«Убережём детей от бродяжничества»

В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотичес...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение Омской области

для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Черлакский детский дом»











Разработка

заседания методического объединения воспитателей


Тема: «Убережём детей от бродяжничества»






Разработала:

Никонорова Н.А.

















Черлак



Цель заседания: анализ проблемы бродяжничества детей детского дома и пути её решения.

Задачи:

- раскрыть понятие «дромомания»;

- обсудить проблему «бродяжничества» и определить пути её решения;

- формировать умение составлять программу действий, индивидуальную коррекционную работу с детьми «группы риска» по проблеме.

- пополнить профессиональный и методический опыт воспитателей по проблеме.

Форма: ролевая игра «проект»

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал - заповеди воспитателя, 4 ватмана, 4 синих маркера, 1 красный маркер, таблички для рабочих групп.

Ход заседания:

  1. Организационный момент.

Руководитель МО:

(1) Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами собрались здесь, для того, чтобы поговорить и обсудить существующую проблему, которая очень актуальна не только в нашем детском доме, но и во всём мире. А поможет нам в этом врач-психиатр: Татьяна Николаевна З.

(2) В прошлом году в милицию было доставлено 300 тысяч подростков до 14 лет. Из них, по данным Генеральной Прокуратуры РФ, 295 тысяч на тот момент нигде не работали и не учились, 45 тысяч не имели даже начального образования.

(3) Из 100% детей детского дома, 25% относятся к «группе риска» по «бродяжничеству».

Ярким примером является К. Прибыл в детский дом в октябре 2004 года. По данным группы, в которой воспитывается мальчик, с сентября 2006 года начались систематические побеги, кража денег и вещей для приобретения табачных изделий и спиртных напитков; также мальчик был замечен в употреблении токсических веществ; неадекватно вел себя в школе. За время пребывания в детском доме, а это 3 года и 8 месяцев, К. отсутствовал 2 года 2 месяца и 14 дней.

(4) Тема нашего заседания МО: «Убережём детей от бродяжничества».

Цель: анализ проблемы бродяжничества детей детского дома и пути её решения.

Задачи:

- раскрыть понятие «дромомания»;

  • обсудить проблему «бродяжничества» и определить пути её решения;

  • формировать умение составлять программу действий, индивидуальную коррекционную работу с детьми «группы риска» по проблеме.

  • пополнить профессиональный и методический опыт воспитателей по проблеме.

  1. Теоретическая часть

Наталья Владимировна: (чтение стихотворения)

(5)

Я живу, пока бегу -
Я иначе не могу.
Я живу, пока лечу -
Я иначе не хочу.
В состоянии езды -
Все невзгоды позади
Если я остановлюсь -
Как снежинка, растоплюсь.
Просвищу по виражу,
Всю заначку просажу,
Как комета среди звезд,
Распущу по небу хвост.
Злое счастье беглеца -
Без начала и конца.

Зинаида Сергеевна:

Это стихотворение написала молодая девушка подверженная «бродяжничеству», научным языком она страдает болезнью называемой «дромомания». (6)

Дромомания - бродяжничество, одержимость путешествовать и убегать из дома.

(7) Первый корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - НЕВНИМАНИЕ БЛИЗКИХ

Побеги, как правило, демонстративны. Дети убегают туда, где их всегда можно найти. Укромные места, где дети обычно «зализывают» свои душевные раны взрослым известны. Дети таким способом выпрашивают жалость к себе: "ищут, значит, я им нужен", а получают новые оскорбления и затрещины.

Второй корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - ЗАПРЕДЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ.

Что ребёнку на самом деле нужно? Ребёнку необходимы любовь, ласка, доброта, понимание, сочувствие и внимание. А что получают дети вместо этого? Тиранию долга, жесткие предписания, жестокую конкуренцию и принудительные работы в ненавистном кружке или секции, начинает формироваться протестное и бунтарское поведение, строптивый характер с асоциальными наклонностями.

Но признайтесь честно: сильно ли вы сами в детстве хотели ходить в секции, которые выбрали вам родители? Так почему же ребенок должен заниматься тем, что ему не слишком по душе? Поэтому, прежде всего надо учитывать интересы, желания ребенка.

Третий корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - СКУКА, НЕЗАНЯТОСТЬ

Благодатной почвой для этой причины служат гормональные перестройки. Чаще всего убегают дети именно в пубертатный период 11-14 лет, когда начинаются взросление, конфликтность, упрямство и как следствие регулярные ссоры с родителями, с учителями и другими взрослыми.

