Статья Организация педагогического эксперимента в школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация педагогического эксперимента в школе


В условиях изменения целевых установок в политической, экономической, международной и других сферах общества, в условиях перехода от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, изменяются требования к системе образования, появляется необходимость в ее модернизации.

Поэтому, быть может, вопрос о педагогическом творчестве стоит с такой остротой, как его необходимо поставила жизнь на рубеже двух веков.

Творчество педагога многообразно. Оно может себя обнаруживать в разных аспектах деятельности педагога, чьи способности развиты.
Творчество педагога есть деятельность по созданию нового. Потому высшая степень творчества в воспитании и образовании - педагогический эксперимент. В ходе эксперимента проверяется и получает право на существование новая педагогическая технология.

В настоящее время многие школы Казахстана имеют статус экспериментальной площадки. Кроме того в экспериментальной работе участвуют равно как городские так и сельские школы. Анализируя работу таких экспериментальных площадок, приходишь к выводу, что не все педагоги и методисты представляют: что такое педагогический эксперимент, какие методы и приёмы используются при проведении эксперимента, как его организовать в школе, обработать результаты и сделать выводы, да и вообще как правильно сформулировать тему, гипотезу, цель, задачи исследования. Чтобы помочь своим коллегам в этом вопросе, предлагаю из опыта своих исследований некоторые теоретические и практические аспекты организации педагогического эксперимента в школе.

I. Что такое педагогический эксперимент?

Педагогический эксперимент есть внедренческий вид исследовательской деятельности, основное содержание которой состоит в целенаправленном переводе научной идеи в практику.

В состав эксперимента входит:

  1. Объект и предмет преобразования;

  2. Средство для преобразования объекта и предмета;

  3. Технология использования средств;

  4. Диагностико-аналитические методы.

II. Виды эксперимента.

Эксперименты бывают:

  1. Формулирующие (преобразование из средней школы в гимназию, лицей и т..д.);

  2. Мерительный (анализ статистических данных: графики, таблицы);

  3. Квазиэксперимент (эксперимент по инновационной деятельности учителя);

  4. Панельный (образование с 6-лет, 12-летнее образование);

  5. Лонгэтюдный (долгосрочные эксперименты).

III. Классификация эксперимента.

Эксперименты классифицируют на:

Лабораторные - это внедрение в практику какой-либо идеи в специально созданных условиях, очищенных от посторонних влияний.

Естественные - это внедрение каких-либо новаций в неизменённые условия.

Пограничные - это эксперимент на стыке с другими науками (медико-педагогический, лингво - педагогический, химико - биологический).

Констатирующий - связан с исследованием текущего состояния зависимой переменной (исследуется динамика мотивации учения учащихся в школе).

Ложные - суть его в объявлении введения независимых переменных без их реального введения (внушение).

Мысленный - он применяется для прогнозирования будущего, наступающего по мере введения новых условий.

Квазиэксперимент - проводится при отсутствии полного контроля за параметрами, неконтролируемой ситуации (при инновационной деятельности педагога).

IV. Методы эксперимента.

Эксперимент - это система приёмов и методов изучения явлений.

Методы эксперимента:

  1. Анализ теоретических источников;

  2. Методы рефлексии, моделирования, прогнозирования, проектирования.

  3. Изучение документации и результатов деятельности;

  4. Методы тестирования и рейтинга.

V. Типы и способы внутренней организации педагогического эксперимента.

1 тип - Проведение эксперимента с наличием экспериментальной и контрольной групп.

2 тип - Проведение эксперимента без контрольной группы при сравнении результатов роста зависимых переменных от начала экспериментирования до его завершения.

3 тип - Эксперимент проводят по второму типу, но в качестве контрольных групп используется массовая практика т.е. по имеющимся статистическим данным.

4 тип - Проводится по второму типу, но в качестве диагностируемых данных используются данные исследований, которые проведены на других территориях (Россия, Германия и т.д.).

Все четыре типа имеют право на существование.

VI. Этапы педагогического эксперимента.

1 этап - Подготовительный

2 этап - Проведение эксперимента

3 этап - Подведение итогов эксперимента.

VII. Формулировка темы, постановка гипотезы, определение целей и задач педагогического эксперимента.

Любой эксперимент должен иметь тему. Тема исследования выбирается с помощью анкетирования. Если исследования касаются педагога или педагогического коллектива, то анкетирование проводят на педсовете или заседании МО. А, если исследуется ученик, учебно-воспитательный процесс и т.д., то анкетирование проводят с учениками, педагогами и родителями на родительских собраниях. Предлагается несколько тем, и та, которая понравится опрашиваемым, т.е. наберёт большее количество баллов можно взять за тему эксперимента.

