Педсовет Профессиональная компетентность педагога как условие повышения качества образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «СОШ № 21» ИМРСК

х. Спорный


Педсовет "Повышение профессиональной компетентности педагогов - как основное условие повышения качества образования"

Дата - 29.01.2016 г

Цели:

- Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагога в образовательном пространстве школы;

- Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагога нашей школы, способствующих реализации Образовательной программы школы.

План педсовета.

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов - необходимое условие развития современной школы
    2. Разработка показателей оценки базовых компетенций педагогов. Кто знает цену сущности своей... (Деловая игра «Модель профессиональной компетентности»;

3. Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций ученика.
Результаты анкетирования учащихся 7-х -11 классов классов.
5. Принятие решения педсовета.

Выступление зам. директора по УВР Башуровой В.В.

Компетенция - это круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица; круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями и опытом;

способность устанавливать соответствие между знанием и ситуацией.

Профессиональная педагогическая компетентность: способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.

Основными уровнями профессиональной компетентности педагога являются:

- обученность;

- подготовленность;

- профессиональный опыт;

- профессионализм.

Виды педагогических компетентностей:

-Базовая (репродуктивная, применение знаний на практике).

-Творческая.

- Интеллектуальная (способность к продуктивной аналитической деятельности).

-Социальная (знание правовой культуры, гражданская грамотность).

-Коммуникативная (организация взаимодействия, общение, перцепция, эмпатия).

- Поведенческая.

- Социально-личностная (критичность, самокритичность, самооценка).

- Проектная культура (решение проблем через создание проектов).

- Рефлексивно - продуктивная (анализ результатов, доработка).

- Профессиональная мобильность (умение изменяться, приспосабливаться, способность к быстрому освоению нового).

Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя можно условно объединим в два крупных блока:

- надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность

- и компетентность предметная.

Компетентность

Надпредметная (внепредметная)

Предметная

Психолого-педагогическая культура учителя.

Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами.

Знание и учет возрастных особенностей учащихся.

Владение различными педагогическими технологиями.

Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.

Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.
Изучив результаты исследований как отечественных, так и зарубежных педагогов-психологов (американские педагоги Дрейфус, Барбара Дэли, Хазард; отечественные педагоги Т.Л. Чепель и др.),
можно сделать вывод, что учителя в большинстве своем проходят 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно).


Стадия

Стаж работы

Характеристика

I

Начинающие педагоги
1-2 года

Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.

II

Молодые специалисты
2-5 лет

Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.

III

Опытные учителя
5-10 лет

Стадия "учительской компетентности". Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.

IV

Профессионалы
10-20 лет

Период "профессионального мастерства". Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.

V

Эксперты
Свыше 20 лет

Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.






Данная таблица показывает процесс движения от начинающего учителя к учителю-эксперту, а именно отражает изменения в трех аспектах профессионального поведения:
профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Другими словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации.

Профессиональный уровень преподавателя невозможно измерить точным баллом, точной величиной. Любая его оценка является относительной и содержит в себе элементы субъективизма, которые можно свести к минимуму рейтинговой системой оценок. В основном (и это справедливо) профессионализм преподавателя определяется оценкой его умений и навыков.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей.

А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике - нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Квалификационная характеристика-это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.






4. Разработка показателей оценки базовых компетенций педагогов.

Учителям предлагается таблица, состоящая из трех столбцов, необходимо найти соответствие показателей оценки компетентности характеристикам компетентности , поработав в группах (3 группы).

Базовые компетентности педагога

(требования профессионального стандарта)

№ п/п

Базовые компетентности педагога

Характеристики

компетентностей

Показатели

оценки компетентности

1

2

3

4

1. Социально-личностные компетентности

1.1

Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность

Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и мето­ды, отслеживающие успешность его деятельности.