(8) Дети убегают из дома, когда...

- им скучно и нечем занять себя (не были сформированы творческие потребности)

- их сводит оскомина монотонности, однообразия (пассивность, безынициативность)

- они хотят необычных впечатлений (нет понятий о последствиях и опасностях)

- они испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания (неразборчивость в способах, безответственность)

Чтобы заполнить вакуум впечатлений и хоть как то скрасить серость и однообразие жизни, дети прибегают к мечтаниям и фантазиям на темы дальних странствий, поэтому они так быстро «западают» на приключенческие фильмы, легко попадают на крючок зависимости от азартных игр.

Неудовлетворённые потребности в поддержке, в понимании, в родительском тепле и внимании делают таких детей очень доверчивыми. Как раз этим и пользуются педофилы, заманивая в свои сети.

Четвёртый корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - ЖЕСТОКОСЕРДИЕ

Часто бывает так, что старшие дети обижают младших просто так, для «профилактики», чтобы впредь неповадно было ослушаться, на всякий случай. А взрослые не замечают этого. Ребенок начинает считать, что его не понимают, что его не любят. Он начинает искать людей, которые могли бы его выслушать и защитить.

Они уходят, стремясь избежать наказания, но знают, что, когда вернутся, будет еще хуже. Поэтому, даже если ребёнок виноват, не стремитесь наказать его сурово, прежде всего, с ним надо спокойно поговорить и выяснить причину проступка. Будьте справедливы по отношению к ребёнку, заботьтесь о нем, старайтесь решить все проблемы, и тогда ему не будет необходимости бежать.

Психиатр:

Дромомания (пориомания, вагобандаж) периодически возникающее неудержимое влечение к перемене мест, скитаниям, бродяжничеству. Синдром уходов и бродяжничества встречается и при некоторых заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), но чаще наблюдается при неврозах, психопатии, нарушениях развития личности. В динамике указанного синдрома существует определенная этапность. Первый, реактивный этап выражается ситуационно обусловленными и психологически понятными уходами. Второй этап характеризуется привычными, фиксированными уходами; появление таких уходов объясняют также патологические повышенными влечениями. На третьем этапе уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными.

В некоторых случаях удается выявить органику в височных долях головного мозга (данные магнитной резонанстной томографии структур головного мозга).

«При дромомании, т.е. влечении к бродяжничеству, у больного периодически возникает беспокойное, дисфорическое состояние, на фоне которого проявляется неудержимое влечение к перемене мест.

Первоначально, как при всяком влечении, больной пытается подавить это возникающее стремление, но оно становится все более и более доминирующим, непреодолимым, и, наконец, достигает такой степени, что больной, страдающий им, не думая о борьбе, стремится к реализации влечения, часто, даже во время работы он бросает ее и отправляется на ближайший вокзал, пристань, нередко без копейки денег, никого не предупредив, садится на поезд, пароход и едет, куда глаза глядят. Эта поездка продолжается обычно ряд дней. Больной в это время плохо питается, бедствует, но тем не менее едет, меняет места. А затем все это проходит, наступает состояние облегчения, душевного расслабления. Такого рода больные полуголодные, грязные, измученные возвращаются по месту жительства милицией или сами с трудом добираются обратно. Наступает, иногда очень недолгий, светлый промежуток, а затем, через некоторое время, опять появляется дисфорическое состояние и вновь со стереотипным сходством повторяется прежнее влечение".

Руководитель МО:

- Уважаемые коллеги, если у вас возникли вопросы, вы можете их задать.

Наталья Владимировна:

От чего бегут? (9,10,11,12,13)

Куда бегут? (14,15,16)

К чему бегут? (17,18,19,20,21)

Руководитель МО:

Что же делать? (22) Чтобы дети, наоборот, в стенах детского дома приходили от плохого к хорошему доброму, светлому.

  1. Практическая часть

Руководитель МО:

(23) Чтобы понять, какую работу мы должны проводить для предотвращения и коррекции уже вошедшего в привычку бродяжничества, проведём практическую работу цель которой: Разработать программы деятельности по решению проблемы «бродяжничества»

Для этого нам нужно создать рабочие группы: (таблички)

- КДН (комиссия по делам несовершеннолетних);

- Администрация детского дома;

- Воспитатели;

- Дети детского дома.

Форма нашего заседания называется ролевая игра поэтому, вы должны разработать программы от имени этих участников и представить их нашему вниманию. (Распределение ролевых групп)

2. Представление программ. (На доске вывешиваются ватманы с программами.)

