Педагогический совет на тему Предметные недели как одно из средств развития интересов обучающихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ СОШ №2 с УИОП им. Н.Д. Рязанцева г. Семилуки

Воронежской области










Педагогический совет на тему:


«Предметные недели как одно из средств развития интересов обучающихся»




Подготовила:

заместитель директора по УВР

Баранова Елена Геннадьевна





2015г.

«Предназначая только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие творческие задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования»

Песталоцци

(слайд 2)

Цели:

  • объединить усилия коллектива для повышения уровня организации и проведения предметных недель в нашей школе

  • определить предметные недели как форму организации педагогического процесса, стимулирующую творческую активность учащихся.

Задачи:

  • проанализировать работу коллег при проведении предметных недель в школе

  • определить методические рекомендации по разработке, организации и проведению мероприятий предметной недели (разработать Положение)

(слайд 3)

Ход педсовета

1. Орг.момент.

2. Актуализация опорных знаний

Тема нашего педсовета «Предметные недели как одно из средств развития интересов учеников»

3. Постановка проблемы (слайд 4)

Одной из форм внеурочной деятельности в нашей школе является проведение предметных недель, которые связаны с основным программным курсом обучения и призваны углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширению их кругозора, приобщению к исследовательской работе. Предметные недели традиционно существуют уже давно, актуальны ли они в современном образовании?

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.(слайд 5) Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. (слайд 6) Новые формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. А самой главной задачей современного образования является развитие личности. Давайте попытаемся выяснить как предметные недели помогут нам в реализации современных образовательных стандартов. Для этого сформулируем задачи проведения предметных недель: (слайд7)

- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий; апробация новых технологий, которые учителя используют в своей работе, новых форм организации школьного урока, внеклассного мероприятия; (слайд 8)

- вовлечение обучающихся в самостоятельную деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной дисциплины или образовательной области; (слайд 9)

- развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одаренных детей и подростков.

Разве это не те самые виды деятельности, которые реализуют современное образование?

Таким образом, несмотря на кардинальные изменения в системе образования, актуальность проведения предметных недель по-прежнему велика. Тогда возможно происходит изменение организации и структуры проведения недели.

Возьмем стандартный план проведения недели в нашей школе: (слайд10)

- составление плана на МО;

- подготовка предметных газет;

- проведение олимпиад;

- викторины и различные мероприятия на параллель;

- открытые уроки;

- итоговое мероприятие.

Что же сейчас?

Олимпиада переместилась за пределы предметной недели, открытые уроки учителя проводят во время «Фестиваля открытых уроков». Предметные газеты теряют актуальность в современном мире технологии. Значит, возникла необходимость что- то менять. И это главная задача нашего сегодняшнего педагогического совета.

Сегодня мы с вами проанализируем нашу работу в этом направлении и наметим пути реализации современных требования ФГОС на предметных неделях.

Начнём мы с определения что такое предметная неделя в школе. (слайд 11)

Предметная неделя - это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п. Мероприятия предметной недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.

Предметные недели позволяют их организаторам и руководителям школ установить качество усвоения учащимися программного материала, обнаружить проблемы в знаниях, выявлять имеющиеся способности. Успех в проведении предметных недель во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа. Подготовка учащихся к неделе происходит в процессе всего учебного года. Изучая программный учебный материал, приобретая соответствующие знания, практические умения, учащиеся тем самым осуществляют свою подготовку к неделе.

Действительно, подготовку к предметной недели учителя должны начинать задолго до её проведения.

4. Подготовительный этап (слайд 12)

Тематика предметной методической недели (декады) определяется на заседании МО и является единой.

• необходимо определить цели, задачи мероприятий, их содержание;

• определить деятельность учащихся и руководящего этой деятельностью учителя;

• составить план проведения недели, где указываются темы и формы занятий, время их проведения и исполнители.

В нашей школе план проведения предметной недели составляют учителя на МО, а оформлением занимается заместитель директора по УВР. Каждый учитель предлагает мероприятие, которое он хочет провести в рамках недели. А что если при составлении плана учитывать не только возможности учителя, но и интересы учащихся. Т.е. к планированию недели привлекать самих учеников, при этом учитывать их вопросы, предложения и пожелания.

Проведение Недели - это не развлечение для учеников, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе подготовки к недели между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.

Руководящая роль, конечно, остается за учителем но, сотрудничество учителя и учащихся, умение учителя увлечь, «зажечь», заинтересует учеников. Это, конечно, требует от учителя постоянной работы над собой, постоянного пополнения, обогащения своих знаний, повышения общетеоретического, методического и общепедагогического уровня. В то же время эта работа даёт учителю широкий простор для проявления инициативы и творчества и поможет стать настоящим мастером своего дела.

Подготовка к предметной неделя способствует формированию побуждений к творческому исследовательскому труду учащихся. Они должны уметь: находить нужную информацию в Интернете, пользоваться справочной литературой, готовить сообщения по нескольким источникам, приобщаясь тем самым к исследовательской работе.

Такую работу нельзя назвать относительно новой, тем не менее, она вносит неоценимый вклад во внеурочную работу с учащимися.

