Методический материал Об самоанализе урока

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели посещения учебного занятия администрацией школы, коллегами могут быть разнообразны, поэтому в зависимости от цели посещения самоанализ занятия учителем и анализ коллегами варьируется.

Для осуществления аспектного анализа учебного занятия существуют примерные программы наблюдения, анализа и самоанализа занятий.

Приведем примеры нескольких программ.

Программа первая.

Цель посещения: изучить практику управления процессом развития мыслительной деятельности обучающихся на занятии и выявить условия ее совершенствования.

Предлагается ответить на ряд вопросов:

1. Какие формы организации мыслительной деятельности обучающихся использует педагог на занятии? Способствуют ли они достижению цели занятия и развитию интеллекта каждого обучающегося?

2. Учит ли педагог обучающихся сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого использует методы? Как отбирает содержание? Каковы результаты этой работы?

3. К каким средствам активизации внимания и мышления обучающихся чаще всего обращается педагог? Обеспечивают ли они их развитие?

4. На какой характер деятельности рассчитаны задания для обучающихся? Способствуют ли они включению каждого обучающегося в самостоятельный поиск знаний?

5. Место и роль игровых приемов при включении обучающихся в различные виды мыслительной деятельности.

6. Темп обучения на занятии и его влияние на развитие индивидуальных особенностей обучающихся.

7. Контроль и коррекция педагогом уровня знаний обучающихся в процессе организации на занятии их мыслительной деятельности.

Программа вторая.

Цель посещения: изучить учет психологических особенностей учащихся для развития на занятии их познавательной активности.

Вопросы:

1. Какие формы и методы использует педагог для реализации учебно-познавательной деятельности обучающихся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности обучающихся?

2. К каким средствам активизации внимания и мышления обучающихся прибегает педагог?

3. Каков характер общения педагога с обучающимися? Влияет ли он развитие познавательного интереса и мотивы обучения? Особые приемы, к которым прибегает педагог при общении с обучающимися разного возраста и уровня интеллектуального развития.

4. Новизна подходов педагога к организации индивидуальной работы с обучающимися. Как они влияют на развитие познавательной активности обучающихся?

5. Как педагог развивает речь обучающихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом?

Программа третья.

Цель посещения: проверить, как педагог организует практическую работу обучающихся.

Вопросы:

1. Определить место практической работы на занятии, правильность и четкость постановки цели.

2. Изучить, какие виды практических работ использует педагог, какова методика их проведения.

3. Установить, в какой мере осуществляется дифференциация практических работ.

4. Определить качество выполнения практических работ, характер затруднений обучающихся, типичные недостатки.

Программа четвертая.

Цель посещения: выявить и оценить пути формирования умений у учащихся по самоуправлению учебно-познавательной деятельностью.

Вопросы:

1. Обучал ли педагог обучающихся планировать предстоящую учебно-познавательную деятельность?

2. Обучал ли педагог таким специальным приемам самоконтроля, как:

  • сличение промежуточного и конечного результатов с целью работы;

  • увидеть ошибку в работе товарища в процессе взаимопроверки;

  • осуществление самооценки качества выполнения работы.

3. Обучал ли педагог обучающихся рациональным приемам деятельности, самоорганизации учебной деятельности, концентрации внимания?

Однако чаще педагогами нашей школы используется общая схема самоанализа урока.

Класс

Тема урока

Тип урока и его структура

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении триединой дидактической цели урока, обосновать показатели реальности урока.

Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?

Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.

Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Наметить перспективы своей деятельности.

Интересным является прием, когда администрация, коллеги, посещающие учебное занятие, используют «Методику оценки качества учебного занятия», и после выполнения самоанализа учителем, ему предлагается оценить свое занятие по этой же методике, проставив баллы. Далее выполняется сравнительный анализ баллов, выставленных коллегами и самим учителем.

Методика оценки качества учебного занятия

Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности 20 параметров, по которым происходит оценивание. Каждый из 20 показателей качества учебного занятия отнесен к одному из 5 блоков:

1. оценка содержания учебного материала.

  • научность, доступность.

  • актуальность материала и его связь с жизнью (единство теории и практики).

  • степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.

  • оптимальность объема предложенного для усвоения материала.

2. оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения.

  • рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия.

  • степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно-методического комплекта, дидактических материалов, технических средств обучения, оборудования кабинета.

  • эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений, навыков.

  • место и роль оценки знаний, умений, навыков на занятии.

  • степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

  • использование валеологических технологий, соблюдение правил охраны труда и ТБ в ходе занятия.

3. общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения.

  • общая эрудиция педагога.

  • культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика, жесты педагога.

  • тактичность и демократичность общения педагога с учащимися.

4. оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.

  • степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности.

  • уровень развития специальных умений и навыков.

  • степень организованности, дисциплинированности и заинтересованности учащихся на занятии.

5. оценка целей и результатов проведенного занятия.

  • реальность, четкость постановки целей и их выполнение.

  • степень обучающего воздействия проверочного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).

  • степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе занятия).

  • степень воздействия занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).

Для определения степени проявления каждого из 20 признаков качества занятия устанавливаются три уровня оценки:

0 - признак не проявляется;

1 - проявляется частично;

2 - проявляется в полной мере.

Оценка качества занятия (К) выражается в процентном отношении суммарного числа набранных баллов по всем показателям (SK), использовавшимися на том или ином занятии к максимальному возможному их числу (Кmax): К = SK : Кmax ∙ 100 %.

Кmax = 40.

Если К равно:

от 0,45 до 0,64 - занятие проведено на удовлетворительном уровне;

от 0,65 до 0,84 - хорошее занятие;

от 0,85 и выше (и отсутствует отметка 0) - отличное занятие.

С помощью оценки качества занятия можно определить эффективность деятельности того или иного педагога. Для этого данные целесообразно представить в сводной таблице.

Эффективность деятельности педагога _____________________________


Качество занятий

Средний показатель качества занятий

1 зан.

2 зан.

3 зан.

4 зан.

5 зан.

…зан.










© 2010-2022