Частная методика в преподавании дисциплины Менеджмент

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

16

КЧастная методика в преподавании дисциплины МенеджментАЛИНИНГРАДСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

- филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Частная методика в преподавании дисциплины Менеджмент





реферат



методы совершенствования преподавания дисциплин по направлению «менеджмент»



Преподаватели:

Плужникова О.В.

Малиновская Н.В.










Калининград, 2013


Структура реферата


Введение 3

1. Принципы и цели обучения 5

2. Мотивация студентов к изучению дисциплины «Менеджмент» 7

3. Методы обучения, используемые в процессе преподавания 11

4.Мониторинг знаний студентов 12

Заключение 14

Список используемой литературы 15







Введение

Развитие кадров управления является в настоящее время ключевым элементом, позволяющим организации адаптироваться к изменениям и устойчиво развиваться. Для осознания происходящих во внешней среде преобразований и проведения организационных изменений нужны менеджеры, которые будут в состоянии ставить собственные цели и самостоятельно принимать решения. А не ждать указаний свыше или копировать действия других.

В настоящее время управление является такой же профессией, как и все остальные, а обучение менеджменту стало привычным делом в подготовке профессионалов управления. Другое отличие в том, что менеджер принимает на себя ответственность за результаты деятельности других людей, и в силу этого, обладает необходимыми полномочиями. Поскольку менеджер несет ответственность за получение результата, то ему платят не за размышления и знания, а за умение «добиться» результата от людей в его подчинении, т.е. за выполненную работу. Таким образом, работу самого менеджера оценивают по результатам работы всей организации.

Все вышеперечисленные особенности необходимо учитывать в содержании программ обучения и методике их преподавания.

Поскольку результаты обучения выражаются в деятельности, то будущего менеджера необходимо подготовить к предстоящей работе. Но в чем заключается и с чем связана работа самого менеджера? Каким образом можно научить выполнению работы?

Работа менеджера включает в себя задачи, которые необходимо выполнить, чтобы организация достигла поставленных целей. Кроме того, именно работа, как деятельность, направленная на получение результата, является критерием оценки менеджера, главным измерителем его профессионализма и должна быть стержнем, вокруг которого выстраивается обучение. Подтверждением этому служит оценка выпускников учебных заведений, основанная на их годовой зарплате, что является естественным и объективным измерителем качества обучения, содержания учебной программы и самих учебных заведений в целом.

Подготовка менеджера - это не передача знаний от преподавателя - студенту, а самоподготовка, т.е. получение знаний из собственного опыта, где ответственность за результат обучения лежит целиком на самом обучающемся. Обучение менеджменту связано с побуждением к совершенствованию, развитию не только профессиональных, но и личностных качеств, свойственных менеджеру, повышению требований к самому себе, а также развитию и обучению других, что является одной из главных задач менеджера. Постоянно учиться, много знать, любить то, чему обучаешь, и того, кого обучаешь, и тогда все получится.

Педагогическая деятельность предполагает постоянное совершенствование в условиях модернизации образования на современном этапе. В процессе преподавания дисциплины «Менеджмент» педагоги учебного заведения-реализуют функции - организационные, коммуникативные, корректирующие, контролирующие;

выполняют роль - организатора, управленца, модератора, консультанта, тьютера; осуществляют - педагогическую, научно исследовательскую, методическую, управленческую, консультативно-просветительную деятельность, используют модульно- компетентностный подход в подготовке специалистов, что предусматривает использование в учебном процессе инновационных методов, технологий обучения студентов.

Концептуальная основа для создания авторской технологии преподавания дисциплины « Менеджмент» выражается в умении педагога культивировать у студентов дух « общего дела» , развивать умение работать в команде, создавать благоприятную психологическую атмосферу. Учебный процесс должен носить междисциплинарный характер на основе модульно- компентентностного подхода. Учебный процесс в целом должен быть - зеркальным отражением практической деятельности реального мира .Студент » босс», «король» - главное лицо в учебном процессе необходимо изучать и знать не только потребности студента но и его индивидуальные личностные установки способности желания. Необходимо помочь студенту определить перспективу карьерного роста.

