Отчёт о состоянии школы до внесения преобразований

     Обучаясь на первом аудиторном этапе курсов  "Лицом к лицу" я узнала, что одним из вопросов, решаемых Программой обучения учителей первого уровня, является выяснение того, каким образом школьные лидеры могут помочь преподавательскому составу обучать компетентно? Также отмечена важность обучения самого учителя как необходимое условие для успешного обучения ученика, в связи с чем необходимо создать условия для систематического развития профессиональной среды, в которой учителя могут обучаться....
Раздел Завучу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колова Лина Васильевна Портфолио учителя Отчёт В

Группа № 08-м I-02-14 1 (продвинутый) уровень

город Костанай 14.10. 2014

Рефлексивный отчет о состоянии школы до внесения изменений в практику школы, включающий доказательства

Обучаясь на первом аудиторном этапе курсов "Лицом к лицу" я узнала, что одним из вопросов, решаемых Программой обучения учителей первого уровня, является выяснение того, каким образом школьные лидеры могут помочь преподавательскому составу обучать компетентно? Также отмечена важность обучения самого учителя как необходимое условие для успешного обучения ученика, в связи с чем необходимо создать условия для систематического развития профессиональной среды, в которой учителя могут обучаться.

В связи с этим, я задумалась над своей деятельностью как лидера. Как мне организовать работу и поддержку своих коллег, привлечь их к преобразованию школьной практики, способствующей развитию познавательного интереса обучающихся, улучшению качества образования, опираясь на их значительный, но в недостаточной мере использованный потенциал?

Для определения направления моей работы мне необходимо было определить условия и возможности моей школы, изучить кадровый и ученический потенциал. Основываясь на принципе валидности, я изучила действующую Программу развития школы-гимназии, анализ работы школы за два предыдущих года, провела интервьюирование замдиректора по НМР и на основе Swot - анализа я выявила сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, оценила потенциал и возможности предстоящих изменений, проблемы, требующие решений как для школы в целом, так и для отдельного учителя.

Наша школа-гимназия расположена в большом микрорайоне. Положительный имидж в городе и большая востребованность образовательного учреждения создали предпосылки для создания и развития эффективного многовариантного развивающегося учебно-воспитательного пространства ориентированное на индивидуального развитие личности посредством гибкой разноуровневой и разновариативной системы обучения для формирования у каждого обучающегося мотива к саморазвитию и самообразованию. Работа строится в соответствии с концепцией развития "Школа для всех, школа для каждого". Развитию личности школьника, его научно-исследовательской деятельности, экспериментальной работе педагогический коллектив школы уделяет серьёзное внимание на протяжении многих лет. Этому способствует миссия школы: "формирование высокообразованного, высоконравственного, духовно богатого, обладающего сознанием гражданского долга, способного к самообразованию и творчеству, физически здорового человека". (Программа развития школы - гимназии)

Приём в первый класс ведётся на общих основаниях. Исходя из неоднородности контингента обучающихся, необходимости учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка для вовлечения в активную учебную деятельность, по окончанию 1 года обучения на основании ряда психолого-педагогических диагностик, комплексных срезов, показателей здоровья обучающихся и желания родителей проводится дифференциация на общеобразовательные и гимназические классы (2 - 9 классы). Причём каждый ученик имеет право в конце каждого года обучения перейти на любой уровень обучения.

Учение - лишь одна из форм детской деятельности, оно развивает преимущественно одну сферу личности ребёнка как человека - интеллектуальную. А в развитии нуждается вся личность: её физическая, волевая, эмоциональная, образно-творческая, потребностно - мотивационная и другие сферы. Чем богаче и разнообразнее виды школьной деятельности, тем благоприятнее среда развития для каждого, такого не похожего на других ребёнка. Чтобы учесть все потребности и социальные запросы в школе - гимназии функционирует сеть факультативов, прикладных курсов и курсов по выбору, кружков (телестудия "Десяточка", шахматы, хореографическая студия, театр, вокальные студии и т. д.), спортивных секций. Их посещают 86% обучающихся школы. Кроме того, работает научное общество. Должное внимание уделяется разнообразным интеллектуальным состязаниям школьников, их участию в творческих конкурсах. Это значит, что любой ребенок может выбрать себе занятие по душе и быть успешным!

