Педсовет по воспитательной работе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет

Тема: Развитие личностного потенциала школьника в системе гуманистических отношений школьного сообщества

Мазанова Светлана Николаевна,

заместитель директора по ВР МБОУ Семьянская СОШ

Цель: Раскрыть значение изучения взаимоотношений в школьном сообществе для реализации цели воспитательной системы школы

Задачи:

  • рассмотреть основные параметры единого школьного сообщества и рассмотреть методику их изучения;

  • создать модель совместной деятельности по формированию условий единого школьного сообщества у детей и взрослых;

  • осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы.

Форма: круглый стол

Ресурсное обеспечение: мультимедийный проектор (видеоподдержка выступлений), выставка научно-методической литературы, раздаточный материал участникам.

Этапы подготовки:

  • Формирование целевой установки, задач участников, обдумывание «сценария» педсовета.

  • Создание творческой группы по подготовке педсовета.

  • Мониторинг учащихся и родителей с целью выявления уровня социально-психологического развития школьного сообщества детей и взрослых.

  • Составление диаграмм, аналитической справки.

  • Подготовка рабочего материала педсовета.

  • .Подготовка инициативной группой проекта решения педсовета.

План проведения круглого стола

1. Школьное сообщество как основа формирования активной жизненной позиции учащихся.

2. Формирование жизненных ценностей и приоритетов.

3. Параметры школьного сообщества
3.1.Защищенность.

3.2. Активность.

3.3. Сплоченность.

3.4. Успешность.

5. Принятие решения.

6. Рефлексия

ХОД ПЕДСОВЕТА

Добрый день уважаемые педагоги и родители. Тема сегодняшнего педагогический совет по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи».

«Все мы вышли из детства» - знаменитое изречение Антуан де Сент - Экзюпери четко отражает закономерность первичного влияния семьи на становление личности.

Очень важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру.

Первый опыт социальных отношений и связей приобретает ребенок в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.

Педагог в качестве профессионала не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, нельзя сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения.

Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта - все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.

Семья передает эстафету воспитания школе. И продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания - это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом.

Взаимодействие семьи и школы осуществляется по основным принципам:

Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.

Второй - принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.

Третий - принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.

Четвертый - принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.

Пятый - принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

Взаимная договоренность - залог успешности педагогического альянса (объединение, союз)

Единое сообщество детей и взрослых - главная составляющая «лица» школы, т.е. ее ведущая социально-психологическая характеристика. Каждое учебное заведение, независимо от уровня его развития, имеет единое сообщество. Однако, его качество может колебаться от максимально разобщенного до максимально сплоченного, способствующего развитию личности школьника.

Оценивать качество сообщества можно потому, насколько защищенным чувствует себя в школе воспитанник, насколько ребята и взрослые сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя, обеспечивая свою успешность, формируя свое позитивное отношение к школе. Защищенность и сплоченность школьников - необходимые условия их позитивного самоопределения, а их активность и успешность - главные условия интеграции в общество.

Качественный анализ результатов выявляет конкретные проблемы класса и школы, связанные с взаимоотношениями учеников (недостаточные возможности для личностного самоопределения, низкая защищенность, проблемы взаимоотношений различных субъектов, отсутствие значимости традиций школы для ребят и т.д.)

