- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья Организация педагогического эксперимента в школе
Статья Организация педагогического эксперимента в школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Джумабаева В.И. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация педагогического эксперимента в школе
В условиях изменения целевых установок в политической, экономической, международной и других сферах общества, в условиях перехода от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, изменяются требования к системе образования, появляется необходимость в ее модернизации.
Поэтому, быть может, вопрос о педагогическом творчестве стоит с такой остротой, как его необходимо поставила жизнь на рубеже двух веков.
Творчество педагога многообразно. Оно может себя обнаруживать в разных аспектах деятельности педагога, чьи способности развиты.
Творчество педагога есть деятельность по созданию нового. Потому высшая степень творчества в воспитании и образовании - педагогический эксперимент. В ходе эксперимента проверяется и получает право на существование новая педагогическая технология.
В настоящее время многие школы Казахстана имеют статус экспериментальной площадки. Кроме того в экспериментальной работе участвуют равно как городские так и сельские школы. Анализируя работу таких экспериментальных площадок, приходишь к выводу, что не все педагоги и методисты представляют: что такое педагогический эксперимент, какие методы и приёмы используются при проведении эксперимента, как его организовать в школе, обработать результаты и сделать выводы, да и вообще как правильно сформулировать тему, гипотезу, цель, задачи исследования. Чтобы помочь своим коллегам в этом вопросе, предлагаю из опыта своих исследований некоторые теоретические и практические аспекты организации педагогического эксперимента в школе.
I. Что такое педагогический эксперимент?
Педагогический эксперимент есть внедренческий вид исследовательской деятельности, основное содержание которой состоит в целенаправленном переводе научной идеи в практику.
В состав эксперимента входит:
-
Объект и предмет преобразования;
-
Средство для преобразования объекта и предмета;
-
Технология использования средств;
-
Диагностико-аналитические методы.
II. Виды эксперимента.
Эксперименты бывают:
-
Формулирующие (преобразование из средней школы в гимназию, лицей и т..д.);
-
Мерительный (анализ статистических данных: графики, таблицы);
-
Квазиэксперимент (эксперимент по инновационной деятельности учителя);
-
Панельный (образование с 6-лет, 12-летнее образование);
-
Лонгэтюдный (долгосрочные эксперименты).
III. Классификация эксперимента.
Эксперименты классифицируют на:
Лабораторные - это внедрение в практику какой-либо идеи в специально созданных условиях, очищенных от посторонних влияний.
Естественные - это внедрение каких-либо новаций в неизменённые условия.
Пограничные - это эксперимент на стыке с другими науками (медико-педагогический, лингво - педагогический, химико - биологический).
Констатирующий - связан с исследованием текущего состояния зависимой переменной (исследуется динамика мотивации учения учащихся в школе).
Ложные - суть его в объявлении введения независимых переменных без их реального введения (внушение).
Мысленный - он применяется для прогнозирования будущего, наступающего по мере введения новых условий.
Квазиэксперимент - проводится при отсутствии полного контроля за параметрами, неконтролируемой ситуации (при инновационной деятельности педагога).
IV. Методы эксперимента.
Эксперимент - это система приёмов и методов изучения явлений.
Методы эксперимента:
-
Анализ теоретических источников;
-
Методы рефлексии, моделирования, прогнозирования, проектирования.
-
Изучение документации и результатов деятельности;
-
Методы тестирования и рейтинга.
V. Типы и способы внутренней организации педагогического эксперимента.
1 тип - Проведение эксперимента с наличием экспериментальной и контрольной групп.
2 тип - Проведение эксперимента без контрольной группы при сравнении результатов роста зависимых переменных от начала экспериментирования до его завершения.
3 тип - Эксперимент проводят по второму типу, но в качестве контрольных групп используется массовая практика т.е. по имеющимся статистическим данным.
4 тип - Проводится по второму типу, но в качестве диагностируемых данных используются данные исследований, которые проведены на других территориях (Россия, Германия и т.д.).
Все четыре типа имеют право на существование.
VI. Этапы педагогического эксперимента.
1 этап - Подготовительный
2 этап - Проведение эксперимента
3 этап - Подведение итогов эксперимента.
