Мониторинг как один из инструментов системы управления в школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мониторинг как один из инструментов системы управления в школе

Леонтьева Алевтина Михайловна

руководитель научно - методической работы

МОУ «Рыбницкая РСОШ №10 с гимназическими классами»


Каждому образовательному учреждению интересна и значима его оценка со стороны, место, отводимое ему внешними потребителями. В связи с этим возникает острая необходимость в способности, во-первых, самостоятельно и объективно оценивать качество образования, предоставляемого учебным заведением, а во-вторых, - управлять изменением этого качества. Решение таких задач требует разработки модели мониторинга, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги. Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. Важно разграничивать сущность контроля и мониторинга: сущность контроля - оценка результата, сущность мониторинга - оценка процесса.

Органическая связь мониторинга с другими функциями управления очевидна и проявляется в том, что каждая функция управления выступает как отправная точка мониторинга, что позволяет проводить систематический анализ различных аспектов жизнедеятельности школы в целях создания оптимальных условий для функционирования и развития педагогической системы.

Под внутришкольным мониторингом качества образования мы понимаем вид деятельности по информационному обеспечению процесса управления образовательным учреждением, основанной на систематическом, стандартизированном изучении состояния основных процессов, условий и результатов их осуществления.

Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, вносить требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образования.

Каждый год в школе собирается некая статистическая информация разного рода: начиная от отчета ОШ-1, заканчивая результатами ЕГЭ. Из года в год поток информации увеличивается. Заместители руководителя, психологи, социальные педагоги проводят различные исследования, анкетирования. Собранная информация анализируется, доводится до сведения коллектива, обсуждается на педагогических советах. На основе этих данных принимаются соответствующие решения, вносятся изменения в план ВШК.

Из всех процессов, протекающих в школе, образовательный, на наш взгляд, является ведущим, потому что несет в себе три функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Анализ качества образовательного процесса осуществляется по следующим позициям: содержание образования (эффективность образовательных программ, внедрение программ расширенного, углубленного изучения, эффективность учебного плана, уровень преемственности учебных программ, индивидуальная работа с мотивированными детьми), учебный процесс (качество проведения уроков, четкость выполнения учебного плана и программ, дозировка домашнего задания, охват обучающихся занятиями по выбору, факультативными занятиями, уровень психологической комфортности, уровень тревожности); воспитательный процесс (уровень воспитанности, уровень здоровья и физической подготовки, уровень общественной активности учащихся, охват обучающихся дополнительным образованием).

Образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки, ведь именно выпускник и его результаты: предметные, надпредметные и личностные, являются главным продуктом производства школы. Причем эти результаты еще не являются конечным показателем качества выпускника. Дальнейшая востребованность, конкурентноспособность - вот те индикаторы, по которым можно судить о качестве работы школы.

К предметные результатам относятся: процент обучающихся на «4» и «5» по ступеням обучения, по классам, по параллелям, по предметам; процент обучающихся с одной, двумя «3» (резерв); количество отличников; количество медалистов; результаты текущих контрольных работ.

Надпредметные результаты: школьные олимпиады, конкурсы, интеллектуальный марафон; поступление выпускников в учебные заведения.

Все предметные и надпредметные результаты рассматриваются в динамике.

Личностные результаты: уровень развития мотивации; уровень умственного развития; уровень социализации; ценностные ориентации.

Следует отметить, что представленный перечень параметров не является исчерпывающим, закрытым. Параметры оценки находятся в движении и могут меняться исходя из необходимости администрации школы узнать о состоянии того или иного объекта. Также на текучесть параметров оказывают влияние потребители образовательных услуг (обучающиеся, родители, социум).

Все мониторинговые процедуры разделены между членами администрации. При необходимости в постоянную группу добавляются другие представители школы или родительской общественности.

Как процесс, мониторинг представляет собой определенные этапы, последовательно сменяющие друг друга:

1 этап - подготовительный (определение объекта мониторинга, формирование экспертных групп, разработка инструментария).

2 этап - информационный (сбор информации с помощью подобранных методик, наблюдение, анкетирование, опросы устные и письменные, изучение нормативных, инструктивных, методических и других вопросов).

3 этап - аналитический (обработка, систематизация полученной информации, анализ результатов проведенной работы, оценка состояния объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными показателями», установление причины отклонений на основе логического анализа).

4 этап - прогностический (оценка состояния объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов, прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта).

5 этап - коррекционный (разработка стратегии коррекционно- развивающей работы).

6 этап - итоговый (определение эффективности проведенной работы на основе логического анализа).

Этапы мониторинговых исследований расположены в определенной логической последовательности, все элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы, делает мониторинг малоэффективным и некачественным.

Надо отметить, что этот цикл наполняется разным содержанием в каждом конкретном случае, но алгоритм действий остается неизменным.

Проведение мониторинга оценки качества образования требует значительных временных затрат. Но компьютеризация школы позволила администрации перевести бумажную работу по обработке информации, оформлению и хранению результатов в электронном виде. Благодаря использованию локальной сети стало возможным систематизировать все информационные потоки в единой форме и в одном месте.

Образование на современном этапе нуждается в системе управления качеством, которую должно иметь каждое образовательное учреждение. Такая система невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности. Его обеспечение требует формирования специализированных механизмов управления качеством, одним из которых, несомненно, является мониторинг.

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений. Разработанная модель внутришкольного мониторинга качества образовательного процесса, раскрывающая взаимосвязь между условиями, процессом и результатами мониторинговой деятельности, может быть использована в качестве средства управления качеством образования в любом образовательном учреждении.

Библиографический список

  1. Аверкин, В. Региональная система управления образованием: мониторинг развития/ В. Аверкин, С. Аверкина, Е. Карданова Е. и др. // Народное образование. - 2008. - №2. - С.156-164.

  2. Баранова, В.В. Мониторинг качества образовательного процесса/ В.В. Баранова // Образование в современной школе. - 2008. - №1. - С.3-8.

  3. Булдыгина, Л.М. Реализация мониторинга как средство управления профессиональным развитием педагогов/ Булдыгина Л.М., О.Г. Красношлыкова // Информатика и образование. - 2007. - №4. - С.103-108.

  4. Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента/сост.Г.С. Ковалева, С.В. Иванова. - М. Дрофа, 2001. - 224с.

  5. Проект "Школьная система мониторинга как фактор влияния на ее эффективность" // Завуч. - 2007. - №7. - С.47-73.









© 2010-2022