Школьное сообщество как основа формирования активной жизненной позиции учащихся

Во все времена школа кроме обучения детей основам наук выполняла еще и важнейшую задачу подготовки подрастающих поколений к самостоятельной жизни в обществе. Данная задача решалась всегда в зависимости от исторических, социальных и иных условий, при этом успешнее всего справлялись с ней те образовательные системы, которым удавалось в структуре неформальных отношений в школе воссоздать модель, отражающую основные особенности социального взаимодействия в обществе. Неформальные взаимоотношения в советской школе были достаточно точной моделью норм отношений в обществе и требований, предъявлявшихся им к своим гражданам. Поэтому она успешно справлялась с выполнением задачи подготовки учеников к взрослой жизни.
В настоящее время и социальные нормы общества и требования, которое оно предъявляет к людям, значительно меняются. Школа столкнулась с очень непростыми проблемами: какой должна быть новая модель и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу в соответствии с ней. На настоящий момент отношения, складывающиеся в школах между учениками и учителями, не являются моделью отношений, существующих в демократическом обществе и, следовательно, могут помешать молодым людям стать полноправными членами общества. Данная статья посвящена описанию одного из возможных путей решения этой проблемы.
Развитие современного общества возможно при соблюдении демократических, цивилизованных норм взаимодействия и росте активности и ответственности его членов. Наиболее точной моделью подобных отношений является существующий в Европе и Америке подход к образованию, который носит название "школьное сообщество"
Понятие "школьное сообщество"; возникло в американской педагогике и педагогической психологии несколько десятилетий назад. При проведении школьной реформы в Европе и Америке данный подход получил широкое распространение и сейчас является одним из ведущих. Он базируется на принципах демократии, коллегиальности, эффективности школы, ситуационного лидерства, взаимного интереса учащихся и учителей друг к другу и применяется как к результатам, так и к процессу обучения (то есть получения знаний учащимися) и преподавания (то есть деятельности учителя).
"Школьное сообщество"; предполагает сотрудничество, взаимосвязь учеников и учителей в творческом решении их проблем. Противоположной моделью является "формальная организация", то есть тип организации, при котором школа рассматривается как жесткая иерархия, в которой существуют четко обозначенные роли и соответствующие ролевые ожидания.

В русле этого подхода школа рассматривается как организация учителей и учащихся, которая не может существовать без:

1 . взаимного доверия всех участников педагогического процесса;

2. соблюдения всеми этических и моральных норм;

3. участия всех, начиная с первоклассников и кончая директором, в совместной выработке и достижении целей обучения. Разумеется, каждый делает это на уровне своих умений и знаний, но выслушиваются и обсуждаются мнения всех;

4. осознания учениками и учителями своей причастности и значимости в общем деле, правомочности в решении школьных проблем и организации работы;

5. постоянного проведения работы (дискуссий, рефлексии), направленной на то, чтобы в школе существовал общий подход к пониманию ценностей образования;

6. сотрудничества и взаимосвязи учеников и учителей;

7. работы на основе диалога и дискуссии как метода обучения;

8. активного участия всех в свободно согласованной учебной деятельности, ведущей к намеченным результатам.

"Школьное сообщество"; - реальный путь построения нового общества в школе. Для этого не требуются глобальные структурные перестройки, большие финансовые затраты, но результатом будут демократические, "семейные" взаимоотношения, которые смогут служить ученикам реальной моделью отношений в обществе в целом. Процесс обучения и воспитания в таких школах направлен на то, чтобы подготовить детей к будущей самостоятельной жизни в обществе путем передачи им знаний, стилей отношений и мышления, норм, ценностей, устремлений и моделей деятельности. Отношения на уровне "школьного сообщества"; дают детям демократическую модель взаимоотношений не на словах, а на деле.
Существующий в других странах обширный опыт не может быть прямо перенесен в российские школы, поскольку построение сообщества находится в большой зависимости от национальных и социальных особенностей страны и конкретного региона. Поэтому прямой его перенос из одной страны в другую невозможен. В то же время не учитывать его, не проводить его анализ и научно обоснованную адаптацию в России также было бы ошибкой.
В России накоплен и реально используется богатый опыт построения "школьного сообщества" Именно на этих позициях основана педагогика А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.Амонашвили, С.Т.Шацкого, П.Н.Иванова. Изменению позиций учителей, их стиля общения с учениками будут способствовать исследования социальной психологии и психологии общения. Достижения психологии управления и менеджмента помогут директорам школ в изменении их работы с педагогическими и ученическими коллективами. Тем не менее, в настоящее время крайне необходимы научные исследования реальных путей построения школьного сообщества. Ощущается недостаток всесторонних психолого-педагогических теоретических исследований, а также изучения возможных путей, методов и технологий, приводящих к изменениям взаимоотношений в школе. Необходимы разработка социально-психологических программ изучения реальной ситуации в школе и тренингов для администрации, учителей, учащихся и их родителей; анализ условий и разработка практических социально-психологических методов обеспечения условий для развития школы в целом и профессионального развития педагогов, а также создания в школе взаимоотношений, моделирующих реальные взаимоотношения в обществе, обучения учителей оказанию помощи и поддержке учащимся в их процессе осознания своего статуса как членов общества, развития рефлексии учителей и учащихся, развития взаимодействия учащихся разного возраста и др.
Изменение взаимоотношений в коллективе, особенно таком разноликом, как школьный - процесс очень длительный и сложный. Он предполагает изменение психологических позиций учителей и учеников. Для учителей это означает, что они должны избавиться от сверх опеки над учениками и воспринимать себя и их как партнеров, в одинаковой мере ответственных за обучение и все, происходящее в школе. Для учеников - забыть о позиции иждивенцев, бесправных и безответственных. Скорее всего, процесс этот будет одинаково труден для обеих сторон, и возможен он только при условии постоянной рефлексии происходящего всеми членами зарождающегося школьного сообщества.