VII. Формулировка темы, постановка гипотезы, определение целей и задач педагогического эксперимента.
Любой эксперимент должен иметь тему. Тема исследования выбирается с помощью анкетирования. Если исследования касаются педагога или педагогического коллектива, то анкетирование проводят на педсовете или заседании МО. А, если исследуется ученик, учебно-воспитательный процесс и т.д., то анкетирование проводят с учениками, педагогами и родителями на родительских собраниях. Предлагается несколько тем, и та, которая понравится опрашиваемым, т.е. наберёт большее количество баллов можно взять за тему эксперимента.
Примерная схема анкет
№
Тема эксперимента
Баллы (от 1- до 10)
1
Педагогическое моделирование школ, ориентированных на личностное развитие учащихся (можно для школы)
2
Модульная технология обучения как средство развития ученика (можно на примере предмета)
3
Внедрение педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения в учебный процесс средней школы
4
Обеспечение личностно - ориентирован-ного подхода в системе профильного обучения
и т. д.
Тема - это свёрнутое в одно предложение основное содержание предмета, изучению, которого она посвящена.
Правила построения темы:
-
Придать теме адресность (т.е. сделать её доступной и понятной для тех, кто будет участвовать в её разработке);
-
Сделать её лаконичной без лишних слов, удобной для быстрого прочтения;
-
Выразить в ней главное содержание всей работы;
-
Придать теме проблемность.
Например тема: «Психолого-педагогические условия и средства реализации личностного подхода в период летнего отдыха» не лаконична, нарушено лексическое значение и т.д.,
а тема: «Внедрение педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения в учебный процесс средней школы» сформулирована верно, лаконично, есть адресность, выражает главное содержание всей работы, проблемность.
Формулировка цели эксперимента.
Цель - это то, что ты хочешь получить в конце эксперимента. Итогом может быть: новая методика, классификация, новая программа, новый учебный план, методическая разработка, методические рекомендации.
Цель исследования - это мысленное предвидение его результатов.
Цель исследования состоит из:
-
Целевого действия;
-
Целевого предмета;
-
Целевого объекта.
Целевое действие - это действия исследователя, которые он будет совершать над предметом в рамках объекта исследования.
Целевой предмет - это часть объекта цели, который подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта.
Целевой объект - это та часть теории и практики в пределах которой идёт реализация целей.
Целевое действие начинается с глаголов: выяснить, изучить, проанализировать, определить, выявить, раскрыть, обеспечить, разработать, охарактеризовать, обосновать, экспериментально проверить.
К целевому предмету можно отнести: принципы формирования, педагогические условия, личностно-ориентированный подход, педагогические основы, пути и средства, требования, система критериев, содержание и методы, процесс воспитания, концепция, теоретическая модель, система деятельности и т. д.
К целевому объекту можно отнести: теория воспитания, процесс понимания, методы развивающего обучения, система производственного обучения, техническое творчество учащихся, система трудового воспитания, профессиональная ориентация, усвоение знаний и т.д.
Задачи эксперимента:
Задачи - это конкретизированное или наиболее частные микроцели. В задачах выстраиваются проблемы, которые необходимо решить. Необходимые условия, чтобы задачи были понятными:
-
Ясная, конкретная формулировка;
-
Измеримое осуществление;
-
Назначение конкретных людей, предметов, средств для осуществления задач;
-
Предвидение ресурсов;
-
Доброжелательная среда.
Задачи подразделяются на типы:
-
Задачи-оценки (составить мнение, проверить, изменить, обогатить, сделать вывод, критиковать);
-
Задачи-анализа (отделить, увидеть разницу, сравнить, сопоставить, установить связь);
-
Задачи на применение (описать, использовать, составить план, программу);
-
Задачи на знания (сформулировать, изложить, вспомнить);
-
Задачи на понимание (объяснить, опознать, идентифицировать).
Постановка гипотезы.
Гипотеза - это развёрнутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, т.е. технология механизма того нововведения, за счёт которого ожидается высокая эффективность учебно - воспитатательного процесса.
Гипо + теза произошло от греческого слова, означает: данная изначально мысль, лежащая в основе чего-то большого.
Гипотеза эксперимента текстуально оформляется в виде научного тезиса. Примерно по такой схеме:
Если (мы предпримем меры), то (получим), так как (действие).
Приведём примеры формулировки темы, цели, гипотезы, задач, объекта и предмета исследования.
Пример1
Тема: «Внедрение педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения в учебный процесс средних школ РК»
Цель: Создание благоприятных условий учителям школ для освоения педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения на методическом уровне, а также для её применения в учебно-воспитательном процессе с помощью разработки соответствующего комплекса научно-методических рекомендаций и учебных материалов.