В нашей школе сформирована системы работы с талантливыми и одарёнными детьми, планомерно реализуется программа "Одарённые дети", направленная на стимулирование развития наиболее продвинутых гимназистов, их обучение, расширение базы познавательных интересов и интеллектуальных умений.

В то же время дается возможность остальным обучающимся работать в режиме освоения образовательного минимума, поддерживая и раскрывая их базовые способности.

Созданы условия для поддержания здоровья и личной безопасности детей, в школе успешно реализуется программа "Здоровое поколение", в рамках которой организована работа по формированию ЗОЖ и обеспечению сохранности здоровья. Валеологизация учебно-воспитательного процесса - сохранение статуса здоровьесберегающей школы.

Функционирует система нравственно-духовного образования через интеграцию курса "Самопознание" в воспитательное пространство школы, соблюдаются традиции школы.

На протяжении нескольких лет ведётся сотрудничество школы с учреждениями дополнительного образования, культурными учреждениями города, детской городской организацией, с СУЗами и ВУЗами.

Также в школе имеются большие возможности использования информационно-коммуникативных технологий, личностно-ориентированных и развивающих подходов в обучении и воспитании обучающихся.

В школе - гимназии работает творческий, активный, достаточно мотивированный педагогический коллектив, стремящийся к достижению общей цели и личностного самосовершенствования. Из 83 учителей 78 имеют высшее образование. В настоящее время 1 педагог обучается в высшем учебном заведении по своей специальности, 2 учителя получили второе высшее образование.

Так, анализируя уровень квалификации учителей нашей школы, я выяснила, что со стажем работы от 3 до 5 лет - 8 педагогов, от 5 до 15 лет - 17, более 15 лет -19, более 20 лет - 39 педагогов. Средний возраст работников школы - 44,2 года, что говорит о высоком потенциале и опытности коллектива. Категорийный состав достаточно высок: 68% учителей имеют высшую и первую категории, в коллективе есть опытные педагоги и молодые специалисты. Я считаю, что уровень квалификации педагогов достаточный и позволяет реализовывать преобразования.

Педагоги систематически повышают свою профессиональную компетентность через систему курсов повышения квалификации, самообразовательную работу. За период с 2012 по май 2014 года 68 человек прошли курсовую подготовку. В том числе уровневые курсы - 8 человек, что составляет 10,12% от общего числа педагогического коллектива, из них 1 человек - курсы 2 уровня.

Есть заинтересованные педагоги в изменении своей собственной практики. Косвенным доказательством служит то, что систематически разрабатывают авторские программы, успешно проходят лицензирование и получают Международные стандартные книжные номера (ISBN) Республиканской книжной палаты, только за 2013-2014 учебный год было получено 8 номеров (9%). Обобщили и распространяют свой положительный педагогический опыт в городе - 5 чел. (6%), области - 9 чел (10%).

Педагогами школы-гимназии опубликовано в СМИ и сборниках материалов конференций 60 статей, докладов, разработок уроков по разнообразной тематике (76%). Результативно участвуют в работе творческих групп школы и города, конкурсах профессионального мастерства 30 педагогов (38%), в олимпиадах КИО - 23 педагога (29%), в конференциях разного уровня - 15 педагогов (19%).

Однако, изучив мониторинг успешности педагогов я выяснила, что в коллективе есть учителя, которые редко принимают участие в жизни школы (9%).

Для выявления способности педагогического коллектива к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий.

на планёрке я провела анкетирование "Восприимчивость педагогов к новому". Проанкетировано было 72 учителя и выяснила, что уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам допустимый (76,3 балла).

По итогам года в рейтинге школ города школа-гимназия занимает 1 место, что говорит о целостной системе работы методического кабинета и административного корпуса.

Изучив пособие "Способы достижения качественных преобразований посредством лидерства и управления", а в частности, анализ Робинсона, проведённый в 2009 году наряду с другими исследованиями, инициированными организациями ОЭСР по теме "Влияние пяти направлений работы руководства на успеваемость учеников", я ещё раз убедилась, что преподавание и обучение должны стать ключевыми объектами внимания для школьного руководства и учителей, если школа стремится гарантировать успешность своим ученикам в будущем. Школьное руководство играет ключевую роль в повышении результативности школы через стимулирование мотивации и профессиональных возможностей учителей, а также в создании микроклимата, в которой работают и обучаются все участник целостного педагогического процесса. (Руководство для учителей первого уровня, с. 167.)