Примерная схема анкет

Тема эксперимента

Баллы (от 1- до 10)

1

Педагогическое моделирование школ, ориентированных на личностное развитие учащихся (можно для школы)

2

Модульная технология обучения как средство развития ученика (можно на примере предмета)

3

Внедрение педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения в учебный процесс средней школы

4

Обеспечение личностно - ориентирован-ного подхода в системе профильного обучения

и т. д.


Тема - это свёрнутое в одно предложение основное содержание предмета, изучению, которого она посвящена.

Правила построения темы:

  1. Придать теме адресность (т.е. сделать её доступной и понятной для тех, кто будет участвовать в её разработке);

  2. Сделать её лаконичной без лишних слов, удобной для быстрого прочтения;

  3. Выразить в ней главное содержание всей работы;

  4. Придать теме проблемность.

Например тема: «Психолого-педагогические условия и средства реализации личностного подхода в период летнего отдыха» не лаконична, нарушено лексическое значение и т.д.,

а тема: «Внедрение педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения в учебный процесс средней школы» сформулирована верно, лаконично, есть адресность, выражает главное содержание всей работы, проблемность.

Формулировка цели эксперимента.

Цель - это то, что ты хочешь получить в конце эксперимента. Итогом может быть: новая методика, классификация, новая программа, новый учебный план, методическая разработка, методические рекомендации.

Цель исследования - это мысленное предвидение его результатов.

Цель исследования состоит из:

  1. Целевого действия;

  2. Целевого предмета;

  3. Целевого объекта.

Целевое действие - это действия исследователя, которые он будет совершать над предметом в рамках объекта исследования.

Целевой предмет - это часть объекта цели, который подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта.

Целевой объект - это та часть теории и практики в пределах которой идёт реализация целей.

Целевое действие начинается с глаголов: выяснить, изучить, проанализировать, определить, выявить, раскрыть, обеспечить, разработать, охарактеризовать, обосновать, экспериментально проверить.

К целевому предмету можно отнести: принципы формирования, педагогические условия, личностно-ориентированный подход, педагогические основы, пути и средства, требования, система критериев, содержание и методы, процесс воспитания, концепция, теоретическая модель, система деятельности и т. д.

К целевому объекту можно отнести: теория воспитания, процесс понимания, методы развивающего обучения, система производственного обучения, техническое творчество учащихся, система трудового воспитания, профессиональная ориентация, усвоение знаний и т.д.

Задачи эксперимента:

Задачи - это конкретизированное или наиболее частные микроцели. В задачах выстраиваются проблемы, которые необходимо решить. Необходимые условия, чтобы задачи были понятными:

  1. Ясная, конкретная формулировка;

  2. Измеримое осуществление;

  3. Назначение конкретных людей, предметов, средств для осуществления задач;

  4. Предвидение ресурсов;

  5. Доброжелательная среда.


Задачи подразделяются на типы:

  1. Задачи-оценки (составить мнение, проверить, изменить, обогатить, сделать вывод, критиковать);

  2. Задачи-анализа (отделить, увидеть разницу, сравнить, сопоставить, установить связь);

  3. Задачи на применение (описать, использовать, составить план, программу);

  4. Задачи на знания (сформулировать, изложить, вспомнить);

  5. Задачи на понимание (объяснить, опознать, идентифицировать).

Постановка гипотезы.

Гипотеза - это развёрнутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, т.е. технология механизма того нововведения, за счёт которого ожидается высокая эффективность учебно - воспитатательного процесса.

Гипо + теза произошло от греческого слова, означает: данная изначально мысль, лежащая в основе чего-то большого.

Гипотеза эксперимента текстуально оформляется в виде научного тезиса. Примерно по такой схеме:

Если (мы предпримем меры), то (получим), так как (действие).

Приведём примеры формулировки темы, цели, гипотезы, задач, объекта и предмета исследования.

Пример1

Тема: «Внедрение педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения в учебный процесс средних школ РК»

Цель: Создание благоприятных условий учителям школ для освоения педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения на методическом уровне, а также для её применения в учебно-воспитательном процессе с помощью разработки соответствующего комплекса научно-методических рекомендаций и учебных материалов.