Гипотеза: Если организовать учебно-воспитательный процесс с соблюдением критериев технологичности педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения и обеспечением соответствующего комплекса научно-методических материалов и рекомендаций, то можно решить проблемы традиционного обучения: 100% успеваемости учащихся, осуществление профориентации у выпускников, снятие перегрузки учащихся, объективное оценивание ЗУН учащихся, своевременное выявление и развитие одарённых детей.
Объект исследования: управленческая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования: обновление методической системы обучения (цели, содержания, форм и методов обучения).
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:
-
Изучить состояние деятельности учителей творческой группы в учебно-воспитательном процессе экспериментальной школы, выявить предпосылки обновления их деятельности;
-
Провести сопоставительный анализ системы диагностических целей в условиях педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения с требованиями учебных программ и государственных стандартов по предметам согласно учебному плану.
-
Определить структуру содержания учебного материала по учебным предметам с дальнейшей разработкой дидактических пособий для учащихся.
-
Разработать методические рекомендации для учителей следующего содержания: тематическое и поурочное планирование по учебным предметам, методика разработки разноуровневых заданий, методика по осуществлению управленческой деятельности учителя над учебно-познавательной деятельностью учащихся при их самостоятельном усвоении новой темы, способы использования рейтинговой системы оценивания и ведения мониторинговой службы.
-
Разработать совместно с учителями рабочие тетради с разноуровневыми заданиями по отдельным предметам.
-
Определить экспериментальные школы в масштабе г. Алматы и РК, апробировать и внедрить в их практику педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения, обеспечивающую управленческую деятельность учителя с помощью научно-методических рекомендаций для учителей и учебно-дидактических материалов для учащихся.
Пример 2.
Тема: «Педагогическое моделирование школ, ориентированных на личностное развитие учащихся»
Цель: Выделить основные компоненты педагогических моделей школ, ориентированных на личностное развитие учащихся.
Гипотеза: Школа как институт развития, воспитания и образования личности, имея любой статус (гимназия, лицей, профильная, адаптивная, общеобразовательная и т.д.) должна быть ориентирована на достижение главной цели - развитие личности ученика.
Объект исследования: школы разного типа - общеобразовательная, профильная ,гимназия, школа-лаборатория.
Предмет исследования: педагогические модели школ разного типа, главная цель которых - развитие личности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:
-
Охарактеризовать реальное состояние развития личности учащегося в условиях современной школы.
-
Определить основные компоненты педагогических моделей разных школ, ориентированных на личностное развитие учащихся.
-
Разработать адаптированный вариант личностно-ориентированной технологии обучения, позволяющий индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
-
Выявить педагогические основы гармонизации отношений личности ученика и школы.
Пример 3.
Тема: «Внутренняя оценка влияния технологизации обучения на качество образования в общеобразовательной сельской школы»
Цель: Создание модели внутренней оценки результативности технологизации обучения, соответствующей современной международной концепции качества образования и условиям сельской школы.
Гипотеза: Если система внутренней оценки результатов технологизации общеобразовательной сельской школы будет основываться на международных обязательствах РК в области качества образования, требованиях актуальной модели образования и типологической специфике учебно-воспитательного учреждения, то она будет удовлетворять предъявляемым к системе оценки требованиям, так как базируется на научно-обоснованных, концептуально выстроенных, общественно проверенных и широко признанных критериях.
Объект исследования: процесс и результат технологизации обучения в общеобразовательной сельской школе.
Предмет исследования: система внутренней оценки взаимосвязи технологизации обучения и качества образования в общеобразовательной сельской школе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:
-
Проанализировать отечественный и зарубежный научно-педагогический опыт технологизации обучения и внутренней оценки качества образования в школе.
-
Определить состояние проблемы обеспечения внутренней оенки технологизации обучения в соответствии с моделью образования, ориентированного на результат, и современной международной концепцией качества образования.
-
Разработать программу и организовать процесс технологизации обучения и оценки качества образования учащихся в общеобразовательной школе.
-
Разработать модель внутренней оценки влияния технологизации обучения на качество образования, соответствующую современной международной концепции качества образования и условиям сельской школы.