Вера в силы и возможности ученика - есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребёнка - значит ве­рить в его возможности, создавать условия для развора­чивания этих сил в образова­тельной деятельности


1.2

Способность индивидуализировать образовательный процесс

Интерес к внутреннему миру

обучающихся предполагает

не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности

1.3

Способность понимать и принимать точку зрения

других субъектов

образовательного

процесса

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции

1.4

Общая культура

Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальнойи духовной жизни человека, определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся

1.5

Эмоциональная

устойчивость

Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в конфликтных ситуациях. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся.

1.6

Позитивная направленность на

педагогическую

деятельность.

Уверенность в

себе

В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, в эффективность

профессиональной деятельности. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1

Способность перевести тему урока в педагогическую задачу

Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает

реализацию «субъект- субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности

2.2

Способность ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с

мотивацией и общей успешностью

3. Мотивация учебной деятельности

3.1

Способность

обеспечить

успех в деятельности

Компетентность, позволяющая

обучаемому поверить

в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения



3.2

Компетентность в педагогическом оценивании

Педагогическое оценивание

служит реальным инструментом осознания обучающимся

своих достижений и недоработок

3.3

Способность

превращать

учебную задачу в личностно

значимую

Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих

мотивацию учебной деятельности

4. Информационная компетентность

4.1

Компетентность в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения

4.2

Компетентность в методах

преподавания

Обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний и

формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный

подход к творческой личности и

её развитие

4.3

Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников

и учебных коллективов)

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса.

Служит условием реализации

гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию

академической активности

4.4

Способность

вести самостоятельный поиск

информации

Профессиональный рост и творческий подход к педагогической

деятельности. Непрерывное обновление собственных знаний

и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск

5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1

Способность

разработать образовательную

программу, вы-

брать учебники и учебные комплекты

Разработка образовательной

программы является базовой

в системе профессиональных

компетенций, обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных

программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами

целенаправленного влияния на

развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание

на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ,

характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся

5.2

Способность

принимать решения в различных педагогических ситуациях

Разрешение педагогических

проблем в педагогической деятельности. Применение как стандартных решений (решающие правила), так и творческих (креативных) или интуитивных

6. Компетенции в организации учебной деятельности

6.1

Компетентность

в установлении субъект-

субъектных отношений

Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность

педагога к взаимопониманию,

установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснятьинтересы и потребности других участников образовательно­го процесса, готовность вступать в помогающие отношения, пози­тивный настрой педагога


6.2

Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи

и способах деятельности

Готовность педагога включать

новый материал в систему уже

освоенных знаний или умений

и путём демонстрации практического применения изучаемого

материала

6.3

Компетентность в педагогическом оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке. Сочетание компетентности оценивания других

с самооценкой педагога

6.4

Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося

Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или поиск необходимой для ученика информации организовать


6.5

Компетентность в использовании современных средств

и систем организации

образовательногопроцесса

Обеспечивает эффективность

образовательного процесса

6.6

Компетентность в способах умственной

деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных

операции







5. Разработка показателей оценки базовых компетенций педагогов

№ п/п

Базовые компетентности педагога

Характеристики

компетентностей

Показатели

оценки компетентности

1

2

3

4

1. Социально-личностные компетентности

1.1

Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность

Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и мето­ды, отслеживающие успешность его деятельности.

Вера в силы и возможности ученика - есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребёнка - значит ве­рить в его возможности, создавать условия для развора­чивания этих сил в образова­тельной деятельности

-Создание ситуации успеха для

обучающихся.

-Грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.

-Организация образовательного процесса с опорой на положительные стороны каждого обучающегося, поддержка позитивных сил развития ученика.

  • Разработка индивидуально ориентированных образовательных проектов.

-Осуществление грамотного педагогического оценивания поступков и поведения.

-Разработка индивидуальной программы развития ученика-Составление устной и письменной характеристики обучающихся, отражающие разные аспекты его внутреннего мира


1.2

Способность индивидуализировать образовательный процесс

Интерес к внутреннему миру

обучающихся предполагает

не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности

-Выявление индивидуальных

предпочтений (индивидуальных образовательных потребностей),

возможностей ученика, трудностей, с которыми он сталкивается.