1.Принципы и цели обучения

Использование принципов обучения раскрывается в процессе обучения дисциплины «Менеджмент» через активное использование опорных конспектов, рабочих тетрадей, презентаций, «Проектной работы» в виде схем, таблиц, рисунков, символов. Выполнение практических заданий в форме программ, планов, графиков. Использование видео - клипов, видео-лекций. Например, изучая тему «Внешняя и внутренняя среда организации» студенты выполняют творческое задание в виде художественного изображения элементов среды. Таким образом, реализуется принцип наглядности в обучении.

Принцип доступности - означает, что обучение должно быть доступным для студентов разного уровня подготовки, возраста. Доступность обучения достигается при условии сочетания изложения теоретического материала с практическими примерами , решением кейс- ситуаций, проведения исследований на базах практике, круглых столов с работодателями.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения - имеет важное значение в подготовке менеджеров, так менеджер должен обладать интеллектом, соблюдать комплекс правил поведения в обществе. В процессе обучения, используются различные подходы и педагогические технологии развития личности студента. Используются активные методы обучения - такие как ролевая игра: «Деловые переговоры», проект «Кодекс успешной деятельности организаци. обучающие семинары по темам: «Планирование», «Деловое общение», «Управления конфликтами и стрессами»,в процессе подготовки и проведения занятий у студентов развиваются компентенции- умение вести деловые беседы, слушать, аргументировать, работать в команде.нести ответственность за сое образование.

Принцип связи обучения с жизньюи и нтенрированного подхода. используется в процессе преподавания теоретических и практических занятий. Для того чтобы реализация данного принципа была системной, наглядной и образной, по каждой теме создается кейс, который состоит из практических примеров, ситуаций, видео - клипов, статей, газет, журналов. Также необходимо организовывать студентов на поиск, обработку и систематизацию материалов по практическому менеджменту. Например, изучая тему «Сущность, развитие менеджмента», выносится вопрос на самостоятельное изучение - «Портрет менеджера 21 века», задание для студентов: составить реферат о лучших менеджерах региона, России и зарубежных стран. После обсуждения и изучения рефератов, подготовленных студентами, собираются их работы и пополняется кейс практических примеров по данной теме.

Методика реализации данного принципа базируется по всем элементам урока : мотивация, содержание учебного материала, контроль знаний студентов, обобщение изученного материала. Изучая тему: «Система методов управления», в мотивации студентов по данной теме преподавателем подчеркивается практическая значимость изучаемого материала, на основе обсуждения следующих проблемных вопросов «Являются ли экономические показатели деятельности предприятия - доходность, рентабельность, фонд заработной платы инструментом (методом) управления ?». Если да, то какой это метод? Как Вы думаете, как может экономический метод повлиять на управление организацией?

При изучении содержания данной темы , также приводятся примеры из деятельности конкретных предприятий. При обобщении материала по теме вместе со студентами делается анализ эффективности использования методов управления в конкретных предприятиях.

Таким образом, принцип связи обучения с практической деятельностью, прежде всего, помогает реализовать в процессе подготовки специалистов принципы доступности, интегрированного подхода, воспитывающего и развивающего обучения.

После определения принципов обучения определяются цели, общие и профессиональные компетенции по всем темам курса. Под целями урока понимается желаемый и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем (примеры формулировки целей и компетенций по темам дисциплины «Менеджмент» представлены в таблице).

