Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования

Введение «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».                                                         Аристотель   Актуальность моей работы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

«Занятие рисованием способствует

разностороннему развитию личности ребенка».

Аристотель

Актуальность моей работы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Цель - сформировать творческие способности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, путём использования методов нетрадиционного рисования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить основные подходы к решению проблемы формирования творческих способностей детей на основе анализа отечественной и зарубежной литературы;

2) использовать методы нетрадиционного рисования в формировании творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

3) разработать методические рекомендации по формированию творческих способностей детей через нетрадиционные методы рисования для педагогов и родителей.

Методы: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности



Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь - обучение детей посредством нетрадиционного рисования, имеет большое значение для их гармоничного развития. Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с такими методами рисования как Рисование солью.

Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.

Рисование мыльными пузырями.

Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Цветные ниточки.

Взять нитки длинной 25 - 30 см, окрасить их в разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа, концы ниток вывести наружу, сложить пополам, приложить их друг к другу, разгладить, не убирая ладони, выдернуть нитки одну за другой.

Монотипия.

симметричное сложение листа пополам. Например можно изобразить отражение дерева в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло - например жёлтым цветом (небо), а нижнюю - голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок дерева, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение дерева в воде.

Рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку или скрученный в трубочку лист бумаги, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такой метод, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.

Осенью, гуляя с детьми в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя метод печати листьями, можно создать целые картины - букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Эта метод исполнения хорош своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы, такие как кляксография, и раздувание краски когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. А если подуть из трубочки от сока, то у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки».

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.

Рисование мятой бумагой.
Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев, траву, цветы и т.д. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев или травку.Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.



Результат

В настоящее время мои предшкольники владеют многими нетрадиционными методами рисования, создают новое и оригинальное, проявляют творчество и фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения, у детей возрос интерес к окружающему миру. И это не могло не сказаться на результатах работы - детские рисунки стали более оригинальными, интересными, разнообразными.

Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные методы рисования открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.





Вывод

Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт - рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Список литературы

Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. - М., 2000. - 189 с.

Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.//Нетрадиционные техники. - М. Творческий центр, 2006. - 187с.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю.,

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. - 154 с.

Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.:ТЦ "Сфера", 2004. - 203с.

Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М., 2000. - 250 с.

kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44 нетрадиционные методы рисования в детском саду.

festival.1september.ru/articles/313479/ Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания

Фукалова Надежда Николаевна

ivalex.vistcom.ru/zanatia32.htm Методы и приемы нетрадиционного рисования

© 2010-2022