Итак, план недели готов, что же там может быть нового, скажите вы?

Начнем по порядку. План необходимо оформить как стенную газету ярко и красочно, разместить его нужно за неделю до проведения декады на 1-м этаже и на сайте школы.

5.Основной этап

  1. Предметные газеты.

Это все устарело. Но даже это конкурсное мероприятие можно возродить. Много лет мы вывешиваем газеты, которые с большим трудом делают наши ученики. Наверно потому что неинтересно. Тематика скучна ученикам, она просто не продумана нами. Мы берем какую-то дату, событие. А интересно ли это детям? Как привлечь учеников к этой работе? Нужна оригинальность. (слайд 13,14) Например, ученики побывали в исторических местах в нашей стране, а может быть и за рубежом могут продемонстрировать фоторепортаж. Или это была экскурсия целого класса, можно подготовить отчет в форме газеты. Детям интересно поделиться новым. А читатели, проходя мимо, увидят знакомое лицо, и обязательно прочитают информацию. Или это будет газета с заданием, маршрутом, станциями. А может газета «Математики шутят» Стоит только включить фантазию… работа с газетой это целый проект.

  1. Фотовыставка (слайд 15,16)

Вместе с предметными газетами можно провести фотоконкурс, размещая фотографии, например явлений природы. Можно сделать фотоконкурс в виде презентаций во время проведения мероприятия, как домашнее задание.

  1. Викторины, конкурсы и ребусы.

У нас обучается большое количество учеников, понятно, что задействовать всех невозможно. Но часто ученики даже не знают, что началась предметная неделя, план, как правило, висит у нас в учительской. Так вот, что бы привлечь к участию всех, наши коллеги, а именно начальная школа нашли выход. Евгения Сергеевна придумала конкурсы и задания для целых классов. Каждый день класс получал новое задание и выполняя его, все знали какая предметная неделя проходит в школе. Но Евгения Сергеевна расскажет нам об этом подробно позже. В старших классах тоже можно придумать задания для класса. Например, один класс письменно описывает какой-либо предмет, и передает письмо другому классу, что бы те угадали, что это. Это игра формирует умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль. (слайд 17) Или головоломки по любому предмету. Можно поручить это одному учителю предметнику, ребята включатся в работу, если это будет интересно. Задача привлечь как можно больше участников.

  1. Олимпиады

Как я уже сказала, олимпиада у нас в школе теперь проводится в 1 четверти по всем предметам, но в течение всего года руководители МО получают информацию о проведении сторонних олимпиад. Я считаю, что во время проведения декады можно провести организовано дистанционную олимпиаду.

  1. Экскурсии (слайд 18)

Одной из форм работы с учащимися на предметной неделе может быть экскурсия, это не обязательно поездка за пределы города. Но это может быть организованный поход к памятникам культуры города, на различное производства, с целью профориентации учащихся. Поход в библиотеку, музей. Может быть встреча с интересным человеком.

  1. Выставка в библиотеке (слайд 19)

Школьная библиотека может занять одно из ведущих мест в проведении предметной недели. С помощью нашего библиотекаря Эльвиры Александровны можно подготовить экспозицию по выбранной теме, тем самым обогащать знания учеников.

  1. Выставка (слайд 20)

Если это предметная неделя учителей технологии предлагаю сделать выставку детских работ, пусть это невозможно сделать наглядно, как предметные газеты. Можно это сделать в кабинете технологии, а на дверях повесить красочное объявление. И я думаю, будут желающие посмотреть выставку. Да и не только учителя технологии, каждое методическое объединение может придумать свою экспозицию.

  1. Просмотр видео фильмов (слайд 21)

Можно организовать просмотр документального или художественного фильма. Заранее подготовить вопросы, ответы на которые можно получить, посмотрев фильм. Например, фильмы компании ВВС.

  1. Конференции (слайд 22)

Задачей проведения школьной конференции - это прежде всего раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно - поисковой деятельности; подготовка учеников к самостоятельной исследовательской работе, разработка и реализация исследовательских проектов; пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства. В нашей школе такая конференция проводится в рамках работы научного общества «Искатель», но можно создать конференции на предметной неделе.

  1. Открытые уроки. (слайд 23)

Этому мероприятию мы посветили педагогический совет «Современный урок». Разнообразие уроков, форм работы на них огромно. (слайд 23)Но самый актуальный на сегодняшний момент это урок - проект. Подготовка к которому тоже занимает немало времени. Выполняя проект по выбранной теме, дети осуществляют исследовательскую деятельность, обогащаясь при этом новыми знаниями. (слайд 24)

А вот наши коллеги в прошлом году провели в рамках предметных недель интегрированный урок. Это урок математики и информатики «Решение логарифмических неравенств» (Страшко Н.А., Филонова Н.В.). Были и уроки -проекты, знаменитые римляне 5а класса. Не смотря на то-что требования к современному уроку меняются, требование к проведению открытого урока в рамках недели остается.

  1. Мероприятия для педагогов.

