6.1. Совет имеет право:

  • принимать поправки к настоящему Положению, содержание которых не должно противоречит действующему;

  • знакомиться с необходимыми материалами и документами, издаваемыми администрацией школы или поступающими от вышестоящих организаций;

  • обсуждать план работы школы, представленный администрацией образовательного учреждения;

  • вносить предложения в общешкольный план работы;

  • выносить на обсуждение предложения классных коллективов школы;

  • разрабатывать, выступать с инициативами, направленными на улучшение учебно-воспитательного процесса в школе, выносить на обсуждение Совета школы документы, определяющие жизнь школы;

  • принимать отставку членов Совета. Основанием для сложение полномочий членов Совета служит устное или письменное заявление с указанием причин отставки.

6.2. Члены совета обязаны:

  • четко следовать данному Положению;

  • уважать честь и достоинство других людей, не допускать высмеивания слабости и некомпетентности;

  • не допускать постановки себя в привилегированное положение в сравнении с учащимися, не входящими в состав Совета.

  1. Содержание работы Совета старшеклассников.

Совет старшеклассников способствует созданию сознательной дисциплины, культуры поведения учащихся в школе и вне её, выполнению всеми школьниками Устава образовательного учреждения, Правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований, защите прав учащихся.






Модель и структура ученического самоуправления в школе Кодекс чести старшеклассника


  1. Честь - это нравственное достоинство человека, его доблесть и честность, благородство души и чистая совесть.

  2. Честь и достоинство - величайшие ценности. Ими измеряются уровень и степень развития личности, её сила и своеобразие.

  3. Честь и достоинство не даются нам от природы, они результат длительного самостроительства и самовоспитания. Хочешь быть назван человеком чести - будь им.

  4. Человек чести имеет высокие убеждения и твердые принципы. Он руководствуется идеалами, он не подражает большинству только потому, что оно большинство, а сохраняет среди людей свою индивидуальность.

  5. Человек не может жить один, но жить за счет других бесчестно и безнравственно.

  6. На несчастии людей своего счастья не построишь.

  7. Школа - наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров и судеб. Честь школы складывается из личных достоинств каждого. Дорожи честью школьного братства, как своей собственной.

  8. Мы почитаем святыни Отечества, уважаем историю своего народа и своих предков, защищаем ценности своего школьного коллектива, укрепляем и развиваем его традиции.

  9. Среди людей чести всегда высоко ценятся ум, образованность, интеллигентность. Человек постоянно стремится к знаниям, потому что он человек. Ему важна гармония ума и чувства, слова и дела.

  10. Уровень развития личности хорошо проявляется во взаимоотношениях полов. В нашей школе отношения юношей и девушек регулируются критериями искренности и моральной чистоты, чести и достоинства.

  11. Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурные поступки и поведение. Порядочный человек в любых обстоятельствах остается человеком чести.

  12. Если есть силы и решимость - улучшай жизнь, нет - оставайся, по крайней мере, порядочным человеком.

  13. Ничто не обретается так трудно и не теряется так легко, как честь.






Пояснительная записка

Модель и структура ученического самоуправления в школе

В отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых условиях. В качестве главного результата выдвигается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за свое собственное благополучие, так и благополучие общества. Перед школой стоит задача - передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылкой для успешной самореализации личности после окончания обучения, её социализации. При этом в основе обновления содержания образования лежит идея формирования ключевых компетенций, одной из которых является «компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя)».

Гражданское образование не новое направление в образовательной политике. Философия гражданского образования закладывалась еще в древней Греции (Платон, Аристотель и др.), ей уделяли большое внимание просветители 18 века (Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский). Новое звучание теория воспитания гражданина получила в 19 - начале 20 века в утопических системах Р. Оуэна, А. Сен-Симона, социалистической теории К. Маркса, Ф. Энгельса, русских демократов - В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. В советской педагогике гражданскому образованию уделяли внимание П.П. Блонский, А.С. Макаренко. А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, И.С. Марьенко. В.А. Сухомлинский, Г.Н. Щукина и др. Исследования теоретического и прикладного характера многих философов, педагогов, психологов последнего десятилетия посвящены вопросам гражданского образования (А.Г. Асмолов, И.д. Фрумин. А.С. Тубельский, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург).

