ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КАДРОВОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИКУМА

Статья "ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КАДРОВОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИКУМА" В 2011 году в нашем техникуме была разработана программа кадрового развития. Целями программы стали: создание механизма эффективного и динамичного функционирования повышения кадрового потенциала педагогических работников Череповецкого строительного техникума в условиях осуществления модернизации российского образования;   совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работни...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КАДРОВОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИКУМА

Скороходова Виктория Альбертовна, заместитель директора по учебной работе БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А. Лепехина»

В 2011 году в нашем техникуме была разработана программа кадрового развития. Целями программы стали: создание механизма эффективного и динамичного функционирования повышения кадрового потенциала педагогических работников Череповецкого строительного техникума в условиях осуществления модернизации российского образования; совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников техникума, повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников; обеспечение техникума высококвалифицированными, творческими, социально активными педагогами.

Результатом программы стала обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

Основными задачи Программы были: совершенствование структуры и организационной системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров, создание системы непрерывного педагогического образования; системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития учебного заведения; обеспечение стабилизации кадровой ситуации в образовательном учреждении; стимулирование профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров техникума; обеспечение образовательного учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами; создание правовых, организационных условий для развития профессиональной культуры педагогических работников, подготовка педагогических работников к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания, совершенствование управленческой компетенции руководителей образовательного учреждения, создание системы стимулирования деятельности педагогических работников, развитие коллектива единомышленников.

Были установлены сроки реализации Программы - 2012-2015 годы (в соответствии с проектом концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.).

Этапами реализации программы стали:

1. Организационный этап (2012 - 2013 г.). Создание и введение в деятельность техникума Программы.

2. Технологический (основной) этап (2013- 2014 гг.). Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации Программы.

3. Рефлексивный (обобщающий) этап (2014-2015 гг.). Анализ реализации целей, задач и результатов. Определение перспектив дальнейшего развития техникума, соответствующих критериям оценки качества образования, методологии обновления содержания, целей и структуры образования.

Было разработано организационное и функциональное обеспечение программы. Функции директора в аспекте реализации программы: общее руководство разработкой и реализацией программы, обеспечение реализацией программы, организация, координация, контроль. Функции заместителей директоров: определение приоритетных направлений работы,

корректировка составляющих элементов программы, анализ и обобщение результатов реализации программы, регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы, организация и проведение семинаров, внедрение новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом, осуществление взаимосвязи со структурами, участвующими в реализации программы. Функции методического совета: подготовка методических рекомендаций для работы по программе, определение критериев эффективности реализации программы, разработка и обработка новых педагогических форм, способов и методов работы по реализации программы. Функции методических объединений: обобщение передового педагогического опыта преподавателей и мастеров п/о, диагностирование затруднений педагогов и планирование работы по их преодолению, организация системы работы с молодыми специалистами. Функциональные обязанности педагогических работников:

обобщение и систематизация материалов и результатов собственной педагогической деятельности через анализ и самоанализ, повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических и научных конференциях и других мероприятиях с опытом работы.

Содержанием и средствами реализации программы стали: поддержка, стимулирование и повышение статуса педагогических работников; обеспечение изучения и внедрения нормативной, правовой системы стимулирующего характера педагогическим работникам, аттестация педагогических кадров на квалификационные категории, представление и награждение лучших работников государственными, муниципальными и отраслевыми наградами и знаками отличия, прохождение повышения квалификации педагогическим работником не менее, чем один раз в пять лет.

В течение реализации программы была осуществлена подготовка педагогических кадров: составлен перспективный план прогноза потребности в педагогических кадрах и формирование на его основе заказа ВУЗам на подготовку педагогических кадров, осуществлена организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения, расширение образовательного пространства и создание за счет этого необходимых условий для включения педагогов техникума в образовательное пространство района, города, области и т. д.; интенсификация подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, специалистов с высшей и первой категориями.

Также важным составляющим звеном реализации Программы стало совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В рамках данного направления была осуществлена

организация научно-методического сопровождения развития кадрового потенциала, теоретическая подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям в области образования, развитие системы информационно-методической поддержки повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров, совершенствование форм методического сопровождения, адаптации и становления молодых специалистов: обязательные курсы повышения квалификации, консультации методистов и опытных педагогов, участие в «школе молодого педагога», в постоянно действующем семинаре педагогов, развитие конкурсного движения педагогов.