-Создание индивидуализированной образовательной программы.

-Умение составить устную и
письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира.

-Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы.

-Умение построить индивидуальную воспитательную программу.

-Умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений.

1.3

Способность понимать и принимать точку зрения

других субъектов

образовательного

процесса

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции

-Интерес к мнениям и позициям

других.

-Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.

1.4

Общая культура

Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальнойи духовной жизни человека, определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся

-Знание основных сфер материальной и духовной жизни общества.

-Знание материальных и духовных интересов молодёжи.

-Организация внеурочной деятельности учеников.

-Знание проблем внутреннего мира ребёнка.

-Ориентация в системе межличностных отношений

1.5

Эмоциональная

устойчивость

Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в конфликтных ситуациях. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся.

-В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие.

Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки.

-Не стремится избежать эмоционально-напряжённых ситуаций.

-Не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников.

-Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях.

1.6

Позитивная направленность на

педагогическую

деятельность.

Уверенность в

себе

В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, в эффективность

профессиональной деятельности. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность

-Осознание целей и ценностей педагогической деятельности.

-Позитивное настроение.

-Желание работать.

-Высокая профессиональная самооценка

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1

Способность перевести тему урока в педагогическую задачу

Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает

реализацию «субъект- субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности

-Знание образовательных стандартов и реализующих их программ.

-Осознание нетождественности

темы урока и цели урока.

-Владение конкретным набором

способов перевода темы в задачу.

-Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса.

-Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника. Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок.

2.2

Способность ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с

мотивацией и общей успешностью

-Знание возрастных особенностей обучающегося.

-Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте

3. Мотивация учебной деятельности

3.1

Способность

обеспечить

успех в деятельности

Компетентность, позволяющая

обучаемому поверить

в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения



-Знания возможностей конкретных учеников.

-Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика.

-Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.

-Знание интересов, потребностей воспитанников.

-Умение определить социальный статус воспитанника.

-Демонстрация последствий того
или иного поступка, поведения

3.2

Компетентность в педагогическом оценивании

Педагогическое оценивание

служит реальным инструментом осознания обучающимся

своих достижений и недоработок

-Знание многообразия педагогических оценок.

-Знакомство с литературой

по данному вопросу.

-Владение (применение) различными методами оценивания

3.3

Способность

превращать

учебную задачу в личностно

значимую

Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих

мотивацию учебной деятельности

-Знание интересов учащихся, их внутреннего мира.

-Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.

-Формирование личностной позиции ученика при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д.

4. Информационная компетентность

4.1

Компетентность в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения

-Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось).

-Возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений.

-Владение методами решения различных задач.

-Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания.

-Знание жизненного пути воспитанника.

-Знание семейной обстановки.

-Знание травмирующих ситуаций.

-Умение установить социальный статус воспитанника.

4.2

Компетентность в методах

преподавания

Обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний и

формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный

подход к творческой личности и

её развитие

-Знание методов и методик преподавания.

-Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторская программа.

-Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых

информационных технологий.

-Использование в учебном процессе современных методов обучения

4.3

Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников

и учебных коллективов)

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса.

Служит условием реализации

гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию

академической активности

-Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся.

-Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом).

-Использование знаний по психологии в организации учебного процесса.

-Разработка индивидуальных
проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся.


Владение методами социометрии.

-Учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе.

-Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности.

-Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса.

-Знание индивидуальных особенностей учеников.

-Владение методами диагностики, индивидуальных особенностей воспитанников

4.4

Способность

вести самостоятельный поиск

информации

Профессиональный рост и творческий подход к педагогической

деятельности. Непрерывное обновление собственных знаний

и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск

-Профессиональная любознательность.

-Умение пользоваться различными информационно - поисковыми технологиями.

-Использование различных баз данных в образовательном процессе.

5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1

Способность

разработать образовательную

программу, вы-

брать учебники и учебные комплекты

Разработка образовательной

программы является базовой

в системе профессиональных

компетенций, обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных

программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами

целенаправленного влияния на

развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание

на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ,

характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся

-Знание образовательных стандартов и примерных программ.