Я с уверенностью могу сказать, что в нашей школе уже начат процесс преобразований, так как руководством определены приоритетные направления работы для содействия всестороннему росту учителей через реализацию менторинга и коучинга, начата работа по планированию профессионального развития учителей, организации командной работы и совместного обучения. В данный момент директор школы проходит лидерские курсы для руководителей школ нового формата. Управленческое кредо администрации: организованные вокруг общих ценностей и объединённые общей миссией обыкновенные люди достигают необыкновенных результатов.

Работая в поисковом режиме, из функционирующей школа-гимназия перешла в развивающую и развивающуюся. Инновационная деятельность школы-гимназии отражается в обновлении содержания образования, педагогических технологий, методов и форм работы.

Таким образом, в организации УВП на первое место вышли:

  • право выбора содержания, форм получения образования обучающимися;

  • высокий уровень мотивации участников педагогического процесса;

  • комфортная образовательная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса;

  • сотрудничество учителей, обучающихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития;

  • совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров;

  • разделение ответственности за результаты УВП между учеником и учителем.

В условиях школы - гимназии ученик занимает центральное место:

  • каждый ученик реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;

  • каждый учитель развивает свои профессиональные и личные качества, обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект учения, даёт ребенку возможность быть самим собой, организует учебно-познавательную деятельность;

  • руководитель обеспечивает успех деятельности учеников и учителей;

  • коллектив работает в творческом поисковом режиме;

  • установлены гуманные отношения партнерского сотрудничества;

  • уважение и доверие - норма жизни членов коллектива.

С целью управления качеством образования и повышения её эффективности ведётся мониторинг как всего учебно - образовательного процесса, так и отдельного учащегося, педагогических достижений учителей. Используются диагностико - прогностические карты, индивидуальные карты уровня развития обучающихся, Портфолио.

В школе на данный момент обучается 1102 человека с разными способностями и возможностями. Крайне важной является деятельность школы по повышению качества знаний, предупреждение неуспеваемости учащихся, что отражено в задачах, поставленных перед коллективом школы, поэтому я проанализировала качество обученности и пришла к выводу, что в 2013-2014 учебном году успеваемость повысилась по сравнению с 2011-2012 и 2012-2013 учебными годами и достигла 100%, качество выше на 1,2% чем в 2011-2012 учебном году, но ниже показателя прошлого года на 2,6%. Снижение качества обучения в сравнении с показателями предыдущего года произошло за счёт снижения количества "хорошистов" в среднем звене на 33 человека.

При анализе стартового состояния школы я выяснила, что несмотря на все созданные условия и имеющиеся возможности, огромный положительный потенциал педагогического коллектива имеется ряд проблем, которые требуют осознания, преломления и изменения и на которые, я, как учитель-лидер, обратила внимание. Конечно, не все указанные проблемы я могу решить за период практики, но выявление их позволит мне планировать свою деятельность и в посткурсовой период. Анализ позволил выявить следующие проблемы:

  • слабая осведомлённость и недостаточный уровень применения учителями школы - гимназии новых подходов в образовании;

  • неуверенность и боязнь учителей перед преобразованием практики преподавания и обучения;

  • снижение качества обученности учеников среднего звена.

Сразу возникли вопросы: почему происходит снижение качества в среднем звене? какое обучение необходимо? и как изменение практики учителей может повлиять на познавательную активность учащихся?

Для выяснения этих вопросов я провела беседу с заместителем директора по НМР из которой выяснила, что несомненно, большую роль в потере интереса к учению у 6,7-классников играют и методы обучения, которые принято называть традиционными: вопросно-ответная система, фронтальная работа, простое воспроизведение знаний. Педагоги нашей школы пока ещё недостаточно знают и владеют новыми подходами в обучении, но, могу уверенно заявить, осознают имеющуюся проблему.