Тема

Обучающая цель

Воспитательная цель

Развивающая цель

Компетенции

Сущность и характерные черты современного менеджмента

Иметь представление о задачах менеджмента, знать характерные черты менеджмента

Способствовать развитию профессионального интереса к избранной специальности

Развивать познавательные возможности

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Эволюция концепций менеджмента

Охарактеризовать исторические условия, идеи, понятия в менеджменте. Изучить современные подходы в менеджменте

Взгляды, подходы к историческим этапам развития менеджмента

Способствовать развитию логического восприятия истории развития менеджмента

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Управленческие решения

Объяснить типы управленческих решений, процесс принятия управленческого решения

Ответственность за качество и эффективность принятых решений

Логическое мышление в процессе принятия управленческих решений

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Конфликты в организации

Охарактеризовать виды конфликтов, методы управления конфликтами

Умение предотвращать конфликтные ситуации, разрешать конфликтные ситуации

Умения и навыки выхода из конфликтов, снятия стрессов

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Формирование целей урока базируются на дидактических единицах стандарта по специальности; общих и профессиональных компетенций; квалификационной характеристики специалиста, с учетом регионального компонента, современных требований к выпускнику.





2.Мотивация студентов в процессе преподавания дисциплины «Менедмент»

Преподаватель должен являться лидером руководи телем в группе обучаемых . поскольку

он влияет на мысли чувства и действия

обучаемых .организует их работу.

ХовардГарднер.


Чтобы определить, как заинтересовать студентов в изучении той, или иной темы, и дисциплины в целом, необходимо овладеть «искусством мотивации». Именно мотивация, определяет, какой метод обучения наиболее эффективен.

В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность студентов в овладении новым учебным материалом.

В практической деятельности преподавания дисциплины »Менеджмент» используются следующие приемы:

Мотивация, основанная на практических материалах:

  • Рейтинги востребованности специалистов - менеджеров на рынке труда

  • Обзор деятельности ведущих компаний региона - «Вестер», «Бауцентр», «Виктория»

  • Примеры из опыта работы успешных менеджеров и компаний

  • Обзор статей периодической печати об организации управленческой деятельности

  • Использование примеров из личного опыта студентов и их родителей

  • Приглашение практических работников на урок

  • Обзоры мониторинга рынка труда

Наглядный метод мотивации: таблицы, схемы, плакаты, иллюстрация, корпоративные газеты, кодексы организаций, рекламные буклеты, рисунки, эскизы, журналы, газеты, учебники, учебные пособия.

Работа с книгой: чтение материала по учебникам и учебным пособиям, составление кроссвордов, выбор из информационных источников - цитат, афоризмов по темам дисциплины, конспектирование, составление опорных конспектов, написание рефератов, докладов

Видео - метод: видео - клипы разработанные самими студентами, видео - лекции по теме «Власть и лидерство», видео - фильмы по теме «Деловое общение»

Словесный метод: объяснения, лекция - дискуссия, беседа, рассказ, диспут , мозговой штурм.

Социальное партнерство - установление на уроке «партнерских отношений», хорошего микроклимата; работа студентов в «парах», командах; похвала, участие, поддержка; подведение итогов (успехов); авторитет преподавателей.

Стиль преподавания основанный на развитии эмоций и чувств,уникальности передачи учебной информации.

Стимулирующая роль организации учебной деятельности в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент» включает в себя следующее:

  • подготовку учебного материала к изучению на уроке, его структурирование, логичное, контрастное, яркое, увлекательное изложение с использованием примеров из практики .

  • создание деловых, творческие отношений, обеспечение обстановки свободного сотрудничества.

  • концетрацию внимания студентов на то, где в реальной жизни они смогут использовать полученные знания. Например, изучая тему: «Конфликты и стрессы» необходимо подчеркнуть, что знания по этой теме помогут студентам сформировать у них стрессоустойчивость, умение уходить и разрешать конфликты, выработать определённый стиль поведения в стрессовой ситуации.

  • применение методов обучения, позволяющих студентам индивидуально или в команде изучать материал, «познавать новое». Например, метод проектов, «деловая игра», «мозговой штурм», экскурсии, презентации.

  • бинарные, интегрированные уроки .