Во время декады могут быть использованы формы демонстрации профессиональных достижений учителей: (слайд 25)

  • участие в профессиональных конкурсах различного уровня;

  • методические ринги по актуальным вопросам методики преподавания предмета;

  • конференции по темам самообразования;

  • защита педагогического, методического проекта;

  • проблемный семинар;

  • творческая презентация;

  • авторская мастерская;

  • круглые столы по актуальным проблемам образования и развития школы и др.

6.Заключительный этап

  1. Мероприятия

Общий перечень мероприятий в неделе может быть очень обширный: школьные праздники, устные журналы, спектакли, творческие встречи, беседы, викторины, конкурсы (газет, чтецов, творческих работ), заседания круглого стола, выпуски рукописных журналов. Мероприятие занимает особое место в проведении предметной недели.

Готовясь к педагогическому совету, я провела анкетирование учащихся 9-11 классов в количестве 56 человек. (слайд 26)

«Мне интересно на предметной неделе по»

Результаты: (слайд 27)

- естественно-научный цикл - 33 человека,

- история, обществознание, ОБЖ и спорт - 27 человек,

- иностранный язык - 15 человек,

- русский язык, литература - 15 человек

- математика - 11 человек.

Одним из вопросов анкеты был «Какое мероприятие на предметной неделе запомнилось, и почему?» (слайд 28) Так вот, на первом месте было мероприятие методического объединения учителей естественного цикла «День Земли», этот праздник является традиционным мероприятием этого МО. Еще Сидоренко Н.В. провела очень интересное мероприятие для будущих химиков, «Волшебное путешествие» (слайд 29), действующие лица учащиеся 8а класса, а зрители семиклассники. Несомненно, главная организационная роль принадлежит на данном мероприятии Наталье Николаевне. Её энтузиазм, творческий задор собрал круг единомышленников, это позволило учащимся проявить свое "я" в полной мере, как авторское, так и организаторское и актерское. (слайд 30)Далее дети писали о спектаклях учителей иностранных языков и о конкурсе английской песни. Третье место занимают учителя русского языка и литературы с конкурсом «чтецов». Но, к сожалению, это весь список мероприятий. Ответить на вопрос чем запомнились эти мероприятия нам помогут сегодняшние выступающие.

«3. Что нового вы бы добавили в проведение предметной неделе по любому предмету?» (слайд 31)

Ответы детей:

«Очень бы хотелось, чтобы химии, биологии и физики стало больше в школе, вместо информатики и литературы. Добавил бы больше конкурсов и различных мероприятий»

«Провести урок с презентацией на разные интересные темы»

«Уроки французского»

«Больше творческих мероприятий по истории»

Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными. Всё зависит от возрастных особенностей учащихся, их склонностей, настроения, желания. Можно мероприятие провести на класс, можно на параллель, а можно для всей школы. Главная роль этого мероприятия - это подведение итогов предметной недели. Вручение грамот участникам различных конкурсов, олимпиад, викторин. Необходимо отметить самых активных учеников.

Подробнее о мероприятиях я попросила рассказать наших коллег.

Выступление Медковой Л.Б. - неделя учителей естественно-научного цикла.

Леженина Г.А. - неделя иностранных языков

Конюхова Л.Н. - неделя учителей русского языка и литературы

Забалуева Е.С. - начальная школа.

Видео «Хазанов, ералаш, муха»

Заключение

Подводя итог, проведение предметной недели в школе должно быть ярким, праздничным событием, соблюдая следующие принципы: (слайд 32)

• научность

• последовательность и системность

• доступность восприятия материала

• наглядность

• информативность

• поощрение

Необходимо, чтобы все материалы предметной недели накапливались, так как это позволит в дальнейшем использовать опыт работы учителя в данном направлении. Отчет о проведении предметной недели, вместе с разработками учителей, руководить МО размещает на сайте школы. Также все свои разработки учителям необходимо размещать на свой сайт, нужно это прежде всего самому педагогу для будущей аттестации.

Анализ проведенных предметных недель подтверждает необходимость применения различных видов мероприятий. Наблюдая за ходом развития недели, нужно отметит, что формирование творческих навыков тесно связано с развитием интеллектуальных возможностей. Дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, где предметные недели выступают как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески.

Проект решения педагогического совета (слайд 33)


  1. Утвердить Положение о предметной неделе (декаде). Ответственные - педагогический коллектив.

  2. Организовать информирование учащихся о предстоящей предметной неделе не позднее, чем за неделю на сайте ОО и через предметную газету. Ответственные - руководители МО. Срок - постоянно.

  3. Активизировать деятельность методических объединений с целью вовлечения обучающихся в предметные недели. Ответственные - педагогический коллектив. Срок - постоянно.

  4. Активизировать участие обучающихся в сторонних предметных конкурсах и олимпиадах. Ответственные - руководители МО. Срок - постоянно.

  5. Активизировать участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня. Ответственные - педагогический коллектив. Срок - постоянно.

  6. По окончании предметной недели обязательно проводить итоговое общее мероприятие. Ответственные - руководители МО. Срок - постоянно.

  7. Разработать каждому педагогу свой персональный сайт (страничку)

Ответственные - руководители МО. Срок - 31.08.16г.


© 2010-2022