Творческая работа по теме Внутришкольный контроль

Внутришкольный контроль - проблема актуальная, так как он является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания. Внутришкольный контроль - это всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координирования всей работы в соответствии с поставленными задачами. Эффективность же управления учебным и воспитательным процессом во многом зависит от того, какой мере руководителем известно реальное состояние ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Почетненский УВК «школа-лицей»

Красноперекопского районного совета Республики Крым


Творческая работа по теме:


Внутришкольный контроль как составляющий элемент работы заместителя директора по учебной работе







Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы внутришкольного контроля……………………….5

1.1 Внутришкольный контроль, его виды и формы …………………………5

1.2 Роль и место контроля в системе внутришкольного управления ………15

1.3 Требования к контролю ……………………………………………………18

1.3.1 Недостатки в организации внутришкольного контроля ………………20

1.4 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля …………………………………………………………………………21

1.5 Новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы ……………………………………………29

2. Основные направления организации внутришкольного контроля………34

2.1 Планирование и осуществление внутришкольного контроля …………34

Заключение …………………………………………………………………….45

Литература ……………………………………………………………………..47

Приложение 1 …………………………………………………………………..50

Приложение 2 …………………………………………………………………..56

Введение

Внутришкольный контроль - проблема актуальная, так как он является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания.

Внутришкольный контроль - это всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координирования всей работы в соответствии с поставленными задачами. Эффективность же управления учебным и воспитательным процессом во многом зависит от того, какой мере руководителем известно реальное состояние учебного процесса. Деятельность как педагогического, так и ученического коллективов в школе руководит директор совместно со своими заместителями. Следовательно, директор школы должен управлять учебно-воспитательным процессом в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Поэтому и контроль должен быть направлен, прежде всего, на обеспечение высокого качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Функции контроля - это проверка и учет исполнения руководящих указаний, результативности их исполнения, выявления причин недостатков. На основе данных контроля осуществляется координирование работы в соответствии с поставленными задачами. Таким образом, контроль включает анализ достигнутых результатов и является исходным пунктом нового цикла управления, предполагает выявление новых задач, которые вытекают из анализа состояния работы школы.

Внутришкольный контроль - это сложный и многосторонний процесс, и он, как всякое целое, обладает некоторой закономерной упорядоченностью, организацией взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции. Контроль за внеклассной работой и контроль за выполнением учебных программ и по форме организации, и по методам контроля будет разным. То же самое можно сказать и о контроле за состоянием преподавания учебных предметов, и о контроле за качеством знаний, умении и навыков учащихся.

Целью курсовой работы является выявление основных характеристик осуществления внутришкольного контроля как инструмента управления качеством обучения учащихся. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • Определить и обосновать виды и формы внутришкольного контроля, требования к внутришкольного контроля.

  • Выявить условия эффективности внутришкольного контроля.

  • Разработать методические рекомендации по осуществлению внутришкольного контроля как инструмента управления качеством обучения учащихся.






I. Теоретические основы внутришкольного контроля

1.1 Внутришкольный контроль, его виды и формы

Внутришкольный контроль - одна из общих функций систем внутришкольного управления. Он осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль. Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Л.И. Вагина, - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта [1].

Внутришкольный контроль включает систематическое изучение жизнедеятельности школы, учебно-воспитательного процесса и труда учителя. Анализируются все аспекты работы педагогов: планирование, дидактическая и техническая подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащимися, вариативность домашних заданий, проверка и оценка знаний учащихся.

В основу внутришкольного контроля школы закладывают педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса. В качестве целей внутришкольного контроля выдвигают:

- достижение соответствия функционирования и развития, педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования;

- дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая, индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.

Из целей вытекают следующие задачи внутришкольного контроля:

- периодическая проверка выполнения требований государственных стандартов по различным предметам;

- формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями, навыками;

- систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы;

- поэтапный контроль за процессом усвоения знаний учащимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний;

- оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствовании ими своего педагогического мастерства;

- изучение опыта работы учителей;

- постоянная проверка выполнения всех планов работы школы и принимаемых управленческих решений;

- обеспечение связи урочной и внеурочной деятельности школы;

- диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества;

- выработка наиболее эффективных технологий преподавания предметов;

- повышение ответственности учителей, осуществление внедрения новых методов и приемов работы в практику преподавания учебных предметов.

- совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.

Функции внутришкольного контроля:

Функция обратной связи. Без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения.

Диагностическая функция. Имеется в виду аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля. Связана, прежде всего, с переводом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания.

Стимулирующая функция. Предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

Задача контроля - получение информации и оказание помощи педагогу Современный уровень управления образованием связан с модернизацией системы образования. Модернизация предполагает изменение организационно правовых аспектов управления. Это, в свою очередь, связано с процедурами регламентации и оценки деятельности образовательного учреждения. Аттестация и лицензирование учебного учреждения позволяют потребителям образовательных услуг получать объективно достоверную информацию о соответствии условий и результатов обучения и воспитания в конкретном учреждении государственным нормам. [2].

Внутришкольный контроль, как справедливо отмечает И.В. Гуревич, должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот минимум он называет базовым компонентом внутришкольного контроля. Он является той инвариантой внутришкольного контроля, которая дает возможность руководству школы готовить ее к аттестации, сохранять целостность учебно-воспитательного процесса школы, гарантировать государственный стандарт образования выпускникам школы. [3]

Продумывая организацию контроля, некоторые руководители стремятся установить очередность в изучении состояния преподавания учебных дисциплин. В этой связи в первом семестре они проверяют одни предметы, во втором - другие и т.д. У других контроль строится без учета каких-либо принципов и представляет собой систему разрозненных мероприятий. Третьи - стремятся к ежедневным и равномерным посещениям уроков. На первый взгляд это, кажется неплохо, но здесь есть недостатки. Руководитель школы на протяжении месяца каждый день посещает уроки разных учителей и ни одному из них не уделяет столько времени, сколько требуется для всестороннего изучения работы учителя. Отмеченные подходы к организации внутришкольного контроля не отвечают требованиям сегодняшнего времени. Учитывая современный уровень учебно-воспитательного процесса, руководители школ должны стремиться к преемственности в научном и методическом росте всего педагогического коллектива, новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива [5].

К системе средств управления относится сочетание различных направлений и форм контроля, которые помогают руководителям получить всестороннюю информацию о состоянии дел в школе. Направления и формы контроля - важная сторона в организации руководства учебно-воспитательным процессом. Каждое направление и форма контроля, прежде всего, должны иметь целевое назначение и способствовать предупреждению возможных ошибок в деятельности учителя на разных этапах учебной работы. В содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления: учебно-воспитательный процесс, педагогические кадры, учебно-материальная база.

В учебно-воспитательном процессе внутришкольный контроль обычно осуществляется за выполнением всеобуча, состоянием преподавания учебных предметов, уровнем знаний умений и навыков учащихся, внеклассной воспитательной работой, организацией внеклассной воспитательной работы.

Внутришкольный контроль в работе с педагогическими кадрами осуществляется за выполнением нормативных документов, выполнением решений педсоветов и рекомендаций научно - практических конференций, совещаний при директоре, за работой методических объединений, за повышением квалификации учителей и их самообразованием.