Первым шагом для построения школьного сообщества может стать процесс передачи ответственности учащимся за обучение и дела школы. Воспитание ответственности предполагает развитие способности принимать решения и нести ответственность за их претворение в жизнь. Взрослые играют решающую роль в нем, давая возможность ученикам принимать равноправное участие в делах школы и как бы по частям передавая им равноправие.

Опытные педагоги начинают процесс передачи ответственности, как только дети переступают порог школы. В семь лет дети в состоянии без напоминания взрослых приносить все необходимое для учебы, выполнять повседневные обязанности и многое другое. Задача учителя - организовать деятельность учеников и оказать им поддержку в делах. Важным шагом в воспитании ответственности являются классные собрания по обсуждению дел школы и класса, событий в жизни города или района, которые можно и нужно проводить уже в начальной школе.

У.Глассер пишет, что классные собрания с социальной направленностью способствуют созданию организационного единства класса, дети начинают воспринимать себя как частицу общества, школы и класса и учатся говорить и мыслить не только лично за себя, но и от лица коллектива. Такое восприятие важно и для поддержания психологической стабильности учеников, поскольку у них не возникает чувства одиночества. Проведение собраний является, кроме того, эффективным средством решения множества школьных проблем социального характера, в том числе и дисциплинарных. "Уже с самого раннего школьного возраста ребенок должен усвоить, что класс - это единая рабочая группа, которая должна решать те или иные проблемы и где каждый ученик несет как личную, так и групповую ответственность", - пишет У.Глассер и продолжает: "Если дети привыкнут справляться с трудностями с самого начала своего пребывания в школе, мир перестанет казаться им таинственным, враждебным или опасным, они поймут, что происходящими событиями можно управлять"

