- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа семейного клуба Мы вместе
Программа семейного клуба Мы вместе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бекрень Е.И. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное учреждение образования
«Жировичская средняя школа Слонимского района»
Программа
семейного клуба
«МЫ ВМЕСТЕ»
Бекрень Елена Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества семей, в которых отсутствуют истинные нравственные ценности, нарушена эмоциональная связь. В семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, у детей появляется озлобленность, чувство внутреннего одиночества и неуверенности в своем будущем, а у родителей - ощущение изолированности от общества, отверженности социумом, уход в собственные проблемы. Отсутствие взаимопонимания и поддержки в семье, психолого-педагогическая, правовая некомпетентность родителей служат поведенческими факторами риска относительно детей.
Особенностью данных семей является пренебрежение нуждами ребенка, которое проявляется в отсутствии должного внимания со стороны законных представителей в обеспечении основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. В семьях, где родители безразлично относятся к своим детям, как правило формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров.
Социальная поддержка семей, испытывающих трудности в реализации своих основных функций, является важнейшей задачей профилактики семейного неблагополучия.
В подобных случаях семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны школы. Профилактическая работа с такими семьями предполагает в первую очередь создание таких условий, чтобы в случае затруднений в выполнении семьей какой-либо ее функции, была реальная возможность обратиться за помощью и получить ее достаточно быстро, в полном объеме.
При этом важным является соблюдение основных принципов: в первую очередь принципов адресности, доступности, конфиденциальности и профилактической направленности.
Учитывая вышесказанное, данная программа ставит своей целью оказание моральной и духовной поддержки родителям, помощи в преодолении проблемы семейного неблагополучия.
Задачи программы:
- формировать потребность в здоровом и нравственном образе жизни путем психолого-педагогического и духовного просвещения;
- повысить социальный статус родителей через вовлечение их в социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;
- развивать потребность в создании оптимальных условий для полноценного развития детей;
- формировать позитивное отношение родителей к школе.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «МЫ ВМЕСТЕ»
Сроки и этапы реализации
I-й этап - Подготовительный и проектировочный этапы (август-сентябрь)
Содержание работы:
- определение состава семей;
- диагностика готовности и мотивации родителей к участию в работе семейного клуба;
- планирование деятельности семейного клуба «Мы вместе».
II этап - внедренческий (октябрь - май)
Содержание работы:
- проведение заседаний семейного клуба;
- проведение круглых столов;
- участие родителей в воспитательных мероприятиях;
- участие в видеопроектах;
III этап - рефлексивно-обобщающий (май- июнь)
Содержание работы:
- диагностика семейных отношений;
- опрос родителей
- обобщение опыта работы семейного клуба «Мы вместе».
- определение эффективности внедрения программы.
Сущность программы семейного клуба «Мы вместе»
Данная программа предусматривает организацию работы со следующими категориями родителей:
-
родители, несовершеннолетние которых признаны в социально опасном положении;
-
родители, в отношении которых недавно отменено решение о признании их в социально опасном положении;
-
родители, в отношении которых отменено решение о признании их детей в НГЗ;
-
родители, в отношении которых поступали сигналы о семейно-бытовых конфликтах;
-
родители, в отношении которых поступали сигналы о семейно-бытовых конфликтах.
Для реализации программы семейного клуба "Мы вместе" создана творческая группа:
Занимаемая должность
Функции
Заместитель директора по воспитательной работе
Руководитель семейного клуба
Педагог социальный
Проведение бесед и деловых игр на правовую и нравственную тематику
Педагог-психолог
Проведение тренингов, консультаций
Учитель медицинской подготовки
Проведение деловых игр по здоровому образу жизни
Оператор ЭВМ
Демонстрация видеофильмов
В зависимости от характера проблем семьям оказывается педагогическая, психологическая, организационная, координационная помощь.
Педагогическая помощь родителям заключается в предотвращении и устранении возникающих семейных проблем, а также оказании помощи в воспитании через формирование педагогической культуры родителей.
Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.
Организационная помощь заключается в организация семейного досуга.
Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и организаций по совместному разрешению проблемы конкретной семьи.
