Методические рекомендации к оформлению портфолио учителя

 Методические рекомендации к оформлению портфолио учителя особенно важны на сегодняшнем этапе развития системы образования. Ведь не случайно сегодня планируется проведение теоретическогоблока аттестации на категорию посредством только портфолио. А как его оформить? Что должно входить в портфолио, чтобы комиссия смогла оценить деятельность педагога за 3 года? В нашей школе уже определена структура, но в полной мере за короткий промежуток времени собрать такой документ невозможно. На это должно от...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по представлению и защите портфолио

Раздел 1. «Общие сведения о педагогическом работнике».

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях:

  • фамилия, имя, отчество, год рождения;

  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

  • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении; должность; стаж работы в данной должности;

  • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

  • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

  • дипломы различных конкурсов;

  • результаты социологического опроса (анкетирование администрации, учащихся/ воспитанников, родителей, коллег по умениям делового и коммуникативного общения аттестуемого педагога)

  • другие документы по усмотрению аттестуемого.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2. «Высокие результаты обучения при их позитивной динамике за последние 3 года».

№ п/п

Содержание критерия

Подтверждающие документы

оценка критерия

не проявлен

выражен не ярко

ярко выражен

Общая успеваемость обучающихся у данного педагога

Аналитическая справка о позитивной динамике обученности учащихся.


Качество знаний обучающихся у данного педагога

Аналитическая справка о позитивной динамике качества знаний обучающихся.


Участие обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников. Наличие победителей школьного, муниципального этапов. Наличие победителей республиканского, российского этапов олимпиады

Аналитическая справка о позитивной динамике участия обучающихся в предметных олимпиадах, их достижениях.

Дипломы, сертификаты.


Проектно-исследовательская деятельность обучающихся. Достижения учащихся в этой области

Аналитическая справка, подтверждающая увеличение количества творческих работ учащихся по данному предмету. Наличие дипломов, грамот, свидетельств и др.


Высокая мотивация обучающихся к изучению предмета

Аналитическая справка, результаты диагностики

Раздел 3. «Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету».

№ п/п

Содержание критерия

Подтверждающие документы

оценка критерия

не проявлен

выражен не ярко

ярко выражен

1.

Ведение творческих объединений, секций, факультативов, элективных курсов. Руководство научными объединениями учащихся.

Аналитическая справка, отражающая наличие и результаты реализации рабочих программ дополнительного образования, секций, факультативов, творческих объединений, элективных курсов, научных объединений учащихся

2.

Результаты участия школьников в турнирах, конкурсах, фестивалях, акциях, слетах, спортивных соревнованиях:- на школьном и муниципальном уровне; - на республиканском уровне ; - на межрегиональном уровне; - на уровне Российской Федерации; - на международном уровне

Аналитическая справка, подтверждающая наличие у обучающихся творческих работ, публикаций, их участие в творческих конкурсах, конференциях, семинарах, спортивных соревнованиях и свидетельствующая о достижениях обучающихся в различного рода состязаниях. Дипломы, грамоты, благодарственные письма и пр.



Раздел 4 «Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

№ п/п

Содержание критерия

Подтверждающие документы

оценка критерия

не проявлен

выражен не ярко

ярко выражен

Благоприятный нравственно-психологический климат в детском коллективе

Аналитическая справка о результатах психологической диагностики, анкетирования, опроса учащихся и их родителей.


Активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения

Аналитическая справка об участии воспитанников в жизни образовательного учреждения. Отзывы, дипломы, грамоты, программы конференций, праздников и др.


Введение детским коллективом новых традиций в жизнь образовательного учреждения

Аналитическая справка о содержании нововведения, его роли в жизни образовательного учреждения.


Наличие и уровень самоуправления в классе (детском коллективе)

Аналитическая справка о результативности выбранной модели самоуправления.

Модель организации самоуправления.


Продуктивное сотрудничество педагога с родителями учащихся

Аналитическая справка о характере и результатах сотрудничества педагога и родителей членов детского коллектива. Планы проведения родительских собраний, совместных мероприятий, отзывы детей и родителей.


Руководство детским творческим коллективом по инициативе педагога

Аналитическая справка о результатах руководства детским творческим коллективом, созданным по инициативе педагога. План работы детского творческого коллектива, программы выступлений, выставок, дипломы, грамоты, отзывы детей, родителей, общественности и др.


Участие воспитанников в социальной деятельности

Аналитическая справка об участии воспитанников в социальных акциях и проектах. Отзывы, грамоты, благодарственные письма и др.


Отсутствие (или снижение) правонарушений у учащихся

Справка об отсутствии или снижении правонарушений. Выписка из документов социальной службы образовательного учреждения или инспекции по делам несовершеннолетних.

Раздел 5. «Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

№ п/п

Содержание критерия

Подтверждающие документы

оценка критерия

не проявлен

выражен не ярко

ярко выражен

Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предмету

Аналитическая справка о наличии изменений в содержании рабочих программ и/или УМК педагога с учетом использования ИКТ и о связанных с этим результатах деятельности. Приложение из 3 примеров использования ИКТ (мультимедийные презентации, другие электронные образовательные ресурсы) в соответствии с содержанием рабочей программы.


Использование инновационных (проектных, исследовательских и др.) образовательных технологий в процессе обучения предмету

Аналитическая справка об использовании современных образовательных технологий в процессе обучения предмету, о наличии изменений в содержании рабочих программ и/или УМК педагога с учетом использования образовательных технологий и о связанных с этим результатах. Методические разработки, выполненные в конкретной технологии или ксерокопии научно-методических публикаций (по количеству заявленных технологий).


Использование проектных, исследовательских и др. образовательных технологий в воспитательной деятельности учителя

Аналитическая справка об использовании инновационных технологий в воспитательной работе и о связанных с этим результатах. Дипломы, сертификаты детей, участвующих в проектах, исследовательской работе.