Учебно-материальная база подвергается внутришкольному контролю по таким параметрам как хранение и использование учебно-наглядных пособий и ТСО, развитие кабинетов, ведение школьной документации и школьного делопроизводства, деятельностью учебно-воспитательного персонала ... [6].

Для характеристики внутришкольного контроля важное значение имеет осмысление его видов, форм и методов. Проблема их классификации в настоящее время остается дискуссионной, что служит подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающегося поиска ее оптимального решения. Над этой проблемой работают такие ученые, как М.Л. Портнова, Н.А. Шубин, Т.И. Шамова и другие. Так в классификации Т.И. Шамовой выделяют два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на начальной или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, отмечает Т.И.Шамова, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта [7].

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих, этот вид контроля целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации, изучаются все направления его работы - учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и другое. С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении. К сожалению, не исключены случаи, когда результаты такого контроля и последующего анализа свидетельствуют о профессионально-педагогической некомпетентности педагога, об отсутствии роста, а иногда и о профессиональной непригодности [8].

Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеурочной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика учебных достижений учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др. [9].

Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются как администрация, так и представители методических объединений школы.

Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, развитие познавательных интересов учащихся или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и других.

Комплексно-обобщающая форма контроля используется при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В.М. Муравьев отмечает, что в названии форм контроля повторяется термин «обобщающая». Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения [10].

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как наблюдение, беседа, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы внутришкольного контроля взаимно дополняют друг друга, и если администрация хочет знать реальное положение дел, то должна по возможности использовать различные методы контроля. [4]

При проведении контроля эффективным является использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков. Даже сам факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности [11].

В школьной практике широко используются также социологические методы сбора информации; анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспертных оценок. Они позволяют проверяющему быстро получить интересующую его информацию, причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.

Выделяют следующие объекты внутришкольного контроля. В своей работе «Азбука школьного управления» М.П. Портнов выделил: [12].

В учебном процессе:

  • выполнение учебных программ;

  • уровень знаний и навыков учащихся;

  • продуктивность работы учителя;

  • индивидуальная работа с детьми;

  • качество внеурочной предметной деятельности;

  • навыки методов самостоятельного познания у учащихся.

В воспитательном процессе:

  • уровень воспитанности учащихся;

  • уровень общественной активности учащихся;

  • качество работы классных руководителей;

  • участие родителей в воспитательном процессе;

  • качество общешкольных традиционных мероприятий;

  • уровень здоровья и физической подготовки учащихся;

  • качество профилактической работы с педагогически запущенными детьми.

В методической работе:

  • научно-методический уровень каждого учителя;

  • методический уровень каждого классного руководителя;

  • механизм распространения педагогического опыта;

  • повышение квалификации педагогов.

В научной и экспериментальной деятельности:

  • соответствие этой деятельности концепции развития школы;

  • степень научной обоснованности нововведений;

  • результативность нововведений;

  • уровень научной образованности педагогов;

  • научно-исследовательская деятельности учащихся.

В психологическом состоянии учащихся и учителей:

  • степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, учителей;

  • психологическая подготовленность коллектива к введению новой структуры и т.д.

Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями:


  • санитарно-гигиеническое состояние;

  • обеспеченность учебной и методической литературой;

  • обеспеченность учебно-техническим оборудованием.

1.2 Роль и место контроля в системе внутришкольного управления

Контроль - составная часть внутришкольного управления, начало управленческой деятельности.

Непосредственный контроль деятельности должностного лица образовательного учреждения - внутришкольный контроль осуществляет руководитель или его заместитель в соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными инструкциями. Именно контроль в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами проверок принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений, оказывается необходимая методическая помощь педагогическим работникам. Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного контроля в случае [13]:

  • планового изучения результатов текущей, промежуточной аттестации обучающихся;

  • необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному руководителем образовательного учреждения;

  • подготовки к аттестации образовательного учреждения;

  • подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);

  • подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;

  • обращения родителей обучающихся.

Перед началом проверки необходимо, в том числе изучить нормативные документы по теме инспектирования:

  • определить показатели и критерии оценивания деятельности проверяемого;

  • ознакомиться с той частью образовательной программы, которая изучается в процессе проведения проверки;

  • ознакомится с существующим методическим обеспечением образовательной программы;

  • проанализировать состояние текущего контроля знаний обучающихся.

Проверка может быть ограничена анализом проведенной письменной проверочной работы по тексту, предложенному руководителем учреждения. В этом случае желательно сравнить полученные результаты с результатами текущего контроля, который проводил учитель.

После каждого посещения учебного занятия руководителю желательно провести краткое собеседование для ознакомления с самооценкой результатов деятельности проверяемого и уточнения выполнения поурочного и тематического планирования.

Завершающим этапом в должностном контроле является подведение итогов, формирование выводов и предложений по совершенствованию работы педагогического работника или определение мер по устранению выявленных нарушений.

Примерные темы контроля:

  • состояние преподавания учебного предмета.

  • выполнение образовательных программ

  • выполнение тематического планирования (теоретическая и практическая части образовательных программ) по классным журналам; система домашних заданий (тренировочные упражнения, домашние творческие и индивидуальные работы, их объем).

  • работа по исполнению законодательства о защите прав детства.

  • ведение педагогическими работниками установленной школьной документации.

  • подготовка к ГИА в выпускных классах.

  • организация работы педагогов над типичными ошибками обучающихся и ликвидации пробелов в освоении учебного материала.

  • состояние работы в группах продленного дня.

  • состояние работы педагогов с детьми, обучающимися на дому (по болезни).

  • результаты деятельности педагогов по соблюдению охраны труда и созданию безопасных условий при организации учебных занятий.

  • организация образовательной деятельности молодого (вновь назначенного) педагога.

  • результаты инновационной или экспериментальной работы педагогического работника, ОУЗ

  • совместная деятельность педагогических работников классного руководителя, родителей

  • состояние работы педагогических работников по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся (осознанное отношение к учебной деятельности, пропуск учебных занятий и т.п.).

Контроль рассматривается как очередной этап управления качеством образовательного процесса, эффективность которого в существенной мере обусловливает адекватность принимаемых управленческих решений. Такое системное представление контроля как элемента единого процесса управления позволяет сформулировать его цели, функции и задачи, требования к планированию, организации и проведению, конкретное содержание и формы контроля, исходя из целей обеспечения высокого качества образовательного процесса. По результатам контроля цели и планы управления качеством образовательного процесса могут уточняться и корректироваться [14].

Внутришкольный контроль обеспечивает качественную работу школы, если будет ежегодно проводиться комплексная диагностика педколлектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей.

Диагностика - основа качественного управления образовательным учреждением. Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации. Диагностика коллектива - важное условие, которое обеспечит руководство образовательного учреждения информацией, необходимой для организации личностно ориентированного контроля и вариативного гибкого методического сервиса в школе. Только при таком условии внутришкольный контроль выполнит свою диагностическую, стимулирующую и воспитывающую функции.