-Наличие персонально разработанных образовательных программ:

а) характеристика этих программ

по содержанию, по источникам

информации;

б) по материальной базе, на которой должны реализовываться

программы;

в) по учёту индивидуальных характеристик обучающихся

-Обоснованность используемых

образовательных программ.

-Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута.

-Участие работодателей в разработке образовательной программы.

-Знание учебников и учебно -

методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных МО.

-Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом.

5.2

Способность

принимать решения в различных педагогических ситуациях

Разрешение педагогических

проблем в педагогической деятельности. Применение как стандартных решений (решающие правила), так и творческих (креативных) или интуитивных

-Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения.

-Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций.

-Владение критерием предпочтительности при выборе того
или иного решающего правила.

-Знание критериев достижения
цели.

-Знание нетипичных конфликтных ситуаций.

-Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций.

-Развитость педагогического мышления.

6. Компетенции в организации учебной деятельности

6.1

Компетентность

в установлении субъект-

субъектных отношений

Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность

педагога к взаимопониманию,

установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснятьинтересы и потребности других участников образовательно­го процесса, готовность вступать в помогающие отношения, пози­тивный настрой педагога

-Компетентность в целеполагании.

-Предметная компетентность.

-Методическая компетентность.


-Готовность к сотрудничеству.


-Знание психологических характеристик ученика как субъекта учебной деятельности

6.2

Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи

и способах деятельности

Готовность педагога включать

новый материал в систему уже

освоенных знаний или умений

и путём демонстрации практического применения изучаемого

материала

-Знание того, что знают и пони-

мают ученики.

-Свободное владение изучаемым материалом.

-Осознанное включение нового учебного материала в системуосвоенных знаний обучающихся.

-Демонстрация практического применения изучаемого материала.

-Опора на чувственное восприятие

6.3

Компетентность в педагогическом оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке. Сочетание компетентности оценивания других

с самооценкой педагога

-Знание функций педагогической оценки.

-Знание видов педагогическойоценки.

-Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности.

-Владение методами педагогического оценивания.

-Умение продемонстрировать

эти методы на конкретных примерах.

-Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

6.4

Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося

Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или поиск необходимой для ученика информации организовать

-Свободное владение учебным

материалом.

-Знание типичных трудностей

при изучении конкретных тем.

-Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи.

-Умение выявить уровень развития обучающихся.

-Владение методами объективного контроля и оценивания

6.5

Компетентность в использовании современных средств

и систем организации

образовательногопроцесса

Обеспечивает эффективность

образовательного процесса

-Знание современных средств и методов построения образовательного процесса.

-Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам.

-Умение обосновать выбранные методы и средства обучения

6.6

Компетентность в способах умственной

деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных

операции

-Знание системы интеллектуальных операций. Владение интеллектуальными операциями.

-Умение сформировать интеллектуальные операции учеников.

-Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче






5. Деловая игра «Модель профессиональной компетентности»

Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.

Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.

педагога с ее обоснованием.

Каждая группа дает свою модель профессиональной компетентности.

Важной квалификационной характеристикой учителя становится умение создавать на уроке «развивающеую среду», которая осуществляется путем реализации образовательных ситуаций:

  1. Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.

  2. Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в
    процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).

  3. Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

  4. Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

  5. Участие детей в различных формах дискуссии.

  6. Формирование понятий и организация на их основе своих действий.

  7. Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Эффективность и результативность учебного процесса, сценарий которого создал учитель, зависит от его умения :

  1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

  2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

  3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

  4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.

  5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

  6. Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

  7. Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

  8. Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

  9. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

  10. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

  11. Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

  12. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.

  13. Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.

  14. Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

  15. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

  16. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

  17. Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,при выполнении своей части работы.

  18. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

  19. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

  20. Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

  21. Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

  22. Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

  23. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

  24. Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

  25. Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
    первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Таким образом кроме перечисленных умений в перечень основных компетенций современного учителя войдут:

  1. Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

  2. Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

  3. Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

  4. Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

  5. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

  6. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

  7. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

  8. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

  9. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

  10. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

  11. Уметь организовать понятийную работу учащихся.