К настоящему времени в России накоплен определенный опыт внедрения гражданского образования, который обобщенно представлен в виде нескольких моделей:

  • I модель - ситуационное моделирование (акцент на информацию по конкретным темам и разделам дисциплин, разбор конкретных сложных ситуаций),

  • II модель: предметный подход (принцип приоритета самостоятельных дисциплин),

  • III модель - интегрированная (обществоведческое образование, курс «Обществознание»)

  • IV модель - институциональная (организация демократического уклада школьной жизни, создание правового пространства школы)

  • V модель - организация проектной деятельности (принцип отбора сценариев школьной культуры, материалы сценариев могут быть использованы как модульные курсы по граждановедению)

Мы придерживаемся четвертой модели гражданского образования, которая подразумевает организацию демократического уклада школьной жизни, введение ученического самоуправления как важного условия гражданского образования.


Модель и структура ученического самоуправления в школеНормативно - правовая основа


Нормативно - правовой основой являются такие законодательные акты, как:

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Конституция Российской Федерации

  • Гражданский кодекс Российской Федерации

  • Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»

  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений»

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

Описание модели ученического самоуправления


В толковом словаре ученическое самоуправление трактуется как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения общественно значимых целей. Самоуправление - это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни (Н.П. Капустин), это один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. (В. Григорьев).

Нами самоуправление рассматривается как один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса и школы. Самоуправление предполагает, что его члены обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу. Развитие личности в школе идёт по двум взаимосвязанным линиям, обозначенным как «со-» и «само-». Под «со-» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими - это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от соуправления к «само-» - самоуправлению. Под «само-» понимается самовыражение, самодеятельность. самоопределение, полное использование условий для самосовершенствования.

В таких условиях ребята, как правило, имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности и проявить себя.

Цель ученического самоуправления

  • Создание стиля и тона дружеских отношений подлинного сотрудничества и сотворчества.

  • Отработка средств педагогического взаимодействия, влияющего на развитие социально ценных интересов и потребностей детей и подростков.

  • Расширение лидерского и гуманитарного опыта детей и подростков.

Данные цели решаются через реализацию следующего ряда задач

  • Предоставить учащимся реальную возможность участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

  • Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

  • Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

  • Воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям стать защитником правды, добра и красоты;

  • Способствовать формированию умения самостоятельно найти дело полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

Основные принципы самоуправления

  • Принцип чередование творческих поручений. Поручения регулярно меняются, а ребята на основе демократических выборов переходят из руководящего состава в рядовой и наоборот, появляется опыт работы по определённым направлениям.

  • Принцип - опора на микро коллективы, создаваемые как по возрастным особенностям, так и по интересам.

  • Принцип вариативности - право на выбор добровольного участия в деятельности, общешкольных мероприятиях;

  • Принцип успешности - право, гарантирующее возможность каждого на успех;

  • Принцип самоуправляемости - право на самоорганизацию и самопознание, на самоопределение и самореализацию;

  • Принцип комфортности - право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях;

  • Принцип коммуникативности - право расширять круг делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;

  • Принцип рекреативности - право ребёнка на отдых, игру и развлечения;

  • Принцип непрерывности - право на непрерывный творческий рост.

Данные принципы позволяют через коллективное планирование, коллективную деятельность, коллективное подведение итогов принять участие в управлении делами класса и школы. В ходе организации, исполнения и анализа своей деятельности учащиеся проявляют инициативу, принимают решения и реализуют их в интересах своего класса или школы.

Ученическое самоуправление позволяет сделать процесс воспитания гуманным, демократичным, так как предполагает признание прав и обязанностей учащихся, органов самоуправления, учет интересов и потребностей каждого члена коллектива. Оно формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена.


Функции самоуправления

1) Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей и родителей; объединение школьных служб, клубов);

2) Адаптационная (адаптация к социальным условиям);

3) Функция защиты прав и свобод каждого;

4) Коммуникативная;

5) Регулятивная;

6) Воспитательная.



Основные законы нашего коллектива:

  • Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

  • Закон добра: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях!

  • Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

  • Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории!

  • Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, - уважай человеческие достоинства других!

  • Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!

  • Закон зеленого друга: Берёги и изучай природу!

  • Закон 00: Не заставляй себя ждать. Точность - прочность коллектива. Береги чужое время!