1.3 Требования к контролю

В условиях демократизации и гуманизации школьной жизни администрация школы не только не освобождается от контроля за учебно-воспитательным процессом, но и становится как бы главным государственным инспектором за деятельностью педагогического коллектива [15]. Требования к внутришкольному контролю изложены в «Положении о внутришкольном контроле» (Приложение 1).

Практика свидетельствует, что контроль и анализ несут в себе элементы демократичности при выполнении следующих условий:

высокая компетентность школьного руководства, достаточный уровень его мировоззренческой, научно-теоретической подготовки, творческая работа руководителя школы как учителя-предметника, основательное знание педагогики, дидактики, частных методик, возрастной и педагогической психологии, психологии учителя, теории и методики воспитания, способность верно оценивать работу педагогов.

Общественный характер контроля состоит в привлечении к проверкам лучших учителей школы, руководителей методических объединений и творческих групп.

Гласность и объективность контроля - непременные условия для обеспечения информацией педагогического коллектива и контролируемых лиц; одновременно гласность становится обязательным условием регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса.

Наличие органической взаимосвязи контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, педагогических явлений, деятельности учителя и учащихся, конечной целью которого является принятие педагогических и управленческих решений, а также прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или отдельных сторон этого процесса.

Совершенствуя внутришкольный контроль, необходимо иметь в виду

нацеленность контроля на качество конечных результатов и рациональных путей их достижения; повышение самостоятельности всех звеньев работы школы через их автономизацию (передача полномочий методическим объединениям и т.д.) и повышение ответственности каждого за качество конечных результатов; стимулирование перехода автономных структур, а также отдельных учителей на самоконтроль и самооценку в сочетании с отслеживанием конечных результатов руководителями школы;

создание в каждой школе системы внутришкольного контроля, предусматривающей охват контролем всех компонентов, обеспечивающих стабилизацию, перевод школы в режим развития или ее функционирования в этом режиме;

разработка и постоянное накопление научно обоснованных программ сбора информации, где бы четко были сформулированы цель проверки, теоретические подходы, параметры оценки, программа наблюдения и методика обработки результатов.

1.3.1 Недостатки в организации внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль обеспечивает качественную работу школы, если отсутствуют следующие недостатки [16]:

Далеко не всегда контроль нацеливается на конечный результат. Бывает так, что в школе вроде бы и много проверок проведено: и уроки посещались, проводились и контрольные работы, и беседы с учителями и детьми, а в действительности контроля нет, потому что проверки прошли мимо цели, то есть формально

В организации внутришкольного контроля не просматривается системы: выбор объектов контроля случаен и не обнаруживает умения администрации вычленить главные, приоритетные направления деятельности коллектива и сосредоточиться на них. При такой организации контроля характерно посещение значительного количества уроков, но у разных учителей, что не позволяет составить системного представления о работе.

Недостаточно продуманное планирование внутришкольного контроля (не все направления взяты на контроль или проверяются бессистемно).

Отдельные руководители излишне регламентируют деятельность учителей, без достаточных оснований дают непродуманные рекомендации, относящиеся к формам и методам работы учителей, не учитывая при этом их творческий потенциал и педагогический почерк, стремятся показать, что «мы тоже не лыком шиты». Так навязывается учителям единое тематическое планирование (на «мое» усмотрение), заставляют переписывать его из методических журналов (когда требуется только коррекция).

Недостаточно изучается уровень знаний, умений и навыков, не анализируются результаты, которые фиксируются как набор оценок, не устанавливаются причины пробелов в знаниях учащихся.

Учитель воспринимается не как субъект, а как объект контроля, поэтому при анализе используется монологический тип общения.

Часто отсутствует анализ, нет выводов. Если анализ запаздывает, то

журналом внутришкольного контроля невозможно воспользоваться, так как ход и содержание урока не восстановить по тем записям, которые там ведутся. А вот если есть программа наблюдения урока (лист наблюдения/анализа), где выводы сделаны на основе реализации целей и результатов урока, тогда можно помочь учителю в его работе [17].

1.4 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля

Контроль играет большую роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса в любой педагогической системе. Там, где дело касается контроля, мелочей быть не может. Контроль за работой людей весьма тонкое дело: контролируя, можно повысить инициативу педагогов, но можно и приглушить ее. Умелый, эффективный контроль - целая наука. Эффективное определение способов внутришкольного контроля возможно лишь на основе уточнения степени влияния ранее предпринятых и предпринимаемых действий, на основе внедрения достижений из области психолого-педагогической теории и практики. И еще на основе объективности. «Чтобы избежать субъективизма в оценке труда педагога, - отмечает в своей работе Г.В. Ельников, - надо опираться не только на достаточное количество фактов, но и учитывать условия, в которых он работает, а также его возможности. Объективные оценки исключают предвзятое или снисходительное отношение к отдельным работникам» [18].

Для обеспечения психолого-педагогических условий эффективности внутришкольный контроль необходимо проводить поэтапно. Кратко охарактеризуем эти этапы.

Мобилизационный этап, включает в себя четкое определение цели и объектов контроля. Педагогический коллектив своевременно знакомится с задачами контроля, способами его осуществления и своими обязанностями, что требуется для достижения цели, какими параметрами важно руководствоваться в процессе ее решения.

Экспериментальный этап. Предполагает включение учителей в различные виды творческой работы по заданной программе.

Итоговый уточняющий этап. Происходит прием предварительно полученной информации, ее анализ, уточняется степень сформированности конкретных умений учащихся.

Этап прогнозирования деятельности требует включения дополнительной информации в экспериментальную программу, нацеленности педагогов на ее осмысление, а так же обеспечения взаимосвязи руководства, взаимоконтроля и самоконтроля в процессе прогнозирования поиска. Учителя осмысливают новые приемы воздействия на учащихся с целью более успешного их обучения и воспитания.

Такой подход к организации и осуществлению внутришкольного контроля правомерно рассматривать как динамический процесс, в котором творчески работающий учитель включается в постоянный поиск наиболее эффективных средств воздействия на учащихся. Важно, как отмечает

В.И. Затвязинский и то, что итоговый уточняющий этап в системе контроля помогает осуществлять постоянную коррекцию деятельности учителей, а прогнозирующий - нацеливает их на постоянный творческий поиск [19].

Эффективность контроля - это, прежде всего, повышение качества учебно-воспитательной работы учителя и качества знаний, умений и навыков учащихся. Контроль за ходом урока - не самоцель, а педагогическая необходимость, выдвигаемая самой сутью учебного процесса, состоянием дел, его результатами в той или ином классе, у того или иного учителя.

Учителя не любят проверок и проверяющих. Это происходит в том случае, когда проверка не приносит учителю сколько-нибудь ощутимой пользы, а сами проверяющие не готовы ни к проверке, ни к анализу и квалифицированным рекомендациям учителю. Главная, принципиально важная сущность психолого-педагогической эффективности внутришкольного контроля - дать глубокий анализ причин успехов или неудач, проверить, чтобы помочь учителю. Чтобы добиться лучших результатов в обучении и воспитании, нужно глубоко знать все сильные и слабые стороны в ведении уроков каждым учителем школы с тем, чтобы активно вмешиваться в процесс обучения и воспитания.