Разработка инновационных методов контроля, оценивания и фиксации учебных достижений обучающихся

Аналитическая справка, отражающая инновационный характер и эффективность авторского комплекта КИМов. Разработанные учителем оценочные материалы (планируемые результаты оценки, критерии, материалы учета достижений).

Раздел 6. «Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе»

№ п/п

Содержание критерия

Подтверждающие документы

оценка критерия

не проявлен

выражен не ярко

ярко выражен

Разработка и использование общественно-признанной авторской методики

Аналитическая справка, раскрывающая основные позиции авторской методики, результаты ее внедрения. Подтверждающие документы:

- Копия выписки из приказа о присвоении статуса экспериментальной площадки Министерства образования УР или РФ, ИПК и ПРО, вуза, копия приказа МОиН УР о присвоении статуса авторской программы. Копия диплома о присвоении ученой степени кандидата наук


Презентация собственной методической системы через проведение мастер-классов, семинаров, совещаний, конференций, наставничество, методические разработки, программы, участие в конкурсах педагогического мастерства, участие в конкурсах и выставках инновационных проектов

Презентация собственной методической системы:

- на муниципальном уровне

  • на республиканском и межрегиональном уровне

  • на уровне Российской Федерации и на международном уровне

Аналитическая справка о презентации методической системы и распространении опыта педагогом (с указанием масштабов распространения опыта).

Справки составляются на основании следующих материалов:

- план методической работы ОУ, РМО, ММС;

- видеозаписи мастер-классов;

- программы и материалы семинаров, курсов повышения квалификации, конференций, совещаний с участием конкурсанта;

- дипломы, сертификаты участника конкурсов педагогического мастерства, выставок инновационных проектов;

- педагогический портфолио;

- материалы СМИ;

- рецензии специалиста на заявленные мастер - классы.


Составление и публикация методических рекомендаций, сборников, дидактических материалов в официально зарегистрированных СМИ и издательствах

Список публикаций с указанием выходных данных

Раздел 7. «Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития»

№ п/п

Содержание критерия

Подтверждающие документы

оценка критерия

не проявлен

выражен не ярко

ярко выражен

Своевременное (не ранее чем за 5 лет до конкурса) прохождение курсов повышения по актуальным проблемам развития образования

Копии удостоверений (свидетельств) государственного образца о повышении квалификации (не менее 72 часов)


Участие в профессиональных конкурсах- на муниципальном уровне, на региональном уровне,- на межрегиональном, федеральном, международном уровнях

Аналитическая справка об участии в профессиональных конкурсах. Сертификаты участника, дипломы, грамоты.


Наличие ученой степени, обучение в аспирантуре (докторантуре) в период проведения конкурса

Копия диплома, приказа о зачислении в аспирантуру (докторантуру).


Высокий авторитет среди учащихся, родителей и коллег

Характеристики, отзывы со стороны администрации, родителей, учеников, выпускников.


Участие в творческих профессиональных общественных организациях и объединениях

Аналитическая справка о профессиональном совершенствовании посредством участия в творческих профессиональных общественных организациях и объединениях. Копии сертификатов и других документов, подтверждающих участие в творческих профессиональных общественных организациях и объединениях


При проведении оценки портфолио учитывается и выступление педагога с публичной защитой.

№ п/п

Содержание критерия оценки при публичной защите порфолио

оценка критерия

не проявлен

выражен не ярко

ярко выражен

Грамотность изложения и качество оформления работы




Обоснованность выбора формы «портфолио»




Обоснованность и доказательность ответов на вопросы




Все двадцать семь пунктов шести разделов портфолио (рассматриваются разделы 2-7),и три критерия при оценке публичной защиты оцениваются по трехбалльной системе:

0 баллов приносит утверждение экспертов при оценке критерия из раздела «не проявлен»;

1 балл приносит утверждение экспертов при оценке критерия из раздела «выражен неярко»;

2 балла приносит утверждение экспертов при оценке критерия из раздела «ярко выражен».

При суммировании полученных результатов максимальная оценка может составить 60 баллов. Соответствие требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, определяется при наличии 70% от максимального числа баллов (42 балла), к высшей квалификационной категории - 80% (48 баллов).

Портфолио оформляется следующим образом:

  1. Титульный лист.

  2. Оглавление с перечнем материалов, включенных в соответствующие разделы портфолио, с указанием страниц

  3. Практическая часть, состоящая из материалов по разделам портфолио и свидетельствующая о профессионализме педагога и результативности его деятельности (в отдельных файлах с указанием номера страницы и даты составления документа).

Процедура презентации портфолио

Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее, чем за 2 недели до квалификационного испытания. По желанию аттестующегося, портфолио может сопровождаться рецензией. Эксперты, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и проводят оценку, согласно методике.

В рецензии указывается:

  • соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию;

  • полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого;

  • положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;

  • оценка работы;

  • другие вопросы по усмотрению рецензента.

Защита портфолио проводится публично на открытом заседании экспертной группы (с согласия аттестуемого - на семинаре, «круглом столе»).

Для презентации портфолио аттестуемому педагогу отводится 15-30 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Презентация - это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации - в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени (три года, межаттестационный период).

Считается, что презентация была успешной, если она соответствовала содержанию портфолио, в ней представлены основные результаты, полученные автором, качество владения материалом свободное.

Членами экспертной группы задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 3-5 вопросов). Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

Председателем экспертной группы зачитываются рецензии на представленный аттестуемым учителем портфолио. Автор дает пояснения по замечаниям рецензентов.

Оценка, представленного аттестуемым учителем портфолио, производится экспертами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификационной категории.


© 2010-2022