  • Закон трёх «сами»: «сами ищем дело», «сами планируем и осуществляем его», «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.




Модель и структура ученического самоуправления в школе











Модель и структура ученического самоуправления в школеМодель

становления и развития

детского самоуправления

в школе

1 этап - Диагностирование внутришкольного пространства отношений:
Возникновение диагностической службы как коллективного исследования, а затем и проектировщика деятельности в режиме самоуправления.
диагностика межличностных, внутри- и межвозрастных отношений в рамках школы. Объединение учащихся, готовых встать в рефлексивную позицию по отношению к процессу развития школы.

II этап - Проектирование и реализация прецедентов самоуправления.
На этом этапе инициируются изменения в событийной жизни школы. Появляются прецеденты самоуправления - события, которые могут осуществляться школьниками преимущественно самостоятельно и само - управляемо.

III этап - Становление самоуправления как основного принципа событийной жизни школы. Любое общественное событие должно стать само - деятельным и само - управляемым.


Принципы построения школьного самоуправления.

Педагогическое руководство. Самоуправление не означает предоставить детей самим себе. Педагогическое руководство - обязательное условие развития ученического самоуправления. На практике это означает наличие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления, педагог- консультант учит ребят выполнять инструктивно методическую функцию, курирует деятельность самоуправления, при необходимости оказывает помощь. В классе педагогическое руководство осуществляет классный руководитель, на школьном уровне закрепленные педагогическим советом педагоги.

Предметность деятельности. Это основной принцип существования органов самоуправления: есть деятельность - есть орган самоуправления, нет деятельности - нет органов самоуправления, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива.

Единое планирование. В школе создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса.

Выборность органов самоуправления. В одни органы его члены могут избираться, а в другие входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления и соуправления.

Сменяемость функций. Сменяемость функций руководства и подчинения сроком в один год, сменяемость видов деятельности в те же сроки, в классном самоуправлении эти сроки могут быть короче.

Построение самоуправления. Построение пирамиды самоуправления строится снизу вверх.

Участие. Участие всех учащихся в системе самоуправления (принцип
демократизма)

Согласие. Разногласия могут проявляться до принятия решения. До принятия решения необходимо находить и общие точки соприкосновения разных идей, выстраивать общее решение. После принятия решения действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.

Система школьного самоуправления

представляет трехуровневую ступень.

Первый уровень - классное ученическое самоуправление, второй - ученическое самоуправление, третий - школьное самоуправление. Первые два уровня самоуправления составляют структуру ученического самоуправления. Каждый ученик класса может входить в тот или иной орган самоуправления класса, школы, может быть избран руководителем того или иного органа.

Структура первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов. Для определения органов классного самоуправления были выделены ведущие виды деятельности в школе, в которые включаются учащиеся во внеурочное время, в том числе и в системе дополнительного образования. Это познавательная деятельность, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, тимуровская и информационная деятельность. Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. В классах работают 7 рабочих органов классного ученического самоуправления. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности


Модель и структура ученического самоуправления в школе Содержание и формы работы школьного самоуправления


В школе работают 7 центров в ученического самоуправления. Содержание работы органов самоуправления, их количество определяется исходя их ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе, такими видами деятельности являются: познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивная, оздоровительная, нормативно-правовая и информационная.

За планирование и организацию познавательной деятельности отвечает
Учебный центр:

  • Учебный центр координирует работу учебных секторов в классах.

  • Организует проведение внеклассных мероприятий по развитию интереса к учебе, углублению и расширению знаний учащихся: олимпиад, викторин, предметных дней и т.п. совместно с учителями.

  • Создает малое научное общество учащихся и учителей с целью развития проектных и исследовательских работ.

  • Сотрудничает с пресс центром , участвует в выпуске школьной газеты, освещает состояние обучения.

  • Осуществляет контроль за организацией взаимопомощи учащихся, с этой целью создает группу взаимопомощи.

  • С целью контроля за дневников проводит соответствующие рейды.

Учебный центр имеет право:

  • определить и назначить класс или отдельных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и потребовать отчета;

  • при проведении рейда потребовать дневники у учащихся для проверки их ведения;

  • обращаться к председателю ученического самоуправления, педсовету, родительскому комитету, совету школы с просьбой обсудить вопрос об учебе любого ученика.