  12. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

  13. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.





В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя?

В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко.

Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Слайд 6,7,8,9,10

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.

Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.

Многие учителя наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер.

Слайд 6 Конечная цель у такого учителя обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с учетом только ближайших перспектив.

Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности - недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических.

Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет.

Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив.

Сегодня мы попытаемся сделать анализ уроков, которые были проведены учителями в ходе проведения декад предметов гуманитарного цикла, естественно - математического цикла. Хочется отметить серьезное отношение учителей ШМО естественно - математического цикла. Был составлен план декады своевременно. Составлен график взаимопосещений уроков и внеклассных мероприятий.

1.Каждая группа получает раздаточные листы : Ведущие аспекты анализа урока, Типы урока, Дидактические задачи урока, Организационные формы обучения, Основные этапы урока.

2. Предлагается сделать анализ урока по схеме:

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Цель посещения:

Дата:

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке:

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Формы обучения

  1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Выводы и рекомендации:

Типы урока

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов,

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных ЗУНов

Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных ЗУНов

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи,

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Учебная экскурсия

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

Дидактические задачи урока

Основные дидактические (обучающие) задачи урока

Содержание наблюдения

Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностейУсвоение = понимание + запоминание

Правильное воспроизведение

1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам.

2.Формы организации учебной деятельности

3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д.

Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задачОвладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач

1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников.

2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников

Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность)Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач

1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации

2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая)

3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий)

Формирование УУД в условиях решения практических задач

Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач

Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира

Повторение (обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД

1.Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.)

2.Методы повторения (обобщение, систематизация)

Контроль за степенью усвоения ЗУНов

Результаты вы выполнения контрольных работ

Организационные формы обучения

Формы обучения

Приемы обучения

Содержание наблюдения

Фронтальная форма обучения

Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей

Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава

Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами

Индивидуальная форма обучения

Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад)

Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации

Коллективная форма организации обучения

Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок

Основные этапы урока

Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс

Наблюдаемые приемы обучения и учения

Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости

Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками.

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей)

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.

Динамическая пауза

Основные приемы динамической паузы

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Рефлексия деятельности

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ.

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

В.А. Сухомлинский писал:"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"'.

Анализ Анкет обучающихся:

«Уровень сформированности компетенций» ( 10 класс) 7 анкет



вопрос

предмет




Р.я.

Лит-ра

Анг.

яз.

Ист-я

Общ-ие

Мат-ика

(А. Г)

Геог-ия

Фи

зика

Хи

мия

Био-гия

ОБЖ


Какие предметы способствуют развитию уважения к людям?

4

5

1

6

1

1

2


К каким предметам вы относитесь более ответственно почему:

3

2

1

4

4

4

4

1


А) требовательный учитель;

2

1

2

3

4

2

1

5

3

2

1


б) нравится предмет;

3

1

3

3

2

2

2

1


в)полученные знания пригодятся в будущем

3

2

2

2

3

4

2

3

3

2

2


На каких предметах вы чаще всего работаете по группам




На каких предметах вы занимались поиском дополнительной информации

2

5

5

6

5

4

3

5

5

4

5


Знание каких предметов вы использовали в жизни

4

2

2

3

4

2

3

5

4

3

6


На каких предметах, при изучении нового материала учитель использует метод

дискуссии(обсуждение спорных вопросов)

3

3

3

3

4

1

6

2

1


На каких предметах вы можете свободно высказывать свое мнение

1

5

2

4

3

3

4

2

2

1

5


На каких уроках вы чаще обращаетесь к пройденному материалу

2

1

3

2

4

1

5

4


На каких предметах в поисках дополнительной информации , вы используете :

1

3

2

4

3

3

4

3

3

2

2


Р.я.

Лит-ра

Анг.

яз.