Было запланировано и осуществлено обновление структуры и содержания методической службы с учетом основных направлений модернизации системы образования: интеграция достижений педагогической науки и образовательной практики в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов, практико-ориентированная подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям, содействие росту педагогического потенциала и творчества, поддержка конкурсного движения педагогов, совершенствование форм методической работы с педагогическим коллективом, распространение передового педагогического опыта и инновационной практики, освоение современных педагогических и воспитательных технологий (информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных, практико-ориентированных и т. д.), овладение основами научного анализа собственного педагогического труда преподавателями, мастерами, классными руководителями, администрацией.

В рамках программы была разработана модель личности педагога.

Необходимым условием профессионального роста педагогов стало овладение ими информаци­онными технологиями на функциональном уровне. Одна из задач повышения квалификации педагогических работников - освоение вопросов философии образования, механизмов реализации национального проекта и второго этапа модернизации образования, стандартов и критериев нового качества образования, сущности компетентностного и практико-ориентированного подходов в образовании.

Становление педагога в личностном и профессиональном плане связано с формированием профессиональной позиции, ключевых педагогических компетенций. В связи с этим были намечены основные пути профессионально-личностных достижений педагога в научно-методической работе:

1) формирование индивидуального банка освоенных и применяемых методических приемов и педагогических технологий;

2) освоение роли преподавателя-предметника, классного руководителя, мастера-воспитателя, мастера п/о;

3) продуцирование индивидуальных форм образовательной поддержки во взаимодействие с обучающимися;

4) системная самообразовательная работа через личностную целостность, рефлексивное прогнозирование, креативность, творчество.

В профессиограмме педагогов техникума были подчеркнуты следующие составляющие:

Функции (профессиональные действия)

педагога

Результаты

труда

педагога

Профессионально важные качества

педагога

Индивидуально-личностные

характеристики педагога

Образовательная

достижение высоких результатов в обучении обучающихся, соответствующих новым стандартам и критериям качества образования

компетентный профессионал,

непосредственный организатор учебно-воспитательного процесса

компетентность, ответственность, коммуникабельность

целеустремленность

Воспитательная

успешная социализация личности обучающихся, профессиональное самоопределение выпускников

умелый, внимательный наставник и помощник в развитии позитивной активности личности

толерантность, психологическая близость к обучающимся, способность к нестандартным действиям

Развивающая

формирование конкурентоспособной личности

субъект формирования культуры и жизненных стратегий личности обучающихся

способность к рефлексивной деятельности, устойчивая направленность на самореализацию

В соответствии с концептуальной основой программы была разработана модель педагога техникума - творческая профессионально компетентная личность, осознающая смысл и цели образовательной деятельности, умеющая составлять целостную образовательную программу, наделённая способностью видеть индивидуальные качества обучающихся, способная к личностному творческому росту.

Материально-техническим обеспечением реализации программы стало

материальное стимулирование педагогических работников по результатам педагогического труда, поддержка и материальное обеспечение конкурсного движения среди педагогов, поддержка и материальное обеспечение участия техникума в различных конкурсах, фестивалях; приобретение информационной техники и обеспечение ею образовательного и воспитательного процесса, оснащение материальной базы предметных кабинетов и лабораторий, приобретение современной педагогической литературы в методический кабинет, пополнение медиатеки.

Результатами и показателями социально-экономической эффективности реализации Программы стали: достижение основной цели программы за счет создания и функционирования информационного банка педагогических достижений кадров; создания оптимальной структуры управления педагогическими кадрами, обеспечивающей эффективное решение задач модернизации образования; совершенствования системы непрерывного педагогического образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров; дифференцированной и качественной подготовки и переподготовки специалистов для различных областей педагогической деятельности; коренного изменения содержания подготовки и переподготовки педагогических работников с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и современных образовательных технологий; внедрения современной модели учебно-методического и информационно-методического обеспечения, способствующей развитию профессиональной культуры педагогических кадров техникума; создания условий системы социальной поддержки работников техникума, повышения их педагогического статуса; постоянного притока в техникум молодых специалистов и творческих педагогов; организации сопровождения реализации многоаспектного мониторинга Программы.

В результате реализации Программы было выявлено подтверждение следующих показателей: рост числа педагогических и руководящих кадров, повышающих квалификацию на базе ВИРО, стажировок на производстве ,а также ресурсного центра техникума; повышение численности педагогических и руководящих кадров, обучающихся в дистанционных формах; увеличение численности педагогических и руководящих кадров, проходящих аттестацию на повышение квалификационной категории; увеличение численности в техникуме молодых специалистов; создание оптимальных санитарно-гигиенических и психологических условий для укрепления здоровья работников.

В настоящее время идет работа по укреплению достигнутых результатов с целью дальнейшего совершенствования и развития кадрового потенциала учебного заведения.

© 2010-2022