В основе эффективной проверки за состоянием учебно-воспитательного процесса на долю за качеством преподавания уроков приходится 80-90 процентов всего времени, затрачиваемого администрацией школы на внутришкольный контроль. С урока начинается школа, с урока начинается учитель, воспитывающий ученика как не просто носителя определенной суммы знаний, но и как гражданина.

Из множества задач эффективного внутришкольного контроля в первую очередь необходимо выделить самые главные, самые существенные, наиболее активно влияющие в положительном или отрицательном смысле на качество знаний, умений и навыков учащихся, на развитие их воспитанности, на качество уроков и выполнение требований государственных программ. В каждой школе сложилась своя специфика, свои особенности и, следовательно, цели контроля. Однако есть и такие аспекты организации и методики урока, которые присущи в большей или меньшей степени любому педагогическому коллективу, например, изучение работы системы уроков учителя, добившегося высоких показателей в труде, чтобы раскрыть секреты его успехов и распространить их в коллективе, сделав успех одного достоянием всех. Но объектом изучения могут стать и уроки учителя, которому не удается пока высокая результативность, хотя он и затрачивает не меньше усилий. Система работы такого учителя изучается с другой целью: найти совокупность причин, мешающих добиться высоких результатов, и определить пути их устранения.

Перед тем, как идти на урок заместитель директора должен изучить пояснительные записки к программе, познакомиться по классному журналу с материалом, пройденным на предыдущем уроке и домашним заданием, изучить или просмотреть разработки уроков по данной теме. Если учитель и заместитель директора психологически и методически готовы к разбору урока после его окончания, то это наиболее оптимальный вариант. Если имеются сдерживающие факторы (возбужден учитель, заместителю директора необходимо посоветоваться со специалистами, недостаточно времени), то можно перенести разговор на 2-3 дня. Но обязательно надо дать учителю краткий, оценочный анализ урока [20].

При всех разновидностях форм и методов изучения деятельности учителя особое значение надо придавать предупреждению недочетов в работе учителя, так называемому предупредительному контролю. Пусть учитель покажет, на что он способен, каковы его потенциальные возможности. Пусть уроки учителя становятся лучше, эффективнее, а знания учащихся прочнее и глубже. В этом и заключается эффективность внутришкольного контроля. Учитель должен психологически подготовиться, мобилизовать себя для работы в присутствии постороннего.

Заместитель директора осуществляет также контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся. Эту проверку он проводит непосредственно на уроках. Главное внимание уделяет тому, как ученики усвоили материал, чему их научили учителя. Личная проверка знаний и умений учащихся заместителем директора - важнейшее звено эффективности внутришкольного контроля, ибо только в этом случае можно получить достоверную информацию о реальных результатах учебного процесса. Уровень знаний, их осознанность, точность и действенность - главный критерий в оценке работы учителей.

Планируя проверку знаний учащихся, заместитель директора должен четко определить цель, содержание и методы проверки, наметить сроки, продумать план и содержание проверки, также ознакомить учителей со сроками проверки, должен оценить объективность знаний учителем и соответствие их установленным критериям, оценка знания учащимися отдельных тем, разделов программы, наличие объективности данных для выставления ученикам тематических оценок. Далее следует выяснить, каковы система проверки и оценки знаний учащихся, методы и приемы учителя, используемые при проверке качества знаний, причины низкого качества знаний у отдельных учащихся, установить, как работает учитель на уроке со слабоуспевающими по предупреждению и устранению пробелов в знаниях, как организованы коррекционные занятия, взаимопомощь в учебе. По справедливому замечанию А.Е. Капто, «эффективный, целенаправленный внутришкольный контроль положительно сказывается на улучшении знаний, умений и навыков учащихся, а также на усилении ответственности учителя за производительность своего труда» [21].

Важным психолого-педагогическим условием организации внутришкольного контроля является умелая диагностическая работа заместителя директора школы. Диагностика должна стать связующим звеном между содержанием и результативностью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Во внутришкольном контроле диагностика выполняет следующие функции.

Аналитическая. Это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличие от контролирующей функции, направленной лишь на выяснение недостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе, между результатами и условиями обучения.

Собственно-диагностическая. Это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя.

Оценочная. Это качественная и количественная оценка деятельности администрации школы, каждого учителя и ученика.

Коррекционная. Это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития (следует помнить и учитывать, что вся система позитивных ценностей лежит не вне учителя, а в нем самом).

Ориентационная. Это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач школы, на устранение тех "болевых точек", которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных учителей.

Информационная. Это постоянная информация всех участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики [22].

Диагностическая работа с педагогическим коллективом позволяет прогнозировать перспективы профессионального роста учителя, видеть сильные и слабые стороны в работе учителя с целью создания системы коррекции, формировать педагогическую культуру и мастерство педагога, способствовать росту и совершенствованию методической культуры учителя, стимулировать качество работы методических объединений учебного заведения. Успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику.

Для того чтобы диагностические исследования в работе с учителями были эффективны, заместителю директора совместно с психологической службой необходимо определить пакет диагностических методик имеющих долгосрочную перспективу. При выборе средств и способов педагогических воздействий заместитель директора должен быть в первую очередь ориентирован на учителя, на стимулирование его эмоционального и интеллектуального развития. При этом ключевой является идея развития активности и самостоятельности педагогического коллектива. Организуя деятельность учителей, заместитель директора должен строить управление не как прямое воздействие, а как передачу тех оснований, из которых учитель мог бы самостоятельно выводить свои решения. Основными принципами самореализации заместителя директора являются эмоциональная и личная раскрытость, психологический настрой на оптимальную работу с данным педагогическим коллективом с целью достижения максимальной убедительности и выразительности, выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учителями, облегчающих процесс обучения, положительного эмоционально-психологического климата в коллективе [23].

Полученные в результате диагностики данные заместитель директора может использовать для коррекции плана внутришкольного контроля, для планирования обучающих и проблемных семинаров по преодолению педагогами трудностей в организации уроков и внеклассных мероприятий [24].

Посещая уроки педагогов, заместитель директора должен уделить большое внимание вопросу отношения учащихся к учебной деятельности каждого учителя. Материалы диагностических исследований должны стать основой планирования и прогнозирования внутришкольного контроля и хорошим подспорьем в организации годового планирования работы школы.

Руководство и контроль за организацией учебного процесса невозможны без правильно организованных анализа и оценки важнейшей формы учебного процесса - урока. Урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, акт учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований. Анализ и оценка работы учителя должны быть основаны на изучении всей системы уроков по теме (системный анализ). Практически бывает очень трудно провести такой системный анализ, который охватил бы все стороны урока и требования к нему. Поэтому часто применяется частичный (аспектный, тематический) анализ, который выделяет и рассматривает в уроке качества, имеющие наибольшее значение для данных целей. Для анализа и коррекции показателей уровня обученности учащихся необходимо наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, исследование фактов, влияющих на результативность обучения.

Результаты посещения уроков у одного или нескольких педагогов могут служить основанием для выводов о деятельности педагогов общеобразовательного учреждения по формированию общенаучных умений работы, как с педагогическим коллективом, так и с каждым педагогом. Педагоги в свою очередь, организуют работу по формированию умений учащихся через тематическое планирование и выработку собственного инструментария по отслеживанию результатов обучения.