Ист-я

Общ-ие

Мат-ика

(А. Г)

Геог-ия

Фи

зика

Хи

мия

Био-гия

ОБЖ


а)Интернет, мультимедиа(DVD, CD

1

3

3

4

3

3

4

6

4

1

1


б) консультируетесь с преподавателем

2

4

4

4

1

2

1

1


в) работаете с дополнительной литературой

1

3

1

4

4

2

3

3

2

2

2


Умеете ли вы планировать свой день (организовывать работу)




А) да

4

5

5

6

5

5

5

4

6

5

4


Б) нет

1

1

1

1


в) затрудняюсь ответить.


1


1


На каких предметах вы занимались исследовательской, проектной деятельностью рефераты, доклады , лабораторные работы , творческие работы и.т.д.

1

6

6

7

7

7

6

7

6

6

1

Результаты анкетирования

«Уровень сформированности компетенций» ( _11_____ класс) 5 анкет



вопрос

предмет




Р.я.

Лит-ра

Анг.

яз.

Ист-я

Общ-ие

Мат-ика

(А. Г)

Геог-ия

Фи

зика

Хи

мия

Био-гия

ОБЖ


Какие предметы способствуют развитию уважения к людям?

1

3

2

1

5

1

1

1


К каким предметам вы относитесь более ответственно почему:

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3


А) требовательный учитель;

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


б) нравится предмет;

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

2


в)полученные знания пригодятся в будущем

4

3

3

3

4

4

3

3

3

3

2


На каких предметах вы чаще всего работаете по группам

1

1

3

1

1

2

3

1

1


На каких предметах вы занимались поиском дополнительной информации

2

2

2

4

3

2

3

4

4

2

2


Знание каких предметов вы использовали в жизни

3

2

2

2

3

3

2

2

3

2

3


На каких предметах, при изучении нового материала учитель использует метод

дискуссии(обсуждение спорных вопросов)



3


На каких предметах вы можете свободно высказывать свое мнение

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

5


На каких уроках вы чаще обращаетесь к пройденному материалу

3

2

2

3

3

3

2

4

2

2

2


На каких предметах в поисках дополнительной информации , вы используете :




а)Интернет, мультимедиа(DVD, CD

1

1

1

2

2

1

2

3

2

1

1


б) консультируетесь с преподавателем

2

2

3

4

4

2

2

2

4

3

2


Р.я.

Лит-ра

Анг.

яз.

Ист-я

Общ-ие

Мат-ика

(А. Г)

Геог-ия

Фи

зика

Хи

мия

Био-гия

ОБЖ


в) работаете с дополнительной литературой

1

1

1

1

1



Умеете ли вы планировать свой день (организовывать работу)




А) да

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3


Б) нет




в) затрудняюсь ответить.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


На каких предметах вы занимались исследовательской, проектной деятельностью рефераты, доклады , лабораторные работы , творческие работы и.т.д.

3

3

3

3

4

1

2

4

3

2

1



















Результаты анкетирования



«Уровень сформированности компетенций» ( _9_____ класс) 6 анкет



вопрос

предмет




Р.я.

Лит-ра

Анг.

яз.

Ист-я

Общ-ие

Мат-ика

(А. Г)

Геог-ия

Фи

зика

Хи

мия

Био-гия

ОБЖ


Какие предметы способствуют развитию уважения к людям?

1

1

3

5


2


К каким предметам вы относитесь более ответственно почему:

5

2

1

5

5

1

2

3

4


Р.я.

Лит-ра

Анг.

яз.

