Проект «Модель управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся»

Федеральные государственные стандарты второго поколения предполагают овладение учителем технологиями деятельностного типа. Проектная и исследовательская деятельность – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Технология проектной и исследовательской деятельности, как ни какая другая, способствует формированию УУД, которые являются обязательным условием реализации ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность:- включает всех учащихся в режим самостоятельности;- формирует проектное мышление; - организует учащихся на самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников; - развивает способности применять знания к жизненным ситуациям; - развивает способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению учащихся и учителя; - развивает исследовательские умения: анализировать (выявлять проблемы, собирать информацию), наблюдать, о...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Модель управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся»

Проект «Модель управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся»

Проект «Модель управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся»

Проект «Модель управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся»

Проект «Модель управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся»

Проект «Модель управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Граховская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Марченко»



















Проект

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ



Автор-составитель: заместитель директора по УМР Мошкова Е.Л.





Грахово, 2014 год


1. Паспорт проекта.


1.1. Образовательное учреждение: МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко».

1.2. Тема проекта: «Модель управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся».

1.3. Директор школы - Трефилова Роза Александровна.

1.4. Автор проекта - заместитель директора по учебно-методической работе Мошкова Елена Леонидовна.

1.5. Адрес: 427730, УР, Граховский район, с. Грахово, ул. Колпакова, д. 63.

1.6. Тел/факс: (8-341-63) 3-14-95.

1.7. E-mail: [email protected]

1.8. Адрес в Internet: ciur.ru/grh/SGr_grh/default.aspx








2. Характеристика проекта.


2.1. Тема проекта: «Модель управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся».

2.2. Противоречие: Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Происходящие изменения в общественной жизни требуют внедрения современных педагогических технологий и методик, обеспечивающих индивидуальное развитие личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытой для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

2.3. Проблемы:

- развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в обучении, установкой педагогов на передачу, а учащихся - на усвоение готовых знаний;

- основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не являются по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму исследовательских задач;

- учащиеся и педагоги практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности.

2.4. Актуальность: Достижение целей, стоящих перед современным образованием по воспитанию конкурентоспособной личности ребенка невозможно без формирования компетентности всех участников образовательного процесса в области проектно-исследовательской деятельности. Самое решающее звено этой новации - учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Организация проектной и исследовательской деятельности в школе требует от учителя грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельностью. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

2.5. Цель: формирование системы проектно-исследовательской деятельности в школе, направленной на воспитание социально активной, успешной, всесторонне развитой личности, способной адаптироваться к условиям современного общества.

2.6. Задачи:

  1. Обеспечить условия для индивидуально-ориентированного (личностного) развития, поддержания благоприятного микроклимата в школе.

  2. Сформировать положительную мотивацию педагогических и административных работников к повышению уровня компетентности в области исследовательских технологий и активному участию в исследовательской работе.

  3. Формировать исследовательские навыки, развивать творческие способности учащихся через привлечение к проектно-исследовательской деятельности в разнообразных формах.

  4. Разработка и реализация инновационных, авторских образовательных программ, программ элективных учебных курсов, повысить профессиональное и педагогическое мастерство учителей;

  5. Развивать внешние связи школы, ее включенности в социальное пространство района и республики.

  6. Вовлечь родителей в организацию и осуществление воспитательного процесса по программам школы.

2.7. Объект: Процесс управления исследовательской работой в школе.

2.8. Предмет: Психолого-педагогические условия эффективного управления исследовательской работой в школе.

2.9. Гипотеза: Модель управления исследовательской работой в школе будет эффективной, если:

  1. Педагогический коллектив осознает проектно-исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, как одно из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

  2. Диагностировать в режиме мониторинга существующий, достигнутый и западающий уровень владения педагогическими и административными работниками ОУ технологиями проведения проектных и исследовательских работ.

  3. Формирование положительной мотивации участников образовательного процесса к проектно-исследовательской деятельности через оказание материальной и психологической поддержки со стороны администрации школы и педагогической службы.

  4. Создать систему повышения квалификации педагогических и административных работников в области исследовательских технологий.

2.10. Направления реализации проекта

Направление

Мероприятие

Показатели

Индикаторы

1.

Создание нормативно-правовой базы управления проектно-исследовательской деятельностью в школе.

1. Разработка программы реализации проектно-исследовательской деятельности в школе.