Гипотеза: Если организовать учебно-воспитательный процесс с соблюдением критериев технологичности педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения и обеспечением соответствующего комплекса научно-методических материалов и рекомендаций, то можно решить проблемы традиционного обучения: 100% успеваемости учащихся, осуществление профориентации у выпускников, снятие перегрузки учащихся, объективное оценивание ЗУН учащихся, своевременное выявление и развитие одарённых детей.

Объект исследования: управленческая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования: обновление методической системы обучения (цели, содержания, форм и методов обучения).

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:

  1. Изучить состояние деятельности учителей творческой группы в учебно-воспитательном процессе экспериментальной школы, выявить предпосылки обновления их деятельности;

  2. Провести сопоставительный анализ системы диагностических целей в условиях педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения с требованиями учебных программ и государственных стандартов по предметам согласно учебному плану.

  3. Определить структуру содержания учебного материала по учебным предметам с дальнейшей разработкой дидактических пособий для учащихся.

  4. Разработать методические рекомендации для учителей следующего содержания: тематическое и поурочное планирование по учебным предметам, методика разработки разноуровневых заданий, методика по осуществлению управленческой деятельности учителя над учебно-познавательной деятельностью учащихся при их самостоятельном усвоении новой темы, способы использования рейтинговой системы оценивания и ведения мониторинговой службы.

  5. Разработать совместно с учителями рабочие тетради с разноуровневыми заданиями по отдельным предметам.

  6. Определить экспериментальные школы в масштабе г. Алматы и РК, апробировать и внедрить в их практику педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения, обеспечивающую управленческую деятельность учителя с помощью научно-методических рекомендаций для учителей и учебно-дидактических материалов для учащихся.

Пример 2.

Тема: «Педагогическое моделирование школ, ориентированных на личностное развитие учащихся»

Цель: Выделить основные компоненты педагогических моделей школ, ориентированных на личностное развитие учащихся.

Гипотеза: Школа как институт развития, воспитания и образования личности, имея любой статус (гимназия, лицей, профильная, адаптивная, общеобразовательная и т.д.) должна быть ориентирована на достижение главной цели - развитие личности ученика.

Объект исследования: школы разного типа - общеобразовательная, профильная ,гимназия, школа-лаборатория.

Предмет исследования: педагогические модели школ разного типа, главная цель которых - развитие личности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:

  1. Охарактеризовать реальное состояние развития личности учащегося в условиях современной школы.

  2. Определить основные компоненты педагогических моделей разных школ, ориентированных на личностное развитие учащихся.

  3. Разработать адаптированный вариант личностно-ориентированной технологии обучения, позволяющий индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.

  4. Выявить педагогические основы гармонизации отношений личности ученика и школы.

Пример 3.

Тема: «Внутренняя оценка влияния технологизации обучения на качество образования в общеобразовательной сельской школы»

Цель: Создание модели внутренней оценки результативности технологизации обучения, соответствующей современной международной концепции качества образования и условиям сельской школы.

Гипотеза: Если система внутренней оценки результатов технологизации общеобразовательной сельской школы будет основываться на международных обязательствах РК в области качества образования, требованиях актуальной модели образования и типологической специфике учебно-воспитательного учреждения, то она будет удовлетворять предъявляемым к системе оценки требованиям, так как базируется на научно-обоснованных, концептуально выстроенных, общественно проверенных и широко признанных критериях.

Объект исследования: процесс и результат технологизации обучения в общеобразовательной сельской школе.

Предмет исследования: система внутренней оценки взаимосвязи технологизации обучения и качества образования в общеобразовательной сельской школе.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:

  1. Проанализировать отечественный и зарубежный научно-педагогический опыт технологизации обучения и внутренней оценки качества образования в школе.

  2. Определить состояние проблемы обеспечения внутренней оенки технологизации обучения в соответствии с моделью образования, ориентированного на результат, и современной международной концепцией качества образования.

  3. Разработать программу и организовать процесс технологизации обучения и оценки качества образования учащихся в общеобразовательной школе.

  4. Разработать модель внутренней оценки влияния технологизации обучения на качество образования, соответствующую современной международной концепции качества образования и условиям сельской школы.

VIII. Методика диагностирования в эксперименте.

Диагностирование - это такая исследовательская операция, которая позволяет выявить, измерить и зафиксировать состояние педагогического явления, ставшего предметом преобразования школьной практики (наблюдение, хронометраж и т. д.).