За реализацию художественно-эстетической деятельности отвечает
Культмассовый центр

  • Он координирует работу культурно-массовых секторов классов.

  • Планирует, организует и проводит все мероприятия, связанные с эстетическим воспитанием: конкурсы, вечера, дискотеки и т.д.

  • Берет на себя организацию эстетической стороны всех коллективных творческих дел и других общешкольных дел.

  • Сотрудничает с пресс центром , участвует в выпуске школьной газеты.

  • Освещает проведение мероприятий эстетического направления.

Культмассовый центр имеет право:

  • определять и назначать класс или определенных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и требовать отчета;

  • переносить или не разрешать проведение общешкольного или классного мероприятия в том случае, если программа не соответствует эстетическим требованиям;

  • обращаться в Совет школы или к администрации с просьбой разрешить проведение того или иного мероприятия.

За соблюдение прав учащихся, исполнение ими обязанностей, профилактикой правонарушений отвечает Центр дисциплины и порядка.

  • Он следит за дисциплиной учащихся, за соблюдением прав учащихся, Устава школы, правил для учащихся.

  • Организует и контролирует дежурство классов по школе.

  • Организует рейды по проверке посещаемости занятий учащимися.

Центр дисциплины и порядка имеет право:

  • определять и назначать класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия;

  • потребовать дневник у нарушителя дисциплины и передать его классному руководителю или дежурному учителю, с тем чтобы тот сделал соответствующую запись;

  • обращаться к Совету школы, педсовету, родительскому комитету с просьбой обсудить поведение того или иного ученика;

  • представитель центра дисциплины и порядка имеет право присутствовать на педсовете при обсуждении оценок по поведению (при этом он имеет право совещательного голоса).

Спортивный центр

  • планирует, организует подготовку и проведение всех спортивно-туристических мероприятий в школе.

  • Разрабатывает положения об этих мероприятиях и организует судейство на них.

Спортивный центр имеет право:

  • определять и назначать ответственных за те или иные спортивные мероприятия, требовать отчет;

  • обращаться в Совет школы или администрации с просьбой разрешить проведение того или иного спортивного мероприятия.

Пресс-центр отвечает за

  • выпуск школьной газеты, освещающей наиболее важные события;

  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решения
    совета, дежурного класса;

  • следит за оформлением странички Выпускников в школьном альбоме, осуществляет контроль за ее ведением;

  • следит за систематическим пополнением и обновлением школьного сайта.

Центр по работе с младшими школьниками

  • Планирует, организует и проводит коллективно- творческие дела в младших классах;

  • Координирует Тимуровскую работу;

  • Обращаться в Совет школы или к администрации ОУ с просьбой разрешить проведение того или иного мероприятия.







Модель и структура ученического самоуправления в школе

Модель и структура ученического самоуправления в школеОрганизация деятельности ученического самоуправления


Работа ученического самоуправления строится на основе теории управления и представляет собой рабочий управленческий цикл: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ, данные функции реализуются в течение определенного промежутка, чаще всего - месяц, и повторяются при подготовке и проведении очередного КТД. Такое циклическое чередование Н.П. Капустин условно называет рабочим управленческим циклом в деятельности органов самоуправления. Сбор информации и её анализ осуществляются на всех уровнях школьного
самоуправления. После проведенного КТД в классных коллективах проводится анализ проведенного дела, учащиеся анализируют и оценивают деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На заседаниях Совета школы проводится обобщенный анализ КТД, разбираются причины недочетов, подводятся итоги. Анализ по каждому направлению деятельности в отдельности (на заседаниях актива) и на заседаниях совета. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

Планирование.

В планировании участвуют: все члены классных коллективов - классные органы на общешкольном уровне - общешкольные органы самоуправления. Планирование деятельности органов самоуправления, КТД происходит чаще всего к проектной деятельности. Результат планирования - это ответ на вопрос «Что делать и как делать?» Что делать в классе и что делать в школе?