Говорят, что по-настоящему свободен тот, кто взял на себя ответственность. Работа в группе, где каждый разделяет ответственность за общий результат, тоже весьма стимулирует познавательную активность, тем более в непростом подростковом возрасте! Активизирует познавательную активность и использование ИКТ на уроках. Но всё это не достигнет нужного эффекта, если учитель не станет исследователем, осуществляющим постоянную рефлексию своей деятельности через обратную связь с учениками, с родителями. Также у учителей нашей школы имеется возможность изменить свою практику преподавания и обучения, работая в тесном сотрудничестве с сертифицированными педагогами. Систематическое участие в коучинг - сессиях, в менторинге, подготовка и проведение Lesson Study, участие в сетевых сообществах - всё это, несомненно, является прекрасной возможностью для изменения практики всех учителей.

Также для выяснения причин снижения качества обученности в среднем звене я провела анкетирование среди учащихся 6-7 классов. Анализ проведённого анкетирования "Выявление познавательной активности обучающихся" показал, что из 20 опрошенных учащихся, только шести "всегда нравиться учиться" и десяти - "часто", 4 человека ответили "иногда". на вопрос, как часто учителя проводят интересные уроки, только 11 человек ответили "практически всегда" и "часто", а 8 считают уроки неинтересными. 3 ученика редко работают на уроках. Только 12 опрошенных задают вопросы на интересующие их темы учителю, одноклассникам, родителям, 8 учащихся особо не интересуются. При этом только 11 учащихся регулярно делятся своими впечатлениями об уроках со своими родителями, 9 учащихся не считают это важным, так как особо делиться нечем. На вопрос "Тебе нравится работать в группе с товарищами?" - 17 человек ответили "часто" и "практически всегда". Вывод: снижение качества обученности учащихся среднего звена происходит из-за неудовлетворённость процессом обучения в следствии этого теряется познавательный интерес, так как учителя не эффективно используют подходы в преподавании и обучении.

Для сбора объективных данных по этой проблеме также было проведено анкетирование родителей учащихся среднего звена. В анкетировании приняли участие 20 родителей. 7 человек отметили, что процесс учения у их детей не вызывает интереса, у 7 родителей дети мало делятся впечатлениями об уроках, редко задают вопросы познавательного характера, и поэтому родители делают вывод, что их дети малоактивны на уроках.

По результатам анкетирования учащихся и их родителей видно, что процесс обучения не у всех обучающихся вызывает безусловный интерес, так как учителя нашей школы в недостаточной мере применяют разные подходы и педагогические стратегии, слабо владеют способностью к интегрированию различных подходов и методов. Однако при этом учителя считают, что их уроки проводятся на должном уровне и их учащиеся вовлечены в активный познавательный процесс. Это прослеживается по результатам анкетирования, проведённого среди учителей, преподающих в среднем звене. Практически все опрошенные (из 10 человек 10), считают, что учащимся комфортно на их уроках и процесс обучения вызывает интерес. Также с уверенностью заявляют, что достаточно часто применяют новые подходы в обучении (8 чел.), но на вопросы об организации групповой работы и диалогового обучения 5 и 3 человека ответили "применяют иногда". 5 человек в недостаточной мере информируют родителей о процессе обучения и дают им рекомендации.

Возникает противоречие между оценкой процесса обучения учениками и родителями и самооценкой собственного преподавания педагогами.

Порой учителя считают, что сущность процесса обучения заключается лишь в преподавании своего предмета. Они не обладают глубоким пониманием сущности процесса обучения тогда как "Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся" (Barber&Moushad, 2007). Ведь, "стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель" (Stronq,Ward&Grant, 2011).

Я бы очень хотела, чтобы в моей школе учащиеся умели размышлять, распознавать и объяснять причинно - следственные связи событий и явлений, находить логические взаимосвязи, качественно работать с информацией, обладали коммуникативными навыками, но, самое главное, чтобы они учились с интересом и удовольствием, хотелось бы повысить активность познавательной деятельности учащихся и повысить профессиональную деятельность учителей. Условиями успешного преобразования в моей школе будет, на мой взгляд, внедрение новых подходов в преподавании и обучении, систематическое участие учителей в коучинг - сессиях как способ повышения информированности учителей, в менторинге, подготовке и проведению Lesson Study, участие в профессиональных и сетевых сообществах. И я как учитель - лидер должна оказать действенную помощь своим коллегам.


Используемая литература


1. Программа развития школы - гимназии.

2. Руководство для учителей, первый (продвинутый) уровень, 2014 г..







7


© 2010-2022