Ист-я

Общ-ие

Мат-ика

(А. Г)

Геог-ия

Фи

зика

Хи

мия

Био-гия

ОБЖ


А) требовательный учитель;

2

1

1

1

2

2


б) нравится предмет;

1

2

2

2

1

2

3


в)полученные знания пригодятся в будущем

4

3

2

1

2

4

3

2

3

2

2


На каких предметах вы чаще всего работаете по группам

2

1

2

3

1

2


На каких предметах вы занимались поиском дополнительной информации

1

4

2

2

3

2

4

3

1

1

2


Знание каких предметов вы использовали в жизни

4

2

3

1

2

3

1

2

1

2

3


На каких предметах, при изучении нового материала учитель использует метод

дискуссии(обсуждение спорных вопросов)

3

2

1

3

5

2

2

2

1

1

2


На каких предметах вы можете свободно высказывать свое мнение

2

2

1

2

3

2

1

1

1

1

4


На каких уроках вы чаще обращаетесь к пройденному материалу

3

1

1

1

1

3

2

4

4

1

2


На каких предметах в поисках дополнительной информации , вы используете :

2

1

1

1

3

1

2

1

1


а)Интернет, мультимедиа(DVD, CD

2

2

2

2

2

2

3

4

1

1

1


б) консультируетесь с преподавателем

4

2

1

2

5

1

2

3

4

4


в) работаете с дополнительной литературой

2

2

4

2

3

2

2

4


Умеете ли вы планировать свой день (организовывать работу)

1




А) да

1




Б) нет




в) затрудняюсь ответить.




На каких предметах вы занимались исследовательской, проектной деятельностью рефераты, доклады , лабораторные работы , творческие работы и.т.д.

3

5

5

5

2

2

4

5

4

3

3

Результаты анкетирования

«Уровень сформированности компетенций» ( _8_____ класс) 5 анкет

вопрос

предмет




Р.я.

Лит-ра

Анг.

яз.

Ист-я

Общ-ие

Мат-ика

(А. Г)

Геог-ия

Фи

зика

Хи

мия

Био-гия

ОБЖ

1

Какие предметы способствуют развитию уважения к людям?

2

5


2

К каким предметам вы относитесь более ответственно почему:

4

4

4

3

3

3

2

2

1


А) требовательный учитель;

2


5

2

2


б) нравится предмет;

2

2

2

1

3

2

2


в)полученные знания пригодятся в будущем

2

2

2

3

3

2

1

1

2

3

На каких предметах вы чаще всего работаете по группам

2


3

2

4

На каких предметах вы занимались поиском дополнительной информации

2

5

2

3

3

2

4

3

2

2

2

5

Знание каких предметов вы использовали в жизни

2

2

2

3

1

4

1

1

1

3

6

На каких предметах, при изучении нового материала учитель использует метод

дискуссии(обсуждение спорных вопросов)

2

5

4

2

2

2

7

На каких предметах вы можете свободно высказывать свое мнение

2

5

3


8

На каких уроках вы чаще обращаетесь к пройденному материалу

1

2

2

1

3

4

2










Р.я.

Лит-ра

Анг.

яз.

Ист-я

Общ-ие

Мат-ика

(А. Г)

Геог-ия

Фи

зика

Хи

мия

Био-гия

ОБЖ

9

На каких предметах в поисках дополнительной информации , вы используете :

2

2

2


а)Интернет, мультимедиа(DVD, CD

2

2

2

1

2

5


б) консультируетесь с преподавателем

2

3

2

3

2

3

3

2

3

2

3


в) работаете с дополнительной литературой

2

5

2

5

1

2

2

10

Умеете ли вы планировать свой день (организовывать работу)

3


1



А) да

3


1



Б) нет




в) затрудняюсь ответить.



11

На каких предметах вы занимались исследовательской, проектной деятельностью рефераты, доклады , лабораторные работы , творческие работы и.т.д.

2

4

2

4

4

2

5

4

5

4

2

Работа администрации по стимулированию профессионального развития:

Система мотивации и стимулирования к профессиональному развитию.

Мотивы к профессиональному развитию

Стимулы, которые можно использовать для профессионального развития

1.Реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности

1.1.Открытие собственного мастер-класса для учителей школы.
1.2.Повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе.
1.3.Содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы.

2. Личное развитие, приобретение новой информации.

2.1.Направление на стажировку или престижные курсы.
2.2.Предоставление времени на методическую работу (работа на дому)
2.3.Творческий отпуск в каникулярное время.
2.4.Дополнительные дни к отпуску.
2.5.Содействие в переподготовке по интересующей учителя специальности.