Учитель не сможет организовать и провести подобное собрание, если он идет с намерением "выяснить и пресечь" или "наставить на путь истинный" детей. Только желание выяснить реальные причины происходящего, завоевать и сохранить доверие учеников и подвести их к осознанному принятию социально значимого решения будет способствовать успеху учителя.. Поиск виновных - это псевдорешение проблемы, для процесса воспитания оно зачастую бессмысленно. Его спутник - наказание - также много раз доказывало свою неэффективность. Разумеется, времени на такие собрания и их подготовку затрачивается гораздо больше, чем на обычные. Эффектом будет осознание и личное принятие детьми решения, что станет залогом его выполнения учениками без дополнительных усилий со стороны учителя.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своего мнения детям. Соображения, которые высказывают ученики, как правило, и без того имеют позитивную направленность. Исключение составляют ситуации, глубоко задевшие самолюбие, или случаи негативных реакций как способа психологической защиты. Поэтому задача учителя - собрать воедино все высказывающиеся позитивные решения и направить усилия класса на выбор наиболее приемлемого из них. Каждый ребенок должен видеть, что его мнение услышано, с ним считаются. Вызванное этим чувство удовлетворения поможет ученикам активнее взяться за выполнение решения. На собраниях ученики не только получают опыт решения проблем, но и утверждаются во мнении о том, что они несут ответственность за принятые решения. Контроль и необходимая помощь должны быть незаметны для ребят или не вызывать у них протеста.
С возрастом спектр проблем, выносимых для обсуждения, расширяется и затрагивает не только проблемы социального и морального характера, но и участие детей в планировании политики школы, их отношение к программам обучения, жизненным перспективам и другие. Процесс передачи ответственности возможен не только в социальной сфере, но и в учебе. Ответственность учеников за учебу, достижения в ней - мечта, наверное, всех учителей. Успешен будет тот педагог, цель которого - показать ребенку его прирост в знаниях (или регресс).
В процессе передачи ответственности, как и в других процессах формирования активной жизненной позиции, происходит взаимная аффективная поддержка учеников и учителя, обучение рефлексии, развитие умения справляться с незнакомыми жизненными ситуациями, освоение коммуникативной и социальной компетентности. Таким образом, продуктивность деятельности учителя по формированию активной жизненной позиции учащихся повышается, поскольку в данном случае этот процесс сопровождается формированием убеждений учеников и их когнитивных моделей.
"Школьное сообщество"; может существовать во множестве форм, важнее стиль отношений, складывающихся в школе: личностно ориентированных, аутентичных, заботливых, внимательных по отношению друг к другу, характерных для семьи, дружбы и других типов сообществ.
Для построения сообщества необходимо осознание учителями и директорами школ реальной ситуации в школе, а также целей и возможных путей изменений. Переход на новый базовый подход в образовании означает, что всем его участникам необходимо изменить способ мышления и позиции по отношению к школе и взаимоотношениям, в ней складывающимся. Вместо ранее существовавшего внешнего контроля в школу как "школьное сообщество"; должны прийти взаимоотношения, основанные на демократических социальных нормах, ценностях, профессионализме, коллегиальности и автономности как учителей, так и учащихся.

Актуальность темы педсовета видится в новых подходах к образованию, где формирование ключевых компетентностей учащихся является основной характеристикой качества образования, предусмотренной государственными образовательными стандартами. Такая направленность образования определяет новые требования к качествам личности, ключевым звеном которых являются социальные компетенции личности, которые лежат в основе социализации ученика:

  • стремление к самообразованию и образованию;

  • умение получать и перерабатывать информацию, приобретённую в социуме;

  • умение общаться и работать в группе;

  • уважение к партнёру;

  • чувство личной ответственности за своё благополучие и благополучие окружающих;

  • способность к созданию собственной крепкой, нравственно- здоровой семьи;

  • трудолюбие и осознанное отношение к необходимости социально- полезного труда.

Школа как социокультурный центр позволяет решать задачу жизнеспособной личности, готовит учащихся к исполнению различных социальных ролей: гражданина, семьянина, члена производственного коллектива. Внеурочная и досуговая деятельность с привлечением возможности микрорайона имеет большой потенциал, способствует воспитанию гражданственности, патриотизма и обеспечивает социальную адаптацию учащихся школы.

В контексте нравственного, духовного, гражданского становления личности ребенка школа и социум микрорайона в содружестве и тесном взаимодействии смогут эффективно решать следующие задачи:

  • сохранение физического и нравственного здоровья ребенка, поддержка его природно-естественных сил;

  • забота о самореализации природно-энергетического потенциала, задатков, склонностей ребенка, развитие творческой воли, способностей, стремления к творческой деятельности;

  • помощь в комфортной социализации ребенка, забота о его социальном статусе, образовании, нравственном достоинстве, соблюдении гражданских прав и обязанностей;

  • формирование опыта эмоционально-нравственных отношений, развитие добросердечности, отзывчивости, ответственности;