Руководителю школы необходимо иметь надежную информацию о результативности труда педагогов. Посещая уроки, руководитель школы может анализировать работу педагогов с точки зрения использования ими основных категорий учебных целей (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Результаты анализа могут служить основанием для вывода о работе педагогов (репродуктивный, алгоритмический, эвристический, исследовательский) [25].

1.5 Новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы

В настоящее время наблюдается стремление школ дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить новые функциональные области жизнедеятельности школы [26].

Для контроля за образовательной подсистемой:

  • разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.;

  • диагностика состояния образовательной подсистемы школы;

  • оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

  • принятие решений о направлениях коррекции образовательной подсистемы школы или о необходимости уточнения стандартов контроля;

  • организация исполнения решения (коррекционной работы);

  • проверка исполнения решения;

Для контроля за работой с кадрами:

  • разработка стандартов контроля: требований к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья работников школы;

  • аттестация работников школы;

  • диагностика состояния работников школы;

  • оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья учителей разработанным стандартам контроля;

  • принятие решений о направлениях работы: методической, психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами;

  • организация коррекционной работы;

  • проверка ее исполнения;

Для контроля за работой с контингентом учащихся [27]:

  • разработка стандартов контроля: требований к контингенту учащихся, с которым работает школа на каждой ступени образования, - уровню образовательной подготовленности, психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям; требований к учащимся, желающим осваивать избранное ими содержание образования на том или ином уровне сложности, и др.;

  • диагностика учебных возможностей учащихся;

  • государственная итоговая аттестация учащихся, ВНО;

  • диагностика психофизиологического состояния детей;

  • диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении;

  • ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у школьников;

  • диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке;

  • принятие решений о направления работы, корректирующих состояние работы с контингентом учащихся;

  • организация коррекционной работы;

  • проверка ее результативности;

  • Для контроля за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в школе:

  • осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы;

  • осуществление расчетов стоимости инновационных процессов, учитываемых в договорах с внешними по отношению к школе фондами развития образования;

Для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования:

  • оценка степени соответствия школьных помещений и дидактических средств выработанным стандартам контроля;

  • разработка стандартов контроля: графиков занятости помещений школы; требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса;

  • принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в школе;

  • организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения;

Для контроля за внешними связями школы:

  • разработка стандартов контроля: содержание необходимых творческих контактов с лицами и организациями внешней среды; уровень требуемой квалификации и профессиональной специализации предполагаемых партнеров и т.д.;

  • оценка степени соответствия имеющихся внешних связей и стандартов контроля;

  • принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних связей школы;

В практике работы школ утвердили себя новые организационные формы и структуры контрольной деятельности [28]:

- контроль за образовательной системой школы, отслеживающей промежуточные и конечные результаты образовательного процесса и вносящий предложения о внесении корректив в прогностическую модель выпускника школы;

- совет по развитию школы, функционирующий независимо или в составе Совета школы;

-научно-методический совет, отслеживающий степень достижения целей инновационных проектов;

-экспертные советы при органах внутришкольного управления (совете по развитию школы, научно-методическом совете), оценивающие степень соответствия результатов контрольной деятельности требованиям научного подхода;

за работой с кадрами:

-независимые аттестационные комиссии при территориальных органах управления образованием, оценивающие степень соответствия уровня профессиональной подготовленности работников школы;

-внутришкольные фонды развития, обеспечивающие соответствие между размером личного вклада каждого работника школы в решение проблем школы и размером доплат к их заработной плате;

-руководители методических объединений (МО), руководители инновационных проектов, обеспечивающие соответствие между уровнем профессиональной подготовленности, личностными качествами работников школы и требованиями к ним, порождаемыми задачами функционирования и развития школы;

-органы школьного самоуправления, обеспечивающие соответствие между поведенческими аспектами профессиональной деятельности работников школы и нормами школьной культуры, отраженными в Уставе школы и других внутришкольных нормативных актах;

-функциональные службы школы, обеспечивающие соответствие соматического, психического и нравственного здоровья работников школы требованиям валеологического подхода.


II. Основные направления организации внутришкольного контроля

2.1 Планирование и осуществление внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль - это сознательная, целенаправленная деятельность администрации школы, направленная на выявление отклонений от программы управления. Контроль - это проверка, а также наблюдение с целью проверки, процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей (установка критериев, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок при существенных отличиях). В управлении образовательной деятельностью планирование занимает основное место.

«Сущность планирования, - подчеркивает Л.П. Ромазина, - состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определении наиболее эффективных форм и методов контроля» [29].

Основная цель планирования - интеграция всех участников контроля для выполнения комплекса работ, обеспечивающих конечный результат - уровень обученности учащихся. Планирование осуществляется на всех уровнях управления учреждением образования. В работах В.П. Сергеевой отмечается, что планирование может быть долгосрочным (перспективным - на 3-5 лет), текущим (годовое, полугодовое) и оперативным (почетвертное, ежемесячное, еженедельное, ежедневное). Планы могут детализоваться по функциям управления. Функциональный план разрабатывается для учреждения образования в целом или на комплекс мероприятий, выполняемый одним должностным лицом [30].

Исходными данными для планирования мероприятий внутришкольного контроля являются:

  • период планирования;

  • количество классов учреждения образования;

  • количество учащихся в каждом классе;

  • требуемые сроки начала проведения мероприятий по параллелям;

  • продолжительность выполнения мероприятий;

  • допустимый диапазон отклонения сроков фактического начала мероприятий от требуемого;

  • запрещенные периоды проведения мероприятий;

  • периодичность проведения мероприятий;

Заместитель директора осуществляет в масштабе учреждения образования централизованное планирование сроков проведения общешкольных мероприятий ( ГИА, методические и предметные недели и другие общешкольные мероприятия). Необходимость централизованного планирования данных видов работ В.С. Татьянченко обосновывает следующими причинами:

- необходимостью координации деятельности высших уровней управления по обеспечению проведения данных видов работ финансовыми, материальными и человеческими ресурсами;

- выполнением нормативно установленных заданий по обеспечению требуемого уровня обученности [31].

Процесс внутришкольного контроля, как правило, включает в себя следующие этапы:

- разработка критериев (выработать показатели результативности);

- сопоставление с ними реальных результатов (установить масштаб отношений, использовать принцип исключения, измерить результаты, информировать о критериях и результатах);

- принятие корректирующих действий (действие анализа).

А.Г. Сергеева в своих работах выделяет следующие свойства эффективности контроля (характеристики):

- стратегическая направленность,

- ориентация на результаты,

- соответствие делу,

г- своевременность контроля,

- гибкость,

- простота,

- экономичность,

- диагностика достигнутых результатов [32].

По мнению Т.И. Шамовой структура реализации внутришкольного контроля включает в себя следующие компоненты:

-обоснование проверки;

-формулирование цели;

-разработку алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки;

-сбор и обработкам информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме;

-оформление основных выводов по результатам проверки: раскрываются основные причины недостатков (успехов), определяются рекомендации, принимается управленческое решение (перестановка кадров, обобщение опыта), определяются сроки последующего контроля;

-обсуждаются итоги проверки на необходимом уровне (педсовете, заседании МО, методическом совете, собрании учащихся и родителей) [33].