,

Мотивации к изучению темы: «Принятие решений» начинается с проблемного вопроса: «По каким показателям оценивается деятельность менеджера?». Используя элементы метода «Мета - план», предлагается написать по одному самому важному критерию оценки труда менеджера на взгляд каждого студента. Все свои идеи студенты на листках цветной бумаги прикрепляют к доске, и все вместе группируют и ранжируют эти критерии, и когда находится критерий, например, «Качество и эффективность принятия управленческих решений», объяснятся студентам о том, что сегодня они будут изучать тему «Теория принятия решений». Затем подчеркивается роль и значение данной темы в подготовке специалистов.

Изучение темы сопровождается мотивацией студентов, например - предлагается обучаемым решить практическую ситуацию индивидуально каждому, подводя итоги, выяснить , были ли у них трудности при решении ситуаций, обобщаются проблемы, с какими они столкнулись. Студентам сообщается о том, что если они познакомятся с различными методами принятия управленческих решений, они смогут в практической деятельности избежать таких трудностей. Излагаются теоретические основы методологии принятия управленческих решений. Затем предлагается группе студентов разбиться на малые группы, каждая группа получает ситуацию, также за ней закрепляется определенный метод решения ситуации.

Процесс изучения данной темы, построенный на проблемной технологии, создает условия для активной мотивации обучаемых на протяжении изучения всей темы .

В процессе преподавания темы: «Внешняя и внутренняя среда организации» мотивация студентов осуществляется путем демонстрации экспозиции рисунков, выполненных студентами предыдущих групп, по данной теме. Вместе со студентами обсуждается каждый рисунок, на котором изображены элементы внутренней и внешней среды.

Использования принцип обучения образности и наглядности, создает условия для мотивация к учебной деятельности. После освоения теоретических основ по данной теме с целью сопровождения мотивационных приемов учебной деятельности, и закрепления изученного материала проводится конкурс на лучший рисунок по художественному изображению элементов внешней и внутренней среды.





3.Методы и технологии обучения, используемые в процессе преподавания дисциплины « Менеджмент».

Урок воспитывает не только своим содержанием , он воспитывает и своей

организацией методикой преподавания. Большая часть обучения должна быть ориентирована на проектную работу результатом которой будет тот или иной « продукт» в рамках дисциплины.

Ховард Гарднер.

Условия выбора методов и технологий обучения зависит от многих факторов, но, прежде всего, это зависит от опыта педагога, и его стремления быть индивидуальным и конкурентоспособным, иметь свой стиль и имидж; от содержания учебеного материала,целей обучения, самотивации студентов, возраста. Очень важно при выборе методов и технологий обучения проанализировать, виды и формы организации самостоятельной работы студентов, какие элементы исследовательской деятельности могут быть использованы.

Умение варьировать методами и технологиями обучения - отражает интелект,опыт, неординарность личности педагога его компетентность.

Педагоги успешно применяют технологии : модульного обучения.проблемного.компьютерноые. практико- ориентированные.

Используются методы обучения: лекции- дискуссии, семинары, деловые игры, проектный метод, тренинги, конкурсы, анализ ситуаций, письменные эссе, дебаты, интервью в парах,конференция.

Метод «Оксфордские дебаты» применяется в темах: «Авторитарный стиль: за и против», «Групповые решения: за и против». Использование дебатов в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как достигается личностная значимость учебного материала для студентов, наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность (студентам необходимо тщательно анализировать тему дебатов в процессе подготовки, взвешивать различные стороны, анализировать различные подходы), а также тщательную проработку основного изучаемого материала.

Проводят упражнения способствующие адаптации обучающихся в учебном процессе: «мой герб», веревочный тренинг, самопрезентация.

В обучении студентов используется широкий спектр методов и технологий обучения, на основе установление мета предметных связей. При изучении темы: «Управленческие решения» используется несколько методов обучения: мозговой штурм, работа в группах, «мета - план», «портфолио» В теме: «Внешняя и внутренняя среда организации» используется методы: работа в группах, «6.3.5.», «SWOT - анализ», «географическая карта мыслей». В теме: «Методы управления» -используется презентация результатов проектной работы, анализ производственных ситуаций, дискуссия.