При проведении эксперимента необходимо составлять аналитический отчёт.

Аналитический отчёт - это особая форма деятельности, которая используется по завершении очередного этапа исследования или в качестве контрольного документа.

Аналитический отчёт возможно составить только при наличии результатов.

Особенности аналитического отчёта:

  1. Аспектность (нельзя весь аналитический отчёт делать по всей работе целиком).

  2. Рефлексивность (объектом анализа становится своя работа; нельзя указывать работы зарубежных педагогов).

  3. Коррелятивность (это соотнесённость исходных и итоговых результативных характеристик объектов корреляции);

  4. Объективность и документальность (объектом отчёта может быть только конкретная реальная деятельность).

Типы аналитического отчёта.

  1. Сравнительный - сопоставление явлений имеющих единую природу и общую характеристику.

  2. Корреляционный - это процедура установления зависимости развития одного элемента ситуаций процесса или системы от другого.(Например: зависимость обучения от обученности при использовании технологии).

  3. Структурный - выявление роли и значения фактора в успешности функционирования групп.

  4. Системный - выявление в объекте различных структур и способов их взаимосвязи и взаимодействия.

  5. Функциональный - характеристика объекта с позиции его прав и обязанностей.

  6. Критический - направлен специально на слабые стороны у личности.

  7. Детерминационный - основан на установлении причинно-следственных связей между явлениями.

Каждый аналитический отчёт заканчивается обобщением, выводом. Вывод писать только самим не переписывая из литературы.

Содержание аналитического отчёта:

  1. Введение (актуальность темы, объект, цели, задачи, гипотеза).

  2. Аналитическая часть (своё название в соответствии с темой; если более 10 страниц, то его надо разделить на главы, параграфы и т.д.).

  3. Вывод

  4. Список использованной литературы (литература, которая была процитирована в отчёте и ту которую изучили).

  5. Понятийный словарь (Глоссарий).

  6. Приложения (методические рекомендации, схемы, таблицы ).

При проведении эксперимента обратить внимание на:

  1. Материальную базу, кадровый потенциал, научно-методическое обеспечение, мотивационное обеспечение, организационное обеспечение, социологический опрос на протяжении всего хода эксперимента;

  2. Приказ №240 от 10 апреля 2001 года: Правила о порядке разработки, апробации и внедрении образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования.

IX. Функциональные обязанности участников эксперимента.

Функциональные обязанности должны быть расписаны от учителя до руководителя.

Учитель-экспериментатор - анализирует структуру, содержание учебного материала, его соответствие ГОССО, представляет поэтапный анализ прохождения эксперимента.

Классный руководитель - организует работу с учащимися, с родителями по заполнению анкет, анализ анкеты и предаёт весь материал завучу по инновации.

Руководитель методического объединения - оказывает консультационную помощь и организует работу учителя-экспериментатора.

Заместители директора школы - планирует, управляет опытно-экспериментальной работой, планирует, проводит диагностику.

Директор школы - осуществляет общую установку эксперимента, обеспечивает педагогическими кадрами и материально-технической базой.

Ответственный консультант по проведению эксперимента оказывает методическую консультативную помощь учителям.

На заметку! Это может произойти и с учителями - экспериментаторами.

Причины, которые происходят с людьми, когда они оказываются в ситуации перемен:

  1. Приходиться делать то, что люди не привыкли делать (неуверенность, неуютность).

  2. Приходят мысли о том, что будет потеряно, а не то, что будет дальше.

  3. Чувство одиночества даже, если и другие переходят через этот барьер.

  4. Люди могут справиться только с определённым количеством перемен.

  5. Люди находятся на разном уровне перемены.

  6. Людей может беспокоить то, что у них недостаточно ресурсов.

  7. Если снять давление, влияние на учителя, учитель вернётся к старому.

На заметку! Учителям - экспериментаторам необходимо напоминать, что:

Любая идея проходит три стадии:

1 стадия - Зачем это нужно?

2 стадия - В этом что-то есть!?

3 стадия - Да кто же этого не знал!

Литература

  1. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. - А.,2002.

  2. Жанпеисова М.М. Школа как творческая лаборатория. - А.,1998.

  3. Ж. Караев, Ж. Кобдикова Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода.-А., 2005.

  4. Г. Шанина . Место эксперимента в школе. - А., 2005.




© 2010-2022