  • формирование нравственных и гражданских установок у детей на создание в будущем своей собственной крепкой и морально здоровой семьи, живущей по законам добра и уважения к разным поколениям;

  • трудовое воспитание, помощь в выборе профессии, развитие трудолюбия, стремления к самостоятельному ответственному труду, поддержка в социальном самоопределении;

  • забота об общекультурном и информационном развитии, обеспечение коммуникативной, социальной компетентности ребенка, развитие интеллекта, ума, сознания, способов самоорганизации поведения;

  • половое воспитание, подготовка детей к самостоятельной семейной жизни, поддержка желания к продолжению рода, умений вести домашнее хозяйство, воспитание чувства ответственности, заботы, желания помочь и защитить родных.

(результаты тестирования учеников, выступления Малышевой Н.В., Бесединой О.И.)

Организуя работу со способными детьми, мы, прежде всего, ориентируемся на создание среды успеха в соответствии с особенностями их жизненной стратегии.

Основной идеей работы нашего ОУ является объединение усилий педагогов, родителей, администрации, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации потенциала детей.

(Результаты анкетирования родителей)

Принципы построения системы работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в лицее:

  1. Каждый ученик есть уникальная, неповторимая личность

  2. Творчество - это деятельность по созданию новых ценностей, в том числе и интеллектуальных

  3. Высшей формой учебной деятельности является самостоятельная работа учащихся.

Предлагаю разработать проект «Школа социального успеха».

Идея проекта - запустить механизмы личностного роста школьника, обеспечивающие его саморазвитие.

Вот его формула:

Развитие (есть) = Актуализация + Мобилизация + РЕализация

Актуализация - раннее выявление интересов, склонностей и способностей учащихся к различным видам деятельности с помощью психологического и педагогического тестирования;

Мобилизация - создание условий для общего развития личности ребенка, приобретение им новых знаний и умений, а также для максимального проявления его интересов и склонностей;

Реализация - создание условий для практической реализации приобретаемых навыков.

По мере реализации проекта мы прогнозируем формирование именно того личностного потенциала выпускника, который поможет ему стать востребованным, успешно интегрироваться в любые сферы. А именно, изменения в...

• компетентности личности;

• в ее коммуникативных умениях;

• в высоком уровне ее капитализации;

• и конкурентоспособности.

Таким образом, мы прогнозируем получить важнейшие 4К-изменений в личности выпускника.

Система деятельности по организации работы со способными детьми включает в себя следующие этапы:

  • Выявление способных детей (с использованием технологии «Портфолио»):

    • анализ особых успехов и достижений ученика по результатам (продуктам) деятельности;

    • создание банка данных;

    • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

    • преемственность между дошкольным, начальным, основным и средним образованием.

  • Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

    • создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальный подход в обучении и воспитании;

    • включение в учебные планы ОУ программы курсов по углубленному изучению предметов, элективных курсов.

  • Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

    • контроль участия одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

    • контроль и анализ результативности участия.

  • Поощрение одаренных детей:

    • моральное стимулирование;

    • премии из фонда попечительского совета;

    • публикации в средствах массовой информации, в лицейской газете, на сайте ОУ;

    • стенд «Лучшие ученики школы».

  • Работа с родителями одаренных детей:

    • анализ семейного микроклимата;

    • рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки ребёнка;

    • помощь родителей в осознании индивидуальных особенностей детей;

    • сотрудничество со школой в сфере определения воспитательных приоритетов.

  • Работа с кадрами

    • приоритетное направление в методической работе - организация работы со способными детьми;

    • проведение обучающих семинаров по вопросам работы с одаренными детьми;

    • создание условий для повышения профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;

    • система моральных и материальных стимулов.

Апробация данной технологии на учебных занятиях и во внеклассной работе дает основание заявить о ее действенности.

Развитию личностного потенциала детей способствует сотрудничество лицея с учреждениями дополнительного образования города. Такое сотрудничество имеет особое значение для решения проблемы социальной адаптации и профессионального определения лицеистов, позволяет учитывать интересы личности школьников разных возрастов и является целью достижения определённого уровня их образованности как конечного результата.