2. Разработка Положения о проектно-исследовательской деятельности в школе, распределение функциональных обязанностей.

3. Разработка Положения о школьном научном обществе.

4. Разработка должностной инструкции руководителя школьного научного общества.

5. Внесение изменений в Положение о школьной ученической конференции.

1. Программа реализации проектно-исследовательской деятельности в школе.

2. Положение о проектно-исследовательской деятельности в школе.

3. Положение о школьном научном обществе.

4. Положение о школьной ученической конференции.

Система проектно-исследовательской работы в школе.

2.

Информационно-аналитическая деятельность.

1. Педагогический совет «Организация проектно-исследовательской деятельности в школе».

2. Совещания при заместителе директора по НМР о ходе реализации проектно-исследовательской деятельности.

3. Установочные семинары с учащимися 1 - 11 классов «Что такое проект и исследовательская работа и как их подготовить».

4. Проведение родительских собраний по теме «Реализация проектно-исследовательской деятельности в школе».

1. Протоколы педсовета, совещаний при заместителе директора по НМР, родительских собраний.

2. Справка о проведении установочных семинаров с учащимися.

1. Увеличение количества учащихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью.

2. Повышение уровня овладения педагогами и учащимися исследовательскими технологиями.

2.

Организационно-методическая деятельность.

1. Утверждение тем проектно-исследовательских работ.

2. Разработка педагогами планов организации и руководства проектно-исследовательской деятельностью учащихся.

3. Разработка программ и преподавание элективных курсов.

4. Проведение школьной научно-практической конференции.

1. Приказ об утверждении программ элективных курсов

2. Аналитический отчет о проведении научно-практической конференции.

1. Повышение качества знаний и результативности участия в предметных олимпиадах.

2. Увеличение количества учащихся-призеров конкурсов проектно-исследовательских работ.

4.

Создание системы повышения квалификации педагогических и административных работников школы в области исследовательских технологий.

1. Курсовая подготовка педагогов.

2. Организация «Школы юного исследователя».

Аналитический отчет о повышении компетентности педагогических и административных работников школы в области исследовательских технологий.

1. Увеличение количества педагогов, владеющих проектно-исследовательскими технологиями.

2. Повышение качества преподавания.

Заместитель директора по УМР

2.11. Модель управления проектно-исследовательской деятельностью

ДИРЕКТОР

Школьное научное общество

ОУ и учреждения

управления образованием

Внешкольные учреждения

II ступень обучения

5 - 9 классы

(Развивающий этап)

III ступень обучения

10 - 11 классы

(Завершающий этап)

ОУ района

ОУ

республики

РУО

ИПК и ПРО УР

г. Ижевск

Центр занятости

Эколого-биологический центр г. Ижевск

I ступень обучения

2 - 4 классы

(Подготовительный этап)

ДДТ

МЦ «Меркурий»

Научные секции

Математическая

Гуманитарная

Естественно-научная

Историко-краеведческая

Здоровьесберегающая

Эстетическая

Научно-практическая конференция

Участие в ученических научно-практических конференциях разных уровней

Краеведческий музей им. А. Оки

Администрация МО «Граховский район»

Летний отдых и труд




2.12. Программа реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Показатель

Индикатор

1.


Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по направлениям:

- историко-краеведческое;

- информатико-физико- математическое;

- естественнонаучное;

- гуманитарное;

- эстетическое;

- «Рукотворные чудеса».

Октябрь

Приказ директора школы «Об организации проектной и исследовательской деятельности». График проведения групповых и индивидуальных консультаций.

Овладение педагогами, методикой проектной и исследовательской деятельности.

2.

Установочные семинары с учащимися 3 - 11-х классов по реализации проектной и исследовательской деятельности.

Октябрь

Протокол.

Увеличение количества учащихся, занятых в реализации проектной и исследовательской деятельности.

3.

Совещание творческой группы по реализации проектной и исследовательской деятельности «Структура проектных и исследовательских работ, требования к их оформлению».

Ноябрь

Протокол совещания.

Овладение педагогами, методикой проектной и исследовательской деятельности.

4.

Совещание творческой группы по реализации проектной и исследовательской деятельности «Критерии оценки проектных и исследовательских работ учащихся».

Декабрь

Протокол совещания.

Овладение педагогами, методикой проектной и исследовательской деятельности.

5.

Совещание творческой группы по реализации проектной и исследовательской деятельности «Требования к защите творческих работ учащихся».

Январь

Протокол совещания.

