- Преподавателю
- Директору, завучу
- Обобщение опыта Система методической работы – как фактор повышения качества образовательной деятельности
Обобщение опыта Система методической работы – как фактор повышения качества образовательной деятельности
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Балахнова О.В. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Система методической работы - как фактор повышения качества образовательной деятельности МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»
Что такое «качество образования»?
Существует много определений понятия «качество образования». Например, A.M. Моисеев понятие «качество образования в школе» определяет как совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Таким образом, качество образовательного процесса складывается из следующих качеств: качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества потенциала обучающихся, качества средств образовательного процесса, качества образовательных технологий; качества управления образовательными системами и процессами. Поэтому основная задача методической службы школы - создать условия и обеспечить развитие профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО, без чего невозможно получение качественного образования: «Компетентный педагог - компетентный ученик».
Основные задачи, направленные на реализацию цели:
- оптимизировать модель методической работы в учреждении;
- максимально привлекать учителей к методической работе школы;
- организовать работу по выявлению, отслеживанию и обобщению передового педагогического опыта;
- создать условия для активизации участия педагогов в профессиональных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней;
- обратить внимание в работе ШМО на повышение профессионального мастерства, на организацию методической взаимопомощи: по составлению технологических карт уроков; по составлению рабочих программ в соответствии с ФГОС; по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС; выбору УМК и т.д.;
- продолжить введение в педагогическую практику современных методов и технологий, обеспечивающих формирование УУД как основы умения учиться;
- организовать более тесное межкорпусное взаимодействие в условиях введения ФГОС и т.д.
Организационная структура методической службы
Педагогический Совет
Школа молодого специалиста
Социально-психологическая служба
Воспитательная служба
Методический Совет
Школьные методические объединения
ШМО ИЗО, музыки, технологии
ШМО физкультуры и ОБЖ
ШМО учителей математики, физики, информатики
ШМО естественного цикла
ШМО учителей русского языка и литературы
ШМО учителей начальных классов
ШМО учителей истории, обществознания, права
ШМО учителей иностранных языков
Тематика педагогических советов ежегодно касается проблем введения и реализации ФГОС НОО и ООО в школе.
Заседания педагогических советов проходят с применением активных форм деятельности: работа в творческих группах, мастерские и т.д. Им всегда предшествует большая предварительная работа по анализу и самоанализу деятельности, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива, обобщение педагогического опыта; диагностика учащихся, педагогов, родителей. Учителя делятся опытом со своими коллегами по составлению технологических карт уроков, по применению современных технологий в учебном процессе; методами и приёмами, формирующими УУД; системой оценки достижений планируемых результатов освоения образовательных программ; особенностями организации внеурочной деятельности, способствующей духовно - нравственному развитию личности школьников и т.д..
Педагогический совет «Система оценки качества образовательного результата в условиях реализации новых ФГОС», целью которого являлось формирование модели школьной системы управления качеством образования, проходил в несколько этапов. Первый этап проходил в рамках ШМО. На нём администрацией школы коллектив был ознакомлен с особенностями школьной системы управления качеством образования, планированием управления качеством образования. Затем педагоги объединялись в творческие группы и изучали подпрограммы программы развития «Школа качественного образования» и другие документы, позволяющие более подробно познакомиться с данным вопросом. Итогом работы в ШМО было создание творческих групп педагогов, которые приступили к разработке модели, составляющей школьную систему управления качеством образования по выбранным направлениям: менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла. Второй этап работы педагогического совета заключался в работе творческих групп. На заключительном этапе (третьем) группы презентовали свои модели школьной системы управления качеством образования, произошло их обсуждение и корректировка, создана рабочая группа по обобщению предложенных моделей для формирования общей модели школьной системы управления качеством образования, с дальнейшим её представлением на августовском совещании.
Для решения большинства задач, поставленных перед школой, активизируется деятельность ШМО. С этой целью в прошлом учебном году проводился методический марафон. Это были методические недели, объединённые с предметными декадами для обучающихся. В рамках марафона были проведены открытые уроки, внеклассные интегрированные мероприятия (совместно с учителями разных предметных циклов, с библиотекарем школы), мастер - классы, на которые приглашались коллеги со всех корпусов. Все указанные мероприятия проходили с использованием современных технологий, приёмов и методов, форм, позволяющих построить урок и внеклассное занятие в рамках требований ФГОС, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Так же коллеги делились опытом организации внеурочной деятельности в условиях реализации и введения ФГОС. В рамках методической недели были проведены: олимпиады; конкурсы; викторины; выставки творческих работ обучающихся; конкурсы проектов; интеллектуальные игры, КВН; классные часы, беседы, лектории (с участием в качестве организаторов и ведущих ребят старших классов); диспуты; дискуссии; конкурс мультимедийных презентаций и видеосюжетов и т.д. В методических объединениях марафон закончился итоговыми заседаниями с полным анализом проделанной работы, обобщен опыт работы, сделаны выводы: методический марафон должен стать традицией школы, т.к. он способствует раскрытию внутреннего потенциала педагогов и обучающихся, даёт положительную мотивацию к самосовершенствованию педагогов, способствует их профессиональному росту. Но необходимо изменить его форму, так как не удалось максимально обеспечить взаимодействие между корпусами. Это связано с большой учебной нагрузкой большинства педагогов, а так же с ещё не преодолённой инерцией некоторых коллег, связанной с взаимодействием между корпусами. Поэтому в нынешнем учебном году мы проводим Методический фестиваль по корпусам: в течение одного учебного дня педагоги корпуса открывают свои двери для педагогов других корпусов.