При планировании внутришкольного контроля используются его многообразные виды и формы. Рассмотрим это многообразие:

Структурные элементы внутришкольного контроля

Вид контроля:

Т - тематический

Ф - фронтальный

Метод контроля:

Н - наблюдение

Б - беседа

А - анализ

Х - хронометраж


Тс - тест

КСД - контрольный словарный диктант

КД - контрольный диктант

И-С - изложение с элементами сочинения

УПЗ - устная проверка знаний

Форма контроля:

О - обобщающий

ПО - предметно-обобщающий

ТО - тематически-обобщающий

КлО - классно-обобщающий

П - персональный

Пр - предварительный

Пм - промежуточный

И - итоговый

Вх - входной

Должностные лица:

Д - директор

ЗУР - зам. по учебной работе

ЗВР - зам. по воспитательной работе

ЗХЧ - зам. по хозяйственной части


ПАК - председатель аттестационной комиссии

ПМО - председатель методического объединения

КлР - классный руководитель


СП - соц. педагог

БК - библиотекарь

В - врач

П - психолог

МС - медицинская сестра

Итоги (где слушается):

СД - совещание при директоре

СЗ - совещание при завуче

СПАК - совещание при председателе аттестационной комиссии

ЗМО - заседание методического объединения

КрС - круглый стол

С - семинар

Кф - конференция

Пс - педагогический совет


Планирование должно предусматривать поступление достаточной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, так как без этого администрация будет слепо следовать за событиями, которые сложились или складываются помимо их воли. Весь объем работы по вопросам руководства и контроля, намеченный в плане, должен быть рассчитан не только на руководителей школы, но и на профсоюзный комитет, методические объединения. В плане должно быть четко определено, по каким аспектам осуществляется внутришкольный контроль.

Аспекты внутришкольного контроля могут быть следующие: учебный процесс, условия учебно-воспитательного процесса, научная и экспериментальная деятельность участников учебного процесса, воспитательный процесс, методическую работу, психологическое состояние учителей и учащихся.

В учебно-методической литературе и, в частности, в работах Г.С. Токарева, выделяются следующие виды внутришкольного контроля (по объектам).

Классно-обобщающий контроль. Он осуществляется в конкретном классе или параллели. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах; деятельность всех учителей; включение учащихся в познавательную деятельность; привитие интереса к знаниям; стимулирования в потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; сотрудничество учителя и учащихся; социально-психологический климат в классном коллективе. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяется по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, семестра. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

Фронтальный контроль. Он определяет состояние преподавания отдельных предметов в классе или на параллели, состояние работы классных руководителей, персональное изучение деятельности педагогов, готовящихся к аттестации.

Тематический контроль. Проводится по отдельным проблемам деятельности школы. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

В ходе тематического контроля: проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование); осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

Продуктивный контроль. Изучает профессиональный рост педагогов, уровень работы школы по результатам выпускных экзаменов, продуктивность преподавательской деятельности.

Обзорный контроль. Изучает состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, учет посещаемости занятий учащимися.

Контроль по объектам и аспектам с точки зрения форм контроля можно представить таким образом:

Контроль по аспектам внутришкольного контроля

Объекты внутришкольного

контроля

Аспекты контроля

Учебный процесс

Выполнение учебных программ,

уровень знаний и навыков учащихся.

Продуктивность работы учителя.

Индивидуальная работа с одаренными учащимися.

Индивидуальная работа с учащимися, требующими усиленного

педагогического внимания

Качество внеурочной предметной деятельности.

Навыки самостоятельного познания учащихся.

Учебная среда.

Условия учебно-воспитательного процесса.

Нормативно-правовая база школы.

Учебно-воспитательная развивающая среда.

Информационно-методическая оснащенность.

Обеспеченность учебно-техническим оборудованием.

Обеспеченность учебной и методической литературой.

Санитарно-гигиеническое состояние школы.

Охрана труда.

Научная и экспериментальная деятельность

Соответствие этой деятельности концепции школы.

Степень научной обоснованности нововведений.

Результативность нововведений.

Уровень научной образованности педагогов.

Научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся.

Методическая работа

Методический уровень каждого учителя.

Методический уровень каждого классного руководителя.

Механизмы распространения педагогического опыта.

Повышение квалификации педагогов.

Методический сервис школы.

Психологическое состояние коллектива

Степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, учителей.

Психологическая подготовленность коллектива к решению проблемы, нововведению.

Контроль по объектам внутришкольного контроля

Форма контроля

Объекты контроля

Классно-обобщающий

Психологический микроклимат в классе.

Координация педагогов по работе с классом.

Уровень знаний и воспитанности учащихся класса.

Качество и методы преподавания в классе.

Связь урочной и внеурочной работы в классе.

Качество работы классного руководителя, воспитательная система класса.

Выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей.

Фронтальный

Состояние преподавания отдельных предметов во всех или в части классов.

Состояние работ классных руководителей во всех классах или в параллели.

Персональное фронтальное изучение системы работы педагогов, готовящихся к аттестации.

Тематический

Работа всего коллектива над какой-либо проблемой.

Уровень знаний и умений учащихся по какой-либо теме предмета.

Состояние работы классных руководителей в каком-либо направлении

Продуктивный

Уровень выполнения стандартов образования

Профессиональный рост педагогов.

Уровень работы школы по результатам ГИА.

Продуктивность преподавательской деятельности (методический уровень, уровень знаний предмета преподавания)

Обзорный

Состояние школьной документации.

Состояние трудовой дисциплины учителей.

Состояние посещаемости учащихся


Такой технологический подход позволяет сделать систему внутришкольного контроля более эффективной. На основании анализа документации можно сделать вывод о функциональных показателях результативности педагогической деятельности.



Заключение

Сегодня школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой. Важным фактором в управлении образовательным процессом в школе остается внутришкольный административный контроль - ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами учреждения образования.

Говоря о внутришкольном контроле, следует различать:

1) управление контролем и контроль управления;

2) процесс контроля и контроль педагогического процесса;

3) результаты контроля и контроль результатов.

Управление контролем (регулирование отношений в его системе) не может осуществляться без надлежащей коррекции самого процесса управления, приведения его в соответствие с новыми требованиями и представлениями, т.е. без контроля управления. Контроль процесса педагогической деятельности не должен носить стихийный нерациональный характер.

Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.

В современных условиях сложилась такая ситуация, что приоритетным направлением работы общеобразовательных учреждений является подготовка учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.

Низкие результаты учащихся по итогам ЕГЭ в 2014 году и нестабильная динамика результатов являются неслучайными и подтверждают необходимость перестройки системы работы учреждений образования, а именно усилить контроль за подготовкой учащихся к прохождению ЕГЭ.

В соответствии с задачами, поставленными при выполнении данной работы выявлены основные характеристики осуществления внутришкольного контроля как инструмента управления качеством обучения учащихся, определены и обоснованы его виды и формы, требования к организации и проведению, выявлены условия эффективности внутришкольного контроля.

Творческая работа может быть использована как методическое пособие для начинающих для заместителей директоров по учебной работе.