Овладение педагогами, методикой проектной и исследовательской деятельности.

6.

Совещание при директоре «Организация проектно-исследовательской деятельности творческих групп».

Февраль

Протокол совещания

Овладение педагогами, методикой проектной и исследовательской деятельности.

7.

Предварительная защита творческих работ учащихся. Подготовка к школьной научно-практической конференции.

Март

Критерии оценки проектных и исследовательских работ учащихся. Тезисы докладов учащихся.

Расширение и совершенствование совместной творческо-исследовательской деятельности учителя и учащегося. Увеличение качества презентаций творческих работ учащихся.

8.

Школьная научно-практическая конференция «Траектория успеха» - работа секций.

Апрель

Справка по итогам школьной научно-практической конференции.

Рост количества и качества творческих работ учащихся.

9.

Школьная научно-практическая конференция «Траектория успеха» - пленарное заседание.

Апрель

10.

Подведение итогов школьной научно-практической конференции.

Апрель

Справка.

Рост количества и качества творческих работ учащихся.

11.

Выпуск издательско-печатной продукции по итогам проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Апрель - май

Сборник «Материалы школьной научно-практической конференции.

Файловая папка «Материалы школьной научно-практической конференции».

Школьная газета.

Рост количества и качества творческих работ учащихся.

12.

Информирование родительской общественности о результатах реализации проектной и исследовательской деятельности школы.

Апрель - май

Тезисы докладов в районной газете «Сельская новь».

Протоколы родительских собраний.

Размещение материалов школьной научно-практической конференции на странице школьного сайта.

Активизация деятельности родителей в реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся: привлечение родителей к работе школьной научно-практической конференции.

13.

Участие в конкурсах исследовательских работ муниципального и республиканского уровней.

В течение года

Сертификаты участников, Грамоты победителей и призеров.

Увеличение количества участников и призеров районных и республиканских конкурсов творческих работ.

2.13. Инновационность проекта.

Федеральные государственные стандарты второго поколения предполагают овладение учителем технологиями деятельностного типа.

Проектная и исследовательская деятельность - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.

Технология проектной и исследовательской деятельности, как ни какая другая, способствует формированию УУД, которые являются обязательным условием реализации ФГОС.

Познавательные УУД проектной и исследовательской деятельности включают в себя:

  1. Формирование проектных и исследовательских действий.

  2. Формирование умений проводить теоретические исследования.

  3. Формирование поискового чтения и грамотности.

  4. Формирование смыслового чтения.

  5. Умение отличать научный текст от художественного.

  6. Использование различных приемов структурирования информации.

  7. Умение выдвигать гипотезу и доказывать ее.

  8. Развитие ведущих мыслительных операций: классификация, проведение аналогии, анализ, видение критериев оценивания, синтез информации, моделирование, преобразование, прогнозирование, проектирование, развитие рефлексивных процессов.

Регулятивные УУД проектной деятельности включают в себя:

  1. Формирование способности к целеполаганию.

  2. Планирование деятельности.

  3. Регуляция учебной деятельности.

  4. Саморегуляция.

Коммуникативные УУД проектной деятельности включают в себя:

  1. Умение представлять и сообщать в устной и письменной форме свои достижения.

  2. Умение использовать любые речевые средства.

  3. Умение аргументировать.

  4. Умение вести дискуссию.

  5. Умение слушать и слышать.

  6. Умение работать в группе.

  7. Умение работать совместно со сверстниками и людьми более старшего возраста.

  8. Умение публичного выступления.

2.14. Теоретическая значимость:

Выявление закономерностей эффективного управления проектно-исследовательской деятельностью в школе.

2.15. Практическая значимость:

- обеспечение педагогического процесса кадрами, способными осуществлять педагогическую деятельность с учетом современных требований, предъявляемых обществом и государством к уровню образования;

- работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу;

- воспитание социально активной, успешной, всесторонне развитой личности, способной адаптироваться к условиям современного общества.

Ожидаемые результаты:

- создание постоянно действующей модели социализации школьников средствами научно-исследовательской и проектной работы;

- сохранение и развитие благоприятных условий для всестороннего профессионального, духовного и культурного саморазвития учащихся;

- функционирование школы как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогов, семьи, общественных организаций;

- укрепление роли школы в социальной и культурной жизни села и района;

- апробация новых педагогических технологий и воспитательных программ;

- подготовка комплекта учебно-методических материалов по указанным направлениям.







© 2010-2022