Участие в конкурсах и олимпиадах для многих становится стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути.

Регуляция развития личности в школьном сообществе осуществляется в процессе самоорганизации индивидом своего социального окружения. На основе совместного достижения цели между субъектами школьного сообщества возникают эмоциональные отношения, которые со временем приобретают относительный независимый от содержания групповой активности характер и оказывают сильное влияние на деятельность школьного сообщества в целом и на каждого ее члена.

Главный фактор, способствующий развитию личностных потенциалов школьника в системе жизнедеятельности школьного сообщества - совместная деятельность.

Понятие «развитие» детерминируется как внешними - социокультурными, так и внутренними - физиологическими, психическими, наследственно-биологическими процессами, обуславливающими количественный и качественный рост организма. Понятие «саморазвитие» означает определенную сознательную деятельность индивида по самообразованию, которая предполагает познавательный поиск идеала, эталона в социуме, культуре и эмоционально-волевую напряженность по созиданию себя, своего «Я».

Таким образом, развитие личностного потенциала подростка в сфере внеучебной жизнедеятельности школьного сообщества обеспечивается педагогически направленным процессом разносторонней пробы сил подростка в совместной деятельности субъектов школьного детско-взрослого сообщества.

Особенно важным является начальный период, когда у школьников формируется социально обусловленное представление о себе как успешной или неуспешной личности. Следовательно, все методы, направленные на личностный рост школьника, должны обеспечить ощутимое самопринятие ребёнком себя как личности в системе жизнедеятельности школьного сообщества, способствовать росту самоуважения за реальные, имеющие действительную ценность, достижения ребёнка.

Педагогическая поддержка развития личности направлена в этот период не на результат совместной деятельности, а на самопознание, адекватность оценки себя как личности, повышение уровня ценностного самоотношения. В ходе совместной деятельности складываются новые модели поведения, в основе которых лежит чувство доверия к своим потенциальным возможностям, открытость к новому опыту, потребность к росту и развитию.

Если исходить из терминологической традиции, принятой в отечественной науке, то речь идёт о становлении личности школьника как субъекта процесса развития себя. На основании изложенных положений нами разработана педагогическая модель (рис. 2):

Самоутверждение

Самовыражение

Самореализация

Самоопределение

Саморазвитие

Со-управление

Накопление опыта. Опыт успешности

Со-действие

Со-творчество

«РЕализация»

«МОбилизация»

«Актуализация»

МОДЕЛЬ: «Этапы личностного развития подростка в совместной жизнедеятельности школьного сообщества».

Нами предложена для апробации образовательная технология «АМОРЕ». «АМОРЕ» - это аббревиатура трех со-ведущих определяющих, последовательно сменяющих друг друга, педагогически соуправляемых процессов, которые дают наше понимание процессу развития, состоящего из трех последовательно сменяющих друг друга этапов: этапа Актуализации, характеризующегося накоплением первичного опыта пробы наличных сил и способностей; этапа МОбилизации, характеризующегося сознательным накоплением знаний, умений, навыков и способов осуществления выбранного вида деятельности; этапа Реализации, обеспечивающего выплеск и реализацию накопленных знаний и способов деятельности.

Данная модель отражает основу личностно-ориентированного подхода в развитии личностью своего потенциала, что обуславливается становлением субъектной позиции участников совместной деятельности. Ступенчатая линия развития «Со-творчество - Со-действие - Со-управление» отражает динамику поля взаимодействия взрослого и ребенка, которая показывает изменение позиции взрослого («организатор» - «равноправный участник» - «консультант») от уровня освоения подростками способов совместной деятельности (хочу - могу - должен).

Начало ступени «Самоопределение» с части ступени «Накопление опыта. Опыт успешности» отражает наше понимание того, что целенаправленно включая подростков в совместную деятельность в сфере внеучебной жизнедеятельности сообщества, на начальном этапе подросток будет участвовать в ней бессознательно, не осознавая важности этой деятельности для личного саморазвития и только в процессе накопления успешного опыта этой деятельности, удовлетворения ею, начинается его самоопределение в ней. Сущность модели раскрыта в таблице:

Ребенок

Взрослый

Ступени

Этапы становления

Ключевой мотив

Поле взаимодействия

Задача

1.