Организация

Организация, то есть подготовка учащихся к деятельности. После защиты проекта инициативная группа распределяет обязанности между классами. Представители классных коллективов знакомят класс с планом проведения КТД, проводят инструктивно-методическую работу. В начале года, четверти (при смене членов самоуправления) педагоги - консультанты проводят учебу актива. Как только учащиеся, руководители органов общешкольного ученического самоуправления адаптируются к новой социальной роли, консультативная деятельность сочетается с собственной инициативой и, наконец, сами учащиеся готовы самостоятельно проводить заседания общешкольных органов ученического самоуправления. Суть деятельности по организации состоит в том, чтобы подготовить самих учащихся, определить время, ответственных.

Контроль.

Эта функция осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов ученического самоуправления. Цель получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы. Основной метод контроля в работе органов самоуправления - наблюдение, которое позволяет выявить отклонения в работе самоуправления или, наоборот, отметить его нормальное функционирование. Применяются и другие методы: анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.

Регулирование и коррекция

Регулирование и коррекция - это внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через учащихся, руководителей тех или иных органов самоуправления. Педагоги консультанты общешкольных ученических органов и классные руководители оказывают влияние на них, а они, в свою очередь, - на членов своих служб, члены служб - на членов коллектива. Влияние оказывается простыми способами, например, вниманием, беседой, помощью, организацией взаимопомощи.

Взаимодействие ученического самоуправления

с другими органами школьного самоуправления.


Ученическое самоуправление не может существовать само по себе, оно обязательно должно взаимодействовать с педагогическим советом, родительским комитетом, входить в структуру школьного самоуправления как часть его. Взаимодействие ученического самоуправления с педагогическим коллективом и родительским комитетом происходит на уровне Совета школы.

Функции Совета школы: стратегическое целеполагание, включающее в себя перспективу развития школы или улучшения внутришкольной жизни; принятие решений прямого и непрямого действия - прямого, если они выходят непосредственно на организацию жизни самих учащихся, и непрямого, если они выходят на административное управление, на педагогов или родителей.

Совет школы - это пусковой механизм организаторской работы по функционированию системы внутришкольной жизни, потому что совет утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

Структура школьного соуправления. Согласно принципу педагогического руководства у каждого центра ученического самоуправления есть педагоги-консультанты. Педагогами-консультантами выступают директор школы, заместители директора учебной и воспитательной работе, педагог- психолог, классные руководители, другие педагоги, способные оказать помощь членам ученического самоуправления в работе.

Во главе ученического самоуправления стоит заместитель директора по воспитательной работе. Педагоги - консультанты участвуют в общем собрании и, в зависимости от степени развития органов самоуправления, либо организовывают и контролируют, либо направляют и координируют деятельность органов самоуправления.

Указанная структура соответствует принципам построения системы ученического и школьного самоуправления. Система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности её органов. Содержательная сторона обеспечивается единым планированием воспитывающей деятельности.


















Модель и структура ученического самоуправления в школе КТД (коллективное творческое дело)

Цель технологии, разработанная ИЛ. Ивановым, - формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности, формирование широкого диапазона разновидностей социального опыта, развитие познавательных, организаторских, исследовательских, творческих, технических оформительских, трудовых действий.

Технологическая карта методики коллективного воспитания:

Основания:
Развивающий метод и
функции управления

технология

Методика

Мотивация

Выбор цели
деятельности

Беседа, опрос, традиции, диспуты

Планирование

Планирование деятельности

Метод мозгового штурма. Проектная деятельность.

Организация

Распределение «зон ответственности» между членами
коллектива

Обсуждение и принятие
решения на основе
принципов участия всех и согласия

Контроль
(регулирование)

Подготовка коллективного дела:
репетиции, оформление, тренировки, практическая деятельность

Мотивация деятельности детей через внимание, заботу, взаимопомощь

Мониторинг (анализ)

Проведение коллективного дела
(реализация цели деятельности)
Рефлексия. Самоанализ.
Постоянное наблюдение за изменениями в поведении детей

По плану. По сценарию. Классный час. Конференция учащихся, заседание Центров ученического самоуправления

При организации КТД мы особое внимание уделяется этапу планирования, рефлексии и наблюдению за изменениями в поведении детей. Эти технологические звенья мы считаем особо важными при проведении коллективных дел. Основными формами, в которых используется технология КТД являются классные собрания.