Фестиваль проводится по следующим направлениям:
- внеклассная работа;
- внеурочная деятельность по предмету;
- дополнительное образование;
- урочная деятельность.
Основные формы представления педагогического опыта на Фестивале:
- урок;
- факультатив (элективное занятие);
- занятие кружка;
- мастер - класс;
- дискуссия;
- классный час;
- внеклассное мероприятие;
- конференция;
- круглый стол;
- семинар - практикум;
- защита - презентация педагогического опыта и т.д.
Требования к представленному опыту участников Фестиваля:
- актуальность представленного опыта;
- индивидуальность и новизна опыта;
- научность, обоснованность представленных идей;
- целостность, ведущая инновационная идея;
- технологичность и практическая направленность опыта;
- результативность опыта.
Одним из факторов, повышающих интерес педагогов к методической работе в рамках ШМО, является конкурс «Лучшее школьное методическое объединение», основные задачи которого:
-
создание условий для творческого самовыражения членов школьных методических объединений;
-
выявление и поощрение школьных методических объединений, наиболее эффективно внедряющих в образовательный процесс современные (инновационные) педагогические технологии, в том числе информационно - коммуникационные, и распространение их опыта работы;
-
создание банка данных об инновационном опыте деятельности методических объединений.
-
повышение роли деятельности методического объединения в образовательном процессе.
Решением администрации школы победители и призёры награждены ежемесячной доплатой в течение последующего за конкурсом учебного года в размере:
I место - руководитель - одна тысяча рублей, педагог - пятьсот рублей;
II место - руководитель - пятьсот рублей, педагог - четыреста рублей;
III место - руководитель - триста рублей, педагог - двести рублей.
Значительным событием в жизни коллектива школы стал конкурс профессионального мастерства «Учитель года - 2015», направленный на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку современных образовательных технологий, рост профессионального мастерства педагогических работников. Цель конкурса: выявление, поддержка талантливых, творчески работающих педагогов школы, содействие их профессиональному росту.
Конкурс проводился в 2 этапа:
I этап включал в себя: открытый урок, в соответствии с прохождением программы на момент конкурсного испытания, либо мероприятие;
II этап включал: визитную карточку «Я - учитель» - самопрезентация; конкурс «Педагогический ринг», состоящий из: решения педагогических ситуаций и ответов на вопросы учеников «Сто вопросов взрослым». Наравне со стажистами состязались и молодые специалисты, для них учредили номинацию «Педагогический дебют».
Для организации распространения педагогического опыта конкурсантов было организовано посещение конкурсных мероприятий молодыми педагогами школы.
Заключительный этап проводился с приглашением всего коллектив школы; педагогов - ветеранов, родителей и обучающихся, вошедших в состав конкурсного жюри.
Одной из самых важных составляющих методической работы школы традиционно является работа с молодыми специалистами и наставниками.
Для создания условий, способствующих профессиональному росту и формированию потребности у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в ВУЗе, была организована работа наставников. Под их руководством молодые педагоги составляют индивидуальный план профессионального становления, включающий основные направления:
- повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки;
- глубокое изучение и освоение школьной программы, требований к современному уроку; научной и методической литературы по предмету;
- должностные обязанности, работа со школьной документацией;
- овладение комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста;
- посещение наставником и администрацией уроков молодого учителя, организация их самоанализа;
- посещение молодыми специалистами уроков опытных педагогов.
Для более комфортного и уверенного начала педагогической деятельности, работа молодых педагогов с наставниками начинается с ознакомления с нормативными документами по организации учебно-воспитательного процесса, с методикой составления рабочих программ, календарно - тематического планирования и других учебно-методических материалов по предмету, с требованиями к ведению школьной документации, с системой школьной отчетности. Рассматриваются вопросы по самоанализу урока, методические требования к современному уроку, целеполагание и постановка задач урока.
Для создания условий, способствующих формированию у молодого учителя способности и стремления к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием каждый посещённый урок и мероприятия анализируются молодыми педагогами и их наставниками, администрацией и педагогами, посещавшими урок, мероприятие.
Для повышения эффективности работы с молодыми специалистами в школе работает «Школа молодого специалиста», в состав которой входят молодые педагоги и их наставники. В рамках «школы» проводятся различного рода мастер - классы, круглые столы, открытые уроки и т.д. к их проведению и организации привлекаются как опытные педагоги, так и сами молодые специалисты, уже имеющие положительный опыт работы в рассматриваемом на заседании направлении деятельности.
Совместно с наставниками определяется не только структура плана индивидуального становления молодого специалиста, но и отчётность наставника и молодого специалиста, составляются планы взаимопосещения, посещения администрацией школы.
В течение учебного года наставниками, заместителями директора по УВР проводятся индивидуальные консультации с молодыми специалистами по вопросам:
- планирование урока согласно требованиям ФГОС;
- использование современных методов и приёмов, технологий;
- способы формирования УУД;
- поддержание дисциплины на уроке и т.д..
С целью определения сформированности профессионально значимых качеств, проводится диагностическая работа, позволяющая определить профессиональные достижения (составлен банк достижений) и затруднения, возникшие в процессе работы за прошедший период (организация деятельности обучающихся на уроке, умение поддержать дисциплину на занятии, проблемный характер обучения, дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучению школьников, современные приёмы и методы обучения активизирующие учебно - познавательную деятельность обучающихся и т.д.), профессиональные потребности молодых педагогов. Все указанные вопросы затем отражаются в плане работы с молодыми специалистами на учебный год. Кроме этого, формируется информационный кейс «Методическая копилка молодого специалиста» (электронный вариант).
Мы стараемся помнить очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, ими я хотела бы закончить своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».