«Хочу»

Самоопре-деление

1. «Что хочется»

Со-творчество

Формирование и развитие потребностей, мотивов, интересов, на основе моделирования творческого взаимодействия в совместной деятельности.

2.

«Могу»

Самовыра-жение (через само-развитие)

1. «Что можется»

2. «Что бы хотелось мочь и что мешает» (определение проблемы)

Со-действие

Создание ситуаций и/или условий творческой пробы сил, на основе программирования разнообразной совместной деятельности

3.

«Должен»

Самоутвер-ждение (через само-реализацию)

1. «Что нужно сделать, чтобы преодолеть проблемы» (проектирование собственной деятельности по разрешению проблем)

2. «Кому и от кого нужна помощь» (проектирование взаимодействия со сверстниками)

Со-управление

Создание условий для социально значимой деятельности, на основе проектирования социального становления и рефлексии характера совместной деятельности.

Таблица. Сущность и принципы развития ребенка в совместной деятельности.

Деятельность педагогов по поддержке процессов личностного развития школьников возможна через реализацию следующих направлений:

1. Диагностика и коррекция особенностей личностного развития учащихся, выявление склонностей учащихся к проявлению тех или иных личностных качеств в ситуации успеха и неуспеха совместной деятельности в системе жизнедеятельности школьного сообщества.

2. Составление психологических портретов школьников, определение зон «ближайшего потенциального развития» и «ближайшего саморазвития» школьников.

3. Исследование и коррекция отношения школьника к себе, к своей личности, к своим сильным личностным качествам.

4. Психолого-педагогическая поддержка школьников как субъектов совместной деятельности.

5. Проведение тренинга личностного роста со школьниками «Я - личность».

6. Индивидуальная помощь школьнику в осознании им сильных личностных качеств своего Я, самопринятии себя в ситуации успеха и неуспеха совместной деятельности.

7. Осуществление психолого-педагогической поддержки школьников при осознании ими сильных личностных качеств своего Я, самоидентификации с ценностными сторонами своей личности.

8. Проведение психологом совместно с педагогами психолого-педагогического мониторинга личностного развития учащихся.

9. Оказание психологической поддержки школьникам с неадекватной самооценкой, недифференцированным образом Я.

10. Проведение психологических консультаций для учащихся, учителей, родителей по проблемам личностного развития школьников.

11. Повышение психологической компетентности школьников в сфеpe «Себя самого», приобщение к общечеловеческим ценностям мира, красоты, самопознания.

12. Тренинг личностного роста как основа становления самостоятельных выборов школьников, принятия ответственности, ориентации на культуру достоинства.

13. Развитие у школьников личностной рефлексии в позиции «Я - личность».

15. Актуализация представлений школьников о своих личностных особенностях, пробуждение доверия к себе.

16. Накопление, хранение и практическое использование информации о личностном развитии школьника.

Технология «Портфолио»

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио составляется по каждой воспитательной программе и разделяется по ступеням образования: начальная, средняя и старшая школа. В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы. Портфолио - нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении культурных и социальных практик. Оно представляет собой педагогически спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в освоении определенных духовных ценностей в рамках воспитательной программы. Технология портфолио делает процесс развития ресурсов школьника открытым, объективным корректируемым со стороны педагогов и родителей. В сочетании с личным «заявлением о ценностях» портфолио предоставляет учащимся широкие возможности для нравственной рефлексии.

В лицее утверждено Положение о Портфолио учащегося, которое является инструментов по развитию навыков системной рефлексии, обеспечивающей становление и развитие механизмов самоопределения, самодетерминации .

Практическая работа в группах

Не случайно, сегодня в нашем педагогическом совете по воспитательной работе присутствуют родители из разных параллелей и звеньев (начальное, среднее, старшее звено).