3.Самоутверждение, достижение социального успеха.

3.1.Предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары.
3.2.Организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати.
3.3.Представительство от школы на ответственных мероприятиях районного значения.
3.4.Привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы школы.
3.5.Получение права на проведение семинаров для своих коллег.
3.6.Назначение на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей.
3.7.Рекомендация учителя для работы в экспертных группах.

4.Потребность быть в коллективе

4.1.Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.

5.Стабильность, защищенность.

5.1.Гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь учителя, со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, инспекторов.
5.2.Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.

6.Состязательность.

6.1.Методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства.
6.2.Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства "Учитель года»

Проект решения:

1. Продолжать работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности обучающихся в рамках компетентностного подхода.

2. Принимать участие в тематических проблемных районных семинарах по данной теме.

3. Администрации школы при посещении уроков оценивать уровень профессиональных компетенций педагогической деятельности, выяснять имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать в новом учебном году методические совещания с целью повышения методики преподавания.

4. Учебно - методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме (выносить положительный опыт на обсуждение на методических совещаниях).

  1. Администрации школы, методическому совету разработать критерии стимулирования, которые можно использовать для профессионального развития учителей.



































Деловая игра «Модель профессиональной компетентности»

Деление на группы

- Здесь написаны качества, составляющие профессиональную компетентность педагога. Предлагаю каждому из вас выбрать лист, определить какое это качество: профессиональное или личностное и выбрать группу к которой оно относится.

Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.

Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.

Оборудование:ватман, маркеры, фломастеры.

Деловая игра для педагогов состоит из нескольких частей:

1. практическая часть - оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием.

2. теоретическая часть.

3. демонстрационная часть.

4. заключительная часть.

Практическая часть

Организационный этап:

- Вы уже поделены на группы. Сейчас предлагаю каждой группе выбирать секретаря - для записи всех поступающих предложений, хранителя времени - для контроля времени, оратора - для защиты своей работы. Время - 3-5 минут.

4. Этап «Мозговой штурм»

- Ваша задача разработать модель профессиональной компетентности педагога. Но для начала вы должны определить наиболее важные на ваш взгляд качества составляющие профессиональную компетентность педагога.

- Роль секретаря записать любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. Затем групповое обсуждение, задача - выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них - личностные качества, пять - профессиональные.

Время - 10-15 минут.

Оформительный этап

- Сейчас каждая рабочая группа на ватмане должна оформить свою модель профессиональной компетентности педагога. Для этого необходимо на одной половине ватмана изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств, которые вы выбрали после обсуждения.

Пять - личностные качества, пять - профессиональные. Творческий подход к заданию приветствуется. Время работы - 15 минут.

Демонстрационный этап.

Оратору для презентации модели профессиональной компетенции педагога и обоснования представленных профессиональных и личностных качеств. Время работы - 10 минут.

(после каждой презентации)

Этап оценивания модели другой группы

На цветном листе бумаги отметьте значком ваше отношение к модели профессиональной компетентности педагога противоположной группы: (обозначение знаков на слайде).

+ + - очень хорошая идея;
+ - неплохая идея;
0 - не удалось найти конструктива;
НР - невозможно реализовать;
ТР - трудно реализовать;
РР - реально реализовать.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей.

А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике - нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Квалификационная характеристика-это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

Литература.

Болотов В.А, В.В.Сериков Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика №10, 2003, С.8-14
2. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование 2004 №4 С136-144
3. Ильенкова С.Д. и др. Социальный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1998.
4. Ильясов Д.Ф., О.А. Ильясова Особенности проектирования образовательных программ . Школьные технологии №5, 2004 С.3-13.
5. Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т.Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки. Директор 2002 №6, С.16-25.
6. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона С.Пб.2001
7. Краткая философская энциклопедия. М.1994.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии №5, 2004 С.3-
9. Mудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000.
10. Нестеров В.В. Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург. 2003.


© 2010-2022