.

Изучение дисциплины сопровождается проведением интегрированных уроков методом «проектная работа» ,в данной ситуации студенты не ограничены узкими рамками дисциплины и могут в обобщенной форме применить комплекс полученных знаний. Проект по теме: «Трудоустройство», предполагает использование знаний п по дисциплинам: «Менеджмент», «Управленческая психология», «Трудовое право» , «Документационное обеспечение и управления». Для управления проектной деятельностью студентов преподаватели также интегрируются в команды на основе междисциплинарных принципах. Тематика проектов обычно связана с социальными задачами. Междисциплинарные проекты помогают применять в комплексе знания и умения в реальной жизни.

Преимущество активных методов обучения заключается в развитии навыков самообучения, самомотивации в учебном процессе и познавательной деятельности, овладении исследовательскими и креативно - аналитическими методами мышления.

Педагогический опыт преподавателей позволяет интегрировать различные технологии и методы обучения в процессе подготовки специалистов что позволяет содержания обучения использовать как средство организации активной самостоятельной ,учебно - позновательной деятельности. А не как цель обучения.

4.Мониторинг знаний студентов

Контроль - это не только административно - формальная процедура проверки работы педагогов и учебного процесса, но и важнейшая часть обучения, обеспечивающая обратную связь с обучаемыми.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний студентов, которые должны соответствовать образовательному стандарту по дисциплине «Менеджмент».

В процессе преподавания дисциплины разрабатываются и продумываются программы контроля знаний студентов по темам, которые создают общую программу контроля по дисциплине, таким образом, можно проанализировать формы и методы контроля знаний студентов, внести изменения и корректировку.

Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине «Менеджмент» включает тестирование, деловые игры, решение кейсов, подготовку письменных эссе, рефератов, разработку исследовательских мини-проектов и портфолио. Промежуточный контроль знаний это решение контрольных задач (заданий) и тестов индивидуально или в составе малых групп. Итоговый контроль проводится в форме экзамена по билетам, тестирования, защита «портфолио»

Основные требования, которые реализуются в программах контроля, заключаются, прежде всего:

  • в целенаправленности, т.е. отвечают на вопросы: Кого?, Когда?, По какой теме? необходимо вести опрос студентов;

  • в системности: по каждой теме студенты должны иметь оценки, причем контроль должен охватывать содержание всей темы;

  • всесторонности контроля - это означает, что необходимо проверять не только уровень знаний, но и умения и навыки, определять степень накопления личного опыта в области профессиональной деятельности.

А также считается важным в подготовке специалистов осуществлять наблюдения за развитием личностных качеств - речи, памяти, уровня культуры.

Заключение

Процесс обучения носит двухсторонний характер. Преподаватель не только учит, но одновременно и учится у тех, кого обучает. Существует своего рода разделение учебного процесса на передачу и прием сведений, каждодневно обогащаемого взаимным общением обучаемых и обучающих, в котором заинтересованы обе стороны. Эта заинтересованность выражается в том, чтобы совместно: критически анализировать стереотипы установившихся представлений в методике; переплавлять получаемые сведения в знания и навыки самостоятельного формирования своей позиции; не ставить самоцелью пополнение знаний, а совершенствовать их.

Необходимы инновационные методы и подходы в обучении, которые могли бы научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок, усваивается лучше. Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов. Они оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, так как для практики необходима теория, а для теории - практика. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.


Список использованной литературы

  1. Педагогика: Большая современная энциклопедия. / Сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: "Современное слово", 2005. - 720 с.

  2. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика, 2003. - №3

  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

  4. sinncom.ru/ Интернет-портал "Инновации в образовании"

Частная методика в преподавании дисциплины Менеджмент



© 2010-2022