Сегодня я предлагаю Вам принять участие в совместной работе - учителя и родители.

Проблема: Как воспитать личность ребенка на разных ступенях обучения, которая будет востребована обществом через взаимодействие семьи и школы?

Основная цель - объединить все усилия для расширения и углубления связей школы и семьи в развитии личности школьника.

Далее работа строится по схеме:

ПРОБЛЕМА - ЦЕЛЬ - ЗАДАЧИ - МЕТОДЫ - ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ - ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Участникам педсовета предлагают разделиться на 4 группы

(1 - 4кл, 5 - 8кл, 9 -11кл, родители). Выбрать руководителей группы.

Чтобы решить эту проблему, я предлагаю поработать в группах, используя интерактивную форму. Но прежде, чем мы начнем работать, обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать:

(на стенде)

  • Равенство всех участников - имя как форма общения

  • Активность участников (круглый стол не лекция, а общая работа)

  • Право каждого участника на собственное мнение по любому вопросу

  • Право поднятой руки (говорить кратко, поочередно, по одному, по теме)

  • Добровольность

  • Чувство юмора

  • Умение слушать и слышать других

  • Не критиковать

  • Регламент (не более 10 мин на презентацию)

В случае нарушения правил воспользоваться жестом открытых ладоней.

Упражнение: ОЖИДАНИЕ

Цель: определить ожидания участвующих от работы в группах.

Звучит спокойная музыка

Участники педсовета должны написать свои ожидания от работы в группе на цветных листочках и затем прикрепить на лист бумаги. Например,

  1. Педсовет подскажет, как удержать ребенка от дурного влияния

  2. Расширение знаний по данной проблеме

  3. Преодоление трудностей, как действовать сообща

  4. Взаимосвязь (родитель + учитель + ученик)

  5. Умение ориентироваться в современном обществе

  6. Терпимость к окружающим

  7. Сотрудничество

  8. Педсовет подскажет нам, как правильно организовывать помощь семье

  9. Повышение своих психолого - педагогический знаний для воспитания собственного ребенка

  10. Как воспитать ребенка, чтобы он понимал слово

  11. Доверие

  12. Взаимопонимание

  13. Педсовет должен помочь организовать помощь семье в воспитании подростков

  14. Возможность узнать путем решения проблем личности школьного подросткового возраста и его взаимоотношений с учителем, одноклассниками и родителями

  15. Услышать ответы на вопросы, которые не задашь в слух

  16. Услышать новые формы сотрудничества: классный руководитель - семья

  17. Трудность в убеждении родителей

  18. Терпение и труд, все перетрут

  19. Не будет решена эта проблема

  20. Рекомендации по организации работы с детьми и родителями на основе опыта педагогов

РАБОТА В ГРУППАХ

Работа рассчитана на 30 минут. Ваша задача: постараться решить проблему:

Как воспитать личность ребенка на разных ступенях обучения, через взаимодействие семьи и школы, которая будет востребована обществом?

Через 30 минут начнется презентация работы групп.

Проблема

Цель, задачи

Методы

План реализации

Ожидаемый результат

Как воспитать личность ребенка на разных ступенях обучения, через взаимодействие семьи и школы, которая будет востребована обществом?


Упражнение: МОЙ ВКЛАД

Цель: Закрепить эмоциональным подъемом работу в группах

Участники педсовета должны написать свой вклад в работу группы на белых листочках прямоугольной формы (кирпичики) и затем прикрепить на листы бумаги. В результате на листах бумаги должны получиться картинки: ДОМ и ДЕРЕВО.

Итогом вашей работы стали эти замечательная картина, вы построили свой ДОМ, над вами будет всегда светить солнце и будет голубое небо.

«И даже если мы не достигли СОЛНЦА, но уже оторвались от ЗЕМЛИ».

Схема безопасной образовательной среды



Педсовет по воспитательной работеБольшое спасибо Вам за работу и до новых встреч!!!

© 2010-2022