Семинар «Критерии оценивания сформированности ключевых компетентностей учащихся»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Семинар «Критерии оценивания сформированности ключевых компетентностей учащихся»

Цель семинара:

Разработка критериев оценивания для организационного и методического обеспечения сбора, обработки и хранения информации о сформированности ключевых компетенций учащихся школы

Задачи:

  • с помощью деятельностных заданий и теоретического материала напомнить педагогам об основных понятиях, используемых при разработке критериев оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся школы.;

  • на основе компетенций, заданных в деятельностной форме и примерной матрице оценивания сформированности информационной и коммуникативной компетенций учащихся , разработать матрицу оценивания сформированности социокультурной и учебно -познавательной компетенций учащихся школы;

Ход семинара

1.Игра с мячом «Подари желание»

2.Торетическая часть

Педагогам в форме деятельностных заданий предлагаются основные понятия.

А)Составить из слов понятие.

Компетентности -приобретенные опыта проживание через рефлексию качества, ситуаций,

Компетентности - качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Б)Вставить слова по подходящие по смыслу.

Под компетенцией нами понимается круг …., в которых личность обладает …и опытом, что позволяет ей быть …. в собственной жизнедеятельности.

Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности.

Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Значит, если компетенция - это норма, то компетентность - степень овладения нормой. И если компетенция - это отчужденное от ученика понятие, то компетентность - его личностное качество.

Семинар «Критерии оценивания сформированности ключевых компетентностей учащихся»
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они - надпредметны.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Перечень ключевых компетенций, которые приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

В)По составляющим частям определить компетенцию.

  • Способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и его предназначение, Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

  • Духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

Общекультурные компетенции.

  • Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.

Учебно-познавательные компетенции. самооценки.

  • Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Информационные компетенции.

  • Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Коммуникативные компетенции.

  • Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи

Социально-трудовые компетенции.

  • Компетенции направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Компетенции личностного самосовершенствования.

  • Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

  • Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

  • Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

  • Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

  • Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

  • Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

  • Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Приведем примеры формулировок компетенций в деятельностной форме:

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:

  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

  • выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;

  • использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

  • иметь опыт восприятия картины мира.

Социокультурные компетенции:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

  • уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

  • владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

  • владеть эффективными способами организации свободного времени;

  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Коммуникативные компетенции:

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

  • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;

  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

  • иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

  • позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

  • иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;


«Матрица для оценивания сформированности ключевых компетентностей учащихся»

Уровень сформированности компетентности

критерии

Показатели

(ожидаемые действия ученика)

Информационная компетентность

Минимальный

Планирование информационного поиска

- делит информацию на известную и неизвестную

- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи из представленного списка обладает, а какой нет

- выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи

- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам

Достаточный

Извлечение первичной
информации

- проводит наблюдение/ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей

- получает информацию от человека, задавая вопросы

- извлекает информацию из источников, содержащих художественные образы

Извлечение вторичной информации

- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям

Оптимальный

Первичная обработка информации

- систематизирует извлеченную информацию в рамках простой (по 1 признаку) заданной структуры

- переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот

Обработка информации

- точно излагает полученную информацию

- указывает на недостаточность информации или свое непонимание информации

- находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации

Высокий

Использование логических операций при обработке информации

- воспроизводит объяснение, оценку, аргументацию

- детализирует или обобщает предложенную информацию в соответствии с заданием

- классифицирует по заданным основаниям

- выделяет признаки понятия, объекта, явления, делит их на главные и второстепенные

- находит соответствия и несоответствия

Коммуникативная компетентность

Минимальный

Письменная
коммуникация

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры

- излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

Достаточный

Публичное
выступление

- готовит план выступления

- соблюдает нормы публичной речи и регламент

- использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления

- работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание

Оптимальный

Диалог

- воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа),

- начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами,

отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога

Высокий

Продуктивная групповая коммуникация

- ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения

- ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы

- ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы

3.Практическая часть (работа в 4 -х группах)

На основе компетенций, заданных в деятельностной форме и примерной матрице оценивания сформированности информационной и коммуникативной компетенций учащихся , разработать матрицу оценивания сформированности социокультурной и учебно -познавательной компетенций учащихся школы.

4.Заключение.

Педагогам школы рекомендуется апробировать в своей работе данные критерии оценивания с целью организационного и методического обеспечения сбора, обработки и хранения информации о сформированности ключевых компетенций учащихся школы.

5.Психологический тест «Скажи, что ты рисуешь…»


© 2010-2022