VIII. Методика диагностирования в эксперименте.
Диагностирование - это такая исследовательская операция, которая позволяет выявить, измерить и зафиксировать состояние педагогического явления, ставшего предметом преобразования школьной практики (наблюдение, хронометраж и т. д.).
При проведении эксперимента необходимо составлять аналитический отчёт.
Аналитический отчёт - это особая форма деятельности, которая используется по завершении очередного этапа исследования или в качестве контрольного документа.
Аналитический отчёт возможно составить только при наличии результатов.
Особенности аналитического отчёта:
-
Аспектность (нельзя весь аналитический отчёт делать по всей работе целиком).
-
Рефлексивность (объектом анализа становится своя работа; нельзя указывать работы зарубежных педагогов).
-
Коррелятивность (это соотнесённость исходных и итоговых результативных характеристик объектов корреляции);
-
Объективность и документальность (объектом отчёта может быть только конкретная реальная деятельность).
Типы аналитического отчёта.
-
Сравнительный - сопоставление явлений имеющих единую природу и общую характеристику.
-
Корреляционный - это процедура установления зависимости развития одного элемента ситуаций процесса или системы от другого.(Например: зависимость обучения от обученности при использовании технологии).
-
Структурный - выявление роли и значения фактора в успешности функционирования групп.
-
Системный - выявление в объекте различных структур и способов их взаимосвязи и взаимодействия.
-
Функциональный - характеристика объекта с позиции его прав и обязанностей.
-
Критический - направлен специально на слабые стороны у личности.
-
Детерминационный - основан на установлении причинно-следственных связей между явлениями.
Каждый аналитический отчёт заканчивается обобщением, выводом. Вывод писать только самим не переписывая из литературы.
Содержание аналитического отчёта:
-
Введение (актуальность темы, объект, цели, задачи, гипотеза).
-
Аналитическая часть (своё название в соответствии с темой; если более 10 страниц, то его надо разделить на главы, параграфы и т.д.).
-
Вывод
-
Список использованной литературы (литература, которая была процитирована в отчёте и ту которую изучили).
-
Понятийный словарь (Глоссарий).
-
Приложения (методические рекомендации, схемы, таблицы ).
При проведении эксперимента обратить внимание на:
-
Материальную базу, кадровый потенциал, научно-методическое обеспечение, мотивационное обеспечение, организационное обеспечение, социологический опрос на протяжении всего хода эксперимента;
-
Приказ №240 от 10 апреля 2001 года: Правила о порядке разработки, апробации и внедрении образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования.
IX. Функциональные обязанности участников эксперимента.
Функциональные обязанности должны быть расписаны от учителя до руководителя.
Учитель-экспериментатор - анализирует структуру, содержание учебного материала, его соответствие ГОССО, представляет поэтапный анализ прохождения эксперимента.
Классный руководитель - организует работу с учащимися, с родителями по заполнению анкет, анализ анкеты и предаёт весь материал завучу по инновации.
Руководитель методического объединения - оказывает консультационную помощь и организует работу учителя-экспериментатора.
Заместители директора школы - планирует, управляет опытно-экспериментальной работой, планирует, проводит диагностику.
Директор школы - осуществляет общую установку эксперимента, обеспечивает педагогическими кадрами и материально-технической базой.
Ответственный консультант по проведению эксперимента оказывает методическую консультативную помощь учителям.
На заметку! Это может произойти и с учителями - экспериментаторами.
Причины, которые происходят с людьми, когда они оказываются в ситуации перемен:
-
Приходиться делать то, что люди не привыкли делать (неуверенность, неуютность).
-
Приходят мысли о том, что будет потеряно, а не то, что будет дальше.
-
Чувство одиночества даже, если и другие переходят через этот барьер.
-
Люди могут справиться только с определённым количеством перемен.
-
Люди находятся на разном уровне перемены.
-
Людей может беспокоить то, что у них недостаточно ресурсов.
-
Если снять давление, влияние на учителя, учитель вернётся к старому.
На заметку! Учителям - экспериментаторам необходимо напоминать, что:
Любая идея проходит три стадии:
1 стадия - Зачем это нужно?
2 стадия - В этом что-то есть!?
3 стадия - Да кто же этого не знал!
Литература
-
Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. - А.,2002.
-
Жанпеисова М.М. Школа как творческая лаборатория. - А.,1998.
-
Ж. Караев, Ж. Кобдикова Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода.-А., 2005.
-
Г. Шанина . Место эксперимента в школе. - А., 2005.