Литература

  1. Вагина Л.И. Планирование средней общеобразовательной школы / Л.И. Вагина. - М.: Педагогический поиск, 1998. - 250 с.

  2. Гребенкина Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 220 с.

  3. Гуревич И.В. Моделирование системы внутришкольного контроля / И.В. Гуревич // Директор школы. - 1993. - № 3. - C.32-35.

  4. Ельников Г.В. Научные основы управления / Г.В. Ельников. - Харьков: Научные знания, 1991. - 120 с.

  5. Загвязинский В.И. Творчество в управлении школой / В.И. Загвязинский, С.А. Гильманов. - М.: Знание, 1991. - 58 с.

  6. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В.И. Зверева. - М.: Новая школа, 1997. - 112 с.

  7. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т.И. Шамова. - М.: Педагогический поиск, 1991. - 298 с.

  8. Моисеев А.М. Проектирование систем внутришкольного контроля / А.М. Моисеев. - М.: Педагогическое общество России. - 2001. - 305 с.

  9. Моисеев А.М. Нововведение во внутришкольном управлении / А.М. Моисеев, А.Е. Капто. - М.: Знание, 1998. - 48 с.

  10. Муравьев Е.М. Рекомендации по организации управленческой деятельности школы / Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. - М.: Педагогический поиск, 1999. - 187 с.

  11. Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А.А. Орлов, - М.: Педагогический поиск, 1991. - 93 с.

  12. Портнов М.П. Азбука школьного управления / М.П. Портнов, - М.: Педагогический поиск, 1991. - 167 с.

  13. Ульянова Т.Д. Внутришкольный контроль как средство повышения педагогического мастерства учителя / Т.Д. Ульянова // Завуч начальной школы. - 2004. - № 1. - С.79-82.

  14. Чикурова М.В. Организация контрольной деятельности в общеобразовательном учреждении / М.В. Чикурова // Завуч. - 2005. - № 2. - С.97-121.

  15. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль / Т.Н. Макарова. - М.: Глобус, 2001. - 160 с.

  16. Токарева Г.С. Анализ урока: материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С. Токарева // Образование в современной школе. - 2006. - № 1. - С.16-34.

  17. Онищук В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. - М.: Веко, 1982. - 173 с.

  18. Ромадина Л.П. Справочник завуча: организационно-методические и психолого-педагогические материалы / Л.П. Ромадина, - М. //: Педагогический поиск, 2003. - 208 с.

  19. Сергеева В.П. Управление образовательными системами / В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ "Народное образование", 2002. - 172 с.

  20. Татьянченко В.С. Планирование внутришкольного контроля / В.С. Татьянченко. - Волгоград: Учитель, 1992. - 169 с.

  21. Третьяков П.И. Управление школой по результатам / П.И. Третьяков, - М.: Просвещение, 1997. - 267 с.

  22. Капто А.Е. Организация внутришкольного управления / А.Е. Капто. - М.: Знание, 1991. - 89 с.

  23. Быкова В.Г. Внутришкольный контроль / В.Г. Быкова // Завуч - 2003. № 6. - С.69-95.

  24. Донская Л.И. Циклограмма внутришкольного контроля / Л.И. Донская // Завуч. - 2005. - № 1. - С.63-66.

  25. Жук Н.Н. Система внутришкольного контроля / Н.Н. Жук // Директор школы. - 2005. - № 1. - С.21- 31.

  26. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. -М.: Педагогический поиск, 1988. - 206 с.

  27. Ромадина Л.П. Справочник завуча / Л.П. Ромадина. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 159 с.

  28. Шибко З.Г. Методический портфель / З.Г. Шибко. - Мн.: Нар. асвета, 2005. - 174 с.

  29. Лебедева В.В. Положение о внутришкольном контроле / В.В. Лебедева // Завуч. - 2006. - № 7. - С.107-112.

  30. Пронина Н.Г. Организация внутришкольного контроля / Н.Г. Пронина // Завуч начальных классов. - 2006. № 6. - С.28-32.

  31. Семенько Т.И. Организация контроля на основе организационной модели управления / Т.И. Семенько // Завуч. - 2005. - № 7. - С.65-77.

  32. Сергеева А.Г. Внутришкольный контроль учебно-воспитательного процесса / А.Г. Сергеева // Завуч. - 2006. - № 7. - С.115-122.

  33. Жукова А.И. Система внутришкольного контроля / Жукова А.И. // Завуч. - 2004. - № 4. - С.116-144.





Приложение 1

ГРАФИК ПОСЕЩЕНИЯ И УРОКОВ УЧИТЕЛЕЙ ПОЧЕТНЕНСКОГО УВК «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ»

В ДЕКАБРЕ

класс

предмет

ФИО учителя

дата посещ

кол

ур .

цель посещения,

вид анализа

кто посещал

послед. работа

отмет

ка

о вып

10,11

литература

Спивакина Л.Т.

декабрь

1

изучить систему работы аттестуемого учителя

зам.дир.

поУР

приказ о сост.предмета


10,11

алгебра

геометрия

Спивакин Ю.В.

декабрь

3

изучить систему работы аттестуемого учителя

зам.дир

по УР

приказ о сост.

предмета




5,6

украинский язык

Козуб И,Е.

декабрь

2

определить соответствие содержания урока основным учебно-воспитательным

задачам

зам.дир.

по УР

анализ урока


5, 6

русский язык

Нурлаева Л.И.

декабрь

2

выявить эффективность использования учителем дидактических принципов обучения

зам.дир.

по УР

анализ урока


11

биология

Шадловская Н.Ф.

декабрь

1

изучить систему работы учителя

зам.дир.

по УР

анализ урока


4

математика

Першина Т.М.

декабрь

1

выявление уровня учебных достижений

уч-ся по математике

зам.дир.

по УР

приказ о состоянии

преподавания


6, 7,

8а,8б

математика

Калиниченко А.Н.

декабрь

3

выявить эффективность использования методов

и приемов работы учителя по активизации познавательной деятельности уч-ся на уроке

зам.дир.

по УР

справка


4

русский язык

Першина Т.М.

декабрь

2

выявить эффективность использования методов

и приемов работы учителя по активизации познавательной деятельности уч-ся

зам.дир.

по УР

анализ урока





Анкета, проводимая администрацией в конце года,

для педработников

1.Какие проблемы, трудности, недостатки мешают Вашей работе?

_____________________________________________________________

2.Какие формы диагностики и контроля Вашей деятельности со стороны администрации кажутся наиболее продуктивными?

________________________________________________________________

3.Какие формы помощи и поддержки со стороны администрации Вам необходимы и наиболее приемлемы?

__________________________________________________________________

4.Какая информация Вам необходима? Какие семинары, практикумы, тренинги Вам нужны?

__________________________________________________________________

5.Какие педагогические достижения Вы могли бы показать коллегам?

_________________________________________________________

6.Какие темы педсовета Вы хотите предложить?

_____________________________________________________________

8.Оцените систему котроля в школе 1 2 3 4 5 .Ваши предложения и замечания_________________________________________________________

9.Оцените деятельность администрации в организации УВП 1 2 3 4 5 .