3. Подведение итогов работы.

Какой из всего выше сказанного можно сделать вывод: наиболее часто повторяющиеся компоненты программ (обвести цветным маркером) и будут составлять основу работы над возникшей проблемой.

Руководитель МО:

(24) Чтобы лучше узнать, понять ребят и, по возможности стать им другом, воспитатель должен выбрать определённую модель поведения и общения с воспитанниками. Он должен обладать рядом очень важных качеств. В отношениях со своими детьми придерживаться следующих принципов или «Заповедей хорошего воспитателя». Я не буду зачитывать все , но обратите внимание на выделенные. Мне кажется они самые главные. (Раздаточный материал)

«Заповеди воспитателя»


  • Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайтесь не повторять их.) не бойтесь ошибок - на ошибках учатся.

  • Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумайте, в чём твоя ошибка.

  • Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве - тебе будет легче понять ребёнка.

  • Старайся в любой ситуации поставить себя на место ребёнка.

  • Откажись от идеи превосходства, желания залезть в душу ребёнка и принуждать его к откровенности; умей выслушать ребёнка и ждать, пока он сам не захочет рассказать тебе о своих проблемах и сокровенных тайнах.

  • Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.

  • Принимай ребёнка таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал. У каждого человека есть положительные качества на них, и делай ставку.

  • Всегда нужно найти то, за что похвалить.

  • Постарайся общаться и сотрудничать с детьми как можно больше.

  • Не делай ничего за ребёнка, а делай вместе с ним.

  • Будь готов понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров.

  • Научись не приказывать, а просить, тогда ребёнок всё сделает.

  • Научись всё видеть и слышать и кое-что не замечать.

  • Не читай много нотаций, всё равно не поможет.

  • Не всегда ищи виноватого.

  • Главное достоинство воспитателя- это чувство справедливости.

  • Не гонись за любовью детей, она сама вас догонит.

  • Не играй в друзья с детьми, а будь им другом.

  • Поручай детям такие дела, в которых они видели бы результаты своей деятельности.

  • Не выбирай себе любимчиков.

  • Не нужно отыгрываться на детях, если у тебя плохое настроение.

  • Если вам кажется, что вас не любят дети, то вам правильно, кажется.

  • Если вы говорите, что у вас ужасные дети, вы правы: у вас они не могут быть другими.

Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребёнка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм. Пусть ребёнок детского дома найдёт в вас надёжного друга, чтобы поверить, что он не второстепенный член общества.

Наталья Владимировна:

Отдай частичку сердца своего

Тому, кто ждёт тепла, участья.

Ведь нет прекрасней ничего,

Чем подарить другому счастье.

Глаза ребёнка смотрят на тебя,

Его судьба лишила детства.

Пусть за него, как за себя,

Болит и плачет сердце.

Пусть обретёт он добрый дом,

Забудет страх и униженье.

Оплачено большим трудом

В мир детства будет возвращенье.

Наградою за этот труд

Придут любовь и уваженье,

Глаза ребёнка не солгут,

На вас, взирая с восхищеньем.

Руководитель МО:

Наше заседание подходит к концу. Обратите внимание на итог нашей работы. Эти варианты решений проблемы «бродяжничества», которые требуют объединения в одну определённую программу. Работу, над которой мы постараемся закончить на следующем МО, которое пройдёт в июне. Домашнее задание:

К нему вы должны будите подготовить анализ воспитательной работы за 2007 -2008 учебный год, так как это будет заключительное заседание в этом учебном году, в котором будет прописана работа с детьми «группы риска». И подготовить план индивидуальной коррекционной работы по проблеме, с детьми на лето и следующий учебный год.

VII. Итог:

(25) Поэтому решение сегодняшнего МО будет таким:

Решение МО:

  1. Предоставить анализ воспитательной работы за 2007-2008 уч.г., в котором должна быть прописана работа с детьми «группы риска» по данной проблеме.

  2. Составить план индивидуальной коррекционной работы с детьми «группы риска» по проблеме с учётом имеющихся результатов и с намеченным планом мероприятий на 2008 - 2009 уч.год.

Рефлексия:

В заключение прошу вас ответить на вопросы.

- Достигнута ли цель сегодняшнего заседания МО?

- Приемлема ли данная форма заседания для обсуждения данной проблемы?

- Поможет ли полученная информация в работе с детьми «группы риска»?

(26) Наше заседание подошло к концу, всем спасибо за внимание и хорошую работу.








© 2010-2022