-
Программа предусматривает сотрудничество с общественными объединениями, представителями заинтересованных ведомств и организаций:
Семейный клуб «Мы вместе»
Врач Жировичской участковой больницы
Директор православного центра реабилитации «Анастасис»
Настоятель православного прихода
Участковый инспектор милиции
Проведение бесед о здоровом образе жизни
Проведение групповых и индивидуальных консультаций
Проведение лекций, бесед, индивидуальных и групповых консультаций
Проведение профилактических бесед, оказание правовой помощи
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В работе с семьей используются индивидуальные формы работы: консультация, беседа, убеждение, обсуждение. Наряду с индивидуальными применяются групповые формы: лекции, решение проблемных ситуаций, просмотр видеофильмов.
Особая роль отводится деловым играм, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.
Эффективной формой работы клуба является моделирование реальных жизненных ситуаций, в ходе которых анализируются различные пути преодоления трудностей, приобретается опыт поведения в критических случаях. При обсуждении родители предлагают варианты бесконфликтного выхода из ситуации, что способствует развитию навыков позитивного общения, умения приходить к компромиссному решению.
Психологические тренинги направлены на формирование способностей родителей осознавать свои проблемы, понимать друг друга и своих детей, проявлять к ним любовь и заботу.
Эффективными являются просмотры документальных фильмов, предоставленных Слонимским РОВД, директором православного центра реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков «Анастасис» и настоятелем православного прихода Храма Казанской Иконы Божией Матери.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема заседания
Срок
Содержание работы
1-е заседание
«Роль семьи в развитии у детей здоровых духовных потребностей и интересов»
Сентябрь
1. Беседа со священником «Основы православного воспитания в семье»
2. Просмотр документального фильма «Давайте выпьем» с последующим обсуждением
3. Решение проблемных ситуаций «Удовлетворение жизненных потребностей»
4. Анкетирование «Я и мой ребенок»
5. Индивидуальные беседы и консультации
Паломническая поездка
Октябрь
Посещение Свято-Зосимовского монастыря в д. Великая Кракотка с посещением целебных источников
2-е заседание
«Здоровая семья - счастливые дети»
Ноябрь
1. Встреча с представителем группы трезвости при Свято-Успенском Жировичском монастыре "Пути выхода из зависимых состояний"
2. Просмотр документального фильма «Женский день» и видеоролика «Записка» с последующим обсуждением
3. Ролевая игра «Моя семья»
4. Индивидуальные беседы и консультации
Выставка творческих работ «Построй свой Храм»
Декабрь
Изготовление совместно с детьми макетов Храма
3-е заседание
«Построение эффективных взаимоотношений»
Январь
1. Беседа со священником «Путь к счастью в семейной жизни»
2. Психологический тренинг «В кругу семьи рождается душа»
3. Демонстрация видеопроекта «Какой я хочу видеть свою семью»
4. Индивидуальные беседы и консультации
Паломническая поездка
Февраль
Посещение православного прихода Храма Петра и Павла в д. Мизгири с посещением общества «Анастасис» (по работе со страдающими от пьянства)
4-е заседание.
«Роль отца в воспитании ребенка»
Март
1. Беседа со священником «Воспитание ребенка в семье на примере православных святых»
2. Просмотр кинофильма «Форпост» с последующим обсуждением
3. Упражнения и игры на установление доверия
4. Индивидуальные беседы и консультации
Акция «Вербочка»
Апрель
Заготовка природного материала, изготовление украшений для вербочек, непосредственное участие в их продаже
Праздник семьи и школы
Май
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества для ярмарки
Создание портфолио «Я и моя семья»
Май
Оформление материалов совместно с педагогом социальным
5-е заседание
«Основы взаимоотношений в семье: православные традиции»
Июнь
1. Круглый стол «Смысл жизни… Для чего мы живем?»
2. Просмотр документального фильма «Независимость » с последующим обсуждением
3. Упражнения и игры на разрешение конфликтов
4. Встреча с насельником Свято-Успенского Жировичского монастыря иноком Николаем (поэт Зьнич)
5. Индивидуальные беседы и консультации
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация данной программы будет способствовать:
- увеличению числа родителей, отказавшихся от вредных привычек;
- оказанию реальной помощи родителям в выходе из сложной ситуации;
- формированию в семьях нравственных идеалов, нравственных правил и формирование соответствующих поведенческих моделей;
- повышению правовой грамотности и психолого-педагогической компетентности родителей;
- уменьшению количества семей, находящихся в социально-опасном положении.
Результативность программы найдет отражение в показателях положительной динамики межличностных отношений семьях, эмоционально-психологического климата, психологического комфорта каждого учащегося, положительных параметрах личностных профилей.
Успешная реализация данной программы создаст условия для более плодотворного взаимодействия школы и семей, находящихся в социально опасном положении.