Ваши предложения и замечания______________________________________________________

10. Какие вы можете предложить формы организации работы с коллективом по реализации проекта «Педагогический успех»



АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ЧТО МЕШАЕТ УЧИТЬСЯ?


1.Не всегда понимаю объяснение учителя

2. Не понимаю самого предмета (указать какого именно)________________

3. Абсолютно не понимаю необходимости изучения этого предмета

(какого)______________________________________________________

4. Медленно читаю

5. Медленно пишу

6.Медленно считаю

7. Не могу сосредоточиться

8. Очень мешает плохая память

9. В классе во время урока все кричат и мешают выполнять задания

10. Я очень быстро устаю, когда занимаюсь умственной деятельностью

11. Я быстро устаю, у меня часто болят глаза

12. Я не люблю, когда на меня кричат и постоянно чего-то от меня требуют.

Если ко мне отнестись с лаской, я всегда всё сделаю, даже если мне для

этого придётся просидеть целую ночь.

13. Я очень стесняюсь из-за отсутствия, как мне кажется, ума, потому я

совсем не могу отвечать возле доски

14. Мне не хватает времени на выполнение домашнего задания

15. Я ничего не успеваю в классе, потому что очень медленно работаю

16. Мне никто не помогает выполнять сложные задания, даже если очень

необходимо

17. Никто не интересуется моими успехами и неудачами - ни дома, ни в

кругу моих знакомых

18. Мне абсолютно всё равно, какую оценку я получу

19. Я постоянно конфликтую с учителем из-за того, что нарушаю

дисциплину, а мне на уроках скучно (указать на каких)______________

20.У меня нет своего рабочего места дома

21. У меня нет близких людей

22. У меня нет любимых учителей

23. В моём классе мало кто хочет учиться

24. Я считаю, что мне занижают оценки

25. Я устал (устала) от всего и мне противно жить

26. У меня постоянно что-то болит

27. Иногда мне кажется, что меня никто не любит

28. Я не люблю длительное время выполнять одну и ту же работу

29. Если бы меня научили быстро и легко делать уроки, я бы, наверное,

учился с удовольствием


Оценка уровня инновационного потенциала

педагогического коллектива

  1. Какие новшества вы внесли в учебный процесс за последние 1-3 года? Что заставило, побудило вас это сделать?

  2. На решение какой проблемы они были направлены?

  3. Оцените результаты, достигнутые вами на уроках с применением новшеств:

- достигнуты лучшие результаты;

- получены результаты хуже предыдущих;

- неизвестно.

4. Какие изменения происходят в деятельности учащихся на уроках?

- становятся более активными;

- усиливается их познавательная самостоятельность;

- повышается уровень познавательного интереса.

Исходя из проведённой работы по применению инновационных методик, допишите другие изменения в деятельности учащихся и её результатах:

______________________________________________________________

Не вижу изменений (подчеркните нужные ответы)

  1. Что вы ждёте от своего участия в инновационной деятельности?

- Повышение личного дохода от применения новшеств.

- Лучших результатов своей работы.

- Личного удовлетворения своим трудом.

- Снижения обязательной нормы учебных часов.

- Общественного, морального признания.

- Приоритетного положения (внимания к учителю).

Подчеркните наиболее важные для вас ожидания. Назовите, какие из выше названных вами ожиданий подтвердились на практике.









Приложение 2

Фрагмент плана внутришкольного контроля Почетненского УВК

№п\п

Мероприятия

сроки

вид контроля

ответственный

отметка

АВГУСТ

1.

Составление и утверждение:

-рабочего учебного плана;

-плана работы школы;

-плана аттестации учителей и их курсовой переподготовки;

-плана изучения состояния преподавания предметов.

15-25 августа

планы

А

2.

Издать приказы по началу учебного года.

15-31.августа

приказы

А

3.

Назначить ответственных по ОТ, ПБ, делопроизводству.

до 01.09.

приказы

Д

4.

Работа со списками детей, проживающих в с.Почетное и с.Пятихатка.

с 20.08

отчет

ЗУР

ЗУР

5.

Проверить планирование работы психолога.

до 30.08

справка

Д

6.

Подготовить документы к приемке школы.

Издать приказ по организованному началу учебного года.

до 18.08.

пакет

документов

Д

7.

Подготовить документы к тарификации.

до 01.09.

приказ

Д

10.

Подготовить и провести педсовет по теме

«Об итогах работы за 2008-2009 учебный год и задачах на 2009-2010 учебный год»

28.08.

решение

Д и ТГ

11.

Издать приказ о месячнике по Всеобучу.

до 31.08.

приказ

Д

12.

Провести совещание при директоре:

-итоги смотра кабинетов;

-подготовка школы к новому учебному

году;

-комплектование классов и кружков;

-проведение инструктажей по ТБ,БЖ,ОТ

28.08.

приказ

протокол

Д

ЗХЧ

ЗУР

СЕНТЯБРЬ

1.

Утверждение всех видов планирования.

до 15.09.

планы

Д и ЗУР

2.

Изучение организации состояния питания учащихся в школьной столовой.

сентябрь

приказ

Д

3.

Составление графиков дежурства учителей по школе.

до 02.09.

график

З ВР

4.

Оказание помощи в планировании работы МО, совета школы, родительского комитета.

до 10.09.

совещ.

А

5.

Комплектование школьных кружков, секций. Составление плана-графика внеклассной работы.

до 10.09.

приказ

А

6.

Выборы в родительский комитет и совет школы.

до 10.09.

протоколы

Клр.

7.

Предупредительный контроль:

-собеседование с молодыми и новыми учителями по планированию и оформлению школьной документации.

до 10.09.

отметка

в журнале

ЗУР

8.

Проверка списков детей до 18 лет, списков сирот, детей, находящихся под опекой, малообеспеченных, многодетных и т.д.

до 05.09.

отчеты

картотека

ЗУР и ЗВР

9.

Проведение классных родительских собраний.

4-я неделя

протоколы

.

Кл р

10.

Проверка книги движения учащихся за лето.

1-я неделя

отчет

зам.дир.

по УР

11.

Проведение месячника по Всеобучу.

в теч. месяца

приказ

отчет

ЗУР

12.

Выявление и организация индивидуального обучения.

в теч.года

картотека

ЗУР

13.

Предупреждающий контроль: проверка календарных, поурочных планов у учителей, графиков проведения контрольных работ, листов контроля.

3-я неделя

справка

ЗУР

14.

Составление плана подготовки и проведения педагогического совета:

1.«Организация самостоятельной деятельности учащихся, как один из путей повышения результативности обучения и воспитания».

2. Рассмотрение вопроса преподавания этики, чтения в начальных классах, биологии.

4-я неделя

план

ТГ

15.

Оперативный контроль: проверка состояния оформления личных дел учащихся и классных журналов.

3-я неделя

справка

ЗУР

16.

Приказ об итогах месячника по Всеобучу.

4-я неделя

приказ

отчет

ЗУР

17.

Совещание при директоре:

-об итогах месячника по Всеобучу:

- отчет завхоза и заместителей директора

по учебной и воспитательной работе по вопросам ТБ и ОТ;

- итоги контрольных работ по повторению;

4-я неделя

приказы,

протокол

Д

51


© 2010-2022