На этапе планирования особое внимание мы уделяем проектной деятельности, как одному из самых продуктивных способов создания условий для развития и саморазвития личности. «Метод проектов позволяет сочетать познавательные задачи с практическими; содействует развитию самостоятельности и организаторских качеств детей; открыть творчеству и видоизменениям; может использоваться индивидуально, группой и коллективом; предполагает реализацию основных этапов организаторской деятельности постановка задачи, разработка проекта, организация общественного мнения, трудовая работа, учет проделанной работы» (М.В. Крупенина).

В переводе с латинского слово «проект» означает дословно «брошенный вперед», т.е. замысел, воплощенный в виде прообраза объекта, реально еще не существующего.

Модель и структура ученического самоуправления в школе Метод проектов

Метод проектов созвучен методике КТД, поэтому может использоваться и
как часть её (на этапе планирования) и самостоятельно. Он позволяет гармонично
сочетать лучшие педагогические традиции «пионерской методики», закрепившиеся
в массовой школе, с идеями обновления воспитывающей деятельности современной школы:

• воспитание в коллективе с самоопределением личности,

• полезное практическое дело с задачей школы пробуждать интерес к знаниям;

• познавательный результат в воспитании с актуализацией идеи воспитывающего обучения;

• активную позицию ребенка с позицией сопровождения педагога;

• самоорганизации, последовательность организаторской деятельности с идеями технологического образования современной школы.

Выбирая данную технологию, как соответствующую целям и задачам ученического самоуправления, мы руководствовались следующими особенностями метода проектов:
1. Цель проекта - добиться желаемого и планируемого результата, т.е. ориентация на успех

2. Проект можно составлять как группой, так и индивидуально, что позволяет учитывать интересы детей

3. Проект позволяет решать как познавательные, так и социально значимые и практические задачи

4. Проект позволяет усложнить или упростить обстоятельства его применения в зависимости от сформированности у детей необходимых навыков, от способностей детей и их личного выбора


Основные технологические этапы

Этапы построения работы согласно методу проектов

Особенности использования метода проектов в организации деятельности самоуправления

Постановка задачи (наблюдение, выяснение дела для улучшения окружающей жизни).

Целеполагание. Выбор цели. (анализ проблем, возможностей, изменений; поиск альтернатив - кому полезен проект?)

Разработка проекта (беседа
педагога, чтение книг,
обсуждение лучшего варианта).

Планирование работы
(конкретизация задач; выбор средств достижения. Определение сроков и последовательности действий; принятие решения, разделение работы).

Обоснование проекта
(описаниё проекта, условий его реализации; определение затрат ресурсов времени, труда; расходы и источники).

Организация общественного
мнения (агитация детей и
взрослых)

Презентация проекта (защита
проекта, реклама, апробация замысла).

Трудовая работа
(выполнение)

Организация выполнения
(исполнительская деятельность).
Контроль (отслеживание и
мотивация).

Учет проделанной работы
(определение, что нового узнала, чему научились?).

Демонстрация проекта (показ результатов).
Оценочная деятельность (выявление неиспользованных резервов).

Фиксирование проекта
(описание проекта и его результатов, установление обратной связи, публикация).

Обучение детей методу проектов проводилось в процессе проведения конкретных дел, причем, если сначала мы обязательно делили учащихся на проектировщиков, аналитиков, экспертов и главным был для нас процесс проектирования, то впоследствии деление на группы производилось не всегда, упор делался на практическую реализацию проекта.

Учитывая многообразие проектов и способов организации проектной деятельности, используем данную форму как основную в условиях современной школы.


































Заключение


После продолжительного анализа нами были сделаны следующие выводы:

  • Самоуправление является важным условием гражданского образования.

  • Ученическое самоуправление является демократическим, т.к. выражает интересы учащихся, управляет с учетом этих интересов и включает учащихся в управленческую деятельность.

  • Смысл самоуправления в современной школе заключается в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

  • Самоуправление должно служить средством самоорганизации коллективной жизни и эта коллективная жизнь выстраивается самими детьми при поддержке и помощи взрослых.

  • Органы самоуправления включают всех учащихся в разностороннюю деятельность, улучшающую их жизнь, а потому необходимую для них.

  • Системная работа ученического самоуправления приводит всех участников процесса к общей заинтересованности в получении лучших результатов совместной работы, гармонизирует отношения детей и взрослых, выводя их на уровень сотрудничества.







© 2010-2022